РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
132  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 № 782н “Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте”, устанавливающий новые правила при работе на высоте.

07.04.2021


С 1 января 2021 года вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.11.2020 № 782н “Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте”, устанавливающий новые правила при работе на высоте. Прежний документ - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" утратил силу.

Далее мы приводим выдержку из статьи с сайта https://alpindustria.pro, в которой приведён разбор основных изменений по мнению автора статьи.

 

«С 1 ноября 2020 года началась реформа контрольно-надзорной деятельности, которая получила неофициальное название «регуляторная гильотина». Об этом говорится в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Многие правовые акты, которые касаются контроля и надзора бизнеса, будут отменены. Пересмотр ПОТРВ на основе приказа №155н — это один из шагов по снижению давления на бизнес. Новые Правила вводятся на 5 лет и предполагается их переоценка или отмена в случае, если они устареют.

Давайте разберемся, что именно поменялось в новых Правилах по охране труда при работе на высоте в редакции приказа 782н, и как новые правила повлияют на взаимодействие государства, работодателя и работника. В этой статье мы приведем некоторые пункты Правил, которые, на наш взгляд, окажут наиболее сильное влияние на безопасность работ на высоте. Мы не ставим себе задачу полностью сравнить старые и новые Правила по охране труда при работе на высоте, для этого лучше обратиться в учебный центр.

Приказ № 782н — это действительно глубоко переработанный документ. В нем дополнены или переписаны практически все разделы прежних Правил по охране труда при работе на высоте. Устранены многие неточности и доработаны те вопросы, которые вызывали различные трактовки при организации работ на высоте. Большое внимание уделено доработке разделов «Требования к работникам при работе на высоте», «Требования по обеспечению безопасности работ на высоте», «Организация работ на высоте с оформлением наряда-допуска», «Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте» и т.д. Правила по охране труда при работе на высоте в целом и отдельные их пункты стали более структурированными и детальными. Изложены понятным языком, который практически не допускает двойного толкования.

Можно отметить стремление перейти от директивных запретов, ограничений, требований к риск-ориентированному подходу, который подразумевает более гибкое принятие решений о методах обеспечения безопасности работ на высоте на основе управления рисками. Все эти изменения укладываются в концепцию «регуляторной гильотины», о которой заявило Правительство Российской Федерации. На наш взгляд, большинство изменений являются позитивными и должны способствовать более гибкому подходу к обеспечению безопасности работ на высоте с сохранением или повышением уровня безопасности.

Итак, поехали. Что именно изменилось и на какие пункты мы хотим обратить внимание.

 

Раздел 1. Общие положения

Пункт 4

«Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты, в соответствии с классификацией работ на высоте, указной в пункте 3 Правил.

Работы, отнесенные работодателем к работам на высоте, должны быть учтены в локальных документах СУОТ.»

Пункт 6

«При невозможности исключения работ на высоте, работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей.

А) Применение защитных ограждений высотой 1,1 метра и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах.
Б) Применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применение подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов.

В) Использование средств коллективной и индивидуальной защиты.»

С самых первых пунктов приказа №782н мы видим отсылку к риск-ориентированному подходу, в том числе через СУОТ. На наш взгляд, абсолютно правильно закреплять такие требования в Правилах по охране труда. Кроме того, если сравнить новую трактовку с аналогичным пунктом 16 из Приказа №155н, то в новой трактовке он оформлен гораздо более содержательно.

Система управления охраной труда (СУОТ) — это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации выражается как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда.

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

 

Дальше — больше. В пункте 11 текущих ПОТРВ четко указан перечень работ на высоте, которые работодатель обязан организовать с выдачей наряда-допуска. А в 21 пункте текущих ПОТРВ уточняется, что наряд-допуск должен выдаваться и при выполнении работ на нестационарных рабочих местах. Такая организация работ иногда вызывала определенные трудности, которые были связаны непосредственно с выдачей наряда-допуска. В новой версии ПОТРВ приказ №782н работодателю дается больше свободы в части организации работ.

Пункт 7

«Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 метров и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 метров от неограждённых (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 метров, либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 метра, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ.»

Пункт 8

«Работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности обеспечен минимальный допустимый риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего  технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СУОТ можно проводить без наряда-допуска.»

Думаю, у этого пункта будет много толкований, и он может привести к спорам при оформлении НД, однако очевидно, что при соблюдении требований по минимизации рисков можно выполнить работы на высоте без оформления наряда-допуска в тех случаях, где ранее без него было не обойтись. Снижение нагрузки на работодателя при сохранении уровня безопасности работ на высоте — хороший шаг.

 

Следующие два пункта отсутствовали в текущей редакции ПОТРВ, но, очевидно, их необходимость назрела, в том числе, в области обеспечения безопасности работ на высоте. На работодателя возложена большая нагрузка по документообороту в области охраны труда. В частности, при организации работ на высоте следует, в том числе, заводить личные карточки выдачи СИЗ, журналы по периодическому осмотру СИЗ, паспорта на оборудование, журналы по учету работ по наряду- допуску и т.д. В больших организациях эти документы требуют огромного объема бумаги. И правильный шаг в 21 веке — перейти на электронный документооборот. Как именно он будет реализован еще не понятно. Возможно, введение электронного документооборота приведет к развитию различных чипов и QR кодов, которые уже активно применяются для маркировки и учета СИЗ в Европе. 

Пункт 9

«Допускается ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Пункт 11

«Требования Правил учитываются при проектировании объектов, зданий, сооружений, при разработке технологических процессов и проектов производства работ по сборке, монтажу и демонтажу, а также эксплуатации механизмов или оборудования.»

 

Раздел 2. Требования к работникам при работе на высоте

Раздел описывает требования к компетенции тех или иных работников, которые участвуют в организации и выполнении работ на высоте. Эти требования оказывают очень высокое влияние на безопасность работ на высоте. Необученный или плохо обученный работник не может безопасно выполнить работы даже при реализации всех необходимых методов по снижению рисков падения с высоты на рабочем месте. В текущей версии ПОТРВ приказ №155 недостаточно четко было описано, как следует проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. К сожалению, отсутствие четких требований к учебным центрам, которые оказывают услуги в области обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте, приводило к формальному обучению. Крайне велик соблазн пройти обучение дистанционно, ведь дистанционное обучение гораздо дешевле очного обучения, не требует командировки сотрудника. К сожалению, никакое дистанционное обучение, даже с применением современных технологий обучения, не способно заменить практическую отработку методов обеспечения безопасности работ на высоте. В новой версии Правил по охране труда при работе на высоте 2021 года (приказ №782н) запрещено проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в заочной (дистанционной) форме. Такие требования должны спровоцировать рост рынка качественного обучения. Работодатели будут вынуждены отказаться от дистанционного обучения, а учебные центры должны будут оснастить свои учебные классы оборудованием для практической отработки навыков. Конечно, все эти требования будут работать только при соответствующем надзоре со стороны контролирующих органов и заинтересованности работодателей. Начинание очень хорошее.

Пункт 17

«Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (в том числе, практическим навыкам применения СИЗ, их осмотра до и после использования) в заочной форме, а также исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, проведение практических занятий по освоению безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а также прохождение стажировки в режиме самоподготовки работниками не допускается.»

Достаточно большое внимание уделено детализации обязанностей работников, допускаемых к непосредственному выполнению работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску. Такие работники, как и прежде, делятся на 3 группы по безопасности работ на высоте. Однако, в новой версии ПОТРВ однозначно обозначено разделение на сотрудников, непосредственно выполняющих работы на высоте, и ответственных лиц (ответственных руководителей работ, лиц, выдающих наряд-допуск и т.д.).

В последние годы при организации и выполнении работ на высоте возникало много вопросов, могут ли сотрудники 3 группы выполнять работы на высоте. С одной стороны, они должны обладать всеми знаниями и умениями, которые предъявляются к работникам 2 группы. С другой стороны, работники 3 группы — это сотрудники, назначаемые работодателем ответственными за организацию и безопасное проведение работ на высоте (пункт 11 ПОТРВ приказ №155).

В соответствии с пунктом 15 новых Правил по охране труда при работе на высоте 2021 года (приказ №782н), «Работники, относящиеся к 3 группе по безопасности работ на высоте, также могут быть допущены к непосредственному выполнению работ при условии подтверждения квалификации и получения удостоверений на соответствующую группу.»

С учетом более детального описания обязанностей работников 3 группы, уточнены требования к стажировке и периодической проверке знаний. Теперь стажировку после обучения и периодическую проверку знаний 1 раз в год обязаны проходить только работники 1 и 2 группы. Согласно пунктам 29 и 33 новых ПОТРВ, требования к прохождению стажировки и к периодической проверке знаний для работников 3 группы устанавливает работодатель на основе СУОТ. Учитывая, что все работники 3 группы разделены на несколько категорий (в соответствии с пунктом 13 ПОТРВ), работодатель может освободить некоторых из них от периодической проверки знаний, если это не ведет к снижению безопасности выполнения работ на высоте. 

Пункт 29

«Необходимость стажировки для отдельных категорий работников 3 группы, а также ее продолжительность, содержание и назначение руководителя стажировки определяет работодатель в рамках соответствующей процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ.»

Пункт 33

«Необходимость периодической проверки знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте для каждой категории работников 3 группы, а также ее периодичность определяет работодатель в рамках соответствующей процедуры подготовки работников по охране труда СУОТ.»

 

Раздел 3. Требования по обеспечению безопасности работ на высоте

Данный раздел был существенно дополнен, детализирован и доработан. Один из основных пунктов, свидетельствующих о снижении законодательных ограничений для бизнеса и переходу к риск-ориентированному подходу, является пункт 45 ПОТРВ 2021 года (Приказ №782н). Он заменил собой сходный пункт 18 прежних ПОТРВ. До 1 января 2021 года было запрещено выполнение работ на высоте:

  • а) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;
  • б) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
  • в) при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.

Теперь вместо ограничений установлена ответственность работодателя предусмотреть меры по снижению риска, которые позволяют выполнить работы при особых опасных условиях, например, при скорости воздушного потока более 15 м/с. В определенных ситуациях (например, в условиях Крайнего Севера), антенно-мачтовые сооружения и другие объекты находятся в постоянном обледенении, поэтому, на данный момент, приходилось выполнять работы с нарушением текущих требований по охране труда при работе на высоте. Новая трактовка дает больше свободы действий для организатора работ, однако не снимает с работодателя ответственности за организацию и соблюдение мероприятий по безопасности работ на высоте в особых условиях. На наш взгляд, такие дополнения позволят повысить эффективность работ.

Пункт 45

«Не допускается выполнение работ на высоте без оформления наряда-допуска с указанием в пункте 3 наряда-допуска соответствующих мероприятий по безопасности работ на высоте при указанных в пункте 4 наряда-допуска особых условий выполнения работ, в том числе:

  • а) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;
  • б) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
  • в) при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.»

Аналогичные изменения внесены в раздел «Требования по охране труда при работе на антенно-мачтовых сооружениях». В Правилах по охране труда при работе на высоте в редакции приказа №782н устранены строгие ограничения на выполнение работ на АМС в особых условиях.

Пункт 297

«Подъем работников на антенно-мачтовые сооружения не допускается при не снятом напряжении выше 50 В переменного тока, а также без наряда-допуска с указанными в нем дополнительными мерами, обеспечивающими безопасность работника, в следующих случаях: 

  • а) во время грозы и при ее приближении;
  • б) при гололеде, дожде, снегопаде, тумане;
  • в) в темное время суток или при недостаточном освещении;
  • г) при скорости ветра более 12 м/с.»

Кроме того, были смягчены требования по охране труда при работе на высоте при эксплуатации лестниц и стремянок. В ПОТРВ в редакции приказа №155 указанные ниже виды работ были запрещены, а теперь их выполнение допускается при соблюдении соответствующих мер по снижению рисков, которые указаны в наряде-допуске и ППР.

Пункт 175

«При работе на высоте не допускается работать на переносных лестницах и стремянках без соответствующих систем обеспечения безопасности работ на высоте: 

  • а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;
  • б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;
  • в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;
  • г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.»

 

Раздел 6. Требования к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте

Как и другие разделы, раздел 6 пополнился многими конструктивными дополнениями. Остановимся на некоторых из них.

Процедуру обеспечения работников Средствами индивидуальной защиты от падения с высоты можно разделить на 2 вида. В первом случае, СИЗ выдаются непосредственно работнику. В этом случае особых сложностей нет. Но иногда СИЗ закрепляются за определенным рабочим местом и являются дежурными. Они не закрепляются на постоянной основе за определенным работником. Такая система выдачи СИЗ не была ранее описана в ПОТРВ. В редакции Правил по охране труда при работе на высоте от 1 января 2021 года добавлены пункт 122, который описывает процедуры выдачи дежурных СИЗ. Важно отметить, что в качестве дежурных СИЗ допускается использовать только СИЗ с индикатором срабатывания. Если страховочные привязи, СИЗ втягивающего типа или стропы уже давно выпускаются с индикаторами падения, то как быть с другими типами СИЗ — пока вопрос. 

Пункт 122

«Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.
Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СУОТ. СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены к другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте. 

При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикатором срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СУОТ.»

К счастью, были переработаны требования к анкерным устройствам, которые применяются в системах обеспечения безопасности. С требованиям к анкерным устройствам было множество несостыковок. В ПОТРВ в редакции Приказа №155 были установлены требования к прочности анкерных устройств. При этом требования к прочности анкерных устройств в удерживающих системах и страховочных системах отличались (13,3 кН против 22 кН). Однако, на территории Таможенного Союза действует Технический регламент Таможенного Союза №019/2011 «О безопасности СИЗ», который устанавливает требования в том числе к анкерным устройствам. Сертификационные испытания проводятся по методикам ГОСТ EN 795-2014  и ГОСТ EN/TS 16415-2015, которые устанавливают требования к прочности анкерных устройств в 15 кН. Очевидно, что Правила по охране труда не должны устанавливать требования к прочности СИЗ. Существующие нестыковки устранены в редакции ПОТРВ Приказ №782н. Теперь они выглядят так:

Пункт 129

«Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.»

Удалено
«Анкерное устройство удерживающих систем и систем позиционирования является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 13,3 кН.
Анкерное устройство страховочных систем для одного работника является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 22 кН. Точки анкерного крепления для присоединения страховочных систем двух работников должны выдерживать без разрушения нагрузку не менее 24 кН, и добавляется по 2 кН на каждого дополнительного работника (например, для горизонтальных гибких анкерных линий - 26 кН для трех, 28 кН для четырех).»

Добавлен пункт 145, который дает возможность более свободно выбирать анкерные устройства с учетом их характеристик. В отличие от ПОТРВ в редакции приказа №155, здесь нет жестких ограничений.

Пункт 145

«Если планом мероприятий при проведении спасательных работ предполагается крепить системы спасения и эвакуации к используемым при работах точкам крепления, то они должны выдерживать дополнительные нагрузки, указанные в эксплуатационной документации производителями этих систем.»

Добавлен очень правильный пункт 128 «Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.»

Он является абсолютно логичным, но для его понимания следует обратиться к трактовке термина «структурный анкер» из ГОСТ EN 795-2014 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Устройства анкерные. Общие технические требования. Методы испытаний» (Издание с Поправкой):

Структурный анкер (structural anchor): Элемент или элементы, прикрепленные на длительное время к сооружению (зданию), с тем чтобы к ним можно было присоединять анкерное устройство или средство индивидуальной защиты.

Абсолютно очевидно, что нет смысла присоединять СИЗ к таким элементам, которые выдерживают меньшую нагрузку, чем та, которая может возникнуть в процессе остановки падения, и та, которую выдерживает СИЗ. Такое использование приводит к несчастным случаям по причине разрушения элементов структурного анкера.

Что это значит на практике? Если раньше места крепления анкерных устройств указывались в ППРв и определялись в основном на основе осмотра рабочего места, то теперь для разработки ППРв может потребоваться подтверждение прочности структурных анкеров путем расчета прочности.

Возможно, данный пункт будут трактовать не только в части прочности структурного анкера, но и в части прочности опор, на которые устанавливают анкерные устройства. Например, при установке анкерного устройства на деревянную или бетонную опору будет необходимо подтвердить ее достаточную прочность не только на основании осмотра и опыта работника.

Пункт 132

«В состав соединительно-амортизирующей подсистемы страховочной системы обязательно входит амортизатор или устройство, функционально его заменяющее.»

Наконец-то мы можем полностью легально использовать устройство CAMP GOBLIN! Производители СИЗ стремятся использовать наиболее современные материалы и наработки для разработки самых лучших СИЗ. Производители ограничены требованиями по максимальному усилию, которое передается на пользователя при остановке падения. Но как обеспечить такое усилие (и гашение энергии), производители должны решать сами. Это позволит развиваться здоровой конкуренции. Многие современные модели СИЗ обеспечивают минимальное воздействие на пользователя с использованием других средств, а не только амортизаторов. В ПОТРВ в редакции приказа №155 было установлено обязательное требование к использованию амортизатора, что порой сильно затрудняло использование СИЗ на малых высотах. 

Пункт 148

«При невозможности исключить одновременное выполнение работ с использованием систем канатного доступа несколькими работниками при расположении одного работника над другим по вертикали, работники должны быть дополнительно проинструктированы, а соответствующие дополнительные меры безопасности должны быть отражены в наряде-допуске или ППР.»

подтверждает стремление разработчиков Правил по охране труда при работе на высоте снизить уровень ограничений и запретов, перейдя на более гибкий риск-ориентированный подход. В ПОТРВ в редакции приказа №155 выполнение работ с использованием систем канатного доступа несколькими работниками на одной вертикале было запрещено (пункт 120).

 

Раздел 10. Требования по охране труда при применении анкерных устройств, содержащих гибкие и жесткие анкерные линии

Гибкие и жесткие анкерные линии получили широкое распространение на объектах промышленности в качестве анкерных устройств систем обеспечения безопасности. Как и в случае с другими анкерными устройствами, некоторые требования ПОТРВ в редакции приказа №155н противоречили требованиям Технического регламента Таможенного Союза №019/2011 «О безопасности СИЗ» и ГОСТ EN/TS 16415-2015 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства для использования более чем одним человеком одновременно. Общие технические требования. Методы испытаний.» В новых Правилах по охране труда при работе на высоте в редакции приказа №782н исключены многие требования к жестким и гибким анкерным линиям. Теперь при разработке и установке анкерных линий следует ориентироваться на требования ГОСТ EN/TS 16415-2015 и ГОСТ EN 795-2014. Здравого смысла стало гораздо больше!

 

Исключены:

Пункт 138

«Длина каната между точками его закрепления (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.»

Пункт 139

«Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, - менее 56000 Н (5600 кгс).»

Пункт 140

«Стальные канаты горизонтальной анкерной линии, устанавливаемой на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть диаметром не менее 8,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв.мм).»

Пункт 141

«При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног его необходимо предварительно (до установки на промежуточные опоры) натянуть усилием от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) - в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.»

Пункт 137

«При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам - не более 1,2 м.»

 

Добавлены:

Пункт 160

«Анкерные устройства, содержащие анкерные линии конкретных конструкций, должны отвечать требованиям эксплуатационной документации изготовителя, определяющим специфику их применения, установки и эксплуатации. Параметры анкерного устройства, содержащего анкерную линию, а именно: максимальное число работников, подсоединенных к анкерной линии, нагрузка на промежуточные, концевые и угловые анкера, нагрузка на пользователей, величина провисания (или прогиба) и требуемый запас высоты при рывке во время остановки падения - должны подтверждаться специализированными расчетами.»

Пункт 162

«При использовании в конструкции анкерной линии каната, его натяжение при установке должно производиться с помощью устройства натяжения, а подтверждение правильного натяжения - с помощью индикатора, подтверждающее правильное натяжение.»

Пункт 167

«Анкерное устройство, включающее гибкую или жесткую анкерную линию, следует устанавливать в положение (в том числе, при переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям), при котором расположение направляющей анкерной линии, обеспечивает минимальный фактор падения и учитывает существующий запас высоты.»

Пункт 168

«Длина горизонтальной анкерной линии между промежуточными структурными анкерами (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается, а также в соответствии с рекомендациями изготовителя. В случае, если конструкция здания, сооружения не позволяет установить горизонтальную анкерную линию с величиной пролета, рекомендованной изготовителем, должны устанавливаться промежуточные опоры для обеспечения величины пролета, рекомендованной изготовителем; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку в соответствии с рекомендациями изготовителя.»

Это далеко не полный перечень изменений в Правилах по охране труда при работе на высоте Приказ № 782н, которые начали действовать с 1 января 2021 года. Посмотрим, как будут приняты изменения, как предприятия перестроятся на работу в соответствии с новыми нормативными актами и как будет работать принцип «регуляторной гильотины» при проверках организаций. Радует стремление законодателей дать большую свободу бизнесу в части организации работ на высоте. Однако, такие перемены дают не только большую свободу в части организации работ, но и большую ответственность руководителей, принимающих решения на местах. А для риск-ориентированного подхода требуется большая компетентность, чем для соблюдения прописанных запретов.

Автор:
Дмитрий Шепелев»

 

Информация взята с сайта https://alpindustria.pro

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору
  • 27-я международная строительная выставка