РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
132  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за июнь 2015 года

06.08.2015

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актовегулирующих строительную деятельность, за июнь 2015 года

 

Оглавление

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Какие требуются документы для кадастрового учета объекта капстроительства, введенного в эксплуатацию на основании разрешения?
  2. Какие правила МЧС России по проектированию и строительству более не применяются?
  3. Федеральный реестр сметных нормативов: очередные изменения в расценки на отдельные виды работ

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Планируется создать единый институт развития в жилищной сфере

 

Судебная практика:

  1. Обязанность представлять проектную документацию на госэкспертизу возложена на заказчика или застройщика, но не на проектировщика
  2. При изменении проектной документации разрешение на строительство корректируется, а не выдается новое
  3. Правила на случай, когда заказчиком выявлены недостатки результата работ
  4. На требование заказчика о возмещении убытков, вызванных ненадлежащим исполнением обязательств подрядчиком, распространяется общий срок исковой давности

 

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Какие требуются документы для кадастрового учета объекта капстроительства, введенного в эксплуатацию на основании разрешения?

Указ Президента.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 июня 2015 г. N  ОГ-Д23-8258

В отношении объектов капстроительства, введенных в эксплуатацию в соответствии с разрешением, государственный кадастровый учет может производиться на основании техплана объекта. При этом копия разрешения включается в приложение к техплану. Если техплан подготовлен в соответствии с проектной документацией, копия разрешения не включена в приложение к нему, не представлена вместе с заявлением об учете и не подана уполномоченной на выдачу таких документов организацией по запросу органа кадастрового учета в рамках межведомственного информационного взаимодействия, основания для учета объекта отсутствуют. Таким образом, в целях кадастрового учета объекта капстроительства, введенного в эксплуатацию на основании разрешения, заявитель вправе представить в госорган в т. ч. техплан объекта или копию разрешения на ввод его в эксплуатацию. В первом случае нужно приложить копию разрешения на ввод в эксплуатацию. Во втором - техплан.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Какие правила МЧС России по проектированию и строительству более не применяются?

Приказ МЧС России от 10 апреля 2015 г. №  181 “О признании утратившим силу приказа МЧС России от 23.07.2002 №  357 «Об утверждении и введении в действие Свода правил по проектированию и строительству «Порядок учета инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-113-2002)»

В связи с потерей актуальности признан утратившим силу Приказ МЧС России об утверждении и введении в действие Свода правил по проектированию и строительству "Порядок учета инженерно-технических мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению ЧС при составлении ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-113-2002).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Федеральный реестр сметных нормативов: очередные изменения в расценки на отдельные виды работ

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=465114256-05-72

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 июня 2015 г. №  406/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”

Скорректирован федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при расчете сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. Из раздела 1 "Государственные сметные нормативы" исключены Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве "Предприятия транспорта, хранения нефтепродуктов и АЗС" под регистрационным номером 13 и главы 1 "Цинковые, свинцовые, медеплавильные, медеэлектролитные заводы", 2 "Никель-кобальтовые заводы", 6 "Переделы и цехи производства редких металлов и полупроводниковых материалов" Сборника цен на проектные работы для строительства. Раздел 7 "Цветная металлургия" под регистрационным номером 20. Документы датированы 15 декабря 2009 гдновременно включены более актуальные материалы в данных областях. Уточнен раздел 3 "Территориальные сметные нормативы".

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов

 

1. Планируется создать единый институт развития в жилищной сфере

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=344168937-01-72&n=21

Досье на проект федерального закона  808227-6 "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (внесен 04.06.2015 Правительством РФ)

4 июня 2015 г. в Государственную Думу ФС РФ на рассмотрение поступил проект Закона о содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфереланируется создать единый институт развития в жилищной сфере. Это АО, единственным акционером которого выступает Российская Федерация. 
Организациями единого института будут являться Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, некоммерческие организации, которые созданы первым либо в отношении которых он реализует функции по управлению, а также дочерние хозяйственные общества, в т. ч. кредитная организация. 
Выделяются 12 функций АО. Среди них - участие в реализации программ в жилищной сфере, содействие развитию жилищного строительства и ипотечного кредитования, внедрение передовых технологий для возведения жилья эконом-класса, организация помощи заемщикам по ипотечным кредитам, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Прописываются положения о годовом отчете единого института. Указывается его состав. Годовой отчет должен будет направляться Президенту РФ, в Госдуму, Совет Федерации, Правительство РФ до 1 сентября года, следующего за отчетным. За внешний государственный аудит (контроль) в отношении единого института будет отвечать Счетная палата РФ. 
В связи с принятием закона предусматриваются изменения в ряд иных актов, в т. ч. в закон о некоммерческих организациях. Закрепляются переходные положения.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Судебная практика

 

1. Обязанность представлять проектную документацию на госэкспертизу возложена на заказчика или застройщика, но не на проектировщика

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 мая 2015 г. N Ф01-1536/15 по делу N А17-5949/2014 (ключевые темы: проектная документация - государственная экспертиза проектной документации - техническое задание - технический заказчик - техническая документация)

Суть спора заключается в том, кто из сторон контракта на разработку проектно-сметной документации должен направить ее на госэкспертизу. Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, которая удовлетворила иск подрядчика о понуждении заказчика передать подготовленную проектную документацию в экспертную организацию. В силу ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан в т. ч. согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными госорганами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию. Подрядчик не вправе передавать ее третьим лицам без согласия заказчика. Согласно Градостроительному кодексу РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных кодексом, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы. Таким образом, обязанность представлять проектную документацию на экспертизу, заключать договор с экспертным учреждением возложена на заказчика или застройщика, но не на проектировщика. При этом возможность получения подрядчиком доверенности с соответствующими полномочиями не освобождает заказчика от обязанности от собственного имени вступить в договорные отношения с экспертным учреждением. Ссылка на то, что расходы на госэкспертизу включены в цену контракта, несостоятельна. Техническим заданием предусмотрено, что подрядчик передает заказчику проектно-сметную документацию с положительным заключением госэкспертизы. Но из этого не следует, что подрядчик обязан направить документацию на экспертизу и самостоятельно, от собственного имени вступить в договорные отношения с экспертной организацией. Данное условие отражает характеристику результата работ, на который рассчитывает заказчик. Т. е. речь идет уже о готовом продукте, подлежащем оплате. В контракте стороны предусмотрели все расходы подрядчика, которые включены в цену контракта. Среди них нет стоимости экспертизы проектной документации. Отдельно выделена лишь стоимость экспертизы сметной документации, которая следует за экспертизой проектной документации.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. При изменении проектной документации разрешение на строительство корректируется, а не выдается новое

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 мая 2015 г. N 306-КГ15-578 Суд отменил решения судов первой и кассационной инстанций, оставив в силе апелляционное постановление о признании незаконными отказов уполномоченного органа в переоформлении разрешений на строительство жилых домов, поскольку градостроительное законодательство не содержит запрета на внесение изменений в разрешение на строительство в связи с изменением проектной документации

Поводом для обращения компании в суд послужил факт непереоформления разрешения на строительство жилых домов. Такое переоформление компании требовалось из-за корректировки проектной документации в части увеличения этажности и перерасчета загрузок данных домов. В связи с этим компания направила заявления учреждению. В ответ на это учреждение сослались на то, что компании необходимо оформить документы, предусмотренные для получения разрешения на строительство (т. е., по сути, оформить новое разрешение). 
Полагая, что такой ответ является незаконным отказом, компания обратилась в суд. СК по экономическим спорам ВС РФ поддержала позицию компании и пояснила следующее. В ГрК РФ нет норм, регламентирующих порядок внесения изменений в разрешение на строительство в случае, когда корректируется проектная документация на объект, находящийся в стадии строительства. ГрК РФ закрепляет случаи, когда вносятся изменения в разрешение на строительство. Между тем перечень таких ситуаций, закрепленный в ГрК РФ, не является исчерпывающим. Поэтому указанное отсутствие норм не служит основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство при упомянутой корректировке проектной документации.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Правила на случай, когда заказчиком выявлены недостатки результата работ

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2015 г. N Ф03-568/15 по делу N А73-214/2014 (ключевые темы: договор подряда - взыскание неустойки - условия договора - видеоконференц-связь - пропуск срока)

Подрядчик просил взыскать с заказчика оплату за работы, выполненные по договору подряда. Заказчик предъявил встречный иск. Он хотел, чтобы подрядчик устранил недостатки результата работ, а также уплатил штраф за ненадлежащее качество и неустойку за нарушение сроков выполнения работ. Встречный иск был удовлетворен. В удовлетворении первоначального иска отказано. Однако кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, указав следующее. Если недостатки (дефекты) являются устранимыми, заказчик может потребовать от подрядчика либо их безвозмездного устранения, либо соразмерного уменьшения цены, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков. Но при этом заказчик не освобождается от обязанности оплатить работы. В то время как при наличии существенных и неустранимых недостатков заказчик вправе отказаться от приемки результата работ и исполнения договора строительного подряда. Таким образом, выбор заказчиком способа защиты нарушенного права зависит от характера выявленных дефектов - устранимые либо неустранимые. В соответствии с ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком. Следовательно, если заказчик обоснованно отказался от приемки работ из-за недостатков, исключающих возможность использования результата работ в соответствии с целями, указанными в договоре, то оснований для понуждении подрядчика устранить недостатки не имелось. Заказчик вправе потребовать устранения недостатков только в случае, если дефекты являются устранимыми. Их наличие, однако, не освобождает заказчика от обязанности оплатить работы. Кроме того, в материалах дела нет доказательств того, что заказчик заявил об отказе от исполнения договора. В противном случае принятая судами позиция фактически привела бы к неосновательному обогащению заказчика, получившего результат работ и реализовавшего право на предъявление требования об устранении недостатков, но не оплатившего такой результат.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. На требование заказчика о возмещении убытков, вызванных ненадлежащим исполнением обязательств подрядчиком, распространяется общий срок исковой давности

суд2.jpg

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2015 г. N Ф07-804/14 по делу N А13-5076/2014 (ключевые темы: взыскание убытков - гарантийный срок - текущий ремонт - взыскание неустойки - срок исковой давности)

Заказчик просил взыскать с подрядчика убытки, понесенные в связи с некачественным выполнением работ по плановым видам ремонта вагонов, и неустойку. Иск был удовлетворен только в части взыскания неустойки. Суды посчитали, что в отношении убытков пропущен годичный срок исковой давности. Но кассационная инстанция признала такой вывод неверным и удовлетворила иск полностью. В соответствии с ГК РФ срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет 1 год. А в отношении зданий и сооружений он определяется по правилам статьи ГК РФ про общий срок исковой давности. Между тем по смыслу ГК РФ требование о возмещении своих расходов, к которому применим сокращенный срок исковой давности, может заявляться заказчиком, если он самостоятельно, в т. ч. и путем привлечения третьих лиц, устранил недостатки, допущенные подрядчиком, и понес в связи с этим расходы. В спорном случае у заказчика не имелось оснований предъявлять к подрядчику указанные требования. Ведь факт ненадлежащего выполнения подрядчиком работ был выявлен и дефект был устранен ОАО "РЖД", действовавшим в целях обеспечения безопасности движения транспорта. Работы по устранению неисправности были оплачены истцом не по собственной инициативе, а в порядке, установленном ОАО "РЖД", являющимся естественным монополистом. 
С учетом изложенного требование заказчика следует квалифицировать как требование о возмещении убытков, вызванных ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств, к которому применяется общий срок исковой давности. Данный срок не был пропущен.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору