РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за январь 2016 года

12.02.2016

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию технический план предоставлять не требуется?
  2. Что планируется сделать в 2016 г. для развития жилищного строительства?
  3. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на декабрь 2015 г.
  4. Скорректированы Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы
  5. Как составить и оформить заключение госэкспертизы проектной документации?
  6. Пересмотрен перечень стандартов и сводов правил для применения техрегламента о безопасности зданий и сооружений
  7. Формирование и ведение дел в рамках государственного строительного надзора: что нового?
  8. Изменились форма техплана здания и требования к его подготовке
  9. Снятие с учета недвижимости в связи с прекращением существования с 1 января 2017 г.: акт обследования и требования к его подготовке
  10. Техплан объекта незавершенного строительства: что нового?

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Утверждение документации по планировке территории: проект административного регламента

Судебная практика:

  1. Защиты прав потребителя можно добиться, даже если договор долевого участия в строительстве не зарегистрирован
  2. Корректировка разрешения на строительство из-за изменения проектной документации возможна, но не всегда
  3. Банкротство застройщика: правила на случай, когда пропущен срок подачи заявления о переводе требования по передаче квартиры в денежное требование

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию технический план предоставлять не требуется?

Госдума.jpg

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1499 “О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. № 175”

Признано утратившим силу постановление Правительства РФ, которым предусматривалась необходимость направления технического плана для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Что планируется сделать в 2016 г. для развития жилищного строительства?

Госдума 2.jpg

Распоряжение Правительства РФ от 13 января 2016 г. № 4-р О плане мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сферы жилищного строительства в 2016 г.

Составлен план мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития сферы жилищного строительства в 2016 г. В результате предполагается повысить прозрачность деятельности застройщиков, поддержать строительство инженерной, социальной и транспортной инфраструктур при реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих возведение жилья эконом-класса, и др.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на декабрь 2015 г.

Госдума 2.jpg

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 декабря 2015 г. № КЦ/2015-12ти “Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам российской федерации на декабрь 2015 года”

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на декабрь 2015 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Скорректированы Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы

Указ Президента.jpg

Изменения в государственные сметные нормативы. Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы (приложение N 3 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11 декабря 2015 г. N 899/пр)

Вносятся изменения в Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Как составить и оформить заключение госэкспертизы проектной документации?

Госдума 3.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 декабря 2015 г. № 887/пр “Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 Декабря 2015 г. Регистрационный N 40333. 
Заново регламентирован состав, содержание и порядок оформления заключения госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Обновлены требования к содержанию разделов заключения экспертизы. Так, в разделе "общие положения" необходимо указывать сведения об источниках финансирования объекта капстроительства. В данный раздел могут включаться иные представленные по усмотрению заявителя сведения. Заключение больше не содержит описание сметы на строительство. Ранее каждый вывод о несоответствии результатов инженерных изысканий должен был содержать содержать только ссылку на нормативный акт. Теперь следует ссылаться, во-первых, на результаты инженерных изысканий, в отношении которых сделан вывод о несоответствии. Во-вторых, на конкретное требование нормативного правового акта, иного нормативного документа. Требуются ссылки на документ в области стандартизации, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламентов (в случае принятия застройщиком и (или) техзаказчиком решения о применении такого документа). Кроме того, обновлена форма положительного (отрицательного) заключения экспертизы. Регистрационный номер заключения теперь состоит из 11 знаков, разделенных на 7 частей. В примечаниях к форме приводится расшифровка значений каждой из частей номера. Приказы Росстроя России и Минрегионразвития России, регулирующие соответствующие вопросы, признаны не подлежащими применению.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Пересмотрен перечень стандартов и сводов правил для применения техрегламента о безопасности зданий и сооружений

Госдума.jpg

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2015 г. № 1650 “О внесении изменений в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

Обновлен перечень документов в области стандартизации, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований техрегламента о безопасности зданий и сооружений. В новый перечень включено 283 стандарта и свода правил.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Формирование и ведение дел в рамках государственного строительного надзора: что нового?

Госдума 2.jpg

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 октября 2015 г. № 417 “О внесении изменений в Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1130”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Декабря 2015 г. Регистрационный N 40007. 
Скорректирован порядок формирования и ведения дел в рамках государственного строительного надзора. Так, уточнены основания для составления дел. В новой редакции изложены образцы журналов, в которых регистрируются все составленные или полученные документы. Предусмотрена возможность вести их на бумажном носителе или в электронном виде с использованием соответствующего аппаратно-программного обеспечения. Закреплены положения о предоставлении в орган государственного строительного надзора проектной документации на объект капстроительства в электронном виде.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Изменились форма техплана здания и требования к его подготовке

Госдума 3.jpg

Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 декабря 2015 г. № 913 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 г. № 403”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 Января 2016 г. Регистрационный N 40592. 
Ранее были внесены поправки в законы о геодезии и картографии и госкадастре недвижимости. В соответствии с ними в текстовой части техплана здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства указываются не только необходимые для внесения в госкадастр сведения в объеме, установленном Минэкономразвития России, но и данные об использованной при подготовке плана геодезической основе кадастра. В связи с этим внесены соответствующие изменения в форму техплана здания. 
Обновлены и требования к его подготовке. В частности, установлено, как заверяются электронные документы, подлежащие включению в состав приложения к плану.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Снятие с учета недвижимости в связи с прекращением существования с 1 января 2017 г.: акт обследования и требования к его подготовке

Госдума.jpg

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. № 861 “Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Декабря 2015 г. Регистрационный N 40274. 
С 1 января 2017 г. вступает в силу Закон о госрегистрации недвижимости. В соответствии с ним одним из оснований для госрегистрации прав является акт обследования, подготовленный в результате кадастровых работ. 
Установлены форма такого акта и требования к его подготовке. Это документ, в котором кадастровый инженер подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением либо помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения (их части), в которых оно было расположено. Акт составляется на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости. Также учитываются данные ЕГРН и других документов, подтверждающих прекращение существования объекта или являющихся основанием для его сноса. Документы (кроме содержащих сведения ЕГРН) включаются в состав приложения к акту. В акт вносятся сведения об объекте, заказчике кадастровых работ, кадастровом инженере. Также указываются дата подготовки и использованные документы. Акт подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Также акт может быть составлен на бумажном носителе, если это предусмотрено договором подряда. Он заверяется подписью и печатью кадастрового инженера. Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Техплан объекта незавершенного строительства: что нового?

Правительство.jpg

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 декабря 2015 г. № 910 "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Минэкономразвития России от 10 февраля 2012 г. № 52”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Января 2016 г. Регистрационный N 40612. 
Скорректирована форма технического плана объекта незавершенного строительства и требования к его подготовке. 
В техплане больше не отражается информация о части (частях) объекта. Также уточнен состав указываемых в техплане сведений о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ. Дополнительно приводятся данные о состоянии наружного знака пункта, центра пункта и его марки (сохранились они или утрачены). Кроме того, в реквизите "2" раздела "Исходные данные" техплана должны быть указаны сведения не менее чем о трех пунктах государственной геодезической сети, использованных при выполнении кадастровых работ. Пересмотрены правила указания адреса объекта незавершенного строительства.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

 

1. Утверждение документации по планировке территории: проект административного регламента

Госдума.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации государственной услуги по утверждению документации по планировке территории по заявлениям заинтересованных лиц" (подготовлен Минстроем России 02.12.2015)

Представлен проект Административного регламента оказания Минстроем России госуслуги по утверждению документации по планировке территории по заявлениям заинтересованных лиц. В результате издается приказ об утверждении документации, его копия направляется заявителю либо направляется уведомление об отклонении документации. Предполагается, что срок оказания госуслуги не должен превышать 30 дней с момента предоставления документации. Госуслуга предоставляется бесплатно. Предусматривается содержание конкретных административных процедур.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Судебная практика

 

1. Защиты прав потребителя можно добиться, даже если договор долевого участия в строительстве не зарегистрирован


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2015 г. N 18-КГ15-214 Суд отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку при снижении суммы неустойки судами не учтено, что применение положений гражданского законодательства об уменьшении неустойки по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика, с обязательным указанием мотивов, по которым предполагается, что уменьшение размера неустойки является допустимым

Гражданке было уступлено право требования квартиры в строящемся доме. Данное право уступила компания, которая изначально заключила с застройщиком договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Застройщик в срок не исполнил свои обязательства. В связи с этим общество по защите прав потребителя обратилось в суд в интересах данной гражданки. Истец потребовал взыскать с застройщика неустойку, компенсацию морального вреда, а также штраф. Одна из судебных инстанций сочла, что в части требований следует отказать, поскольку в данном случае Закон о защите прав потребителей не применяется. СК по гражданским делам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение и указала следующее. Исходя из ранее сформулированных разъяснений в случае, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются в т. ч. спецзаконами (например, договор участия в долевом строительстве), к отношениям сторон Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной таким спецактами. Законом об участии в долевом строительстве вопросы компенсации морального вреда и взыскания штрафа не урегулированы. Следовательно, в этой части в данном деле должны применяться положения Закона о защите прав потребителей. Право приобретения гражданкой квартиры в строящемся доме основано на договоре цессии, заключенном с участником долевого строительства - юрлицом. 
Кроме того, договор долевого участия в строительстве жилья, а также сделка по уступке прав (требований) не прошли госрегистрацию. Однако сами по себе такие обстоятельства не являются основанием для того, чтобы лишить физлицо статуса гражданина-потребителя по отношению к застройщику, а также гарантий, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. Таким образом, вывод о том, что в подобном случае не применяется Закон о защите прав потребителей, ошибочен.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Корректировка разрешения на строительство из-за изменения проектной документации возможна, но не всегда

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 ноября 2015 г. N 301-ПЭК15 Суд отменил принятые ранее судебные постановления и оставил в силе судебные акты судов первой и кассационной инстанций, поскольку заявленные при обращении в уполномоченный орган обстоятельства (иная проектная документация) не являются основанием для внесения изменений в выданные ранее разрешения на строительство

Президиум ВС РФ не поддержал позицию СК по экономическим спорам ВС РФ. Поводом для разночтений между инстанциями стал вопрос об изменении разрешения на строительство в случае корректировки проектной документации. Такое переоформление потребовалось компании в процессе строительства из-за корректировки проектной документации в части увеличения этажности и перерасчета загрузок возводимых домов. 
СК по экономическим спорам ВС РФ сочла корректировку разрешения по причине внесения таких изменений в параметры застройки вполне допустимой. Между тем, как указал Президиум, такой вывод ошибочен. 
ГрК РФ закрепляет случаи, когда вносятся изменения в разрешение на строительство. Перечень таких ситуаций, закрепленный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Согласно ГрК РФ допускается отклонение параметров объекта капстроительства (высоты, количества этажей, площади, объема) от проектной документации, если необходимость такого несоответствия выявилась в процессе строительства, реконструкции, капремонта этого объекта. Вместе с тем предполагается, что подобное отклонение обусловлено необходимостью, которая выявлена в процессе строительства объекта, и соблюден порядок изменения проектной документации. Т. е. причины, повлекшие изменение проектной документации, должны быть объективными. В рассматриваемом же деле изменения, которые компания планировала внести в выданные ей разрешения на строительство, были вызваны лишь ее намерением увеличить этажность и количество секций возводимых домов. Нет доказательств, что подобное отклонение параметров объектов капстроительства от проектной документации, влекущее изменение проектной документации и разрешения на строительство, было вызвано объективной необходимостью. С учетом этого компании обоснованно было отказано в переоформлении разрешений. Следует отметить, что на данное дело обратил внимание и ВС РФ в своем недавнем обзоре судебной практики.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Банкротство застройщика: правила на случай, когда пропущен срок подачи заявления о переводе требования по передаче квартиры в денежное требование

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 304-ЭС15-12057 Суд отменил судебные акты в части отказа во включении в реестр требований кредиторов денежных требований заявителя, а также отменил принятые по делу обеспечительные меры, поскольку приостановлено исполнение определения суда первой инстанции о завершении конкурсного производства в отношении должника, чем в достаточной мере обеспечивается возможность исполнения судебного акта, вынесенного по заявлению истца

В рамках дела о банкротстве застройщика гражданка подала заявление об отказе от исполнения договора участия в долевом строительстве, исключении ее требования о передаче квартиры из реестра требований о передаче жилых помещений и об установлении денежного требования. Заявительнице отказали во включении денежного требования в реестр. Суды сослались на отсутствие оснований для восстановления пропущенного ею срока предъявления данного требования. Однако Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ включила денежные требования заявительницы в реестр требований кредиторов и признала их подлежащими удовлетворению после завершения расчетов с гражданами - участниками строительства, предъявившими денежные требования в установленный срок. Это объясняется следующим. 
Включение требований в реестр требований о передаче жилых помещений не является иным способом защиты прав кредиторов, отличным от включения их требований в денежный реестр. По существу, реестр требований о передаче жилых помещений является частью реестра требований кредиторов. При наличии указанных в законе обстоятельств конкурсный управляющий уведомляет участников строительства, чьи требования включены в реестр требований о передаче жилых помещений, о возможности предъявить денежные требования в течение месяца со дня получения уведомления. Условие - одновременный отказ участника строительства от исполнения договора, предусматривающего передачу жилого помещения. Требование заявительницы о передаче жилого помещения ранее было признано обоснованным, оно включено в соответствующий реестр как заявленное в срок (до закрытия реестра требований кредиторов). 
Вместе с тем заявительница пропустила месячный срок без уважительных причин. Закон о банкротстве не содержит положений о перераспределении выплат между участниками строительства, своевременно заявившими о намерении трансформировать ранее учтенные требования о передаче жилых помещений в денежные, и кредиторами, нарушившими этот месячный срок. В связи с этим к порядку удовлетворения денежного требования заявительницы в составе требований кредиторов третьей очереди по аналогии закона применяются следующие правила. Кредитор получает удовлетворение в рамках своей очереди. Но при этом он имеет право на последовательное удовлетворение, т. е. из средств, оставшихся после полного расчета с другими гражданами - кредиторами третьей очереди, подавшими заявления о трансформации требований в отведенный законом срок.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору