РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор основных изменений в законодательстве, регулирующем градостроительную деятельность, за первое полугодие 2012 года

03.07.2012

Обзор основных изменений в законодательстве, регулирующем градостроительную деятельность, за первое полугодие 2012 года

Оглавление:

Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Увеличены штрафы за некачественные материалы и работы.

2. Скорректирован порядок проведения государственного строительного надзора.

3. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов: состав, порядок формирования и утверждения.

4. Правительством РФ приняты новые постановления.

5. Положение о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий: что нового?

6. Как проводится аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?

7. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: новый порядок проведения.

8. Аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: что нового?

9. Как формируется и ведется реестр юр. лиц, аккредитованных на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?

10. Территориальное планирование: совместная подготовка проектов документов происходит по новым правилам.

11. Государственный кадастровый учет недвижимости: установлены новые формы заявлений.

12. Техплан на сооружение: форма и требования к подготовке.

13. Госстройнадзор: даны некоторые разъяснения.

14. В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений производится в порядке, определенном Минэкономразвития России.

15. Скорректирован порядок госучета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.

16. Величина пожарного риска в ряде зданий, строений и сооружений: изменилась методика расчета.

17. Методические рекомендации подскажут, как проводить экспертизу опасных объектов.

18. Утверждены укрупненные нормативы цен строительства.

19. Разрабатываем местные правила благоустройства территории.

20. Один из приказов Минрегиона России приведен в соответствие с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ.

21. Акт о внесении изменений и дополнений в отдельные приказы Минрегиона России в сфере строительства утратил силу.

22. Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: направления.

23. Как ведется реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?

24. Как обжаловать заключение экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий?

25. Для установки пластиковых окон не требуется получать свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам.

26. Разъяснены некоторые вопросы технической инвентаризации объектов капстроительства.

27. Ремонтно-реставрационные работы за счет федерального бюджета: коэффициенты изменения стоимости.

28. Сметная стоимость строительно-монтажных работ: индексы пересчета на I квартал 2012 г.

29. Все аварии и инциденты на производственных объектах, а также каждый случай утраты промышленной взрывчатки должны быть расследованы.

30. Внесены изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37.

31. Определена структура XML-файлов технического плана здания в электронном виде.

32. Дополнено Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов на 2011-2013 гг.

33. Разработаны дополнительные сметные нормы и единичные расценки на проверку и испытание наружных стационарных пожарных лестниц.

34. Индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам: март 2012 г.

35. Подключение объекта капстроительства к сетям: нотариально заверять копии учредительных документов не нужно



Федеральные нормативно-правовые акты:



1. Увеличены штрафы за некачественные материалы и работы.


В январе 2012 годавступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают ужесточение ответственности за отступление от строительных проектов и иные проступки в области технического регулирования. В правительстве России, которое инициировало такие поправки, убеждены, что усиление административных санкций предупредит действия недобросовестных участников рынка.

Специальные санкции введены для строительных компаний, допустивших нарушение обязательных стандартов (СНиПов, технических регламентов) при производстве работ. Независимо от тяжести такого проступка на подрядчиков может быть наложен штраф до 300 тысяч рублей. Отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, карается взысканием уже 600 тысяч.

С данными изменениями Вы можете ознакомиться в нижеприведенной таблице:
Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ, в части ответственности за нарушения обязательных требований в области строительства.

Старый текст

Новый текст

Статья 9.4.Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства 1.Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей;на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц,осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток.

 

2. То же действие, которое затрагиваетконструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а такжебезопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцатитысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяностасуток; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисоттысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 9.4.Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) 1. Нарушение требований технических регламентов,проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениямпри проектировании, строительстве,реконструкции иликапитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысячрублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысячрублей.

 

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений,затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридическихлиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцатитысяч до тридцати пяти тысячрублей; на лиц, осуществляющихпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублейлибо административное приостановление деятельности на срок дошестидесяти суток.
3.Повторное в течение года совершение административного правонарушения,предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч допяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пятитысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.



2.Скорректирован порядок проведения государственного строительного надзора.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства России от 03 февраля 2012 г. № 80 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54".

Внесены изменения в положение о государственном строительном надзоре в России. Установлено, что госнадзор не осуществляется при капитальном ремонте объектов. Срок надзора за строительством, реконструкцией, осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов продлен с 1 января 2011 г. до 1 января 2013 г. Надзор за юрлицами и ИП регулируется Законом о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Градостроительным кодексом РФ. Федеральные органы власти осуществляют федеральный государственный надзор, органы власти субъектов Федерации - региональный. Уточнено, какие требования необходимо соблюдать при реконструкции объектов.



3.Схемы теплоснабжения поселений, городских округов: состав, порядок формирования и утверждения.


Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения".

Установлены требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, порядку их разработки и утверждения. Так, схема состоит из 10 разделов. В частности, это показатели перспективного спроса на теплоэнергию (мощность) и теплоноситель, предложения по строительству и реконструкции теплосетей и инвестиции в них, решения об определении теплоснабжающей организации, о распределении тепловой нагрузки между источниками. Разъяснено, какие данные содержит каждый раздел. Проект схемы разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, исполнительной власти Москвы и Санкт-Петербурга, юрлицами либо совместно всеми перечисленными. Они создаются на основе документов территориального планирования. Схема формируется на срок не менее 15 лет. Информация о разработке проекта схемы, материалы по ней и (или) по ранее утвержденной схеме размещаются соответственно на официальном сайте поселения, городского округа, органов исполнительной власти. Это касается и самого проекта. Последний рассматривается названными органами путем сбора замечаний и предложений, организации публичных слушаний. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит экспертизу проекта в течение 30 дней. Принимает решение об утверждении схемы или о ее возврате на доработку. Определено, как актуализируются схемы.



4.Правительством РФ приняты новые постановления.


Правительством РФ приняты 2 новых постановления:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012г. № 92 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012г. № 110 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов морского и внутреннего водного транспорта».



5.Положение о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий: что нового?


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства России от 31 марта 2012 г. № 270 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145".

Скорректирован порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Это обусловлено изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ.

Так, уточнены случаи, когда данная экспертиза проводится. Это ситуации, когда проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнены в отношении объектов капитального строительства, указанных в Кодексе. Проведение государственной либо негосударственной экспертизы является обязательным, и застройщик либо технический заказчик (заявитель) решил провести госэкспертизу (кроме вышеуказанного случая). Проведение государственной либо негосударственной экспертизы не обязательно, но заявитель решил направить проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на госэкспертизу. Соответственно, направление на экспертизу не подлежащих таковой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий - это не основание для их возврата заявителю без рассмотрения. Документы для проведения экспертизы можно представлять на бумажном носителе либо в электронной форме. При этом электронные документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Сокращен срок проведения экспертизы с 3 месяцев до 60 дней. Исключено упоминание о том, что относится к особо опасным и технически сложным, а также к уникальным объектам.



6.Как проводится аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?


ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства России от 31 марта 2012 г. № 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".

В Градостроительный кодекс РФ 28 ноября 2011 г. были внесены поправки, призванные повысить безопасность зданий и сооружений. В связи с этим установлено, как Минрегион России проводит аттестацию на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Аттестация проводится в отношении физлиц, которые хотят получить право формировать указанные документы. По ее итогам выдается квалификационный аттестат. Срок его действия - 5 лет. Этот период может быть продлен по результатам переаттестации. Плата за аттестацию (переаттестацию), выдачу названного документа, его дубликата не взимается. Претендент должен иметь высшее образование по соответствующему профилю. Также у него должен быть стаж в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий не менее 5 лет. Альтернатива - опыт работы не меньше 3 лет на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих упомянутую экспертизу. Также он должен постоянно проживать в России, обладать необходимыми знаниями и др. Для аттестации подаются заявление, копии паспорта, диплома о высшем профобразовании, документы, свидетельствующие о наличии требуемого стажа работы. Претенденту (эксперту), допущенному к проверке знаний, по почте или в форме электронного документа направляется извещение. Срок - в течение 30 дней после поступления документов. В извещении отражаются форма проверки (устная или тестирование), время и место ее проведения. Проверку осуществляет специально созданная комиссия. План аттестационных сессий размещается на официальном сайте Министерства. Определены случаи, когда аттестат аннулируется. Так, это происходит, если установлен факт участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах или для проверки знаний претендент представил недостоверные сведения. Если аттестат аннулирован, документы на аттестацию можно подать не ранее чем через 3 года. Физлица, аттестованные на право проведения названной экспертизы до 1 апреля 2012 г., могут готовить заключения по направлениям деятельности, указанным в аттестате, до истечения срока его действия. После этого физлицо должно быть аттестовано в соответствии с данным порядком.



7.Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: новый порядок проведения.


Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 г. № 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".

Закреплено, как проводится негосударственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Такая экспертиза проводится аккредитованнымиюрлицами. Организации не могут проводить негосударственную экспертизу, если они готовили проектную документацию и (или) выполняли инженерные изыскания. Негосударственная экспертиза проводится, если ее реализация является обязательной, проектная документация и инженерные изыскания выполнены для строительства, реконструкции или капремонта объектов, подлежащих госэкспертизе. При этом застройщик (технический заказчик) должен решить провести такое исследование. Также речь идет о случае, когда осуществление государственной или негосудаственной экспертизы является обязательным, но заявитель решил провести последнюю.

Экспертиза производится на основании договора. В нем отражаются порядок представления необходимых документов, устранения замечаний в них, срок реализации и размер платы. Экспертное заключение готовится, подписывается, утверждается, обжалуется в порядке, определенном для проведения госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Прежний порядок утрачивает силу.



8.Аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий: что нового?


Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 288 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1070" .

В Градостроительный кодекс РФ 28 ноября 2011 г. были внесены поправки, призванные повысить безопасность зданий и сооружений. В соответствие с ними приведен порядок аккредитации на право выполнения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Установлено, что юрлицо получает аккредитацию, если у него есть сайт в Интернете, регламент проведения названной экспертизы. Последний утверждается руководителем юрлица и размещается на указанном сайте. Также по месту основной работы должны быть не менее 5 работников, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий.

Для получения аккредитации в уполномоченный федеральный орган представляется заявление. В нем отражаются полное (если есть - и сокращенное) наименование юрлица, его адрес, номер контактного телефона, ИНН, вид негосударственной экспертизы, в отношении которого испрашивается аккредитация, адрес сайта в Интернете. Также приводятся ФИО упомянутых работников (с указанием реквизитов их квалификационных аттестатов). Заявление подписывается руководителем юрлица или уполномоченным им лицом, заверяется печатью. Одновременно с заявлением подается заверенная копия регламента. Юрлицо по своей инициативе может также представить выписку из ЕГРЮЛ и (или) копии квалификационных аттестатов указанных сотрудников. В противном случае они будут получены по межведомственному запросу. Ранее эти документы юрлицо должно было представить самостоятельно. По общему правилу если представлены не все нужные документы и (или) они не соответствуют установленным требованиям, то в течение 5 рабочих дней их возвращают организации с указанием причин. Закреплено, что делать в аналогичной ситуации, когда документы подаются через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Так, юрлицу в течение 5 рабочих дней направят уведомление о том, что они представлены с нарушением установленных требований. Уточнено, что форму свидетельства об аккредитации утверждает Минэкономразвития России. Оно может быть аннулировано, или его действие может быть приостановлено. Срок действия свидетельства об аккредитации не продлевается на время его приостановления. Юрлица, аккредитованные на право проведения названной экспертизы до 1 апреля 2012 г., могут выполнять экспертизу соответствующего вида, если они отвечают вышеуказанным требованиям. Им получать аккредитацию не нужно.



9.Как формируется и ведется реестр юрлиц, аккредитованных на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?


Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 327 "О порядке ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий".

Определен порядок формирования и ведения госреестраюрлиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.егламентировано, как предоставляются содержащиеся в нем сведения. Так, Федеральная служба по аккредитации ведет реестр в электронной форме. Формирование и ведение реестра - это сбор и внесение в него данных об аккредитованных лицах, документах, на основании которых заносятся таковые, их хранение, систематизация, актуализация и защита. Каждой реестровой записи об аккредитованном лице присваивается регистрационный номер, указывается дата внесения. На то, чтобы внести сведения в реестр, отводится не более 1 рабочего дня с даты выдачи (направления) аккредитованному лицу свидетельства об аккредитации (или дубликата) либо принятия решения о приостановлении (возобновлении) его действия или об аннулировании.

Сведения, содержащиеся в реестре, открыты и общедоступны. Запрос об их предоставлении можно подать в Службу на бумажном носителе или в электронной форме через Интернет. Информация предоставляется в течение не более 3 рабочих дней с даты поступления запроса. Сведения (их изменения) вносятся в реестр, а также данные и копии выданных свидетельств об аккредитации и (или) выписки из него предоставляются бесплатно.



10.Территориальное планирование: совместная подготовка проектов документов происходит по новым правилам.


Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 326 "Об утверждении Положения о совместной подготовке проектов документов территориального планирования".

Пересмотрено Положение о совместной подготовке проектов документов территориального планирования. Это обусловлено внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ. Новое положение, в частности, предусматривает следующее. Проект может готовиться федеральными органами исполнительной власти не только совместно с регионами, но и с муниципалитетами. Уточнено, в каких случаях федеральные, региональные и местные органы могут выступать инициаторами совместной подготовки проекта. Орган, получивший соответствующее предложение, не может отказаться от совместной подготовки проекта.
Вместо этого он должен сообщить о необходимости уточнить положения об организации скоординированных работ. Ранее отказ не допускался только в строго определенных случаях. Как и прежде, инициатор совместной подготовки проекта формирует специальную комиссию. В нее входит одинаковое количество представителей от каждой из сторон. Назначаются сопредседатели. Решения комиссии принимаются на основе консенсуса. Каждый ее член имеет 1 голос. Вопросы, решаемые комиссией, не изменились. Если при совместной подготовке проекта предложения о размещении объекта капстроительства регионального или местного значения на территории другого субъекта Федерации или муниципалитета не согласованы, то этот вопрос передается в суд. Прежнее положение признано утратившим силу.



11. Государственный кадастровый учет недвижимости: установлены новые формы заявлений.


Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" опубликован в "Российской газете" - Федеральный выпуск №5673 от 31 декабря 2011 г.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22702.

Утверждены формы заявлений о постановке на государственный кадастровый учет и снятии с него объекта недвижимости, а также о государственном кадастровом учете изменений такого имущества. Даны разъяснения по их заполнению. Так, при заполнении заявления о постановке на учет адрес (местоположение) земельного участка указывается в соответствии с межевым планом, а здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства - по техническому плану. Количество запрашиваемых экземпляров кадастрового паспорта не может быть более 2-х.



12. Техплан на сооружение: форма и требования к подготовке.


Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22821.

Утверждены форма техплана сооружения и требования к его подготовке. Техплан - это документ, в котором воспроизведены определенные данные, внесенные в госкадастр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, требуемые для постановки на учет, либо новая необходимая для включения в кадастр информация о сооружении, которому присвоен кадастровый номер. Техплан состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы. К текстовой части относятся титульный лист, содержание и 5 разделов. Это исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах, описание местоположения сооружения на земельном участке, характеристики сооружения, заключение кадастрового инженера. К графической части относятся 2 раздела: схема расположения сооружения на земельном участке и чертеж контура сооружения. По общему правилу сведения о сооружении указываются в техплане на основании разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации или его техпаспорта. Техплан оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) сооружения.



13.Госстройнадзор: даны некоторые разъяснения.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 ноября 2011 г. № д02-8729 "О разъяснении ряда понятий, связанных с осуществлением государственного строительного надзора".

Если строительство (реконструкция) объекта подлежит госстройнадзору, застройщик (заказчик) обязан уведомить уполномоченный орган о начале работ и представить необходимые документы. Проверки в рамках госстройнадзора проводятся без обращения заявителя. Вместе с тем при осуществлении госстройнадзора могут предоставляться госуслуги по запросу заявителя. В частности, речь идет о выдаче заключений (разрешений) о соответствии, на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.



14.В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений производится в порядке, определенном Минэкономразвития России.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2011 г. N Д23-5319 "О рассмотрении обращения".

Законом о государственном кадастре недвижимости установлен переходный период до 1 января 2013 г. В это время он не применяется в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Порядок государственного учета данной недвижимости в переходный период определен приказом Минэкономразвития России. Он вводится в действие поэтапно. В соответствии с данным порядком готовятся документы, необходимые для государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период (в частности, технические планы сооружений). Министерством утверждены форма технического плана и требования к его подготовке. В состав приложения к карте (плану) объекта землеустройства входит доверенность, если карта (план) заверяется представителем юрлица, действующим на основании нее. Включение иных документов не предусмотрено. Упомянутый закон и Положение об информационном взаимодействии при ведении кадастра недвижимости не требуют, чтобы по результатам внесения в кадастр сведений о зонах с особыми условиями использования территорий выдавался какой-либо подтверждающий документ. Границы таких зон воспроизводятся на публичных кадастровых картах. Образец заявления о внесении в кадастр сведений об охранной зоне линии электропередачи не установлен. Поэтому оно может представляться в произвольной форме.



15.Скорректирован порядок госучета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.


Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2012 г. N 60 "О внесении изменения в Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N 577".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 Марта 2012 г. Регистрационный N 23377.

Внесены изменения в порядок государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о государственном кадастре недвижимости.

В орган кадастрового учета необходимо представить, в частности, технический план объекта учета или копию разрешения на ввод его в эксплуатацию. При этом указанное разрешение должно быть выдано после 1 сентября 2012 г. Прежде называлась другая дата: после 1 марта 2012 г.



16. Величина пожарного риска в ряде зданий, строений и сооружений: изменилась методика расчета.


Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2011 г. N 749 "О внесении изменений в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденную приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22871.

Внесены изменения в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Установлено, что методика не распространяется на детские сады, спецдома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа. Кроме того, на многоквартирные и одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные. Под ее действие подпадают пожарные отсеки производственного или складского назначения с категорией помещений по взрывопожарной и пожарной опасности В1-В4, Г, Д. Они входят в состав зданий с функциональной пожарной опасностью Ф1, Ф2, Ф3, 4, в том числе Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта. Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений. Приведена формула определения расчетной величины пожарного риска и коэффициента, учитывающего соответствие системы противодымной защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Скорректирована формула, по которой определяется расчетная величина индивидуального пожарного риска. Скорректирован порядок разработки дополнительных противопожарных мероприятий при определении расчетной величины индивидуального пожарного риска. Утверждены новые статистические данные о частоте возникновения пожара в зданиях. Интегральная математическая модель расчета газообмена в здании при пожаре изложена в новой редакции.



17. Методические рекомендации подскажут, как проводить экспертизу опасных объектов.


Приказ МЧС РФ от 30 декабря 2011 г. N807 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению экспертизы опасного объекта, а также взаимодействию владельцев опасных объектов, страховщиков, специализированных организаций и специалистов, осуществляющих экспертизу опасных объектов".

С 2012 г. вступил в силу закон, обязывающий владельцев опасных объектов страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии (кроме отдельных положений). Страховщик вправе за свой счет проводить экспертизу объекта, чтобы оценить возможный вред от аварии, максимально возможное количество потерпевших и (или) уровень безопасности. Разработаны методические рекомендации по проведению такой экспертизы, по взаимодействию владельцев опасных объектов, страховщиков, организаций и специалистов, осуществляющих ее. Результаты экспертизы используются при определении базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов. Закреплены основные принципы экспертизы. Она может проводиться комплексно либо раздельно по тем или иным вопросам.

Установлено, что рекомендуется включать в перечень документов, необходимых для экспертизы. Целесообразно выделить следующие этапы: предварительный; выполнение работ; подготовка и представление заключения. Определен состав экспертного заключения. Указано, что может считаться грубым нарушением при проведении экспертизы. В частности, это искажение достоверности и полноты информации, на которой базируются выводы. При значительном изменении данных, влияющих на оценку, следует повторно проводить экспертизу.



18.Утверждены укрупненные нормативы цен строительства.


Опубликован Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 643, об утверждении укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные приказы Министерства регионального развития Российской Федерации (в настоящее время приказ находится на государственной регистрации в Минюсте РФ).

Документом утверждаются укрупненные нормативы цены строительства объектов капитального строительства для применения в 2012 года, а также коэффициенты перехода от цен базового района к уровню цен субъектов РФ. Приказ устанавливает, что при определении стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета с использованием государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства расчетная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения не может превышать предельную стоимость, установленную постановлением Правительства РФ от 10.06.2011 г. № 460; а также вносит изменения в приказы Минрегионразвития РФ № 187 от 22.04.2011 г., № 210 от 12.05.2011 г., № 275 от 06.06.2011 г.
Контроль за исполнением приказа возложен на заместителя Министра регионального развития РФ Илью Пономарева.



19. Разрабатываем местные правила благоустройства территории.


Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований".

Методические рекомендации определяют общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства территорий муниципальных образований. Следует отметить, что с 1 января 2012 г. органы МСУ наделены полномочием утверждать правила благоустройства соответствующей территории. Рекомендации могут применяться при их разработке. Под благоустройством понимается комплекс мер по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. При разработке местных норм и правил благоустройства территорий рекомендуется учитывать утвержденную градостроительную документацию. Проектирование и эксплуатация элементов благоустройства должны обеспечивать выполнение требований охраны здоровья человека, исторической и природной среды, а также создавать технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. В числе прочего даны рекомендации по озеленению и освещению территорий, проектированию детских и спортивных площадок, автостоянок, зон отдыха, парков и садов. Приведены требования к уборке территорий, содержанию отдельных элементов благоустройства.



20.Один из приказов Минрегиона России приведен в соответствие с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ.


Приказ Министерства регионального развития РФ от 14 ноября 2011 г. № 536 "О внесении изменения в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 Февраля 2012 г. Регистрационный N 23249.

Определенные работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или юрлицами, имеющими свидетельства о допуске. Последние выдаются саморегулируемыми организациями. Уточняется приказ Минрегиона России, утвердивший перечень таких работ. Это обусловлено внесением изменений в Градостроительный кодекс РФ. Перечень не включает виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту в отношении объектов, для которых не требуется разрешение на строительство в соответствии с п. 1-4, 5 ч. 17 ст. 51 (а не ч. 17 ст. 51) Кодекса.

Указанным приказом уточняется сфера деятельности приказа № 624, в частности определено, что при выполнении работ, определенных приказом № 624, при проведении капитального ремонта требуется получение свидетельства о допуске.



21.Акт о внесении изменений и дополнений в отдельные приказы Минрегиона России в сфере строительства утратил силу.


Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2011 г. № 644 "О признании утратившим силу приказа Минрегиона России от 4 октября 2011 г. № 482" .

Признан утратившим силу акт о внесении изменений и дополнений в отдельные приказы Минрегиона России.
Поправки касались приказов, которыми утверждены укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капстроительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры.
Также указанным актом устанавливались коэффициенты перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен регионов.



22.Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий: направления.


Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 марта 2012 г. № 127 "Об утверждении перечня направлений деятельности экспертов и требований к содержанию данных направлений для получения юридическим лицом аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 Апреля 2012 г. Регистрационный N 24006.

В Градостроительный кодекс РФ вносились изменения. Так, была введена негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий. Ее могут проводить организации, прошедшие аттестацию. Установлены перечень направлений деятельности экспертов и требования к их содержанию для получения такой аттестации. Так, проводятся экспертизы отчетной документации о выполнении инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических, экологических и геотехнических изысканий. Проектная документация проходит экспертизу в части теплогазо-, электро- и водоснабжения, водоотведения, канализации, вентиляции и кондиционирования воздуха, связи, сигнализации, систем автоматизации, объемно-планировочных и архитектурных решений и др.



23.Как ведется реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий?


Приказ Министерства регионального развития РФ от 16 марта 2012 г. № 102 "Об утверждении Порядка ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 Апреля 2012 г. Регистрационный N 24029.

Установлены правила ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Уполномоченное структурное подразделение Минрегиона России, занимающееся соответствующей аттестацией (переаттестацией) лиц, ведет реестр в электронном виде. В реестре отражаются следующие сведения. Это ФИО физлица, которому выдан квалификационный аттестат; номер, даты выдачи и окончания срока действия, а также отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата такого аттестата; направления деятельности эксперта, по которым он может готовить заключения. Данные в реестре располагаются под порядковыми номерами. При этом используются арабские цифры. Информация включается в реестр не позднее 1 дня с даты выдачи, аннулирования, продления срока действия квалификационного аттестата. Удалять либо редактировать внесенные сведения нельзя (исключение - исправление технических ошибок). Данные реестра размещаются на официальном сайте Минрегиона России. Они доступны для ознакомления без взимания платы.



24.Как обжаловать заключение экспертизы проектной документации или экспертизы результатов инженерных изысканий?


Приказ Министерства регионального развития РФ от 23 марта 2012 г. № 126 "Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий".

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 Мая 2012 г. Регистрационный N 24284.

Застройщик, технический заказчик или их представители могут обжаловать заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в течение 3 лет со дня его утверждения.

Для обжалования необходимо лично или по почте направить заявление, копии заключения, возражения к нему и иные документы. В Минрегион России создается экспертная комиссия. В ее состав входят аттестованные эксперты. Председатель утверждается Министерством. Комиссия рассматривает заключение только в рамках предмета обжалования. Срок - не более 2 месяцев со дня представления материалов. Решение принимается простым большинством голосов. Оно является обязательным для организации экспертизы.



25.Для установки пластиковых окон не требуется получать свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам.


Письмо Министерства регионального развития РФ от 14 января 2012 г. № 916-08/ДШ-ОГ

Определенные работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться только индивидуальными предпринимателями или организациями, имеющими свидетельства о допуске. Последние выдаются саморегулируемыми организациями (СРО). Перечень таких работ установлен приказом Минрегиона России. Некоторые виды и группы работ отмечены в списке звездочкой. Это означает, что свидетельство нужно, если они выполняются на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. По другим группам и видам работ свидетельство требуется вне зависимости от того, на каких объектах они проводятся. В частности, звездочкой отмечены следующие работы. Устройство и демонтаж, наладка системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов, электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации. В перечень не входят изготовление и монтаж оконных конструкций из ПВХ-профилей, устройство швов монтажных узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам, установка оконных и дверных блоков из ПВХ, демонтаж старых оконных и дверных блоков с подоконными досками, установка подоконных досок из ПВХ, облицовка оконных откосов панелями ПВХ или штукатуркой и обрамление пластиковым уголком откосов по периметру. К этим работам не применяется требование о вступлении в СРО и получении свидетельства.



26.Разъяснены некоторые вопросы технической инвентаризации объектов капстроительства.


Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N Д23-5324 "О рассмотрении обращения" (текст письма официально опубликован не был).

По вопросам проведения технической инвентаризации объектов капстроительства сообщается следующее. При изменении технических или качественных характеристик объекта капстроительства (в частности, перепланировка) по заявлению заинтересованного лица проводится их техническая инвентаризация. Если в результате текущей инвентаризации выявлены самовольно возведенные законченные строительством здания (их части) и занятые земли, они подлежат технической инвентаризации с включением в учетно-технические материалы (в общем порядке). При наличии самовольных построек на оригиналах инвентаризационных планов (земельного участка и поэтажных), технических паспортов и копиях этих документов на свободном от записей месте, с лицевой стороны проставляются штампы установленного образца. Таким образом, в указанном случае независимо от наличия документов, подтверждающих законность проведенной перепланировки квартир, изготавливаются технические и кадастровые паспорта образуемых. В них делается отметка о том, что перепланировка в соответствующей квартире является самовольной. Кроме того, разъяснено, как следует отграничивать балкон и лоджию. Сообщается, что относить волоконно-оптические линии связи к объектам недвижимости нужно исходя из следующих критериев. Это наличие прочной связи с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению.



27.Ремонтно-реставрационные работы за счет федерального бюджета: коэффициенты изменения стоимости.


Письмо Министерства культуры РФ от 7 февраля 2012 г. № 16-01-39/10-кч О коэффициентах изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня цен 1984 г. к уровню цен I квартала 2012 г. и уровню цен 2001 г. (текст письма официально опубликован не был).

Разработаны коэффициенты изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня 1984 г. к уровню цен I квартала 2012 г. и уровню цен 2001 г. Их рекомендуется применять с 1 февраля 2012 г. и до момента выпуска новых коэффициентов при определении стоимости мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, выполняемых за счет федерального бюджета. Коэффициенты учитывают средние цены на производство работ, материалы, изделия и конструкции. На сметную стоимость в текущем уровне цен начисляются лимитированные затраты по действующим на данный период нормам. Коэффициенты не распространяются на пересчет стоимости сусального золота от уровня цен 1984 г. в текущий уровень цен.



28.Сметная стоимость строительно-монтажных работ: индексы пересчета на I квартал 2012 г.


Письмо Министерства регионального развития РФ от 28 февраля 2012 г. № 4122-ИП/08 Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования, рекомендуемых к применению в I квартале 2012 года (текст письма официально опубликован не был).

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных, изыскательских и прочих работ и затрат, а также оборудования на I квартал 2012 г. Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. Индексы применяются для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестсфере по объектам капстроительства, финансируемым из федерального бюджета. Они не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы. Индексы приведены без учета НДС.



29. Все аварии и инциденты на производственных объектах, а также каждый случай утраты промышленной взрывчатки должны быть расследованы.


Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Декабря 2011 г.

Установлен новый порядок технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Об аварии или инциденте руководство организации, эксплуатирующей объект, оперативно сообщает в территориальный орган Службы, вышестоящую организацию, местным властям, в региональную трудовую госинспекцию, профсоюз, страховщику, а также в прокуратуру. Об утрате взрывчатки следует в течение суток проинформировать территориальные органы Ростехнадзора, ФСБ России, МВД России и прокуратуру. Если имел место несчастный случай (тяжелый, групповой, а также со смертельным исходом), направляется отдельное оперативное сообщение. Принимаются меры по сохранению обстановки на месте аварии (инцидента, утраты), локализации и ликвидации ее негативных последствий. Для расследования причин аварий и случаев утраты промышленной взрывчатки создается специальная комиссия во главе с представителем Ростехнадзора или его территориального органа. Регламентированы ее состав и порядок работы. Срок расследования зависит от характера происшествия, но не может превышать 30 рабочих дней. До выяснения обстоятельств утраты взрывчатки и устранения ее причин может быть приостановлено действие выданной лицензии. По результатам расследования составляется акт. Определяются меры по устранению причин и последствий аварии (утраты), обеспечению безаварийной и стабильной работы объекта. Виновные привлекаются к ответственности. Порядок расследования причин инцидентов регламентируется внутренними документами организации, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора. Ежеквартально ему подаются сведения о произошедших инцидентах. В особом порядке расследуются причины аварий и происшествий на объектах электроэнергетики, нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

30.Внесены изменения в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37.


Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору издан приказ № 714 от 15 декабря 2011 г. о внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. № 37 (не вступил в силу).

С данными изменениями Вы можете ознакомиться в нижеприведенной таблице:

Изменения, внесенные в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. № 37.

Старая редакция

Новая редакция

Пункт 2: НастоящееПоложение устанавливает порядок организации работы по: 
- подготовке иаттестации специалистов организаций (независимо от организационно-правовыхформ и форм собственности этих организаций) в областях промышленной,экологической, энергетической безопасности, безопасности гидротехническихсооружений, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию,расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию иликвидацию объекта; изготовление монтаж, наладку, обслуживание, и ремонттехнических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасномпроизводственном объекте;объекте энергетики; объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду;объекте, на котором эксплуатируются тепловые электроустановки и сети,гидротехнические сооружения (далее - объект); транспортирование опасныхвеществ; экспертизу безопасности*; подготовку ипереподготовку руководителей и специалистов в указанных областях;
аттестации работников объектовиспользования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору на правоведения работ в области использования атомной энергии в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и постановлениемПравительстваРоссийской Федерации N 240 от 03.03.1997.
Если для отдельныхкатегорий специалистов нормативными правовыми актами установленыдополнительные требования к контролю знаний по безопасности, то применяютсятакже требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Пункт2: Настоящее Положение устанавливает порядок организации работы поподготовке и аттестации специалистов организаций (независимо оторганизационно-правовых форм и форм собственности этих организаций) вобластях промышленной, энергетической безопасности, безопасностигидротехнических сооружений, осуществляющих проектирование, строительство,эксплуатацию, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию иликвидацию объекта; изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасномпроизводственном объекте;объекте энергетики; объекте, на которомэксплуатируются тепловые, электроустановки и сети, гидротехническиесооружения (далее – объект); транспортирование опасных веществ; экспертизубезопасности; подготовку и переподготовку руководителей и специалистов вуказанных областях.
Если для отдельных категорий специалистовнормативными правовыми актами установлены дополнительные требования кконтролю знаний по безопасности (в томчисле присвоение групп электробезопасности), то применяются также требования,предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Пункт 4: При аттестации по вопросам безопасности может проводиться проверка знаний:
A) общих требований промышленной безопасности,установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации;
Б) требований промышленной безопасности поспециальным вопросам, отнесенным к компетенции аттестуемого, установленным внормативных правовых актах и нормативно-технических документах;
B) требованийэкологической безопасности, установленных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации;
Г) требований энергетической безопасности,установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации и нормативно-техническими документами;
Д) требований безопасности гидротехническихсооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации и нормативно-техническими документами;
Е) требованийбезопасности при использовании атомной энергии, установленных федеральнымизаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации инормативно-техническими документами.

Пункт 4: При аттестациипо вопросам безопасности может проводиться проверка знаний:
A) общихтребований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации;
Б) требованийпромышленной безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенцииаттестуемого, установленным в нормативных правовых актах инормативно-технических документах;
B) исключен;
Г) требований энергетической безопасности, установленных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническимидокументами; 
Д) требованийбезопасности  гидротехническихсооружений, установленных федеральными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-техническими документами;
Е)исключен.
Проверка знаний может проводиться как отдельнымиэкзаменами по каждому направлению аттестации, так и комплексным экзаменом.При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пятивопросов (тестовых заданий) по каждому из направлений деятельностиаттестуемого.

Пункт 5: Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествуетих подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ,утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому иатомному надзору.

Пункт 5: Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествуетих подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ,утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому иатомному надзору.
Подготовка можетпроводиться:
в организациях, занимающихся 
подготовкой, в очной и дистанционной формах;

  в режиме самоподготовки.

Пункт 6: Организации, занимающиеся подготовкой, должнырасполагать в необходимом количестве специалистами, осуществляющимиподготовку, для которых работа в данной организации является основной.Специалисты этой организации должны быть аттестованы в порядке, установленномнастоящим Положением в соответствии со специализацией (преподаваемымпредметом), иметь соответствующую профессиональную подготовку, обладатьтеоретическими знаниями и практическим опытом, необходимыми для качественногометодического обеспечения и проведения предаттестационной подготовки.

Пункт6: Организации, занимающиеся подготовкой, должны располагать в необходимомколичестве специалистами, аттестованными в порядке, установленном настоящимПоложением в соответствии со специализацией

Пункт 7: Учебные программыподготовки, разработанные этими организациями, должны быть согласованы сФедеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзоруили ее территориальным органом.
Пункт9:  В организациях, занимающихсяподготовкой, разрабатываются и документируются: система качества,соответствующая области деятельности, характеру и объему выполняемых работ икомплекс мероприятий, обеспечивающих функционирование системы качества. Дляинформирования потребителей услуг в области предаттестационной подготовки оборганизациях, обеспечивающих высокое качество подготовки, проводитсяаккредитация этих организаций

Пункты 7, 9 : исключены

Пункт 10: Аттестация по вопросамбезопасности (за исключением безопасностив области использования атомной энергии) проводится для специалистоворганизаций:
а) осуществляющих деятельность по строительству,эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасныхвеществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническомуосвидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств(машин и оборудования), применяемых на объектах;
б) разрабатывающих проектную, конструкторскую ииную документацию, связанную с эксплуатацией объекта;
в) осуществляющих экспертизу безопасности;
г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;
д) осуществляющих строительный контроль.
Аттестация (проверка знаний) по вопросамбезопасности в области использования атомной энергии проводится дляработников, перечень должностей которых утвержденпостановлением ПравительстваРоссийской Федерации N 240 от 03.03.1997.

Пункт 10:Аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций:
а) осуществляющихдеятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидацииобъекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу,наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции иэксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых наобъектах;
б) разрабатывающихпроектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатациейобъекта;
в) осуществляющихэкспертизу безопасности;
г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросамбезопасности;
д) осуществляющихстроительный контроль.

Пункт 11: Аттестацияспециалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работаютаттестуемые (в том числе основных*** организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральнаяаттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).

Пункт 11: Аттестацияспециалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работаютаттестуемые (в том числе основных*** организаций), а также в аттестационных комиссиях Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральнаяаттестационная комиссия, территориальные аттестационные комиссии).
Специалисты подрядных и других привлекаемыхорганизаций могут проходить аттестацию в аттестационных комиссияхорганизации-заказчика.

Пункт 12:Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:
при назначении на должность; при переводе надругую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работетребуется проведение аттестации;
при переходе изодной организации в другую.

Пункт 12:Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца:
при назначении надолжность;
при переводе надругую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работетребуется проведение аттестации;
при переходе изодной организации в другую.
В случае изменения учредительных документов и/илиштатного расписания организации специалисты, должностные обязанности которыхне изменились, первичной аттестации не подлежат

Пункт 14:Внеочередная проверка знаний нормативных правовых актов инормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности повопросам, отнесенным к компетенции руководителя организации и специалиста,проводится после:
ввода в действиеновых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-техническихдокументов;
внедрения новых(ранее не применяемых) технических устройств (машин и оборудования) и/илитехнологий на объектах (за исключениемобъектов использования атомной энергии);
при перерыве вработе более одного года (дляработников в области использования атомной энергии - более шести месяцев).
Внеочередная проверка знаний проводится также по предписанию должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при установлении недостаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций.

Пункт 14:Внеочередная проверка знаний нормативных правовых актов инормативно-технических документов, устанавливающих требования безопасности повопросам, отнесенным к компетенции руководителя организации и специалиста,проводится после:
ввода в действиеновых или переработанных нормативных правовых актов и нормативно-техническихдокументов;
внедрения новых(ранее не применяемых) технических устройств (машин и оборудования) и/илитехнологий на объектах;
при перерыве вработе более одного года.
Внеочереднаяпроверка знаний проводится также по предписанию должностного лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при установлении недостаточных знаний требований безопасности специалистами, аттестованными в аттестационных комиссиях поднадзорных организаций.

Пункт 15:Внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору подлежат:
- руководитель организации или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом;
- руководитель организации, проводившей профессиональную подготовку (предаттестационную подготовку) пострадавшего в результате несчастного случая работника(работников) или виновного в возникновении аварии.
Сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представляет председателю Центральной аттестационной комиссии руководитель территориального органа на основании результатов расследования причин аварии или несчастного случая со смертельным исходом. Указанные сведения представляются в двадцатидневный срок с момента аварии или несчастного случая со смертельным исходом.

Пункт15: Внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору подлежат руководитель и/или лица, на которых возложена ответственность за безопасное ведение работ на объекте, на котором произошли авария или несчастный случай со смертельным исходом.
Сведения о лицах, подлежащих внеочередной аттестации в Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, представляет председателю Центральной аттестационной комиссии руководитель территориального органа на основании результатов расследования причин аварии или несчастного случая со смертельным исходом. Указанные сведения представляются в двадцатидневный срок с момента завершения расследования аварии или несчастного случая со смертельным исходом.
Допускаетсяпроведение внеочередной аттестации в территориальной аттестационной комиссииФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору порешению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Пункт 17: Аттестация по вопросам безопасности, осуществляемая в аттестационных комиссиях организаций, может проводиться одновременно с проверкой знаний специалистов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ,санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и охраны труда с участием соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Пункт 17: исключён

Пункт 18: Аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей организации. Необходимость участия в работе аттестационных комиссий поднадзорных организаций представителей территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору решается территориальным органом, если это участие не установлено соответствующими нормативными правовыми актами. О времени и месте работы аттестационной комиссии территориальный орган извещается не менее чем за пять дней.

Пункт 18: Аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом(распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей организации. 
По инициативе председателя аттестационной комиссии организации или его заместителя в состав комиссии по согласованию могут включаться представители территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, если обязательность их участия не предусмотрена соответствующими нормативными правовыми актами.

Пункт 19:Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестаций. В организации, по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, может не создаваться аттестационная комиссия, при этом обеспечивается проведение аттестации (проверки знаний) специалистов организации в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Пункт19: Аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. График аттестации направляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для информирования.

Пункт 20:Втерриториальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:
члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает2000 человек;
руководители и члены аттестационных комиссий организаций (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии),численность работников которых менее 2000 человек;
члены аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
работники (за исключением руководящего персонала) организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, перечень должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240 "Об утверждении перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии" (Собрание законодательств Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1180; 2005, N 7, ст. 560;2009, N 18,ст. 2248);
руководители и специалисты экспертных организаций (за исключением специалистов, осуществляющих экспертизу безопасности в области использования атомной энергии), выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций;
руководители и специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности (за исключением вопросов безопасности в области использования атомной энергии).

Пункт20: В территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:
руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 2000 человек;
руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций;
специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;
иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Пункт 21: В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:
руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2000 человек;
руководители аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;
руководящий персонал организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии ,перечень должностей которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240.

Пункт 21: В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию:
руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 2000 человек;
члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 2000 человек;
иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя.

Пункт 23: Проверка знаний в аттестационных комиссиях, предусмотренная подпунктами А) - Д) пункта 4 настоящего Положения, может проводиться как комплексными, так и отдельными экзаменами .При формировании экзаменационных билетов в них включаются не менее пяти вопросов (тестовых заданий) по каждому из направлений деятельности аттестуемого.
Процедура проверки знаний, предусмотренной подпунктом Е) пункта 4 настоящего Положения, и оформление результатов проверки знаний (выдача разрешений)определяются нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Пункт 23: исключен

Пункт 24: Результаты проверок знаний по вопросам безопасности, предусмотренных подпунктами А) - Е) пункта 4 настоящего Положения, оформляются протоколом. Руководители и специалисты, прошедшие аттестацию в аттестационных комиссиях, получают копию протокола заседания аттестационной комиссии и удостоверение об аттестации. Формы протоколов и удостоверений об аттестации приведены в приложениях 1 и 2 настоящего Положения.

Пункт 24: Результаты проверок знаний по вопросам безопасности оформляются протоколом. Руководители и специалисты, прошедшие аттестацию в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, получают протокол заседания аттестационной комиссии или его заверенную копию, а также удостоверение об аттестации. Формы протоколов и удостоверений об аттестации приведены в приложениях № 1 и 2 к настоящему Положению.

Пункт 25: Удостоверение об аттестации выдается на максимальный срок периодичности проверки знаний по вопросам безопасности, установленный нормативными правовыми актами, по заявленным в обращении поднадзорной организации областям аттестации.

Пункт 25: Документы, подтверждающие прохождение аттестации в Центральной аттестационной комиссии или в одной из территориальных аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, действительны на всей территории Российской Федерации

Приложение 1,2,3

Приложение 1,2,3: изложены в новых редакциях



31.Определена структура XML-файлов технического плана здания в электронном виде.


Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18 января 2012 г. N П/11 "Об организации работ по реализации Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 577, а также Порядка представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете...".

При постановке на кадастровый учет объекта недвижимости технический план здания, сооружения, помещения представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа с ЭЦП изготовившего его кадастрового инженера. Определена структура XML-файлов технического плана здания, помещения, сооружения в виде электронного документа (версия 01).



32.Дополнено Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов на 2011-2013 гг.


Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12 декабря 2011 г. № 5213-ТЗ "Уведомление о регистрации соглашения о внесении дополнений в Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011 - 2013 годы" (текст письма официально опубликован не был).

В Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов на 2011-2013 гг. были внесены дополнения. Для рабочих I разряда, занятых на ремонтно-реставрационных работах, установили межотраслевой коэффициент по отношению к тарифной ставке на СМР. Он равен 1,19. Соглашение, вносящее эти дополнения, зарегистрировано 12 декабря 2011 г.



33.Разработаны дополнительные сметные нормы и единичные расценки на проверку и испытание наружных стационарных пожарных лестниц.


Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 19 декабря 2011 г. № КЦ/П333 "О введении дополнительных элементных сметных норм и единичных расценок на промывку маслом систем трубопроводов к Сборникам ГЭСНм(ФЕРм)-2001-12 «Технологические трубопроводы» и ГЭСНм(ФЕРм) Часть 12 «Технологические трубопроводы» (в редакции 2009 - 2011 годов)" (Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", январь 2012 г., № 1).

С 1 января 2012 г. вводятся дополнительные элементные сметные нормы и единичные расценки на проверку и испытание на прочность наружных стационарных пожарных лестниц. Они включаются в Сборники ГЭСН(ФЕР)-2001-09 и ГЭСН(ФЕР) (в редакции 2008-2011 гг.). Эти нормы и расценки используются, чтобы определить сметную стоимость строительства ресурсным и базисно-индексным методами. Также их применяют при расчетах за строительные работы. Расценки разработаны для 1-го базового района (Московской области) в уровне цен на 1 января 2000 г. В регионах расценки применяются с учетом поправочных коэффициентов в уровне цен на эту дату.



34.Индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам: март 2012 г.


Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 марта 2012 г. № КЦ/П2012-03ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на март 2012 года".

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2012 г. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной.




35. Подключение объекта капстроительства к сетям: нотариально заверять копии учредительных документов не нужно


Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2012 г. N АКПИ12-292 О признании недействующим пункт 6 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83, в части направления исполнителю для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчика нотариально заверенных копий учредительных документов.

ВС РФ счел незаконным одно из требований, предъявляемых к документам, которые направляются заказчиком для подключения объекта капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В силу этого требования заказчик обязан направить в числе прочего нотариально заверенные копии учредительных документов. Эти документы направляются в организацию, эксплуатирующую данные сети.

Как указал ВС РФ, Градостроительный кодекс РФ отнес установление порядка указанного подключения к полномочиям Правительства РФ. Это полномочие предполагает в т. ч. право устанавливать документы, которые заказчик направляет исполнителю для подключения объекта. Вместе с тем требование, которое обязывает нотариально заверять названные копии, противоречит законодательству. Представление засвидетельствованных в нотариальном порядке копий предполагает, что лицо, ведущее строительство (реконструкцию) объектов, обращается к нотариусу. Представление копий нотариально заверенных документов - общеправовое требование в тех случаях, когда это установлено федеральным законодателем, поскольку предполагает возложение на лиц дополнительных обязанностей, связанных с совершением нотариальных действий. Закон о теплоснабжении предусматривает, что теплопотребляющие установки и теплосети потребителей, в т. ч. застройщиков, подключаются к системе теплоснабжения в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Между тем данный закон не закрепляет требование о том, чтобы заказчик направлял исполнителю нотариально заверенные копии учредительных документов. С учетом этого оспариваемые нормы в части направления нотариальных копий указанных документов признаются недействующими.




Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору