РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
132  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за июнь 2014 года

23.07.2014


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Возведение жилья эконом-класса: уточнен типовой устав ЖСК
  2. О подготовке технического плана объекта индивидуального жилищного строительства
  3. Можно ли составить технический план объекта капстроительства на основании декларации недвижимости?
  4. Новые форма техплана сооружения и порядок его составления
  5. Ведение госреестра кадастровых инженеров и предоставление сведений из него: что нового?
  6. Новая XML-схема для формирования справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Строительство жилья эконом-класса: предложены поправки в части аукционов по предоставлению земли

Судебная практика:

  1. Цена договора подряда должна быть уменьшена, если подрядчик выполнил меньший объем работы
  2. Понятия "этажность" и "количество этажей" не идентичны


Федеральные нормативно-правовые акты

1. Возведение жилья эконом-класса: уточнен типовой устав ЖСК

Постановление Правительства РФ от 17 июня 2014 г. №  556 “О внесении изменений в типовой устав жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации ”Государство поддерживает строительство жилья эконом-класса для отдельных категорий граждан. Так, Фонд содействия развитию жилищного строительства бесплатно предоставляет земельные участки ЖСК, созданным для обеспечения жильем указанных граждан. Скорректирован типовой устав кооператива такого типа. В частности, уточнен перечень затрат кооператива, которые обеспечиваются за счет паевых взносов его членов. В него включены расходы на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, подключение объектов жилищного строительства к инженерно-техническим и электрическим сетям. Кроме того, за счет указанных средств оплачиваются иные работы, товары и услуги, связанные со возведением жилых помещений и (или) объектов инженерной инфраструктуры и (при необходимости) объектов для эксплуатации жилья. Размер первого паевого взноса теперь составляет не менее 20% суммы пая члена кооператива (ранее речь шла о 30%). Расширена исключительная компетенция общего собрания (конференции) членов кооператива. Помимо прочего, он определяет порядок заключения договоров строительного подряда и на осуществление функций технического заказчика.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. О подготовке технического плана объекта индивидуального жилищного строительства

Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 мая 2014 г. №  ОГ-Д23-3272 “По вопросу государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства”
Рассмотрен вопрос о формировании технического плана объекта индивидуального жилищного строительства. 
Согласно требованиям к его подготовке сведения о недвижимости указываются на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или техпаспорта. Если такие документы отсутствуют, то можно использовать декларацию, составленную и заверенную правообладателем. Если применялись иные материалы, то их заверенные копии также включаются в состав приложения плана. Для подготовки документа кадастровый инженер должен использовать предусмотренные градостроительным законодательством документы для соответствующих объектов. Так, ГК РФ установлен перечень случаев, когда для возведения, реконструкции объектов не требуется разрешение на строительство. В остальных оно обязательно. До 1 марта 2015 г. не требуется разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также его представление для технического учета (инвентаризации), в т. ч. для оформления и выдачи техпаспорта. Нужно разрешение на строительство в определенных Кодексом случаях. При этом не обязательно готовить проектную документацию при строительстве, реконструкции, капремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих домов с количеством этажей не более чем 3 для проживания 1 семьи). Таким образом, если действующим законодательством не предусмотрены выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации, отсутствует технический паспорт, составленный до 1 января 2013 г., то технический план может быть подготовлен на основании декларации о недвижимости. Органу кадастрового учета рекомендуется самостоятельно запрашивать у уполномоченного органа сведения о выданном разрешении на строительство объекта, технический план в отношении которого подготовлен на основании декларации.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Можно ли составить технический план объекта капстроительства на основании декларации недвижимости?

Письмо Министерства экономического развития от 14 мая 2014 г. N  Д23и-1644 "По вопросу подготовки технического плана объекта капитального строительства на основании декларации объекта недвижимости"
Рассмотрен вопрос о формировании технического плана объекта капстроительства на основании декларации недвижимости. 
В частности, указано, что для подготовки документа кадастровый инженер должен использовать предусмотренные градостроительным законодательством документы для соответствующих объектов. В силу ГК РФ не обязательно готовить проектную документацию при строительстве, реконструкции, капремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих домов с количеством этажей не более чем 3 для проживания 1 семьи). До 1 марта 2015 г. не требуется разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также его представление для технического учета (инвентаризации), в т. ч. для оформления и выдачи техпаспорта. Нужно разрешение на строительство в определенных Кодексом случаях. Причем законодательством регионов могут быть определены условия, при которых оно не требуется. Положения ГК РФ о выдаче разрешения на строительство применяются также в отношении объектов, которые были возведены, реконструированы или изменены до введения в действие Кодекса. При этом разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные до этого момента, признаются действительными. Таким образом, оформленные до введения в действие ГК РФ документы (если они на тот момент должны были изготавливаться) являются основаниями для подготовки технического плана. Соответственно, если действующим законодательством не предусмотрены выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подготовка проектной документации, отсутствует технический паспорт, оформленный до 1 января 2013 г., то технический план может быть составлен на основании декларации об объекте недвижимости. Дополнительно рассмотрен вопрос об учете самовольной постройки.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Новые форма техплана сооружения и порядок его составления

Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2014 г. №  88 “О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. №  693”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Июня 2014 г. Регистрационный N 32523. В новых редакциях изложены форма технического плана сооружения и требования к его подготовке. Представляется важным отметить следующие изменения.В текстовой части плана появились 2 новых раздела. Это общие сведения о кадастровых работах, данные о части (частях) сооружения. Графическая часть теперь содержит 4 раздела. Отражаются схемы геодезических построений, расположения объекта (его части) на земельном участке, чертеж контура. Также включается план этажа или его части (при отсутствии этажей - план сооружения или его части с указанием местоположения соответствующего помещения). Схема геодезических построений не включается в план, если в рамках кадастровых работ используется аналитический или картометрический метод определения координат характерных точек контура сооружения. Речь также идет об иных случаях, при которых не требуется проводить измерения. Пересмотрен состав сведений, указываемых в плане, в зависимости от вида кадастровых работ. Например, при образовании частей сооружения. Как и прежде, на каждое сооружение оформляется отдельный план. Однако при одновременном создании сооружений в результате преобразования одного составляется 1 документ. В отношении отдельных типов сооружений (в т. ч. линейных), расположенных более чем в 1 кадастровом округе, план оформляется в виде 1 документа, содержащего сведения как в отношении всего объекта, так и каждой части. Технический план составляется на основании кадастровой выписки об объекте недвижимости или кадастрового плана соответствующей территории. Пересмотрен состав документов, на основании которых указываются сведения о сооружении. Технический план готовится в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Закреплены требования к оформлению приложений. Дополнительно может составляться бумажный экземпляр, если это предусмотрено договором подряда. Ранее форма плана зависела от того, какое заявление о государственном кадастровом учете подается (письменное или электронное). Незаполненные реквизиты разделов текстовой части не исключаются. В них проставляется прочерк. Приказ вступает в силу с 30 июня 2014 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

5. Ведение госреестра кадастровых инженеров и предоставление сведений из него: что нового?

Приказ Министерства экономического развития РФ от 18 марта 2014 г. №  135 “О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 20 сентября 2010 г. №  444”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 Июня 2014 г. Регистрационный N 32631. Скорректирован Порядок ведения госреестра кадастровых инженеров. Обновлен перечень сведений об инженере, вносимых в реестр. Дата и место рождения, данные основного документа, удостоверяющего личность, более не отражаются. Взамен указывается СНИЛС. Дополнительно отражаются сведения о форме организации кадастровой деятельности, о СРО, членом которой является инженер, о результатах профессиональной деятельности инженера. Сведения о результатах профессиональной деятельности учитываются ежеквартально и хранятся за 3 последних полных календарных года. Закреплено, что орган кадастрового учета в срок не более чем 2 рабочих дня с даты получения копии вступившего в силу судебного акта об отмене (признании недействительным, незаконным) решения квалификационной комиссии об аннулировании квалификационного аттестата вносит соответствующие данные в реестр. Также скорректирован Порядок предоставления сведений из реестра. До внесения изменений предусматривалось, что в случае представления запроса о предоставлении сведений почтовым отправлением или в электронной форме он направляется в центральный аппарат органа кадастрового учета. Теперь почтовое отправление можно выслать в любой орган кадастрового учета. Электронный запрос при этом теперь направляется только путем заполнения формы на сайте органа кадастрового учета (ранее - также по электронной почте и с использованием веб-сервисов). Форма выписки из реестра изложена в новой редакции. Предусмотрена форма уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений в реестре.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

6. Новая XML-схема для формирования справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости

Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 20 мая 2014 г. №  П/227 “Об организации работ по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости в электронной форме”
Приведена новая XML-схема, используемая для формирования XML-документа - справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости в электронной форме. Номер версии - 03. Схему также можно найти на сайте Росреестра. Прежняя схема с учетом изменений признана утратившей силу.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Строительство жилья эконом-класса: предложены поправки в части аукционов по предоставлению земли

Досье на проект федерального закона №  546941-6 “О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (внесен Правительством РФ)
16.06.2014 в Госдуму поступил проект поправок к Закону о содействии развитию жилищного строительства. 
Согласно данному закону Фонд "РЖС" проводит аукционы на право заключения договоров безвозмездного срочного пользования или аренды земельных участков для строительства жилья эконом-класса. Последнее подлежит продаже победителями таких аукционов отдельным категориям граждан по фиксированной цене, определенной по результатам аукционов. Сегодня начальная цена рассматриваемых аукционов определяется как средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в соответствующем регионе, установленная Минстроем России. Законопроектом предлагается начальную цену аукциона устанавливать в размере 80% рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья эконом-класса, но не выше максимальной цены продажи таких помещений, определенной Правительством РФ или уполномоченным федеральным органом. При этом следует отметить, что для реализации программы "Жилье для российской семьи" Правительством РФ предельная стоимость 1 кв. м жилого помещения эконом-класса установлена в размере 30 тыс. руб. Также планируется закрепить возможность проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка без предварительного проведения аукциона на право заключения договора безвозмездного срочного пользования им. Это позволит Фонду самостоятельно выбирать вид аукциона в зависимости от объема и количества жилых помещений эконом-класса, указанных в ходатайствах региональных органов, чтобы удовлетворить заявленную потребность в них в соответствии с рыночной конъюнктурой.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. Цена договора подряда должна быть уменьшена, если подрядчик выполнил меньший объем работы

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2014 г. N Ф07-5110/12 по делу N А56-68570/2011 (ключевые темы: неустойка - сроки выполнения работы - подрядчик - спецификация - пропуск срока)
Заказчик предъявил к подрядчику иск. Он просил в т. ч. уменьшить цену, установленную договором строительного подряда, на стоимость невыполненных ответчиком работ. Апелляционная инстанция отказала в удовлетворении данного требования. Это обосновывалось тем, что истец избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права. По ее мнению, он направлен на изменение условий договора в части установленной им твердой цены работ, уменьшения или увеличения которой стороны в силу ГК РФ требовать не вправе. Также апелляционная инстанция полагала, что истец не вправе требовать соразмерного снижения стоимости выполненных ответчиком работ, поскольку это не связано с их ненадлежащим качеством. Но суд округа не согласился с такими выводами. Первая инстанция правильно указала, что наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает последнего права представить суду возражения по их объему и стоимости. Требование истца по своей сути не направлено на изменение условий договора в части цены, а заявлено в связи с исполнением договора подряда. Цена договора определялась сторонами применительно к согласованному ими объему работ. Уменьшение объема работ влечет за собой соответствующее соразмерное уменьшение их оплаты. Следовательно, при выполнении подрядчиком меньшего объема работ цена договора подлежит уменьшению. Иной подход противоречит принципу возмездности гражданско-правовых договоров и нарушает баланс прав и интересов сторон.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Понятия "этажность" и "количество этажей" не идентичны

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2014 г. N Ф06-5542/13 по делу N А49-3234/2013 (ключевые темы: объекты капитального строительства - градостроительный план земельного участка - проектная документация - количество этажей - выдача разрешений на строительство)
Предпринимателю отказали в выдаче разрешения на реконструкцию объекта. Это обосновывалось тем, что отсутствуют необходимые документы, предусмотренные Градостроительным кодексом (ГрК) РФ. А представленные документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка. Суд округа согласился с нижестоящими инстанциями, признавшими такой отказ правомерным. При этом он отметил, в частности, следующее. Согласно ГрК РФ проектная документация объектов капстроительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, подлежат экспертизе. Но есть исключения. В их числе - некоторые отдельно стоящие объекты капстроительства с количеством этажей не более чем 2, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв. м. Суды правильно решили, что понятия "этажность" и "количество этажей" не идентичны. В соответствии со СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" при определении этажности здания в число надземных этажей включаются все надземные этажи, в т. ч. технический, мансардный, а также цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Подполье под зданием независимо от его высоты в число надземных этажей не включаются. При заполнении кадастрового паспорта объекта недвижимости указывается общее число этажей. Отдельно в строке "количество подземных этажей" отражается число подземных этажей (этажей при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения). При этом в строке "количество этажей" указывается общее число как надземных, так и подземных этажей. При применении указанных выше норм ГрК РФ учитывается количество этажей, а не этажность объектов капстроительства.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору