РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
131  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве, регулирующем строительную деятельность в период с апреля по июнь 2024 года

08.08.2024

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.       Обновят порядок установления показателей доступности объектов для инвалидов

2.       О согласовании строительства в границах месторождений полезных ископаемых или горного отвода

3.       Классифицированы виды экономической деятельности в сфере строительства

4.       Появились новые индикаторы риска по федеральному строительному надзору

5.       Ремонт памятников Великой Отечественной войны можно будет проводить в упрощенном порядке

6.       Изменилась методика расчета сметной стоимости строительства

7.       Ростехнадзор разъяснил, какими требованиями руководствоваться при монтаже лифтов

8.       Установлен формат сведений из уведомления о допустимости размещения садового дома на участке

9.       Уточнят правила использования извлеченного донного грунта

10.   Росреестр продолжает отвечать на вопросы в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав

11.   Ростехнадзор готовит формы документов для федерального государственного строительного надзора

12.   Перенесен срок независимой оценки квалификации для мобилизованных строителей

13.   Услуги по возведению гостиничного комплекса по договору участия в долевом строительстве облагаются НДС

14.   Минстрой лишился ряда полномочий

15.   Подключение перспективных объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения: предварительные технические условия выдаются бесплатно

16.   С 1 сентября перестанет действовать механизм согласования спецтехусловий для разработки проектной документации на объект капстроительства

17.   Займы на строительство коммунальной инфраструктуры из Фонда ЖКХ: обновлена форма заключения по результатам технологического и ценового аудита объектов

18.   Даны разъяснения на случай признания рабочей документации проектной

19.   Скорректированы отдельные правительственные акты по вопросам комплексного развития территорий

20.   С 1 сентября 2024 г. процедуры в рамках госстройнадзора переводятся в электронную форму

21.   Нормы КоАП РФ предлагают привести в соответствие с Градостроительным кодексом

22.   Ростехнадзор утвердит формы документов для государственного строительного надзора

23.   Обновлены рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных образований

24.   Минстрой разъяснил порядок применения сметных норм для учета затрат при выполнении пусконаладочных работ

25.   Строительство: установлены требования к содержанию результатов применения способов обоснования проектных решений

26.   Строительство в границах округов санитарной охраны природных лечебных ресурсов: утвержден перечень объектов, не подлежащих экологической экспертизе

27.   Определен порядок получения данных о недрах из специальных карт при строительстве

28.   Урегулирован порядок ведения реестра объектов, строящихся или приобретаемых за счет федерального бюджета

29.   Установлены формы подтверждения вносимых изменений в проектную документацию, не требующую экологической экспертизы

30.   Появился еще один повод для внеплановой проверки в рамках госстройнадзора

31.   Уточнен порядок установления показателей доступности объектов для инвалидов

32.   Правительство будет определять особенности исполнения контрактов автономных учреждений за счет субсидий на осуществление капвложений

Нормативно-правовые акты Приморского края и Владивостока:

1.       Приморский край: стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, заключившего специальный инвестиционный контракт

2.       Скорректированы требования для получения субсидий к ООО «КРДВ Приморье» на развитие инфраструктуры территорий опережающего развития в Приморском крае

Практика:

1.       ВС допустил субсидиарное взыскание с СРО неотработанного подрядчиком аванса

2.       Компенсация морального вреда за гибель работника не снижает общественную опасность преступления

3.       Проценты по коммерческому кредиту - плата за пользование деньгами, а не санкция

4.       Слово "теневой" относится не только к интерьеру

5.       Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС по проектным и строительным работам, если контрагенты не являются членами СРО, не имеют свидетельств о допуске к определенным видам работ, а также необходимого программного обеспечения и квалифицированного персонала

6.       Проверка реальности выполнения работ спорными контрагентами в заявленных объемах не требует проведения судебной строительно-бухгалтерской экспертизы

7.       При формальном документообороте и выполнении работ самим налогоплательщиком отказ налогового органа в применении вычетов по НДС по договорам субподряда является правомерным

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.Обновят порядок установления показателей доступности объектов для инвалидов

Документ: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 599" (подготовлен Минтрудом России 25.03.2024)

Показатели доступности для инвалидов объектов и услуг предложено определять исходя из национальных стандартов и сводов правил, предусматривающих требования доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, включенных в реестр требований, подлежащих применению.

2.О согласовании строительства в границах месторождений полезных ископаемых или горного отвода

Документ: Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка согласования строительства объектов капитального строительства, в случае если земельный участок расположен в границах месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, оснований для отказа в таком согласовании" (подготовлен Минприроды России 01.02.2024)

Если земельный участок расположен в границах месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены соответствующим госбалансом, или в границах участков недр, предоставленных в пользование в виде горного отвода, то для строительства на таком участке за пределами населенных пунктов необходимо согласие комиссии Роснедр. Если речь идет о месторождениях общераспространенных полезных ископаемых или об участках недр местного значения, то строительство согласовывается с региональной комиссией.
Разработан порядок согласования.

3. Классифицированы виды экономической деятельности в сфере строительства

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 декабря 2023 г. N 921/пр “Об утверждении собирательных классификационных группировок строительной отрасли”

Установлены собирательные классификационные группировки видов экономической деятельности "Строительство", а также продукции, работ и услуг строительной отрасли. Они нужны для формирования официальной статистической информации.

4.Появились новые индикаторы риска по федеральному строительному надзору

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2023 г. N 939/пр “О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр

Зарегистрировано 29 Марта 2024 г. Регистрационный N 77705.

Установлены новые индикаторы риска нарушения обязательных требований по федеральному строительному надзору. Первый из них - истечение срока временной эксплуатации линейных объектов инфраструктуры, установленного решением комиссии, определяющей техническую готовность объекта к временной эксплуатации, до дня получения застройщиком или техническим заказчиком заключения о соответствии построенного или реконструированного объекта требованиям проектной документации или информационной модели. Второй индикатор - непоступление в Ростехнадзор извещения о начале работ в отношении некоторых объектов капстроительства через 120 дней после размещения в Едином госреестре заключений экспертизы проектной документации сведений о положительном заключении.

5.Ремонт памятников Великой Отечественной войны можно будет проводить в упрощенном порядке

Документ: Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 20 марта 2024 г. N 509 “Об утверждении перечня и упрощенного порядка проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия (за исключением зданий и мемориальных квартир), увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны” (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано 29 Марта 2024 г. Регистрационный N 77696.

Разработаны упрощенные правила ремонта объектов культурного наследия, которые увековечивают память о Великой Отечественной войне. Утвержден перечень соответствующих работ.

Такие работы можно проводить без лицензии на сохранение объектов культурного наследия, в т. ч. с привлечением волонтеров.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

6.Изменилась методика расчета сметной стоимости строительства

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2024 г. № 55/пр “О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. № 421/пр

Зарегистрировано 28 Марта 2024 г. Регистрационный N 77679.

Минстрой скорректировал методику расчета сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта, сноса объектов капстроительства, работ по сохранению объектов культурного наследия. Помимо прочего, в отдельных случаях учитываются затраты на формирование и ведение информационной модели объекта капстроительства при его возведении. К прямым затратам дополнительно отнесены зарплата работников - исполнителей реставрационных работ, пусконаладочного персонала. Отдельно указаны затраты на погрузо-разгрузочные работы, выполняемые вручную. Они определяются с помощью индекса, рассчитываемого для применения к сметной стоимости оплаты труда рабочих, машинистов, пусконаладочного персонала. Уточнен порядок кодирования материальных ресурсов, оборудования, иных затрат, цена которых в текущем уровне цен определена на основании результатов конъюнктурного анализа.

7.Ростехнадзор разъяснил, какими требованиями руководствоваться при монтаже лифтов

Документ: Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2024 г. № 09-00-06/2304 "По вопросам эксплуатации лифтов"

Актуальным нормативным документом в области монтажа лифтов на территории России является ГОСТ 22845-2018 "Лифты электрические. Монтаж и пусконаладочные работы. Правила организации и производства работ, контроль выполнения и требования к результатам работ".
Приказ АО "Союзлифтмонтаж", в котором содержится инструкция по монтажу лифтов, является ведомственным актом. Он не может быть рассмотрен в качестве общеобязательных мер при выполнении работ сторонними организациями.

8.Установлен формат сведений из уведомления о допустимости размещения садового дома на участке

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2023 г. N 940/пр “Об установлении требований к формату предоставления сведений, содержащихся в уведомлении о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке”

Зарегистрировано 4 Апреля 2024 г. Регистрационный N 77769.

Установлены требования к формату предоставления сведений из уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома их параметров установленным параметрам и о допустимости их размещения на участке. Сведения должны создаваться в формате XML-документа. Формат должен иметь кодировку Unicode (UTF-8) и содержать XML-файл. Структура логической модели XML-файла должна состоять из строк и быть представлена элементами и атрибутами XML (тегами), а также их значениями. Описание формата XML-схемы должно приводиться в табличной форме.

9.Уточнят правила использования извлеченного донного грунта

Документ: Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "О внесении изменений в Порядок использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 апреля 2020 г. № 220" (подготовлен Минприроды России 04.04.2024)

Планируется скорректировать порядок использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов.
Это связано с внесением изменений в Водный кодекс, направленных на повышение эффективности использования извлеченного донного грунта. Для этого расширен перечень лиц, которые могут использовать донный грунт в случае, если потребность в его использовании отсутствует у органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, которые проводят соответствующие работы.

10.Росреестр продолжает отвечать на вопросы в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав

Документ: Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 марта 2024 г. N 14-2788-ТГ/24 О направлении рекомендаций на поступившие вопросы методического характера в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав

Разъяснено, необходимо ли при госрегистрации права собственности участника на объект долевого строительства и госрегистрации ипотеки одновременно вносить изменения в закладную, которой удостоверены права залогодержателя в отношении прав требования, зарегистрированных на основании договора долевого участия (ДДУ), заключенного с использованием кредитных или заемных средств. При госрегистрации права собственности, если в отношении объекта зарегистрирован залог права требования в пользу залогодержателя на основании указанного ДДУ, не регистрируется новая ипотека. Запись об ипотеке переносится в запись о вещном праве на объект. Сведения о выданной закладной в перенесенной записи остаются неизменными. Не предусмотрено требование об одновременном внесении изменений в закладную. Изменения в закладную могут быть внесены залогодержателем и залогодателем (участником) после госрегистрации права собственности на объект и переноса записи об ипотеке. Также рассмотрен вопрос о применении норм, касающихся разрешений на строительство. Помимо прочего, указано, что если на момент начала строительства законодательством не предусматривалась выдача разрешения, то включение имеющегося разрешения в техплан не требуется.

11.Ростехнадзор готовит формы документов для федерального государственного строительного надзора

Документ: Проект Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении рекомендуемых образцов документов, используемых должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов при реализации полномочий по осуществлению федерального государственного строительного надзора" (подготовлен Ростехнадзором 03.04.2024)

Ростехнадзор предложил утвердить образцы документов, используемых контролируемыми и должностными лицами при осуществлении федерального государственного строительного надзора.
Документы можно будет представлять:
- в электронной форме;
- в ходе личного обращения контролируемого лица;
- по почте.

12.Перенесен срок независимой оценки квалификации для мобилизованных строителей

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 марта 2024 г. № 182/пр "О переносе сроков подтверждения соответствия физического лица требованиям, установленным пунктом 4 части 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано 16 Апреля 2024 г. Регистрационный N 77895.

Решено перенести на год наступающий в 2024 г. срок независимой оценки квалификации для некоторых специалистов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, а также по возведению, реконструкции, капремонту и сносу объектов капстроительства. Это касается мобилизованных, а также лиц, признанных гражданами России в связи с присоединением новых регионов, и россиян, постоянно проживавших там на день их принятия в состав нашей страны.

13.Услуги по возведению гостиничного комплекса по договору участия в долевом строительстве облагаются НДС

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 апреля 2024 г. N 03-07-07/30147

От НДС освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве.

Однако это освобождение не применяется в отношении услуг застройщика, оказываемых юрлицам на основании договоров участия в долевом строительстве гостиничного комплекса.

14.Минстрой лишился ряда полномочий

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2024 г. N 526 “О признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038”

Исключено избыточное полномочие Минстроя по утверждению плана аттестационных сессий комиссии на право подготовки заключений госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

С 1 сентября 2024 г. исключаются полномочия по утверждению порядка разработки и по согласованию специальных техусловий для составления проектной документации.

15.Подключение перспективных объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения: предварительные технические условия выдаются бесплатно

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2024 г. № 595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Установлен порядок предоставления и срок действия предварительных технических условий на подключение (технологическое присоединение) перспективных объектов капстроительства к перспективным сетям газораспределения. Речь идет о сетях, строительство которых, подключение (технологическое присоединение) к которым предусмотрены государственными и инвестиционными программами, но не завершены на момент обращения заявителя с запросом о выдаче предварительных технических условий. Кроме того, уточнены правила подключения к сетям тепло- и водоснабжения, водоотведения. Поправки также затрагивают перспективные объекты капстроительства. Плата за выдачу предварительных технических условий не взимается.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.

16.С 1 сентября перестанет действовать механизм согласования спецтехусловий для разработки проектной документации на объект капстроительства

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2024 г. № 241/пр "О признании утратившими силу приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. N 734/пр, от 22 октября 2021 г. N 774/пр" (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано 16 Мая 2024 г. Регистрационный N 78171.

С 1 сентября 2024 г. при разработке проектной документации на объект капстроительства перестанут использоваться специальные технические условия.
В связи с этим с указанной даты признается утратившим силу порядок их разработки и согласования.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

17.Займы на строительство коммунальной инфраструктуры из Фонда ЖКХ: обновлена форма заключения по результатам технологического и ценового аудита объектов

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. № 66/пр "Об установлении типовой формы заключения технологического и ценового аудита объектов, включенных в проект, предусматривающий строительство, реконструкцию, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, и требований к его оформлению" (документ не вступил в силу)

Зарегистрировано 16 Мая 2024 г. Регистрационный N 78172.

Фонд содействия реформированию ЖКХ за счет привлеченных средств ФНБ выдает льготные займы на реализацию проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры. В отношении каждого включенного в проект объекта должно иметься положительное заключение по результатам технологического и ценового аудита.
Минстрой утвердил новую форму заключения и порядок его составления. Заключение может быть подготовлено на бумаге или в электронной форме. В первом случае оно подписывается собственноручно руководителем экспертной организации или уполномоченным им должностным лицом. Во втором - УКЭП одного из этих лиц.
Ранее действовавшие форма и порядок признаны утратившими силу.

18.Даны разъяснения на случай признания рабочей документации проектной

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8 мая 2024 г. № 26477-СМ/08

ГрК РФ предусмотрены  случаи, когда утвержденные застройщиком, техническим заказчиком изменения в рабочую документацию признаются частью проектной документации.
Указано, что при признании рабочей документации проектной документацией листы разделов ранее разработанной проектной документации утрачивают силу и подлежат аннулированию.
При этом подлинники аннулированных и замененных бумажных документов следует хранить отдельно от действующих подлинников и их допускается складывать на форматы А4 и А3 в соответствии с Приложением Г к ГОСТ Р 21.1003-2009.

19.Скорректированы отдельные правительственные акты по вопросам комплексного развития территорий

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2024 г. № 609 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

В перечень разделов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности включен раздел о комплексном развитии территорий. С 1 ноября 2024 г. утрачивает силу перечень сведений ГИС обеспечения градостроительной деятельности, доступ к которым осуществляется бесплатно через Интернет. Отдельные изменения связаны с введением понятия "оператор комплексного развития территории". В частности, с 1 ноября 2024 г. оператора включат в число заявителей для заключения договора о подключении к теплоснабжающей или теплосетевой организации.

20.С 1 сентября 2024 г. процедуры в рамках госстройнадзора переводятся в электронную форму

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 668 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087” (документ не вступил в силу)

Скорректирован порядок проведения федерального государственного строительного надзора. Изменения направлены на обеспечение возможности осуществления электронного взаимодействия.
Извещение о начале работ направляется через Госуслуги либо посредством информационной системы Ростехнадзора. Определено, в каких случаях извещение готовится на бумажном носителе.
Программа проверок направляется не позднее дня, следующего за днем истечения срока ее формирования.
Изменение в программу проверок вносится в течение 7 рабочих дней со дня получения уведомлений о консервации или о возобновлении строительства (реконструкции) объекта, внесении изменений в проектную документацию.
Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения составляется в форме электронного документа и направляется застройщику или техническому заказчику в течение 2 рабочих дней после окончания выездной проверки.
Сведения о выданном заключении или решении об отказе вносятся в реестр информационной системы Ростехнадзора. Они предоставляются по межведомственным запросам.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

21.Нормы КоАП РФ предлагают привести в соответствие с Градостроительным кодексом

Документ: Досье на проект федерального закона № 509211-8 “О внесении изменений в статьи 14.91 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (об уточнении норм, связанных с ответственностью за нарушение порядка осуществления процедур в сферах строительства) (внесен 12.12.2023 сенаторами РФ A.В. Яцкиным, А.А. Клишасом, А.А. Шевченко, И.В. Рукавишниковой, и депутатами ГД Д.В. Бессарабовым, И.А. Панькиной, B.В. Пинским, Н.Г. Брыкиным, А.П. Тетердинко)

29 мая 2024 г. Госдума в первом чтении приняла законопроект, которым предлагается привести название и диспозицию статьи КоАП РФ об ответственности за нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, и отдельного положения статьи о возбуждение дела об административном правонарушении в соответствие с ГрК РФ и Законом о защите конкуренции.
В частности, термин "процедуры, включенные в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства" заменяется на "мероприятия при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства", а термин "исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства" - на "реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству объекта капитального строительства".

22.Ростехнадзор утвердит формы документов для государственного строительного надзора

Документ: Доработанный текст проекта Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об утверждении рекомендуемых образцов документов, используемых должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов при реализации полномочий по осуществлению федерального государственного строительного надзора" (подготовлен Ростехнадзором 17.04.2024)

Подготовлены образцы документов, используемых контролируемыми и должностными лицами Ростехнадзора при осуществлении государственного строительного надзора. Документы можно будет представлять в электронной форме, в ходе личного обращения или по почте.

23.Обновлены рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных образований

Документ: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 мая 2024 г. N 273 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в такие документы)"

Минэкономразвития утвердило новые рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генпланов городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений (проектов внесения изменений в документы). Они распространяются на физ- и юрлиц, органы госвласти и местного самоуправления, которые участвуют в процессах подготовки, принятия решений об утверждении или внесении изменений в документы территориального планирования.
Рекомендации создают методологическую основу разработки, внесения изменений и реализации проектов таких документов, направленную на оптимизацию расходов финансовых и материально-технических ресурсов, выделяемых для планирования территориального развития. Урегулированы вопросы, касающиеся в т. ч. требований к исходной информации для подготовки документов, представления текстовых материалов таких документов, оформления картографических материалов. Приведен образец задания на проектирование (технического задания) на подготовку проекта документов территориального планирования. Прежние рекомендации признаны не подлежащим применению.

24.Минстрой разъяснил порядок применения сметных норм для учета затрат при выполнении пусконаладочных работ

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 мая 2024 г. № 12319-ОГ/09 Об определении сметной стоимости строительства

Сметная стоимость строительства определяется с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр, и сметных цен строительных ресурсов. При этом они не применяются при исполнении контрактов или договоров.
Перечень работ в сметных нормах на монтаж и капремонт оборудования (ГЭСНм, ГЭСНмр) не учитывает работы по наладке, настройке, регулировке оборудования (кроме оборудования связи), признаваемые в составе пусконаладочных; по пуску и проверке на соответствующем этапе ввода объекта в эксплуатацию устойчивой и надежной работы оборудования.
При этом в ГЭСНм 81-03-08-2022 "Сборник 8. Электротехнические установки" предусмотрены затраты на выполнение полного комплекса электромонтажных работ, определенного в соответствии с требованиями технических условий и инструкций.
В сметных нормах, включенных в сборники ГЭСНп, учтены затраты труда пусконаладочного персонала. Затраты на пусконаладочные работы определяются локальными сметными расчетами (сметами). Сметная стоимость рассчитывается на основании программы и графика выполнения работ, заверенных заказчиком (или уполномоченным им лицом). Если на этапе составления сметной документации отсутствуют программа и график, то сметная стоимость может определяться на основании программы (типовой программы или положений программы по схожим видам работ) пусконаладочных работ, составленной по объектам-аналогам (договорам), если такое решение принято заказчиком. При отсутствии информации об объектах-аналогах можно применять данные конъюнктурного анализа цен в целом по объекту с разбивкой по комплексам пусконаладочных работ, если такое решение принято заказчиком.

25.Строительство: установлены требования к содержанию результатов применения способов обоснования проектных решений

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 708 “Об утверждении требований к содержанию результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным Федеральным законом, порядку их подготовки и утверждения” (документ не вступил в силу)

С 1 сентября 2024 г. разработчик проектной документации будет вправе обосновать соответствие содержащихся в ней архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий требованиям техрегламента о безопасности зданий и сооружений, в т. ч. в случае отсутствия соответствующих требований в документах по стандартизации.
Определены требования к содержанию результатов применения способов обоснования, порядку их подготовки и утверждения разработчиком проектной документации.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 31 августа 2030 г. включительно.

26.Строительство в границах округов санитарной охраны природных лечебных ресурсов: утвержден перечень объектов, не подлежащих экологической экспертизе

Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 мая 2024 г. № 1281-р Об утверждении перечня объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения, курортных регионов и проектная документация которых в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" не подлежит государственной экологической экспертизе

В Закон о природных лечебных ресурсах были внесены поправки, которыми предусмотрена экологическая экспертиза при строительстве или реконструкции объектов капстроительства в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов. Правительство утвердило перечень объектов капстроительства, в отношении которых такая экспертиза не проводится. Это, в частности, здания для размещения учреждений образования и здравоохранения, соцзащиты, музеев, выставочных залов, храмов, библиотек, а также площадки для физкультуры и спорта на открытом воздухе, объекты наблюдений за состоянием подземных вод, экзогенными и эндогенными геологическими процессами.

Распоряжение вступает в силу с 1 сентября 2024 г.

27.Определен порядок получения данных о недрах из специальных карт при строительстве

Документ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 2 мая 2024 г. N 257 “Об утверждении Порядка предоставления и состава информации, содержащейся в специальных картах (схемах), предусмотренных частью первой статьи 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"

Зарегистрировано 31 Мая 2024 г. Регистрационный N 78386.

Утверждены правила предоставления заинтересованным лицам информации, содержащейся в специальных картах (схемах), для возведения объектов капстроительства за границами населенных пунктов в границах земельных участков, необходимых для разведки и добычи полезных ископаемых. Определен перечень данных, которые должны отражаться в таких картах (схемах). Сведения можно будет получить бесплатно через государственный информационный ресурс в составе ФГИС "Единый фонд геологической информации о недрах".

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует по 31 августа 2030 г.

28.Урегулирован порядок ведения реестра объектов, строящихся или приобретаемых за счет федерального бюджета

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 702 “Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета”

Правительство утвердило порядок формирования и ведения реестра объектов капстроительства и недвижимости, строительство или приобретение которых осуществляется за счет федерального бюджета. Реестр будет действовать вместо Федеральной адресной инвестиционной программы и размещаться на Едином портале. Его формирование и ведение обеспечивает Минстрой в компоненте управления капитальными вложениями подсистемы бюджетного планирования ГИИС "Электронный бюджет". Также Министерство по согласованию с Минфином утвердит указания по формированию включаемых в реестр сведений, в т. ч. их форму. Приведены правила принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капстроительства и приобретение недвижимости за счет федерального бюджета, а также порядок осуществления таких вложений. Соответствующие поправки внесены в ряд актов Правительства, отдельные акты признаны утратившими силу.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

29.Установлены формы подтверждения вносимых изменений в проектную документацию, не требующую экологической экспертизы

Документ: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. № 227 "Об утверждении формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям подпункта 1 пункта 14 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", формы и содержания подтверждения соответствия вносимых в проект технической документации изменений требованиям подпункта 2 пункта 14 статьи 14 Федерального закона..."

Зарегистрировано 31 Мая 2024 г. Регистрационный N 78383.

В законодательство внесены поправки, устанавливающие случаи, в которых не требуется государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) проектной документации объекта капстроительства. Также были определены случаи, когда не требуется ГЭЭ при внесении изменений в проектную документацию объекта капстроительства или проект технической документации на технологию, получившие положительные заключения ГЭЭ. В первом случае подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений установленным требованиям утверждает главный инженер проекта, осуществляющий подготовку изменений в проектную документацию, во втором - лицо, подготавливающее изменения в проект документации на технологию. Установлены формы и содержание такого подтверждения для указанных случаев.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

30.Появился еще один повод для внеплановой проверки в рамках госстройнадзора

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 290/пр “О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр

Зарегистрировано 5 Июня 2024 г. Регистрационный N 78482.

Определен еще один индикатор риска нарушения обязательных требований для госстройнадзора. Это внесение в течение календарного года четырех или более изменений в проектную документацию строящегося, реконструируемого объекта, получившую положительное заключение госэкспертизы.

31.Уточнен порядок установления показателей доступности объектов для инвалидов

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2024 г. № 799 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599" (документ не вступил в силу)

Уточнено, на основании чего определяются показатели доступности для инвалидов объектов и услуг, ожидаемые результаты повышения их значений, перечень мероприятий для достижения запланированных показателей. С 1 сентября 2024 г. речь пойдет об определении исходя из национальных стандартов и (или) сводов правил, предусматривающих требования, указанные в техрегламенте о безопасности зданий и сооружений, включенные в реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, архитектурно-строительном проектировании, проведении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капремонте, эксплуатации и сносе объектов, в т. ч. из национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

32.Правительство будет определять особенности исполнения контрактов автономных учреждений за счет субсидий на осуществление капвложений

Документ: Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в подпункт "в" пункта 12 Правил осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. № 702 "Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета" (подготовлен Минфином России 17.06.2024)

Запланированы изменения в правила осуществления капвложений в объекты капстроительства и приобретение объектов недвижимости за счет средств федерального бюджета.
Соглашение о предоставлении субсидии должно содержать условие о соблюдении учреждением, предприятием законодательства о контрактной системе при использовании ассигнований. Правительство будет определять особенности исполнения контрактов, заключенных федеральным государственным автономным учреждением.

Нормативно-правовые акты Приморского края и Владивостока:

1.Приморский край: стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, заключившего специальный инвестиционный контракт

Документ: Закон Приморского края от 2 мая 2024 г. N 556-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О промышленной политике в Приморском крае"

С даты заключения специального инвестиционного контракта и в течение срока его действия в отношении инвестора не применяются нормативные правовые акты Приморского края, которые вступили в силу после даты заключения специального инвестиционного контракта и которые вводят ограничения и (или) запреты на реализацию прав, приобретенных или осуществляемых инвестором в целях выполнения специального инвестиционного контракта, при условии, что специальный порядок применения к инвестору положений нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие отношения с участием инвестора, на случай их изменения был предусмотрен нормативными правовыми актами Приморского края на дату заключения специального инвестиционного контракта. Положения нормативных правовых актов Приморского края, обеспечивающие стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора, заключившего специальный инвестиционный контракт, действуют в отношении инвестора с даты заключения специального инвестиционного контракта.
Положения актов законодательства о налогах и сборах применяются в отношении инвесторов в части правоотношений, связанных с выполнением специальных инвестиционных контрактов, с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений.

2.Скорректированы требования для получения субсидий к ООО «КРДВ Приморье» на развитие инфраструктуры территорий опережающего развития в Приморском крае

Документ: Постановление Правительства Приморского края от 19 апреля 2024 г. N 257-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Приморского края от 10 марта 2022 года N 134-пп «О предоставлении из краевого бюджета субсидий обществу с ограниченной ответственностью «КРДВ Приморье» на развитие инфраструктуры территорий опережающего развития в Приморском крае»

Согласно внесенным дополнениям требования, которым должна соответствовать организация на дату не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки на предоставление субсидий: организация не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; организация не находится в составляемых в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
организация не является иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Практика:

1.ВС допустил субсидиарное взыскание с СРО неотработанного подрядчиком аванса

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2024 г. № 305-ЭС23-27922 по делу N А40-293899/2022 Суд отменил принятые ранее судебные акты и передал дело о взыскании неосновательного обогащения на новое рассмотрение, поскольку суды не оценили доводы министерства о том, что, не исполнив обязательства по договору строительного подряда и не возвратив неотработанный аванс, ООО причинило министерству реальный ущерб в виде потери бюджетных средств

Из-за нарушения подрядчиком срока работ госзаказчик отказался от контракта и взыскал неотработанный аванс. В связи с банкротством подрядчика истец потребовал эти деньги от СРО. Но суды взыскали лишь неустойку. Неотработанный аванс — это неосновательное обогащение, которое не считается договорным обязательством.
У Верховного Суда РФ было иное мнение. Дело направлено на пересмотр.
Нормы ГК не устанавливают такое последствие прекращения договора подряда, как возврат неотработанного аванса, однако право заказчика на возврат вытекает из недопустимости нарушения эквивалентности встречных предоставлений при прекращении договора. Возврат неотработанного аванса — это следствие неисполнения подрядчиком обязательств по договору. Требование истца преследовало законную цель - вернуть бюджетные средства. Нарушение госконтракта причинило ему реальный ущерб.

2.Компенсация морального вреда за гибель работника не снижает общественную опасность преступления

Документ: Определение СК по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2024 г. N 45-УДП24-15-К7 Уголовное дело направлено на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, поскольку само по себе возмещение морального вреда супруге погибшего не могли снизить общественную опасность содеянного, заключающуюся в гибели человека

Из-за нарушения правил безопасности при ведении строительных работ погиб рабочий.
Директор по производству выплатил близким погибшего компенсацию морального вреда и оказал благотворительную помощь социально-реабилитационному центру. Суд счел эти действия достаточными по заглаживанию вреда, прекратил дело с назначением судебного штрафа.
Верховный Суд РФ направил уголовное дело на пересмотр. Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред. При этом не указано, каким образом материальные выплаты потерпевшей устранили нарушения правил безопасности при ведении строительных работ. Кроме основного объекта преступления - общественной безопасности в сфере строительства суды должны были учесть дополнительный объект - жизнь человека. Такой вред невосполним. Выплата компенсации родственникам и отсутствие их претензий не снижает общественную опасность деяния. Супруга погибшего выполняла лишь процессуальную функцию потерпевшей. Кроме того, освобождение от уголовной ответственности не позволяет, помимо основного наказания, назначить и дополнительное - лишение права занимать определенные должности. В результате гражданин занимает ту же должность, связанную с контролем соблюдения правил безопасности и требований охраны труда.

3.Проценты по коммерческому кредиту - плата за пользование деньгами, а не санкция

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2024 г. № 305-ЭС24-3482 по делу N А40-48222/2023 Суд отменил судебные решения и направил дело о взыскании неустойки и процентов за пользование коммерческим кредитом по государственному контракту на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суд не проверили правильность произведенного истцом расчета процентов за пользование коммерческим кредитом

Госзаказчик потребовал взыскать с подрядчика неустойку за просрочку выполнения работ, а также проценты за пользование коммерческим кредитом. Суды отклонили иск. По их мнению, неустойку нужно пересчитать с учетом банкротного моратория. Это же правило суды применили к требованию о взыскании коммерческого кредита. Верховный Суд РФ отправил дело на пересмотр. По условиям госконтракта при просрочке к переданному подрядчику авансу были применены правила ГК РФ о коммерческом кредите. По своей правовой природе он является не санкцией по отношению к должнику, а одним из видов займа. Проценты — это плата за пользование деньгами. В период моратория они продолжают начисляться. Распространение на них правил списания неустоек неправомерно.

4.Слово "теневой" относится не только к интерьеру

Документ: Решение Суда по интеллектуальным правам от 3 апреля 2024 г. по делу N СИП-1067/2023 Суд отказал в признании недействительным решения Роспатента, принятого по результатам возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку, поскольку подателем возражения не подтверждено, что спорное обозначение является общепринятым термином, вошедшим во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида

Производитель алюминиевых профильных систем для интерьера возражал против товарного знака "ТЕНЕВОЙ", зарегистрированного конкурентом для профилей, молдингов, карнизов. По его мнению, обозначение является общеупотребимым термином в строительной и архитектурной отраслях. Оно не обладает различительной способностью и указывает на вид и свойство товара. Теневые профили и плинтусы до приоритета спорного знака предлагали разные производители, в том числе заявитель.

Но Роспатент, чью позицию поддержал Суд по интеллектуальным правам, указал, что обозначение носит фантазийный характер. Оно имеет различные варианты толкования и требует домысливания при восприятии. Оно не относится к общепринятым терминам. Словесный элемент используется не сам по себе, а в сочетании с другими словами, что придает ему разную семантику.

Обозначения нет в терминологических словарях, связанных с областью производства соответствующих товаров. Одного факта его использования различными лицами до подачи спорной заявки недостаточно для установления ассоциативных связей у потребителей.

5.Налогоплательщик не вправе принять к вычету НДС по проектным и строительным работам, если контрагенты не являются членами СРО, не имеют свидетельств о допуске к определенным видам работ, а также необходимого программного обеспечения и квалифицированного персонала

Документ: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2024 г. N Ф04-13/24 по делу N А45-37820/2022

Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС в связи с неправомерным заявлением вычетов по счетам-фактурам, выставленным контрагентами, которые фактически не выполняли работы по проектированию и строительству объектов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа обоснованной.
Налогоплательщик заключил договоры на выполнение работ по проектированию и строительству объектов связи со спорными контрагентами. При этом контрагенты не являются членами СРО, не имеют свидетельств о допуске к определенным видам работ в области проектирования и монтажных работ, а также необходимого программного обеспечения и квалифицированного персонала, обладающего соответствующими удостоверениями, допусками, квалификацией и образованием для проведения работ.
Фактически работы выполнялись иными организациями, имеющими указанные специальные свидетельства, программные средства, допуски, соответствующих квалифицированных специалистов. Доводы налогоплательщика о реальности сделок с контрагентами со ссылкой на то, что затраты по ним были приняты налоговым органом, отклонены судом, поскольку проверка проведена по НДС, обоснованность
затрат по налогу на прибыль не входила в предмет налоговой проверки.

6.Проверка реальности выполнения работ спорными контрагентами в заявленных объемах не требует проведения судебной строительно-бухгалтерской экспертизы

Документ: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 мая 2024 г. N Ф07-3349/24 по делу N А21-3496/2023

По результатам проверки обществу были доначислены НДС и налог на прибыль в части взаимоотношений с "техническими" контрагентами. Общество заявило ходатайство о назначении судебной строительно-бухгалтерской экспертизы с целью определения объема фактически выполненных подрядчиками работ. Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с налогоплательщиком. Оценка вывода о нереальности хозяйственных операций общества с его контрагентами в части объема выполненных на объектах заказчиков строительных работ не требует специальных познаний.
Исследование обоснованности заявленных обществом к вычету сумм НДС по спорным хозяйственным операциям, включения соответствующих затрат в состав расходов по налогу на прибыль, а также выводов, изложенных в оспариваемом решении, относится к компетенции суда. В данном деле суд пришел к выводу о том, что представленных в дело доказательств достаточно для разрешения спора

7.При формальном документообороте и выполнении работ самим налогоплательщиком отказ налогового органа в применении вычетов по НДС по договорам субподряда является правомерным

Документ: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2024 г. N Ф10-1320/24 по делу N А62-11120/2021

Налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычетов по НДС в отношении операций, которые носят формальный характер и направлены на получение необоснованной налоговой выгоды. Суд, исследовав обстоятельства дела, с выводами налогового органа согласился. Налогоплательщиком были представлены договоры субподряда, в предмет которых входит выполнение комплекса строительно-монтажных работ по капитальному ремонту объектов. При этом установлено, что у контрагентов отсутствуют необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности - имущество, работники. В ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице. Анализ движения денежных средств свидетельствует об отсутствии перечислений денежных средств за выполненные строительно-монтажные работы, а также выплат по заработной плате, договорам ГПХ. Из объяснений физических лиц, непосредственно выполнявших работы на объектах, следует, что спорные организации им не известны, а работы выполнялись самим налогоплательщиком. Суд пришел к выводу об умышленном создании налогоплательщиком схемы формального документооборота с подконтрольным ему контрагентом, в связи с чем отказ налогового органа является правомерным.

 


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору