РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за октябрь 2013 года

07.11.2013

Оглавление

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.      Режим использования затапливаемых территорий и водоохранных зон: поправки

2.      Пострадавшие от крупномасштабного наводнения смогут получить или готовое жилье, или выплату на строительство

3.      Жилищное строительство: реестр недобросовестных застройщиков будет вести Минрегион России

4.      Заявления о выдаче разрешений на строительство объектов обороны должны регистрировать быстрее

5.      Утрачивает силу приказ МЧС России, который ввел в действие нормативный документ о порядке разработки одного из разделов проекта строительства

6.      Застройка площадей залегания полезных ископаемых: подать документы в Роснедра для получения разрешения можно через Единый портал госуслуг

7.      О долевом строительстве граждане должны знать все!

8.      Решено создать условия для широкого применения в строительстве композиционных материалов, конструкций и изделий из них

9.      Технологический, строительный, энергетический надзор: перечень нормативно-правовых актов и документов

10.  ФАС России не разъясняет градостроительное законодательство

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1.      Какое отклонение от предельных параметров разрешенного строительства может оказаться под запретом?

2.      Планируют усилить госконтроль в области долевого строительства

3.      Если уполномоченный орган превысил полномочия в области градостроительной деятельности и земельных отношений, можно пожаловаться в антимонопольный орган?

 

Судебная практика:

1.      Если по проекту планировки на земле, испрашиваемой для строительства, рассчитывают возвести иной объект...

2.      Некоторые работы подрядчик обязан выполнить, даже если они отдельно не указаны в смете

3.      При уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве к другому лицу переходит в т. ч. право на взыскание неустойки с застройщика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Режим использования затапливаемых территорий и водоохранных зон: поправки

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. №  282-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Приняты поправки по вопросу предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий. 
В Водном кодексе РФ появилась отдельная статья, посвященная обозначенной проблеме. Она предусматривает, в частности, следующее. Новые населенные пункты и объекты капстроительства могут возводиться в границах зон затопления, подтопления только при условии проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. На этих территориях запрещается размещать кладбища, скотомогильники, места захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. Нельзя использовать сточные воды для регулирования плодородия почв, применять авиационные меры по борьбе с вредными организмами. Указанные местности определяет уполномоченный федеральный орган с участием региональных и местных властей. Проведение названных мероприятий возлагается на собственников водных объектов. Кроме того, чтобы своевременно выявлять и прогнозировать негативное воздействие вод, в рамках госмониторинга водных объектов регулярно наблюдают за режимом использования затапливаемых (подтапливаемых) зон. Сведения о таких территориях включаются в государственный водный реестр. В водоохранных зонах запрещено размещать АЗС и склады ГСМ. Это не касается тех, которые располагаются на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей). Под запретом оказались применение пестицидов и агрохимикатов, их специализированные хранилища, сброс сточных (в т. ч. дренажных) вод, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых, станции ТО и автомойки. 
Введена административная ответственность за ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, а также за нарушение режима зон затопления (подтопления). Кроме того, предусмотрено наказание за отсутствие на объектах, расположенных в водоохранных зонах, сооружений, защищающих воды от загрязнения, засорения, заиления и истощения.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

2. Пострадавшие от крупномасштабного наводнения смогут получить или готовое жилье, или выплату на строительство

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. №  923 “О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы”

Скорректирована ФЦП "Жилище" на 2011-2015 гг. Снижены важнейшие целевые индикаторы и показатели ФЦП. Годовой объем ввода жилья в 2015 г. должен составить 71 млн кв. м общей площади жилья (вместо 90 млн кв. м). Количество семей граждан, улучшивших жилищные условия - 81,56 тыс. (изначально - 84,08 тыс.). Число молодых семей - 159,16 тыс. (а не 172 тыс.). Соответственно, уменьшается финансирование. Так, в целом на ФЦП планируется потратить 590,66 млрд руб. (вместо 630,22 млрд руб.). 
Ряд изменений обусловлен необходимостью оказать соцподдержку гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г. Амурской и Магаданской областям, Еврейской АО и Хабаровскому краю выделяются иные межбюджетные трансферты на капремонт поврежденного жилья и строительство нового взамен утраченного. За счет них могут быть предоставлены жилые помещения или произведена выплата на строительство (по выбору гражданина). При расчете трансфертов на создание нового объекта учитываются норматив общей площади и стоимость 1 кв. м, но не более 30 тыс. руб. На капремонт - площадь поврежденных жилых помещений и стоимость работ на 1 кв. м в размере 5 тыс. руб. Предусмотрена процедура ежегодного расчета доли жилья, планируемого к строительству на земельных участках, вовлеченных в оборот в рамках мероприятий Фонда содействия развитию жилищного строительства.Это процентное отношение двух показателей. Первый - объем жилья, планируемый к строительству (объем жилья на участках Фонда, в отношении которых готовится документация по планировке территории; объектов, находящихся в стадиях проектирования и строительства; расчетный объем жилья на федеральных участках, управляют и распоряжаются которыми региональные органы госвласти). Второй - общий объем ввода жилья в России. Значение целевого индикатора - начиная с 2012 г. не менее 30% ежегодно.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

3.  Жилищное строительство: реестр недобросовестных застройщиков будет вести Минрегион России

Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. №  850 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра недобросовестных застройщиков, предусмотренного Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства"

Минрегиону России поручено вести реестр недобросовестных застройщиков. 
Речь идет об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи (аренды, безвозмездного срочного пользования) в отношении земельных участков Фонда "РЖС". В реестр также включаются лица, с которыми такие договоры были расторгнуты по причине существенного нарушения ими условий этих договоров. Сведения о недобросовестных застройщиках представляются в Министерство Фондом "РЖС".

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

4. Заявления о выдаче разрешений на строительство объектов обороны должны регистрировать быстрее

Приказ Министерства обороны РФ от 27 июля 2013 г. №  551 “О внесении изменений в Административный регламент Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 2012 г. №  1250” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Сентября 2013 г. Регистрационный N 29975.
Уточнен порядок выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, отнесенных к военной инфраструктуре ВС РФ. Заявление о предоставлении госуслуги должно быть зарегистрировано не за 30, а за 15 минут. Аналогичным образом сокращен максимальный срок ожидания при его подаче и при получении результата.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

5. Утрачивает силу приказ МЧС России, который ввел в действие нормативный документ о порядке разработки одного из разделов проекта строительства

Приказ МЧС России от 29 июля 2013 г. №  495 “О признании утратившим силу приказа МЧС России от 31.03.98 №  211”

Утрачивает силу приказ МЧС России, которым был утвержден и введен в действие с 1 июля 1998 г. Свод правил по проектированию и строительству СП 11-107-98. Указанный нормативный документ определял порядок разработки и состав одного из разделов, включаемых в проект строительства. Это раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций". Такой раздел предусматривался в проекте строительства в соответствии с требованиями СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений". Эти СНиП были отменены в связи с отказом в госрегистрации.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

6. Застройка площадей залегания полезных ископаемых: подать документы в Роснедра для получения разрешения можно через Единый портал госуслуг

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 февраля 2013 г. №  53 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 Октября 2013 г. Регистрационный N 30076. 

Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. При этом застройка площадей залегания полезных ископаемых и размещение в таких местах подземных сооружений допускаются только на основании разрешения Роснедр. 
Усовершенствована процедура выдачи Роснедрами таких заключений и разрешений. 
Полномочия по оформлению указанных документов распределены между структурными подразделениями и территориальными управлениями Роснедр в зависимости от расположения намечаемых площадей застройки. 
Сокращен перечень документов, представляемых заявителями для получения заключения и разрешения. Так, не обязательно прилагать материалы о наличии полезных ископаемых под участком застройки, квитанцию об уплате госпошлины. Необходимые сведения, находящиеся в распоряжении других ведомств, Роснедра запрашивают самостоятельно. Подать документы теперь можно по электронной почте, а также через Единый портал госуслуг или многофункциональные центры их предоставления. Изменился срок выдачи заключений и разрешений. Он составляет не более 35 рабочих дней после регистрации заявления (прежде - 30 календарных дней с возможностью продления еще на столько же). На оформление дубликатов и исправление технических ошибок в ранее выданных документах отведено 5 рабочих дней. Заключения и разрешения выдают под роспись или направляют заявителям по почте заказным письмом. Заключения выдают бесплатно. За оформление разрешения взимается госпошлина 2 тыс. руб. Усовершенствован порядок досудебного обжалования решений и действий уполномоченных органов и их должностных лиц. Так, жалобу можно подать через официальный сайт органа, Единый портал госуслуг или многофункциональный центр их предоставления. Срок рассмотрения жалоб сокращен с 30 до 15 рабочих дней (а по фактам отказов принять документы или исправить допущенные ошибки - до 5 рабочих дней).

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

7. О долевом строительстве граждане должны знать все!

Приказ Министерства регионального развития РФ от 8 августа 2013 г. №  341 “Об утверждении методических рекомендаций по информированию граждан о правовых механизмах, регулирующих деятельность в области долевого строительства”

Цель рекомендаций - обеспечить право граждан на доступ к сведениям о долевом строительстве. 
Региональные органы исполнительной власти могут проводить информирование в различных формах. Например, организовывать совещания, "круглые столы", использовать специальные брошюры по определенным тематикам, распространять необходимые материалы, в том числе через Интернет. 
Рекомендуется информировать о деятельности застройщиков, о контроле за ними, о способах защиты "обманутых дольщиков", об обращениях в судебные органы и др. Отчеты по результатам информирования нужно направлять в Минрегион России ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

8. Решено создать условия для широкого применения в строительстве композиционных материалов, конструкций и изделий из них

Приказ Министерства регионального развития РФ от 24 июля 2013 г. №  306 "Об утверждении отраслевой программы внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе Российской Федерации"

Разработана отраслевая программа внедрения композиционных материалов, конструкций и изделий из них в строительном комплексе. Цель - создать условия наибольшего благоприятствования для их широкого применения. 
Для этого необходимо увеличить спрос на продукцию, повысить объемы производства, госзакупок. Усовершенствовать деятельность государственных и частных компаний, курируемых Минрегионом России, за счет применения композитов, конструкций и изделий из них. Программу предполагается реализовать в 2 этапа: 2014-2016 гг. и 2017-2020 гг. Бюджетные ассигнования не предусмотрены. Сформирован единый федеральный каталог полимерных композитов, конструкций и изделий из них, пригодных для применения и рекомендуемых к использованию в России при возведении, ремонте и реконструкции объектов капстроительства. Перечислены проблемно-ориентированные НИОКР. Ответственный исполнитель программы - Минрегион России.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

9. Технологический, строительный, энергетический надзор: перечень нормативно-правовых актов и документов

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 октября 2013 г. №  485 “Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (раздел I «Технологический, строительный, энергетический надзор»)”

Утвержден открытый перечень нормативно-правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора (раздел I "Технологический, строительный, энергетический надзор" П-01-01-2013), по состоянию на 1 сентября 2013 г. Речь идет об актах и документах в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, а также гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также строительного надзора. В перечень вошли 69 законов, 12 указов Президента РФ, 155 постановлений и распоряжений Правительства РФ, 837 актов и документов федеральных органов исполнительной власти и 4 международных документа (тех регламенты ТС). Аналогичный перечень по состоянию на 1 июля 2011 г. утратил силу.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

10. ФАС России не разъясняет градостроительное законодательство

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 6 августа 2013 г. №  АК/30634/13 “О разъяснении законодательства”

ФАС России вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по отнесенным к своей компетенции вопросам, в том числе в сфере госзакупок. Так, письмом от 29 августа 2011 г. N АК/32922 давались рекомендации по объединению в один лот деятельности по созданию рабочей документации и строительству. Указано, что изложенные положения не могут толковаться как разъяснения норм градостроительного законодательства. Само письмо не может быть отменено как нормативный правовой акт. 
Дополнительно сообщается, что за разъяснениями градостроительного законодательства нужно обращаться в Росстрой.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов

 

 

1.  Какое отклонение от предельных параметров разрешенного строительства может оказаться под запретом?

Досье на проект федерального закона №  223336-6 “О внесении изменения в пункт 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)

08.10.2013 Госдумой в первом чтении принят проект поправок к Градостроительному кодексу РФ. 
В настоящее время владельцам земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных пределов либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, предоставлено следующее право. 
Они могут обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства. Авторы законопроекта предлагают запретить выдавать такие разрешения, если последние предусматривают увеличение предельного количества этажей (высоты) зданий, строений, сооружений. Разрешения на уменьшение минимальных отступов от границ земельного участка и увеличение максимального объема застройки в его пределах планируется выдавать при одном условии. А именно, отклонение от предельных параметров должно быть +/- 10%.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

2. Планируют усилить госконтроль в области долевого строительства

Досье на проект федерального закона №  239309-6 “О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иные законодательные акты Российской Федерации (в части установления особенностей проведения государственного контроля в области долевого строительства многоквартирных домов, оснований проведения проверок и периодичности их проведения)” (внесен депутатом ГД А.Е. Хинштейном)

9 октября 2013 г. Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят законопроект, закрепляющий положения о госконтроле (надзоре) в области долевого строительства. Предполагается проверять деятельность соответствующих субъектов. Плановая проверка назначается по истечении 1 года с даты выдачи разрешения на строительство либо с момента окончания последних мероприятий в отношении него. Также контролируют лицо, привлекающее денежные средства граждан. Внеплановая проверка проводится по следующим основаниям. Истек срок исполнения застройщиком предписания устранить выявленные нарушения. В ходе анализа ежеквартальной отчетности о привлечении денежных средств на создание объектов недвижимости и (или) проектной декларации выявлено несоответствие установленным требованиям. В контролирующий орган поступили обращения и заявления граждан. Издан приказ о внеплановой проверке. Выдвинуто требование прокурора.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

3. Если уполномоченный орган превысил полномочия в области градостроительной деятельности и земельных отношений, можно пожаловаться в антимонопольный орган?

Досье на проект федерального закона №  355250-6 “О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

09.10.2013 в Государственную Думу внесен проект поправок к Закону о защите конкуренции. 
Предлагается закрепить, как антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение порядка осуществления уполномоченными органами полномочий в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Антимонопольный орган сможет рассматривать жалобы на решения и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органов госвласти субъектов Федерации, а также местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций, должностных лиц в отношении организаций и ИП при реализации вышеназванных полномочий. 
Речь идет о незаконном отказе в приеме документов, о предъявлении не предусмотренных законодательством требований к заявителю и его материалам, о нарушении сроков осуществления полномочий, о принятии решения при отсутствии оснований. Планируется перечислить соответствующие полномочия в области градостроительной деятельности и земельных отношений. Это, в частности, принятие решения о резервировании земли, переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. Подготовка, утверждение и выдача градостроительного плана земельного участка. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования. Предлагается внести уточнение в Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, чтобы исключить дублирование функций антимонопольного и иных органов по досудебному обжалованию решений уполномоченных органов в области строительства и земельных отношений. В КоАП РФ, вероятно, появится ответственность для должностных лиц уполномоченных органов за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений.

 

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

Судебная практика

 

 

1. Если по проекту планировки на земле, испрашиваемой для строительства, рассчитывают возвести иной объект...

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13 Суд отменил принятые ранее по делу судебные решения и принял новое решение об отказе в признании незаконным отказа департамента в предоставлении земельного участка для строительства концертного зала и о возложении на департамент обязанности выдать обществу акт о выборе земельного участка, поскольку для территории городского поселения утверждены правила землепользования и застройки и предоставление земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта не производится

Поводом для обращения фирмы в суд послужил отказ администрации предоставить участок для строительства объекта (концертного зала). При отказе ответчик сослался на то, что по результатам публичных слушаний был утвержден проект планировки. Согласно данному проекту на испрашиваемом участке предусмотрено строительство иного объекта (школы). Президиум ВАС РФ счел отказ правомерным и пояснил следующее. В силу ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при его размещении в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий). 
По смыслу норм Градостроительного кодекса РФ градостроительный план по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному участку. При этом подобный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, где находится данный участок. Таким образом, при наличии утвержденной документации о планировке и межевании территории отсутствие градостроительного плана участка - не основание для вывода о том, что не должна применяться вышеуказанная норма ЗК РФ (о непроведении предварительного согласования места размещения объекта). Если для территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то должна применяться указанная норма о непроведении согласования. В таком случае участок не предоставляется по процедуре предварительного согласования места размещения объекта. 
Подобные участки должны предоставляться исключительно на торгах и только для строительства объекта, предусмотренного проектами планировки и межевания.

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

2. Некоторые работы подрядчик обязан выполнить, даже если они отдельно не указаны в смете

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N  1488/13 Суд отменил постановление арбитражного суда округа и оставил без изменения решение арбитражного суда города и постановление арбитражного апелляционного суда о взыскании, поскольку условие об ответственности подрядчика за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог в виде взыскания в пользу заказчика неустойки, установленное в договоре подряда, не противоречит закону

Заказчик обратился в суд, потребовав взыскать с подрядчика неустойку. 
Как указал истец, выполняя работы по ремонту автодороги, ответчик нарушил схему организации дорожного движения. Между тем договором закреплялась обязанность подрядчика согласовать с органами ГИБДД до начала выполнения работ схему организации движения и обеспечить ее соблюдение на время проведения ремонта дороги. Суды трех инстанций разошлись во мнениях. Президиум ВАС РФ поддержал позицию истца и пояснил следующее. Одна из судебных инстанций, отказывая в иске, отметила, что мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения не указаны в договоре в объеме работ, оплачиваемых заказчиком, т. е. не являются подрядными обязательствами в пользу заказчика. Соответственно, нет оснований для взыскания неустойки за невыполнение подобных мероприятий. 
Между тем, как указал Президиум, по ГК РФ на подрядчика возлагается обязанность по соблюдению требований закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ. 
Соответственно, исполнение данной обязанности может быть обеспечено условием об уплате неустойки в пользу заказчика. В смете отдельно не выделены работы по обеспечению безопасности дорожного движения. 
Однако подобное обстоятельство не означает, что эти работы выполняются подрядчиком безвозмездно. Плата за такие работы в силу презумпции возмездности договора, предусмотренной ГК РФ, учитывается сторонами при определении общей стоимости объекта, который должен быть создан в результате выполнения работ. Соответственно, за неисполнение или ненадлежащие исполнение указанных работ может быть установлена ответственность в виде взыскания неустойки. Таким образом, установленное в договоре подряда условие об ответственности подрядчика за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте дорог (в виде неустойки) не противоречит закону.

 

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

 

3. При уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве к другому лицу переходит в т. ч. право на взыскание неустойки с застройщика

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2013 г. N  18-КГ13-86 Суд отменил ранее принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о взыскании неустойки, поскольку передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и при уступке прав требования к другому лицу переходят и связанные с данным требованием права

Договором участия в долевом строительстве определялся срок получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Застройщик обязался передать квартиру в течение 30 дней после получения разрешения. 
Участник долевого строительства по договору уступки передал другому гражданину право требовать от застройщика передачи квартиры. Этот гражданин предъявил к застройщику иск. Он ссылался на нарушение срока передачи квартиры. Истцу отказали во взыскании с застройщика неустойки. Суд указал, что при подписании договора уступки застройщиком уже был пропущен срок получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Но, несмотря на это, истец заключил договор уступки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила акты нижестоящих инстанций в части отказа во взыскании неустойки. 
Суды не учли, что при уступке прав требования к другому лицу переходят и связанные с данным требованием права. К истцу перешли все права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в т. ч. право требовать взыскания неустойки с ответчика. 
Согласно закону застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект, качество которого соответствует условиям договора, требованиям техрегламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. Объект долевого строительства передается не ранее чем после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

 

 

Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору