Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за январь 2012 года
Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за январь 2012 года
Оглавление:
Федеральные нормативно-правовые акты:
1. Увеличены штрафы за некачественные материалы и работы.
2. Государственный кадастровый учет недвижимости: установлены новые формы заявлений.
3. Техплан на сооружение: форма и требования к подготовке.
4. Величина пожарного риска в ряде зданий, строений и сооружений: изменилась методика расчета.
5. Разрабатываем местные правила благоустройства территории.
Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
1. Законопроект о страховании застройщиков в долевом бизнесе внесен в Госдуму.
Судебная практика:
1. Предоставление муниципальной земли под нежилое строительство: что учитывать?
2. По окончании строительства инвестор так и не получил обещанную недвижимость. Как защитить права?
3. Передача застройщиком функций заказчика не равнозначна отношениям доверителя и поверенного.
Федеральные нормативно-правовые акты:
1. Увеличены штрафы за некачественные материалы и работы.
В январе 2012 годавступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые предусматривают ужесточение ответственности за отступление от строительных проектов и иные проступки в области технического регулирования. В правительстве России, которое инициировало такие поправки, убеждены, что усиление административных санкций предупредит действия недобросовестных участников рынка.
Специальные санкции введены для строительных компаний, допустивших нарушение обязательных стандартов (СНиПов, технических регламентов) при производстве работ. Независимо от тяжести такого проступка на подрядчиков может быть наложен штраф до 300 тысяч рублей. Отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, карается взысканием уже 600 тысяч.
С данными изменениями Вы можете ознакомиться в нижеприведенной таблице:
Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ, в части ответственности за нарушения обязательных требований в области строительства.
Старый текст |
Новый текст |
Статья 9.4.Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства 1.Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц,осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок додевяноста суток. 2. То же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцатитысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяностасуток; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисоттысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. |
Статья 9.4.Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) 1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве,реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, ,b>в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений,затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридическихлиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцатитысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющихпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. 3.Повторное в течение года совершение административного правонарушения,предусмотренного частью 2 настоящей статьи, - влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч допяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до сорока пятитысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. |
2. Государственный кадастровый учет недвижимости: установлены новые формы заявлений.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества" опубликован в "Российской газете" - Федеральный выпуск №5673 от 31 декабря 2011 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22702.
Утверждены формы заявлений о постановке на государственный кадастровый учет и снятии с него объекта недвижимости, а также о государственном кадастровом учете изменений такого имущества. Даны разъяснения по их заполнению. Так, при заполнении заявления о постановке на учет адрес (местоположение) земельного участка указывается в соответствии с межевым планом, а здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства - по техническому плану. Количество запрашиваемых экземпляров кадастрового паспорта не может быть более 2-х.
3. Техплан на сооружение: форма и требования к подготовке.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 ноября 2011 г. N 693 "Об утверждении формы технического плана сооружения и требований к его подготовке" (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22821.
Утверждены форма техплана сооружения и требования к его подготовке. Техплан - это документ, в котором воспроизведены определенные данные, внесенные в госкадастр недвижимости, и указаны сведения о сооружении, требуемые для постановки на учет, либо новая необходимая для включения в кадастр информация о сооружении, которому присвоен кадастровый номер. Техплан состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы. К текстовой части относятся титульный лист, содержание и 5 разделов. Это исходные данные, сведения о выполненных измерениях и расчетах, описание местоположения сооружения на земельном участке, характеристики сооружения, заключение кадастрового инженера. К графической части относятся 2 раздела: схема расположения сооружения на земельном участке и чертеж контура сооружения. По общему правилу сведения о сооружении указываются в техплане на основании разрешения на ввод сооружения в эксплуатацию, проектной документации или его техпаспорта. Техплан оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного (образуемого) сооружения.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.4. Величина пожарного риска в ряде зданий, строений и сооружений: изменилась методика расчета.
Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2011 г. N 749 "О внесении изменений в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденную приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382" (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 Декабря 2011 г. Регистрационный N 22871.
Внесены изменения в методику определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности. Установлено, что методика не распространяется на детские сады, спецдома престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа. Кроме того, на многоквартирные и одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные. Под ее действие подпадают пожарные отсеки производственного или складского назначения с категорией помещений по взрывопожарной и пожарной опасности В1-В4, Г, Д. Они входят в состав зданий с функциональной пожарной опасностью Ф1, Ф2, Ф3, 4, в том числе Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта. Результаты и выводы, полученные при определении пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений. Приведена формула определения расчетной величины пожарного риска и коэффициента, учитывающего соответствие системы противодымной защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Скорректирована формула, по которой определяется расчетная величина индивидуального пожарного риска. Скорректирован порядок разработки дополнительных противопожарных мероприятий при определении расчетной величины индивидуального пожарного риска. Утверждены новые статистические данные о частоте возникновения пожара в зданиях. Интегральная математическая модель расчета газообмена в здании при пожаре изложена в новой редакции.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.5. Разрабатываем местные правила благоустройства территории.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" .
Методические рекомендации определяют общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства территорий муниципальных образований. Следует отметить, что с 1 января 2012 г. органы МСУ наделены полномочием утверждать правила благоустройства соответствующей территории. Рекомендации могут применяться при их разработке. Под благоустройством понимается комплекс мер по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. При разработке местных норм и правил благоустройства территорий рекомендуется учитывать утвержденную градостроительную документацию. Проектирование и эксплуатация элементов благоустройства должны обеспечивать выполнение требований охраны здоровья человека, исторической и природной среды, а также создавать технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения. В числе прочего даны рекомендации по озеленению и освещению территорий, проектированию детских и спортивных площадок, автостоянок, зон отдыха, парков и садов. Приведены требования к уборке территорий, содержанию отдельных элементов благоустройства.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480 "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Декабря 2011 г.
Установлен новый порядок технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, подконтрольных Ростехнадзору. Об аварии или инциденте руководство организации, эксплуатирующей объект, оперативно сообщает в территориальный орган Службы, вышестоящую организацию, местным властям, в региональную трудовую госинспекцию, профсоюз, страховщику, а также в прокуратуру. Об утрате взрывчатки следует в течение суток проинформировать территориальные органы Ростехнадзора, ФСБ России, МВД России и прокуратуру. Если имел место несчастный случай (тяжелый, групповой, а также со смертельным исходом), направляется отдельное оперативное сообщение. Принимаются меры по сохранению обстановки на месте аварии (инцидента, утраты), локализации и ликвидации ее негативных последствий. Для расследования причин аварий и случаев утраты промышленной взрывчатки создается специальная комиссия во главе с представителем Ростехнадзора или его территориального органа. Регламентированы ее состав и порядок работы. Срок расследования зависит от характера происшествия, но не может превышать 30 рабочих дней. До выяснения обстоятельств утраты взрывчатки и устранения ее причин может быть приостановлено действие выданной лицензии. По результатам расследования составляется акт. Определяются меры по устранению причин и последствий аварии (утраты), обеспечению безаварийной и стабильной работы объекта. Виновные привлекаются к ответственности. Порядок расследования причин инцидентов регламентируется внутренними документами организации, согласованными с территориальным органом Ростехнадзора. Ежеквартально ему подаются сведения о произошедших инцидентах. В особом порядке расследуются причины аварий и происшествий на объектах электроэнергетики, нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
1. Законопроект о страховании застройщиков в долевом бизнесе внесен в Госдуму.
Законопроект о взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов, внесен на рассмотрение в Госдуму, свидетельствуют данные информационной базы Госдумы.
Документ внесен депутатами «Единой России» Александром Коганом и Александром Хинштейном.
Согласно законопроекту, страхование предлагается осуществлять некоммерческим страховщиком, обществом взаимного страхования.
Устанавливается, что основу взаимного страхования составляет создание единого взаимного фонда денежных средств, исключающего распределение прибыли и иных доходов между членами общества взаимного страхования.
Страховые тарифы и правила взаимного страхования застройщиков утверждаются общим собранием членов общества взаимного страхования.
Выплата страхового возмещения по взаимному страхованию застройщиков производится в пределах размера денежного требования выгодоприобретателя к застройщику в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «по укрупненной оценке, приблизительная оценка удорожания одного квадратного метра в результате применения системы страхования взаимной ответственности застройщиков – около 4%».
В Госдуму также представлен законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов в связи с законопроектом о взаимном страховании застройщиков многоквартирных домов.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части необходимого наличия полиса обязательного взаимного страхования застройщика для привлечения средств дольщиков.
В федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносятся положения об участии общества взаимного страхования в процедуре конкурсного производства.
Вносятся также поправки в Градостроительный кодекс РФ о том, что для получения разрешения на строительство многоквартирного дома лицом, имеющим намерение привлекать денежные средства дольщиков, необходимо предоставить полис взаимного страхования застройщиков.
Судебная практика:
1. Предоставление муниципальной земли под нежилое строительство: что учитывать?
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2011 г. № 7638/11 ранее принятые судебные акты подлежат отмене, поскольку, признавая, что права общества не нарушены принятием оспариваемого акта, суды исходили из того, что публикация в газете носила исключительно информационный характер и что общество не обращалось в установленном порядке за предоставлением земельного участка в аренду, однако установлено, что общество направило письмо-заявку на приобретение земельного участка в аренду незамедлительно после опубликования информации, поэтому права общества как потенциального участника торгов по предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка нарушаются оспариваемым ненормативным актом.
Компании для строительства гостиницы была предоставлена муниципальная земля без проведения торгов (с предварительным согласованием места размещения объекта). Общество, полагая это незаконным, обратилось в суд. Президиум ВАС РФ согласился с его доводами и указал следующее. В данном случае спорный участок был поставлен на кадастровый учет и с него не снимался. Был изменен лишь вид разрешенного использования. Эта земля не была закреплена за каким-либо физическим или юридическим лицом. В силу ЗК РФ, если муниципальный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юрлицом, он предоставляется для строительства посредством проведения торгов. При этом участок считается сформированным, если в отношении него проведен кадастровый учет. Закон о государственном кадастре недвижимости предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земли, которые обязательно должны отражаться в таком кадастре. Среди них - вид объекта недвижимости (участок); кадастровый номер и дата его внесения в кадастр; описание местоположения границ; площадь. Эти характеристики позволяют идентифицировать конкретный участок. Если они содержатся в кадастре, участок считается сформированным. Такую характеристику участка, как вид разрешенного использования, закон относит к допсведениям. Поэтому, если уникальные характеристики земли остаются неизменными, ее следует считать сформированной. ЗК РФ предусматривает обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного участка под строительство нежилого объекта с предварительным согласованием места его размещения. В этом случае заинтересованные лица могут подать заявления о предоставлении им этой земли, даже зная о наличии иных претендентов. Право заключить договор аренды в такой ситуации подлежит выставлению на торги. Таким образом, независимо от того, являлся ли спорный участок сформированным или лишь проходил подобную процедуру, он мог быть предоставлен в аренду только посредством проведения торгов.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ:2. По окончании строительства инвестор так и не получил обещанную недвижимость. Как защитить права?
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 октября 2011 г. № 6271/11. Поскольку на момент подачи иска истцом пропущен срок исковой давности, что в силу положений гражданского законодательства является самостоятельным основанием для отказа в иске, суд апелляционной инстанции правомерно счел требования о признании права собственности на сооружение коммунальной инфраструктуры, о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи указанной теплосети и об истребовании ее из незаконного владения общества не подлежащими удовлетворению.
Общество обратилось в суд с целью истребовать из незаконного владения предприятия сооружение коммунальной инфраструктуры (теплосеть). Также истец потребовал признать его право собственности на данный объект. Президиум ВАС РФ счел требования необоснованными и пояснил следующее. В рассматриваемом деле истец был привлечен (как соинвестор) компанией-инвестором для целей софинансирования строительства ряда объектов инженерной инфраструктуры, в т. ч. и спорных теплосетей. Соглашением предусматривалось право общества получить эти теплосети в собственность. Названная компания, в свою очередь, выступала (в числе прочих организаций) в качестве инвестора по договору, заключенному в целях строительства жилого микрорайона. Согласно допсоглашению к этому договору данные теплосети должны были перейти в итоге в собственность компании. Между тем по окончании строительства теплосети были переданы в собственность иному инвестору - фирме, которая затем продала их предприятию. Вывод о том, что в такой ситуации истец приобрел право собственности на данные теплосети, ошибочен. Соглашение о привлечении инвестиций, на основании которого обществом заявлен виндикационный иск, по своей правовой природе - договор купли-продажи будущей вещи. Это не позволяет использовать вещно-правовые способы защиты прав. Исходя из ранее сформулированных разъяснений, если продавец по договору купли-продажи будущей вещи не исполнил свою обязанность передать недвижимость, созданную в результате строительства, наступают иные последствия. В этом случае покупатель вправе требовать понуждения продавца к исполнению обязательства по передаче вещи - предмета купли-продажи. Подобные требования в данном случае не заявляли ни истец, ни компания-инвестор (которой теплосети должны были изначально передаваться по окончании строительства). Кроме того, был пропущен срок давности. С учетом обстоятельств он исчисляется с даты введения спорных объектов в эксплуатацию.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ3. Передача застройщиком функций заказчика не равнозначна отношениям доверителя и поверенного.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2011 г. N Ф07-6834/10 по делу N А56-68604/2009 (ключевые темы: завершение строительства - застройщик - техническая эксплуатация - функции заказчика - неосновательное обогащение).
Рассмотрев вопрос о правовой природе заключенного договора, суд указал, что передача застройщиком функций заказчика другому лицу не равнозначна отношениям доверителя и поверенного. По договору поручения поверенный наделен только полномочиями действовать от имени и в интересах доверителя. Доверитель в рамках договора поручения не может передать поверенному свои обязанности.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ