На рассмотрении в Госдуме сейчас находится новый проект общей части Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
В поправках вводится новый вид наказания - ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, а также градация всех административных нарушений на грубые, значительные и менее значительные.
Сегодня фиксированные размеры штрафов, применяемые к предпринимателям, в одних случаях способны убить малый бизнес, а в других не являются предупреждающей от правонарушения мерой для крупных предприятий, которым иногда выгоднее платить штрафы, чем соблюдать закон. КоАП не отвечает требованиям сегодняшнего дня, и его корректировка давно назрела. Поскольку проект содержит много революционных изменений, рассмотрим основные из них.
Минимальная давность привлечения к административной ответственности увеличена до одного года (ранее составляла два месяца), по делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства - два года, законодательства о налогах и сборах - три, по антимонопольным делам - четыре года, а по делам о противодействии терроризму и коррупции - шесть лет. Таким образом, если со дня совершения правонарушения пройдет указанный срок, то привлечение к ответственности будет невозможно.
В действующем КоАП указаны только два принципа административного права - принцип равенства перед законом и презумпция невиновности. В новой версии к ним добавляются принцип вины, принцип законности, принцип справедливости и соразмерности, принцип гуманизма, принцип неотвратимости административной ответственности, принцип недопустимости повторного наказания за одно нарушение и принцип обеспечения защиты. Что касается принципа гуманизма, то в кодексе указывается, что лицу может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей.
Значение принципа справедливости и соразмерности и принципа гуманизма очень велико. Сегодня проверяющие и судьи, выносящие постановления о привлечении к административной ответственности, часто слишком формально подходят к назначению наказания, не учитывая ни его соразмерности, ни справедливости.
Также теперь в зависимости от характера административные правонарушения будут подразделяться на грубые, значительные и менее значительные. Ответственность по ним будет зависеть от категории преступления. Например, штрафы для ИП за грубые правонарушения будут достигать 400 тыс. руб., а для юрлиц 60 млн руб.
Новый проект КоАП более гуманный, чем существующий, и позволяет более эффективно решать задачу предупреждения правонарушений
Сотрудники компаний, совершившие правонарушения при выполнении возложенных на них должностных, служебных, профессиональных и иных обязанностей, могут быть привлечены к ответственности как должностные лица. Штрафы для них составят от 5-50 тыс. руб. (за менее значительные) до 200-800 тыс. руб. (за грубые нарушения). Однако пока не устранена одна из распространенных лазеек для злоупотреблений и коррупции, когда проверяющие договариваются о минимальном штрафе для директора, не налагая более значительного штрафа на юрлицо.
Одной из нужных новелл является перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении административного правонарушения. Во-первых, к таким обстоятельствам будет относиться принятие компанией всех возможных мер, направленных на предупреждение этого нарушения. Во-вторых, если лицу, привлекаемому к административной ответственности, были даны письменные разъяснения законодательства со стороны органов власти. После введения этого положения в КоАП можно будет запрашивать и получать разъяснения от властных структур о порядке действия в спорной ситуации. Следование таким разъяснениям будет служить своего рода "индульгенцией" для предпринимателя.
Добавлены четыре новых смягчающих вину обстоятельства. Первое - неисполнение лицом, совершившим правонарушение, принятого им незаконного правового акта либо заключенного им незаконного соглашения. Второе - участие в правонарушении лица, которое не является его организатором (либо организатором соглашений или согласованных действий, которые привели к нему). Третье - совершение незаконных действий одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет. И последнее - совершение лицом деяний под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости от иных лиц.
Вводится новый принцип определения размера штрафа. Теперь денежное взыскание за грубые и значительные правонарушения может выражаться в размере, превышающем однократную величину правонарушения (в стоимостном или суммовом выражении), но не превышающем его трехкратной величины. Это более разумный подход к определению размеров штрафов, хотя он может привести к значительному повышению их величины. Тем не менее только так можно обеспечить предупреждающую нарушение функцию ответственности.
Одна из самых громких новелл - возможность ликвидации юрлица или прекращение деятельности ИП за грубые административные правонарушения. Как говорят разработчики, в этом нет ничего страшного, ведь если предприятие не соответствует определенным критериям, то все равно не сможет существовать. К тому же эта мера будет принята только после корректировки части КоАП, где будет закрытый перечень оснований для ее применения. Однако в действительности применение такой меры оправдано только в двух случаях: невозможность устранения причин правонарушения (неустранимое нарушение), связанных с юрлицом, или неоднократность нарушений. Согласно поправкам ликвидация будет назначаться за отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО, а также за грубые, неоднократные или повторные нарушения.