РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за февраль-март 2016 года

15.04.2016


Оглавление

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Направление копии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности члена СРО: виды электронной подписи
  2. Доработана предложенная форма технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства
  3. Как разрабатываются показатели в строительстве для получения статистической информации?
  4. Строительство с привлечением средств федерального бюджета: дополнен перечень ГСН
  5. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на январь 2016 г.
  6. Государственный строительный надзор в отношении ряда объектов будет проводиться по уточненным правилам
  7. Контроль Ростехнадзора за СРО в области строительства: поправки в регламент
  8. О подготовке технического плана сооружения
  9. Строительство: если у члена СРО нет свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ...
  10. Проектирование и строительство газораспределительных систем: применяем СП 62.13330.2011
  11. При подготовке проектной документации необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
  12. Об условиях предоставления документов в электронном виде о приеме в члены СРО
  13. О применении СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
  14. Индексы изменения сметной стоимости на I квартал 2016 г.
  15. Порядок расчета нормативных затрат на оказание госуслуг (выполнение работ) научными организациями Минстроя России утратил силу
  16. Строительство, реконструкция, капремонт: уточнены требования к исполнительной документации
  17. С 7 марта на цемент надо получать новый сертификат соответствия, выданный в рамках обязательной системы сертификации
  18. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2016 г.
  19. Какие меры дисциплинарного воздействия может применить СРО в отношении своих членов?
  20. Технический план объекта недвижимости: требования к подготовке и оформлению
  21. Кадастровый учет и регистрация недвижимости по новым правилам: формы заявлений и требования к их оформлению
  22. Одна организация не может осуществлять подрядные работы и строительный контроль
  23. Закупка строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн руб.: подтверждаем наличие опыта
  24. Вниманию СРО в сфере строительства
  25. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2016 г.
  26. Долевое строительство и контрактная система закупок

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. В Градостроительном кодексе РФ должно использоваться единое название уполномоченного органа
  2. Проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкция: предложены некоторые особенности заключения контрактов
  3. Предложено усовершенствовать процедуры подключения объектов капстроительства к сетям газораспределения
  4. Планируется уточнить особенности реализации программы по строительству жилья экономкласса
  5. Какие строительные работы предлагается закупать только через электронный аукцион?
  6. Для вновь вводимых объектов капстроительства планируется установить первоочередные требования энергоэффективности
  7. Процедуры в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ: предложен исчерпывающий перечень
  8. Готовы к утверждению исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства линейных и иных объектов водоснабжения и водоотведения
  9. Предложен новый порядок ведения реестра выданных заключений госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
  10. Если государственный кадастровый учет приостановлен, но лицо не согласно с решением...
  11. Если кадастровому инженеру и (или) заказчику работ понадобились межевой или технический план в электронной форме...

Судебная практика:

  1. Расторжение договора аренды госземли из-за отсутствия разрешения на строительство: суд должен оценивать все обстоятельства
  2. Госзакупки: обязан ли заказчик оплачивать допработы, которые не согласованы, но приняты?
  3. Долевое строительство: обязаны ли применять понижающие коэффициенты при подсчете площади квартиры?
  4. Проектировщик вправе приостановить работы до предоставления градостроительного плана земельного участка и результатов инженерных изысканий
  5. О красных линиях в градостроительной документации
  6. О взыскании убытков при долевом строительстве в рамках совместной деятельности
  7. Гражданин может признаваться пострадавшим и в случае, когда договор долевого участия расторгнут, а уплаченные по нему средства взысканы с застройщика
  8. Спор о взыскании членских взносов в пользу саморегулируемой организации может передаваться в третейский суд

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Направление копии решения о привлечении к дисциплинарной ответственности члена СРО: виды электронной подписи

Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. №  113 "Об утверждении Правил определения саморегулируемой организацией видов электронной подписи, используемых при направлении решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена саморегулируемой организации в форме электронных документов (пакета электронных документов) члену саморегулируемой организации, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение" (не вступило в силу)

Установлено, как саморегулируемая организация (СРО) определяет виды электронной подписи (ЭП), используемые при направлении решения о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении своего члена. Копии указанного решения передаются в электронном виде соответствующему члену СРО, а также лицу, направившему жалобу, по которой оно принято. При этом используется информсистема СРО. Идентификация и авторизация в ней осуществляется с применением простой ЭП уполномоченного лица СРО. Лицо, владеющее ключом ЭП, обязано соблюдать его конфиденциальность. При направлении копии решения наряду с простой ЭП допускается применение усиленной квалифицированной ЭП. Если копия решения передается не через информсистему СРО (в том числе на материальном носителе либо посредством электронной почты), она подписывается усиленной квалифицированной ЭП уполномоченного лица СРО.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Доработана предложенная форма технического плана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства

Госдума.jpg

Доработанный текст проекта Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении форм технических планов здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, требований к их подготовке, составу содержащихся в них сведений, формы декларации, требований к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, требований к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения" (подготовлен Минэкономразвития России 08.10.2015)]

Представлен доработанный проект приказа Минэкономразвития России, которым утверждается форма технического плана, а также требования к его составлению. Документ готовится в отношении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства. Необходимость составлять технический план предусмотрена Законом о госрегистрации недвижимости, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Как разрабатываются показатели в строительстве для получения статистической информации?

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 25 декабря 2015 г. N  654 "Об утверждении официальной статистической методологии по разработке показателей по виду деятельности "Строительство" на региональном и федеральном уровне"

Разработана официальная статистическая методология по разработке показателей в строительстве. Цель - получить полную и объективную информацию об объемах и динамике производства строительной продукции по полному кругу хозяйствующих субъектов. Методология применяется на федеральном и региональном уровнях. 
Показателями, характеризующими строительную деятельность, являются объем работ, индекс физического объема в сопоставимых ценах, количество строительных организаций, общий объем заключенных договоров строительного подряда, обеспеченность строительных организаций договорами. 
Разработаны формы федерального статнаблюдения об объеме строительных работ. Составлен перечень статотчетов. Определено, как формируются сводные итоги на основе указанных форм. Установлен порядок расчетов, даны формулы, приведены примеры.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Строительство с привлечением средств федерального бюджета: дополнен перечень ГСН

Госдума 3.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 января 2016 г. N  30/пр "О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

Дополнен перечень государственных сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. В него включены справочники базовых цен на проектные работы в строительстве, касающиеся электросетевых объектов, генерации энергии и автоматизированных систем управления технологическими процессами.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на январь 2016 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 12 января 2016 г. №  КЦ/2016-01ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на январь 2016 года"

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на январь 2016 г. 
Они применяются к сметной стоимости на 1 января 2000 г., определенной по новым Федеральным единичным расценкам (ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001); к сметной стоимости 1984 г. - для объектов, имеющих утвержденную сметную документацию в ценах этого года, составленную по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. Территориальные индексы предназначены для формирования инвесторских смет, предложений между заказчиками и подрядчиками о цене строительства, для планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ, а также для расчетов. Чтобы более точно определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексные показатели, формируемые на местах органами, ответственными за ценообразование.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Государственный строительный надзор в отношении ряда объектов будет проводиться по уточненным правилам

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 декабря 2015 г. №  526 “О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти...”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 Января 2016 г. Регистрационный N 40652. 
Скорректирован порядок осуществления государственного строительного надзора при возведении, реконструкции некоторых объектов капстроительства. Речь идет, в частности, об объектах, строительство, реконструкция которых планируются на территориях двух и более регионов, посольств, консульств и представительств России за рубежом, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море нашей страны; объектов обороны и безопасности; иных объектов, сведения о которых составляют гостайну. Детализированы права и обязанности проверяющих должностных лиц. Расширены права проверяемых. Они, в частности, могут привлекать к участию в мероприятиях Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе; непосредственно присутствовать при проведении проверки. Закреплены положения о внесении сведений о проверках юрлиц и ИП в федеральную государственную информационную систему "единый реестр проверок". Исполнение госфункции включает следующие административные процедуры: подготовка и организация; проверки (выездные, документарные); выдача заключения о соответствии или решения об отказе в его оформлении. Обновлено содержание конкретных административных процедур.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Контроль Ростехнадзора за СРО в области строительства: поправки в регламент

Госдума 3.jpg

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 октября 2015 г. №  443 "О внесении изменений в Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июля 2013 г.  325”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Января 2016 г. Регистрационный N 40755. 
Скорректирован регламент по исполнению Ростехнадзором госфункции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капремонта. Участилось проведение плановых проверок. Они проводятся теперь не раз в 3 года, а ежегодно. Ряд поправок связаны с ответственностью СРО в случае неисполнения ею предписаний Ростехнадзора. Так, при выявлении нарушений центральный аппарат Ростехнадзора в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного срока вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение СРО в целях получения его заключения о возможности исключения сведений о СРО из госреестра СРО или об отсутствии оснований для исключения сведений. Прописан порядок исключения сведений о СРО из госреестра. Указано, что в рамках систематического наблюдения за исполнением обязательных требований по раскрытию информации, предъявляемых к СРО, проводится мониторинг документов и сведений, размещаемых СРО на своем официальном сайте на предмет соответствия законодательству. По результатам мониторинга составляется акт. Определено его содержание. В случае выявления нарушений СРО обязательных требований по раскрытию информации в акте мониторинга указывается содержание нарушений со ссылкой на конкретные положения законодательства.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. О подготовке технического плана сооружения

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2015 г. №  909 “О внесении изменений в форму и требования к подготовке технического плана сооружения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. №  693”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 Февраля 2016 г. Регистрационный N 41002. 
Скорректирована форма технического плана сооружения. К сведениям о геодезической основе кадастра, использованной при подготовке плана, отнесены сведения о состоянии наружного знака пункта, центра пункта, марки. В раздел "Характеристики сооружения" включены сведения о дате последнего обновления записи в государственном адресном реестре. Раздел "Сведения о части (частях) сооружения" изложен в новой редакции. Необходимые изменения внесены в требования к подготовке плана. Также, в частности, закреплено, что если законодательством допускается подготовка документа, включаемого в состав приложения к плану, в форме электронного документа, то он включается в состав приложения в данной форме.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Строительство: если у члена СРО нет свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ...

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 ноября 2015 г. №  37638-АБ/08 О требованиях к саморегулируемой организации

Минстрой России разъяснил, что отсутствие у члена саморегулируемой организации (СРО) в сфере строительства свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ является несоответствием условиям членства. 
СРО должна принять решение об исключении таких членов.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Проектирование и строительство газораспределительных систем: применяем СП 62.13330.2011

Госдума.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 8 февраля 2016 г. N  4404-ОГ/08 Об обязательности применения отдельных положений СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы" при проектировании и строительстве газораспределительных систем

Разъяснено, чем следует руководствоваться при проектировании и строительстве газораспределительных систем. Указано, что в обязательном порядке должны применяться отдельные положения СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы".

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. При подготовке проектной документации необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по федеральному закону от 28 ноября 2015 г. N  339-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Сообщается о принятии поправок к Градостроительному кодексу РФ. Они действуют с 1 января 2016 г. Установлено, что при подготовке проектной документации для возведения, реконструкции, капремонта объектов капстроительства в проектную документацию обязательно включаются мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, к объектам транспорта, торговли, общественного питания, делового, административного, финансового, религиозного назначения, жилищного фонда. Материалы, включающие перечень мероприятий, отнесены к документам, прилагаемым к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Об условиях предоставления документов в электронном виде о приеме в члены СРО

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 декабря 2015 г. №  39477-АБ/08 О возможности предоставления документов в электронном виде

ГрК РФ не регламентирована форма подачи документов при приеме в члены саморегулируемой организации (СРО). Документы можно представить в электронном виде при условии их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом участники электронного взаимодействия обязаны не использовать ключ проверки электронной подписи (КПЭП), если конфиденциальность данного ключа нарушена. С целью обеспечения проверки сертификата КПЭП СРО обязана установить соответствующее программное обеспечение. Она должна принять на общем собрании акт, устанавливающий электронный документооборот между СРО и ее членами, в том числе, обязательное использование усиленной квалифицированной электронной подписи. В нем также регламентируется порядок использования (приема, хранения, обработки и т.д.) электронных документов в СРО, а также требования, предъявляемые к ним, и порядок проверки подлинности электронной подписи.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. О применении СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"

МЧС.jpg

Письмо МЧС России от 28 декабря 2015 г. №  43-6281-19 О порядке применения СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

В процессе эксплуатации завершенного строительством и введенного в эксплуатацию здания должны соблюдаться не все требования СНиП 21-01-97*, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания здания. При введении в действие данных норм распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию объекты не предусматривалось. Исключение составляют случаи возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. И даже в таких случаях соответствующие требования СНиП 21-01-97* применяются лишь в ходе реконструкции или ремонта здания. Таким образом, в отношении объектов, введенных в эксплуатацию до вступления в силу СНиП 21-01-97*, последние применяются только в части требований, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Аналогичная позиция высказана судебными органами.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

14. Индексы изменения сметной стоимости на I квартал 2016 г.

Госдума.jpg

Письмо Минстроя России (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ) от 19 февраля 2016 г. № 4688-ХМ/05

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных, проектных и изыскательских работ, а также прочих работ, затрат и оборудования. Они рекомендованы к применению в I квартале 2016 г. Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных ФАУ "Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов", ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", ОАО "ПНИИИС", региональных органов по ценообразованию в строительстве за IV квартал 2015 г. Учтен прогнозный уровень инфляции. Индексы предназначены для формирования начальной (максимальной) цены госконтракта, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капстроительства, финансируемых из федерального бюджета. Они не применяются при взаиморасчетах за выполненные работы.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

15. Порядок расчета нормативных затрат на оказание госуслуг (выполнение работ) научными организациями Минстроя России утратил силу

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 января 2016 г. №  26/пр “О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Февраля 2016 г. Регистрационный N 41128. 
Утрачивают силу правила расчета нормативных затрат на оказание госуслуг (выполнение работ) ФБУ "Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре", федеральной организацией дополнительного профобразования и научными организациями, подведомственными Минстрою России, а также на содержание имущества указанных организаций. Дело в том, что был принят общий порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере ЖКХ, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры (приказ Минстроя России от 24.08.2015 N 609/пр).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

16. Строительство, реконструкция, капремонт: уточнены требования к исполнительной документации

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 октября 2015 г. №  428 "О внесении изменений в Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. №  1128"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Февраля 2016 г. Регистрационный N 41138. 
Скорректированы состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капстроительства. Исполнительная документация хранится у застройщика или заказчика до проведения органом госстройнадзора проверки законченного строительством, реконструкцией объекта. Уточнено, что речь идет о техническом заказчике. Названный орган выдает заключение о соответствии объекта, в том числе, требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов. Не позднее 5 рабочих дней после выдачи заключения исполнительная документация передается органом застройщику на постоянное хранение. Перечень скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию, определяется не только проектной, но и рабочей документацией. В состав исполнительной документации, в частности, входит комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам. Они делаются лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ на основании распорядительного документа (приказа), подтверждающего полномочия лица. Ранее вместо данных чертежей упоминалась рабочая документация. 
В состав исполнительной документации также включаются акты испытания и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения. 
В новой редакции изложены формы актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

17. С 7 марта на цемент надо получать новый сертификат соответствия, выданный в рамках обязательной системы сертификации

Информация Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2016 г. "Вступает в силу постановление правительства об обязательной сертификации цемента"

Минпромторг России сообщает, что с 7 марта 2016 г. вводится обязательная сертификация цемента. На официальном сайте Росстандарта размещена информация о нормативных документах, устанавливающих обязательные требования к цементам. Также Росстандартом утвержден ГОСТ Р 56836-2016 "Оценка соответствия. Правила сертификации цементов" (вступил в силу 01.02.2016). Министерство рекомендует запрашивать у органов по сертификации выданный Росаккредитацией аттестат аккредитации в области обязательной сертификации цементов с указанием национальных стандартов, устанавливающих обязательные требования при обязательном подтверждении соответствия. Обращается внимание, что с 7 марта 2016 г. необходимо получать новый сертификат в рамках обязательной сертификации. При этом сертификаты соответствия на продукцию, выданные в форме добровольной сертификации, не считаются документами, подтверждающими соответствие продукции в рамках обязательной сертификации. К обращению на рынке допускается лишь цемент, имеющий сертификат соответствия, выданный в рамках обязательной системы сертификации. Выпуск производителями в обращение продукции без подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации влечет административную ответственность.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

18. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2016 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 12 февраля 2016 г. №  КЦ/2016-02ти “Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на февраль 2016 года”

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2016 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

19. Какие меры дисциплинарного воздействия может применить СРО в отношении своих членов?

Минстрой.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 января 2016 г. N  533-АБ/08 О приостановлении действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

В соответствии с ГрК РФ действие свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ может быть приостановлено в случае несоблюдения членом СРО требований техрегламентов, стандартов и требований к выдаче свидетельств о допуске, на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 календарных дней. При этом в этот период член СРО вправе выполнять только работы, необходимые для устранения выявленных нарушений. Данная дисциплинарная мера по своей природе является предупредительной мерой. Вместе с тем одной из мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение вышеуказанных требований, имеющей более значительные последствия, является прекращение действия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ. Указанная мера может быть принята по решению СРО, в т. ч. за неисполнение ее членом предупредительных мер. При этом данная мера применяется на свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в целом.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

20. Технический план объекта недвижимости: требования к подготовке и оформлению

Минэконом.jpg

Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2015 г. №  953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Марта 2016 г. Регистрационный N 41304. 
Разработана форма технического плана. Определены требования к его подготовке и состав содержащихся в нем сведений. В нем воспроизведены сведения об объекте недвижимости, внесенные в ЕГРН. Закреплены особенности содержания техплана многоэтажного здания, многоквартирного дома, единого недвижимого комплекса, помещения, объекта незавершенного строительства и т.д. Техплан состоит из текстовой и графической частей. Они делятся на разделы, обязательные для включения в состав техплана, и разделы, включение которых зависит от видов кадастровых работ. Приведены требования к оформлению каждой из указанных частей плана и заполнению отдельных реквизитов. Техплан оформляется в виде отдельного документа в отношении каждого созданного объекта недвижимости, за исключением установленных случаев. Он подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML. Указанные XML-схемы считаются введенными в действие по истечении 2 месяцев со дня их размещения на официальном сайте Росреестра. Закреплены правила подготовки документов в электронной форме. Декларация составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости. Она является неотъемлемой частью технического плана. Составлена форма декларации, требования к ее подготовке и состав содержащихся в ней сведений. Документ заполняется в случае, если законодательством в отношении соответствующего объекта, изготовленного до 1 января 2013 г., не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод в эксплуатацию, проектной документации на строительство, техпаспорта помещения. 
Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

21. Кадастровый учет и регистрация недвижимости по новым правилам: формы заявлений и требования к их оформлению

Минэконом 2.jpg

Приказ Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. №  920 “Об утверждении форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя...”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 Марта 2016 г. Регистрационный N 41343. 
С 1 января 2017 г. вступает в силу Закон о госрегистрации недвижимости. Установлены формы заявлений, необходимых для кадастрового учета и регистрации по новым правилам. Речь идет о заявлениях о кадастровом учете и (или) регистрации, об исправлении технической ошибки в ЕГРН, о внесении в него сведений и записей (в т. ч. данных о земельных участках и местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате комплексных кадастровых работ). Также установлены требования к их оформлению и формату представления в электронной форме. Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

22. Одна организация не может осуществлять подрядные работы и строительный контроль

Минэконом 3.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 декабря 2015 г. N  Д28и-3631 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N  44-ФЗ"

Законом о контрактной системе не предусмотрены отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем, если исполнитель по выполнению функций строительного контроля и подряда является одним и тем же лицом. Вместе с тем осуществление одной организацией подрядных работ и строительного контроля является фактически контролем "над самим собой", что очевидно противоречит целям и задачам строительного контроля и в целом результативности осуществления закупок. ГК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, и подрядчик не могут быть одним лицом. Таким образом, нормы законодательства прямо указывают на ограничение к лицам, осуществляющим строительный контроль, в части невозможности осуществления одной организацией подрядных работ и строительного контроля.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

23. Закупка строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн руб.: подтверждаем наличие опыта

Минэконом.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. N  Д28и-3632 "О разъяснениях, связанных с применением постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N  99"

Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг. При закупке строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн руб. к участникам устанавливается следующее дополнительное требование. Это наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) аналогичного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. При закупке указанных строительных работ документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, являются копия (копии) ранее исполненного контракта (договора) и акта выполненных работ; копия акта приемки объекта капстроительства и разрешения на ввод в эксплуатацию. Если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством, документом, подтверждающим опыт, является копия акта о приемке выполненных работ. То есть копия акта приемки объекта капстроительства и разрешения на ввод в эксплуатацию не представляется.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

24. Вниманию СРО в сфере строительства

Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2016 г. №  09-01-04/523 “О видах работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства”

Даны разъяснения по вопросам разработки саморегулируемой организацией (СРО) требований в отношении особо опасных и технически сложных объектов капстроительства. Обращается внимание на выполнение таких работ, как подготовка технологических решений жилых зданий и их комплексов, общественных зданий и сооружений, составление декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требуется более детально прорабатывать документы, а также своевременно актуализировать их в соответствии с действующим законодательством.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

25. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2016 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 марта 2016 г. №  КЦ/2016-03ти “Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на март 2016 года”

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2016 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. 
Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

26. Долевое строительство и контрактная система закупок

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 января 2016 г. N  Д28и-72 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N  44-ФЗ"

Разъяснено, что договор участия в долевом строительстве заключается в соответствии с Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости путем предоставления бюджетных инвестиций.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

 

1. В Градостроительном кодексе РФ должно использоваться единое название уполномоченного органа

Госдума.jpg

Досье на проект федерального закона  978631-6 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти” (внесен 21.01.2016 Правительством РФ)

21.01.2016 в Госдуму поступил проект поправок к Градостроительному кодексу РФ. Дело в том, что действующая редакция кодекса содержит разные определения одного и того же федерального органа исполнительной власти. Проектом поправок закрепляется единая формулировка ведомства, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкция: предложены некоторые особенности заключения контрактов

Госдума 3.jpg

Досье на проект федерального закона  1010878-6 “О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (внесен 04.03.2016 Правительством РФ)

04.03.2016 на рассмотрение в Госдуму поступил проект поправок к Закону о контрактной системе в сфере закупок. Предлагается прописать особенности заключения контрактов, предметом которых является, во-первых, выполнение проектных, изыскательских работ, а во-вторых, - строительство, реконструкция объектов капстроительства. Законопроектом устанавливается, что в первом случае результатом выполненной работы по контракту является проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение соответствующей экспертизы. Результат во втором случае - построенный, реконструированный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о его соответствии техрегламентам и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергоресурсов, а также заключение федерального государственного экологического надзора, если оно необходимо согласно ГрК РФ. Работы, выполненные в рамках соответствующего контракта, оплачиваются заказчиком в течение 20 рабочих дней с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В целях недопущения нарушения прав подрядчиков законопроектом предусмотрен срок направления заказчиком необходимых документов в органы, уполномоченные на выдачу заключений либо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Закрепляются дополнительные требования к содержанию контракта на выполнение проектных и (или) изыскательских работ. В нем планируется прописывать согласие подрядчика на передачу технической или проектной документации, результатов инженерных изысканий третьим лицам, а также на многократное применение разработанной им проектной документации в качестве типовой (проекта повторного применения).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Предложено усовершенствовать процедуры подключения объектов капстроительства к сетям газораспределения

Правительство.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (подготовлен Минэнерго России 12.02.2016)

Подготовлен проект постановления Правительства РФ, которым вносятся изменения в правила подключения (технологического присоединения) объектов капстроительства к сетям газораспределения. Так, предусматривается содержание ситуационного плана. Это графическая схема расположения земельного участка в масштабе не менее 1:500, на которой описано местоположение участка (адресный ориентир) и отображен подключаемый объект капстроительства с привязкой к границам участка. Дополняется перечень документов, прилагаемых к запросу о предоставлении технических условий. Возможно, потребуется копия кадастрового плана земельного участка. Планируется уточнить вопросы подключения объектов к сети газораспределения в случаях, если земельные участки, на которых они расположены, не принадлежат владельцам объектов. Вводятся положения, определяющие порядок подключения объектов к сети газораспределения в случае необходимости технологического присоединения нескольких объектов к сети газораспределения, принадлежащих различным заявителям, расположенных в одном кадастровом квартале и/или массиве населенного пункта. Речь также идет о необходимости присоединения объектов, расположенных на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Планируется уточнить особенности реализации программы по строительству жилья экономкласса

Правительство 1.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерацииот 5 мая 2014 г. № 404" (подготовлен Минстроем России 12.02.2016)

Предлагается уточнить, как реализуется программа "Жилье для российской семьи". В частности, в целях строительства жилья экономкласса в рамках программы земельные участки будут предоставляться и в 2017-2019 гг. В связи с этим будут уточнены сроки подачи отчетов о результатах предоставления участков. Кроме того, предлагается на срок реализации программы установить для застройщиков, реализующих проекты жилищного строительства в рамках программы, арендную плату в размере 0,01% кадастровой стоимости участков.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Какие строительные работы предлагается закупать только через электронный аукцион?

Правительство 2.jpg

Проект Распоряжения Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (подготовлен ФАС России 13.02.2016)

Представленный проект поправки касается работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов на основании проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно. Закрепляется, что независимо от цены контракта при закупке указанных работ должен проводиться электронный аукцион.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Для вновь вводимых объектов капстроительства планируется установить первоочередные требования энергоэффективности

Правительство.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерацииот 25 января 2011 г. № 18" (подготовлен Минэнерго России 15.02.2016)

Предложено установить первоочередные требования энергоэффективности для зданий, строений, сооружений. Предполагается, что они применяются в отношении вновь вводимых объектов капстроительства, а также в случае проведения капремонта соответствующих инженерных систем. Требования вводятся для общественно-деловых зданий общей площадью более 1 000 кв. м., а также для многоквартирных домов, подключенных к централизованному теплоснабжению; для помещений общественно-деловых зданий с проектным числом горения свыше 5 тыс. часов в год и мест общего пользования многоквартирных домов. Приводятся показатели сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций. Вводятся дополнения в правила подключения к системам теплоснабжения. Мероприятия, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома - в пределах инженерно-технических сетей объекта, должны обеспечивать выполнение требований энергоэффективности для зданий, строений, сооружений.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Процедуры в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ: предложен исчерпывающий перечень

Правительство 2.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении исчерпывающего перечня административных процедур при строительстве сетей электроснабжения" (подготовлен Минстроем России 23.03.2016)

Планируется установить исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ. Он состоит из двух разделов: процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами; процедуры, связанные с особенностями градостроительной деятельности на территориях регионов и муниципальных образований. В первом разделе упоминаются в т. ч. процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и оформлением документации по планировке территории; с подготовкой и проведением к строительству; с вводом объекта в эксплуатацию. Предложено урегулировать вопросы внесения изменений в перечень. Прописываются правила ведения реестра описаний процедур.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Готовы к утверждению исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства линейных и иных объектов водоснабжения и водоотведения

Правительство 1.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении исчерпывающего перечня административных процедур при строительстве сетей водоснабжения" (подготовлен Минстроем России 23.03.2016)

Предложены исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства линейных и иных объектов водоснабжения и водоотведения. Каждый перечень состоит из двух разделов: процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами; процедуры, связанные с особенностями градостроительной деятельности на территориях регионах и муниципальных образований. Так, упоминаются процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории; с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также с архитектурно-строительным проектированием. Включены специальные процедуры. Предложено урегулировать вопросы внесения изменений в перечень. Прописываются правила ведения реестра описаний процедур.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Предложен новый порядок ведения реестра выданных заключений госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

Минстрой 2.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении Порядка ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре" (подготовлен Минстроем России 23.12.2015)

Представлен проект приказа Минстроя России, которым утверждается новый порядок ведения реестра выданных заключений госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Речь также идет о предоставлении сведений из него. Реестр ведут уполномоченные органы власти и подведомственные им организации, учреждение Минстроя России, Госкорпорация "Росатом". Реестр планируется вести в электронном виде. Сведения из него можно будет получить бесплатно. Действующий порядок, утвержденный Госстроем России, планируется признать утратившим силу.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Если государственный кадастровый учет приостановлен, но лицо не согласно с решением...

Минэконом 2.jpg

Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, а также образующихся в результате ее работы, и способов их направления" (подготовлен Минэкономразвития России 22.01.2016)

Предложено урегулировать вопросы создания и деятельности апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета. Возможно, она будет состоять из восьми членов, включая председателя, его заместителя и секретаря. Заявление представляется в комиссию по месту нахождения учреждения (его филиала), принявшего решение о приостановлении, в течение 30 дней с даты принятия такого решения. Заседание комиссии проводится в течение 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений. Закрепляется, что полномочия национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в апелляционной комиссии вправе осуществлять лица, действующие на основании доверенности.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. Если кадастровому инженеру и (или) заказчику работ понадобились межевой или технический план в электронной форме...

Минэконом.jpg

Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении порядка получения межевого плана, технического плана, карты-плана территории и акта обследования посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" (подготовлен Минэкономразвития России 21.01.2016)

Планируется урегулировать вопросы получения кадастровым инженером и (или) заказчиком работ межевого, технического плана, карты-плана территории, акта обследования в электронной форме посредством электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера". Напомним, что данная процедура, совершаемая в рамках информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав, предусмотрена Законом о госрегистрации недвижимости, вступающим в силу с 1 января 2017 г. Так, закрепляется, что результат кадастровых работ запрашивается по уникальному идентификационному номеру, присвоенному документу, помещенному на временное хранение в электронное хранилище. Услугу можно будет получить в режиме On-line.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Судебная практика

 

1. Расторжение договора аренды госземли из-за отсутствия разрешения на строительство: суд должен оценивать все обстоятельства

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Определение Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 г. №  2317-О “По жалобе гаражно-строительного кооператива «Полет» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 22 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и части 4 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Оспаривались нормы, закрепляющие право арендодателя отказаться от договора аренды в одностороннем порядке. Речь идет об аренде государственных и муниципальных участков, предоставленных для строительства, реконструкции недвижимости. Упомянутое право возникает у арендодателя при неисполнении в срок, предусмотренный договором, обязательств по строительству, реконструкции. Если же срок окончания возведения объекта договором не предусмотрен, право возникает при отсутствии разрешения на строительство, реконструкции по истечении 5 лет со дня заключения данного соглашения. Данное правило распространяется на договоры, заключенные до 01.04.2012 и обязательства по которым не исполнены на эту дату. По мнению заявителя, нормы нарушают стабильность гражданского оборота. Они придают обратную силу закону, ухудшающему положение арендаторов. При этом нормы позволяют расторгать договоры без выяснения причин, по которым арендатор не смог приступить к строительству. Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее. Законодатель, вводя приведенное правило, учитывал необходимость защиты общественных интересов, в частности потребность в эффективном использовании подобной земли. В то же время указанное отсутствие у арендатора, действующего добросовестно, разумно и осмотрительно, разрешения может быть вызвано не только его действиями (бездействием). Причина может быть обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы либо действиями (бездействием) арендодателя, уполномоченных органов публичной власти, подведомственных организаций, должностных лиц. В этих случаях применение последствий в виде одностороннего досрочного расторжения договора не отвечало бы конституционным принципам таких случаях гарантией прав арендодателя выступает последующий судебный контроль за решениями органов власти об одностороннем расторжении. Суд обязан в подобных ситуациях способствовать соблюдению баланса конституционно защищаемых интересов - публичных и частных. Поэтому предполагается, что суд, оценивая правомерность указанного решения, принимает во внимание все обстоятельства, обусловившие задержку получения разрешения на строительство. Они могут быть связаны с действиями (бездействием) как арендатора, так и арендодателя, уполномоченных органов публичной власти, подведомственных организаций, должностных лиц или с обстоятельствами непреодолимой силы.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Госзакупки: обязан ли заказчик оплачивать допработы, которые не согласованы, но приняты?

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26 января 2016 г. N 303-ЭС15-13256 Суд отменил принятые ранее судебные постановления и отказал в удовлетворении требования о взыскания неосновательного обогащения, поскольку заказчиком в полном объеме исполнено обязательство по оплате результата работ, выполненных истцом

Общество обратилось в суд с целью взыскать с госзаказчика неосновательное обогащение. Как указал истец, он заключил с ответчиком госконтракт на выполнение работ по объекту. В целях исполнения данного контракта общество выполнило допработы по пожаротушению объекта. Вместе с тем допработы не были включены в проектно-сметную документацию и, как следствие, не оплачены ответчиком. СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что для взыскания нет оснований, и пояснила следующее. В силу ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения суммы и иное имущество, представленные во исполнение несуществующего обязательства. Такое правило действует, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило переданное в целях благотворительности. В спорный период (до 1 января 2014 г.) действовал Закон о размещении заказов. В силу его положений цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением отдельных случаев. Из смысла норм данного закона следует, что без изменения заказчиком первоначальной цены госконтракта факт выполнения подрядчиком допработ (не предусмотренных условиями этого соглашения), не порождает обязанность заказчика по их оплате. В рассматриваемом случае госконтракт предусматривал, что генподрядчик обязался выполнить на свой риск все работы, как предусмотренные данным соглашением, так и не определенные в нем, своими силами и средствами. В соответствии с требованиями закона и положениями контракта изменение объема работ (их уменьшение или увеличение) требовало внесение сторонами изменений в контракт. Такие изменения в госконтракт не вносились. Доказательств, свидетельствующих о том, что стороны согласовали спорные допработы, выполнение которых увеличило бы цену контракта, нет. Претензий к объемам и качеству работ со стороны приемочной комиссии, госзаказчика не имелось. При таких обстоятельствах оснований для взыскания спорных сумм нет.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Долевое строительство: обязаны ли применять понижающие коэффициенты при подсчете площади квартиры?

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 октября 2015 г. N 82-КГ15-5 Суд отменил апелляционное определение и направил на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции дело об уменьшении цены квартиры и взыскании убытков, поскольку судом апелляционной инстанции не учтено, что истица добровольно заключила с ответчиком договор участия в долевом строительстве на обговоренных условиях, в том числе о стоимости квартиры, и приняла ее от ответчика по соответствующему акту без каких-либо претензий

Дольщик, ссылаясь на то, что ему была передана квартира площадью меньшей, чем указана в договоре участия в долевом строительстве, обратился в суд. Кроме того, как указал истец, он оплатил стоимость квартиры с учетом площади лоджии без понижающего коэффициента 0,5. Суды двух инстанций отчасти поддержали позицию истца. СК по гражданским делам ВС РФ отравила дело на новое рассмотрение, указав следующее. В силу ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. По смыслу норм ГК РФ свобода в заключении договора означает свободный выбор контрагента, условий сделки, свободу волеизъявления на его заключение на определенных сторонами условиях. Стороны договора по собственному усмотрению решают вопросы о заключении договора и о его содержании. В рассматриваемом случае истец добровольно заключил с ответчиком договор участия в долевом строительстве на определенных условиях, в т. ч. о стоимости квартиры. При этом истец принял квартиру от ответчика по соответствующему акту без каких-либо претензий. Нет сведений о том, что стороны при определении характеристик объекта долевого строительства договорились использовать понижающий коэффициент для определения общей площади квартиры с учетом лоджии. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в России предусматривает, что при подсчете площади квартиры во внимание принимается площадь лоджии с учетом понижающего коэффициента 0,5. Между тем требования данной Инструкции обязательны для организаций техинвентаризации, которые осуществляют техучет жилищного фонда (и в этих целях проводят техинвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и помещений, осуществляют иную деятельность, связанную с госучетом жилищного фонда). Приведенное правило Инструкции о том, что при подсчете площади квартиры во внимание принимается площадь лоджии с учетом понижающего коэффициента 0,5, подлежит применению в определенном случае. Это подсчет площадей зданий для техучета жилищного фонда. Для отношений между дольщиками и застройщиками данная Инструкция не имеет обязательного характера.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Проектировщик вправе приостановить работы до предоставления градостроительного плана земельного участка и результатов инженерных изысканий

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2015 г. N Ф07-1001/15 по делу N А21-621/2014 (ключевые темы: инженерные изыскания - проектная документация - рабочая документация - нарушение сроков выполнения работ - государственная экспертиза)

Проектировщик сообщил о приостановлении работ из-за недостатка исходных данных. Апелляционная инстанция посчитала, что работы приостановлены неправомерно. По ее мнению, проектировщик необоснованно истребовал у заказчика градостроительный план земельного участка и результаты инженерных изысканий на первом этапе проектирования объекта. Суд округа с таким выводом не согласился. В соответствии с ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору препятствует его исполнению подрядчиком. В частности, если заказчик не предоставил материал, оборудование, техническую документацию или подлежащую переработке (обработке) вещь. Также подрядчик вправе поступить указанным образом при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что заказчик не исполнит свои обязанности в установленный срок. В силу Градостроительного кодекса РФ проектная документация подготавливается на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке такой документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями техрегламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капстроительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Таким образом, у проектировщика имелись основания требовать градостроительный план земельного участка и результаты инженерных изысканий и на первом этапе проектирования объекта, пусть даже в договоре отсутствовала обязанность заказчиков предоставить ему эти документы.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. О красных линиях в градостроительной документации

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2016 г. №  242-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Казаковцева Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации”

Оспаривались нормы ГрК РФ, закрепляющие понятие "красные линии". Это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, участков, на которых расположены ЛЭП, линии связи (в т. ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, ж/д и другие подобные сооружения. По мнению заявителя, положения неконституционны, поскольку позволяют произвольно устанавливать красные линии в градостроительной документации. Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии. Подобная регламентация необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. С учетом этого ГрК РФ отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования. Ими беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К ним относятся в т. ч. площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. Для обособления как существующих, так и планируемых территорий общего пользования, от иных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, в градостроительной деятельности применяется порядок установления красных линий. Последние выступают в качестве линий регулирования застройки, за которыми не должны возводиться здания, строения и сооружения. Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки спецпроекта на основе генпланов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами госконтроля и надзора, другими заинтересованными службами. По общему правилу красные линии согласовываются проектной организацией одновременно с соответствующей градостроительной документацией. Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий. При этом лицо, права которого могут быть нарушены, может оспорить соответствующий административный акт в судебном порядке либо заявить о компенсации причиненного ущерба.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. О взыскании убытков при долевом строительстве в рамках совместной деятельности

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11 марта 2016 г. N 309-ЭС15-13936 Суд отменил судебные акты об отказе в иске по делу о взыскании убытков, поскольку течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а в 2008 году нарушение прав истца, повлекшее его обращение в суд с иском о взыскании убытков, со стороны ответчика еще не было совершено

Общество потребовало взыскать с фирмы убытки - стоимость строительных работ, выполненных истцом. Как указал истец, он заключил с ответчиком договоры с целью строительства многоквартирного дома. Объект должен был возводиться на земле, арендованной фирмой. По окончании строительства часть готовых квартир должна была передаваться истцу. После частичного возведения объекта в отношении и истца, и ответчика были возбуждены дела о банкротстве. Ответчик зарегистрировал свое право собственности на незавершенный объект и в рамках дела о банкротстве передал его своим кредиторам во исполнение условий мирового соглашения, заключенного с ними. Ссылаясь на то, что объект возводился за счет средств общества, оно и потребовало взыскать убытки. Суды трех инстанций сочли требования необоснованными со ссылкой на то, что не доказан размер убытков. Кроме того, пропущен срок исковой давности. СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение и указала следующее. Нижестоящие суды, применив разъяснения Пленума ВАС РФ, касающиеся создания будущей недвижимости, пришли к верному выводу о том, что у истца возникло право на возмещение убытков. Так, в подобном споре надо учитывать, что право собственности на объект возникает у стороны, предоставившей землю (застройщика), с момента госрегистрации в ЕГРП. Сторона, осуществившая строительство, имеет право на оплату выполненных работ в соответствии с договором. Если же контрагент, предоставивший участок, не исполняет обязанность по их оплате, она может требовать от него в т. ч. возмещения убытков. Нижестоящие суды посчитали, что в иске следует отказать из-за недоказанности стоимости выполненных работ, а следовательно, размера убытков. Однако по ГК РФ суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков лишь из-за того, что их размер не может быть установлен с разумной степенью достоверности. Кроме того, надо было принять во внимание, что в отношении истца введено конкурсное производство. Т. е. взыскание суммы убытков в данном споре необходимо для формирования конкурсной массы и последующего расчета с его кредиторами, среди которых имеются физлица с требованиями, вытекающими из неисполнения должником обязательств по предоставлению им квартир в этом строящемся доме. Поэтому отказ в иске в данном случае влечет ухудшение положения по удовлетворению требований кредиторов, не обеспечивает защиту их прав в деле о банкротстве. Интерес истца при сотрудничестве заключался в получении в собственность согласованной с ответчиком части площадей в построенном им доме. Поэтому размер убытков может быть определен исходя из их стоимости с учетом пропорционального возведения объекта. Вывод о пропуске срока исковой давности также ошибочен.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Гражданин может признаваться пострадавшим и в случае, когда договор долевого участия расторгнут, а уплаченные по нему средства взысканы с застройщика

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2015 г. N 31-КГ15-9 Суд отменил принятые судебные акты и принял новое решение об удовлетворении заявленных требований по делу об оспаривании решения министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, поскольку отказ министерства включить истца в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на том основании, что договор участия в долевом строительстве расторгнут и уплаченные по нему денежные средства взысканы в судебном порядке, является незаконным

Заявителю отказали во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Это обосновывалось тем, что договор участия в долевом строительстве расторгнут и уплаченные по нему средства взысканы в судебном порядке. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что такой отказ является незаконным и заявитель должен быть включен в данный реестр. В силу Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган признает граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет их реестр. Граждане включаются в реестр при наличии одного или нескольких критериев, установленных Минрегионом России. Решением суда с застройщика в пользу заявителя были взысканы средства, уплаченные по договору участия в долевом строительстве, а также проценты за пользование ими. Это решение не исполнено. Застройщик признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Сумма, взысканная судом в пользу заявителя, включена в реестр требований кредиторов в третью очередь. Заявитель признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по факту хищения денежных средств, привлеченных для строительства многоквартирного дома. Таким образом, имеются обстоятельства, установленные в качестве критериев отнесения граждан, чьи средства привлечены для строительства домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Правилами ведения реестра закреплены основания, при которых во включении в него отказывают. Между тем в решении об отказе во включении в реестр ни одно из таких оснований не приведено.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Спор о взыскании членских взносов в пользу саморегулируемой организации может передаваться в третейский суд

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 ноября 2015 г. N Ф09-8456/15 по делу N А60-36124/2015 (ключевые темы: принудительное исполнение решения третейского суда - третейский суд - членские взносы - выдача исполнительного листа - некоммерческое партнерство)

Третейский суд взыскал со строительной компании в пользу некоммерческого партнерства (саморегулируемой организации) членские взносы, проценты за пользование чужими денежными средствами и расходы на уплату третейского сбора. Партнерство просило выдать исполнительный лист на принудительное исполнение данного решения. Но ему отказали. Основание - решение принято по корпоративному спору, который относится к исключительной подведомственности арбитражных судов и не может рассматриваться третейским судом. Кассационная инстанция с таким выводом не согласилась. Корпоративные споры отнесены к специальной подведомственности арбитражного суда. Специальная подведомственность как понятие используется для расширения компетенции арбитражных судов за счет сужения компетенции судов общей юрисдикции, но не за счет исключения компетенции третейских судов. Корпоративные споры отнесены к специальной, а не к исключительной подведомственности арбитражных судов. Иными словами, специальная подведомственность арбитражным судам корпоративных споров не исключает возможности рассмотрения таких дел третейскими судами с учетом существа спора, характера правоотношений сторон и последствий принятия решения третейским судом. Как таковой спор, затрагивающий вопросы участия компании в некоммерческом партнерстве либо осуществления ею прав члена партнерства, между сторонами отсутствует. Спор, рассмотренный третейским судом, носит экономический характер, вытекает из гражданских правоотношений и мог быть предметом третейского разбирательства.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору