РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов,регулирующих строительную деятельность, за апрель 2015 года

08.05.2015


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Правовое регулирование в сфере градостроительной деятельности: какие постановления Правительства готовятся к принятию?
  2. Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание?
  3. Известны индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2015 г.
  4. Новый перечень ГОСТов, которые помогут соблюсти требования Техрегламента о безопасности зданий и сооружений
  5. Единый реестр членов СРО, имеющих право выдавать свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капстроительства: форма
  6. Обновлены формы разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию
  7. Строительство: скорректирован федеральный реестр сметных нормативов

Судебная практика:

  1. Следует помнить об установленных ГК РФ сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы
  2. Ввод объекта в эксплуатацию еще не означает, что договор на его строительство прекратил свое действие
  3. Действия заказчика, направленные на установление заведомо невыгодных для подрядчика условий договора, являются злоупотреблением правом
  4. О согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию на рынке строительства жилья
  5. Подрядчик, претендующий на оплату дополнительных работ, не учтенных в технической документации, должен доказать, что он уведомлял заказчика о необходимости их выполнения

Федеральные нормативно-правовые акты

1. Правовое регулирование в сфере градостроительной деятельности: какие постановления Правительства готовятся к принятию?

 Распоряжение Правительства РФ от 16 апреля 2015 г. № 667-р Об изменениях, которые вносятся в раздел II плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" Скорректирован план мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства". Так, к июню 2015 г. планируется разработать проект постановления Правительства РФ об оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капстроительства (изначально предполагалось к декабрю 2014 г.). К октябрю 2015 г. подготовят проект правительственного постановления об установлении порядка формирования и ведения фонда материалов и данных инженерных изысканий на основе информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Подключение к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения: на что обратить внимание?

 Письмо Федеральной антимонопольной службы от 11 февраля 2015 г. № АЦ/5788/15 “Рекомендации по применению Порядка подключения объектов капитального строительства к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения” Подготовлены рекомендации по вопросам подключения объектов капстроительства к сетям горячего, холодного водоснабжения и водоотведения. В частности, указано, что заявление о заключении договора о подключении к сетям холодного водоснабжения может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий. Это возможно, если последний определил необходимую ему нагрузку. Что касается горячего водоснабжения, то заявитель обязан предварительно получить условия на подключение (присоединение). Рассмотрены типичные антимонопольные нарушения, совершаемые организациями водопроводно-канализационного хозяйства. Так, отмечены случаи, когда правопреемники организации, выдавшей техусловия, или организации, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на подключение к которым уже были выданы техусловия, направляют заявителей на получение новых техусловий.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Известны индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2015 г.

 Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 12 марта 2015 г. № КЦ/2015-03ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на март 2015 года” Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2015 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

4. Новый перечень ГОСТов, которые помогут соблюсти требования Техрегламента о безопасности зданий и сооружений

Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Составлен новый перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Так, упомянуты межгосударственные стандарты, актуализированные своды правил. Документы содержат в т. ч. нормоконтроль проектной и рабочей документации, особенности выполнения отдельных работ, правила теплоснабжения, энергоэффективности. Прежний перечень признан утратившим силу. Приказ вступает в силу с 1 июля 2015 г.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

5. Единый реестр членов СРО, имеющих право выдавать свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капстроительства: форма

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2015 г. № 114 "Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций” Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 Апреля 2015 г. Регистрационный N 36736. Подготовлена форма единого реестра членов саморегулируемых организаций (СРО), имеющих право выдавать свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства. Сведения размещаются на сайте Национального объединения СРО. Исключения - адрес регистрации по месту жительства, дата и место рождения, паспортные данные ИП.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

6. Обновлены формы разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 февраля 2015 г. № 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию” Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 Апреля 2015 г. Регистрационный N 36782. Установлены новые формы разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Отметим, что формы указанных документов устанавливает не Правительство РФ, а Минстрой России. Новые формы применяются при строительстве и реконструкции капитальных и линейных объектов, а также при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности. Новые формы разрешений снабжены пояснениями по их заполнению. Предусмотрена возможность продления действия разрешений. Новые формы применяются с момента отмены прежних.
 Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

7. Строительство: скорректирован федеральный реестр сметных нормативов

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 февраля 2015 г. № 140/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета” Актуализирован раздел 1 "Государственные сметные нормативы" федерального реестра сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств госказны. В него включены новые справочники цен на строительство объектов гражданской авиации, черной металлургии, водоснабжения и канализации и др. Дополнен раздел 3 "Территориальные сметные нормативы".
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. Следует помнить об установленных ГК РФ сроках обнаружения ненадлежащего качества результата работы

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2015 г. N Ф02-192/15 по делу N А19-4130/2014 (ключевые темы: договор подряда - техническая документация - сроки исковой давности - порядок разрешения споров - ненадлежащее качество) Заказчик просил взыскать с подрядчика убытки, причиненные в результате ненадлежащего выполнения проектно-изыскательских работ, и обязать ответчика переделать техническую документацию. В иске было отказано в связи с пропуском срока исковой давности. Кассационная инстанция оставила состоявшиеся судебные акты без изменения, отметив следующее. В силу ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ отвечает за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ. Таким образом, недостатки этих работ могли быть выявлены заказчиком как в ходе строительства, так и в процессе эксплуатации объекта. Суды ошибочно исчислили срок исковой давности с момента приемки работ и подписания последнего акта сдачи-приемки. Но это не привело к неверному разрешению спора. Предусмотренная ГК РФ ответственность подрядчика за недостатки, обнаруженные в ходе строительства или в процессе эксплуатации созданного объекта, не может трактоваться как позволяющая заказчику в течение неограниченного времени (бессрочно) выявлять недостатки и предъявлять связанные с ними требования к подрядчику. ГК РФ предусмотрены сроки обнаружения ненадлежащего качества работы. Так, если гарантийный срок не установлен, требования, связанные с недостатками результата работы, могут быть предъявлены заказчиком при условии, что они были обнаружены в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота. Договором гарантийный срок не установлен. При этом недостатки работ обнаружены заказчиком за пределами 2-летнего срока со дня передачи результата работ и подписания последнего акта сдачи-приемки. Т. е. срок исковой давности пропущен.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Ввод объекта в эксплуатацию еще не означает, что договор на его строительство прекратил свое действие

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 декабря 2014 г. N Ф03-5718/14 по делу N А51-28799/2013 (ключевые темы: неустойка - муниципальный контракт - строительство объектов - ненадлежащее исполнение - проектная документация) Апелляционная инстанция отказала подрядчику во взыскании с заказчика договорной неустойки, начисленной в связи с несвоевременным погашением задолженности. Она исходила в т. ч. из того, что истец требует неустойку за работы, выполненные после ввода объекта строительства в эксплуатацию (т. е. после окончания срока действия контракта). Поэтому к спорным правоотношениям не может применяться мера ответственности, установленная контрактом. Но суд округа не согласился с такими выводами. В спорном случае сторонами был заключен контракт на строительство объекта. В нем предусматривалось, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения сторонами обязательств по нему. При этом не указывалось, что окончание срока действия контракта влечет прекращение обязательств сторон. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капстроительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капстроительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации. Таким образом, ввод объекта в эксплуатацию лишь подтверждает сам факт строительства, но не является основанием для признания контракта прекратившим свое действие. Более того, контрактом предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в течение 2 лет с даты выдачи разрешения на ввод объекта, что также подтверждает факт продолжения правоотношений сторон. В силу ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Действия заказчика, направленные на установление заведомо невыгодных для подрядчика условий договора, являются злоупотреблением правом

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 февраля 2015 г. N Ф10-4524/14 по делу N А09-1108/2014 (ключевые темы: муниципальный заказчик - неустойка - ЖКХ - температура воздуха - сроки выполнения работы) Кассационная инстанция отказала заказчику во взыскании с подрядчика неустойки за нарушение сроков выполнения работ по капремонту автомобильных дорог. Это объясняется следующим. Согласно СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами, разрешается устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10 градусов. Смешение грунтов с битумной эмульсией допускается при температуре воздуха не ниже 5 градусов. Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей необходимо устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре воздуха не ниже 5 градусов, осенью - не ниже 10 градусов; теплых смесей - при температуре не ниже минус 10 градусов. Таким образом, положениями приведенных норм не предусмотрено выполнение указанных работ в зимние месяцы, а также при температуре воздуха ниже установленной СНиП 3.06.03-85. В спорном случае муниципальный контракт содержал явно обременительные для подрядчика условия о выполнении работ по устройству асфальтобетонного дорожного покрытия в зимние месяцы (декабрь-февраль), а также в период весенней распутицы (март-апрель), что противоречит требованиям СНиП. Если бы подрядчик мог определять содержание контракта, он не принял бы такое условие о сроке выполнения указанного вида строительных работ. При этом заказчиком какие-либо претензии относительно сроков выполнения работ подрядчику не предъявлялись. Действия заказчика, направленные на установление заведомо невыгодных для подрядчика условий договора, следует расценивать как злоупотребление правом. А это является основанием для отказа в защите принадлежащего истцу права.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

4. О согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию на рынке строительства жилья

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. N 310-КГ14-6781 Суд отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, которыми отказано в признании недействительным нормативного акта уполномоченного органа, поскольку действия общества квалифицированы как согласованные исходя из конкретных обстоятельств их совершения, учтены синхронность действий, поведение администрации, которая при отсутствии объективных причин заявила ходатайства о включении затрат по возведению объектов инфраструктуры в инвестиционные программы, умолчав о действительных целях предоставления земельных участков Антимонопольный орган вынес в т. ч. в адрес компании предписание и решение. СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что основания для этого имелись, и указала следующее. Закон о защите конкуренции запрещает антиконкурентные соглашения между органами местного самоуправления и хозсубъектами, а также осуществление этими органами и организациями согласованных антиконкуретных действий. Для того, чтобы признать орган местного самоуправления и хозсубъект лицами, нарушившими упомянутое требование, нужно установить определенные обстоятельства. Это факт заключения ими соглашения либо совершения согласованных действий, которые не предусмотрены законодательством и привели к таким негативным последствиям как недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо создали реальную угрозу их возникновения. В рассматриваемом случае местная администрация провела аукцион по передаче в аренду двух участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Победителем аукциона стали общество и компания. Позже первое уступило свое право заявителю. Существенными условиями договоров аренды участков, заключенных по итогам аукциона, стали условия о выполнении арендатором в течение трех лет работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры и о их безвозмездной передаче в муниципальную собственность. ЗК РФ в спорный период (до марта 2015 г.) предусматривал, что комплексное освоение в целях жилищного строительства включает в себя выполнение работ по обустройству территории посредством возведения объектов инженерной инфраструктуры. Между тем по просьбе компании администрация обратилась в региональный орган энергетики и тарифов. Результатом такого обращения стало включение в инвестиционные программы объектов инженерной инфраструктуры, возведение которых изначально должна была финансировать компания. Таким образом, компания при освоении участков с помощью местной администрации получила преимущества в части, касающейся затрат на возведение объектов инфраструктуры. Подобные действия обоснованно были квалифицированы как согласованные действия, которые привели к ограничению конкуренции на рынке строительства жилья.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

5. Подрядчик, претендующий на оплату дополнительных работ, не учтенных в технической документации, должен доказать, что он уведомлял заказчика о необходимости их выполнения

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2015 г. N Ф02-5969/14 по делу N А19-10295/2013 (ключевые темы: дополнительная работа - техническая документация - строительство - государственный, муниципальный контракт - дорожные работы) Подрядчик просил взыскать с заказчика стоимость выполненных работ, превышающую цену контракта. Иск был удовлетворен. Но кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, отметив следующее. В силу ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое обращение в течение 10 дней, если законом или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить работы. Подрядчик, не выполнивший этой обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика. В частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.По смыслу этой нормы под дополнительными понимаются работы, отсутствующие в технической документации, без проведения которых продолжение строительства невозможно. В спорном случае подрядчик выявил необходимость выполнения работ, предусмотренных технической документацией, но сверх установленных сметой объема и стоимости, а также работ, не предусмотренных проектной документацией. В такой ситуации он должен был сообщить заказчику о необходимости проведения дополнительных работ, при неполучении ответа - приостановить работы. Именно такой порядок действий подрядчика может расцениваться как извинительный, позволяющий ему в последующем претендовать на оплату дополнительных работ и возмещение вызванных этим убытков. Бремя доказывания совершения данных действий при выявлении необходимости дополнительных работ, а также возможной гибели или повреждения объекта строительства в случае приостановления работ лежит на подрядчике. Между тем доказательства уведомления заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ и увеличения контрактной стоимости, намерения приостановить работы, а также потенциально возможной гибели или повреждения строящегося объекта истцом в материалы дела не представлены.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору