Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за июль 2013 года
Оглавление:
Федеральные нормативно-правовые акты:
- Промышленная безопасность: сняты излишние административные барьеры и усовершенствован порядок рассмотрения дел о нарушениях в этой сфере
- Банкротство застройщиков: что нового?
- За использование труда нелегальных мигрантов строительные компании могут поплатиться членством в СРО
- Строить жилье экономкласса теперь выгодно
- Долевое строительство: уточнены полномочия федерального и региональных органов власти
- Что входит в документацию системы управления промышленной безопасностью?
- Порядок аккредитации организаций техучета и инвентаризации объектов капстроительства от 2005 г. потерял свою актуальность
- Определен порядок отбора проектов по строительству жилья эконом-класса
- Разработана рекомендуемая форма соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по строительству жилья эконом-класса
- Определены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на май 2013 г.
Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
- Законопроект, стимулирующий застройщиков строить жилье эконом-класса, прошел первое чтение
- Возможно, регионы смогут участвовать в модернизации циркового имущества, находящегося в федеральной собственности
- В Законе об участии в долевом строительстве предлагается прописать новые полномочия государства и регионов
- Госдума РФ одобрила закон, стимулирующий застройщиков строить жилье экономкласса
Судебная практика:
- Выкуп участка под объектами незавершенного строительства: основания приобретения права собственности на такой участок
- Об ответственности за недостатки при разработке проектно-сметной документации
- Направление актов выполненных работ после возбуждения в суде иска о взыскании задолженности не может рассматриваться в качестве доказательства выполнения работ
- Может ли расчет за выполненные работы производиться непосредственно между субподрядчиком и заказчиком, минуя генподрядчика?
- Заказчик не может быть освобожден от оплаты выполненных работ по причине несвоевременного поступления бюджетных денежных средств
- Акт сверки расчетов не может являться единственным доказательством, подтверждающим факт выполнения подрядных работ
- Какую доверенность на участие в административных делах можно считать общей?
Федеральные нормативно-правовые акты
1. Промышленная безопасность: сняты излишние административные барьеры и усовершенствован порядок рассмотрения дел о нарушениях в этой сфере
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях"
Поправки касаются проведения экспертизы промышленной безопасности. Ранее заключение такой экспертизы рассматривалось и утверждалось Ростехнадзором. Данное требование на практике выступало необоснованным административным барьером и служило источником дополнительных финансовых расходов для бизнеса. Поправки заменяют процедуру утверждения Ростехнадзором заключений экспертизы включением их в специальный реестр без оценки их содержания. Ведет реестр названная Служба. Заключение можно использовать с момента внесения записи в реестр. Уточняется порядок проведения экспертизы. Экспертным организациям запрещается проводить экспертизу принадлежащих им объектов. Аналогичный запрет распространен на работающих в этой организации экспертов. Закрепляется правовой статус эксперта в области промышленной безопасности. Устанавливается административная и уголовная ответственность за дачу заведомо ложного заключения. При этом эксперты несут административную ответственность как должностные лица. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области безопасности гидротехнических сооружений, а также градостроительной деятельности увеличивается с 2 месяцев до 1 года. Уточняется перечень должностных лиц органов государственного энергетического надзора, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Предусматривается возможность проведения административного расследования правонарушений в области безопасности гидротехнических сооружений и при использовании атомной энергии, надежности и безопасности в электроэнергетике, а также в сфере градостроительной деятельности. Уточняется процедура обжалования решений арбитражных судов по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве наказания установлено предупреждение и (или) административный штраф и размер назначенного штрафа не превышает для юрлиц 100 тыс. руб., а для физлиц (ИП) - 5 тыс. руб. Такие решения после апелляции можно обжаловать в кассацию, только если судом нарушены нормы процессуального права. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 января 2014 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
2. Банкротство застройщиков: что нового?
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Внесены поправки в Закон о несостоятельности (банкротстве). В частности, обновлен порядок погашения текущих платежей и требований кредиторов I и II очереди к застройщику для обеспечения возможности передачи объекта незавершенного строительства или жилых помещений. Участник строительства и (или) третье лицо, желающие погасить требования кредиторов, теперь направляют соответствующее заявление в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, и арбитражному управляющему. Арбитражный управляющий в течение 10 дней с даты поступления заявления представляет в суд и заявителю расчет суммы, необходимой для погашения задолженности по текущим платежам и требований кредиторов. При этом она рассчитывается в определенном порядке на дату направления заявления о намерении в суд. Арбитражный управляющий на основании определения суда об удовлетворении заявления о намерении открывает в кредитной организации отдельный счет должника, предназначенный только для погашения требований (специальный банковский счет). Требования кредиторов погашаются в течение 10 рабочих дней с даты вступления в законную силу определения суда о передаче участникам объекта незавершенного строительства или жилых помещений. По истечении этого срока заявитель направляет в суд заявление о признании погашенными требований кредиторов и о включении его требований в реестр их требований, о переходе права требования по текущим платежам. При несоответствии осуществленного погашения определению об удовлетворении заявления о намерении суду предоставлено право отложить (не более чем на 30 дней) рассмотрение названного вопроса. Уточнены порядок погашения требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства/жилых помещений, а также процедура раскрытия информации, предусмотренной законом. Поправки вступают в силу по истечении 30 дней после официального опубликования, за исключением некоторых положений.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
3. За использование труда нелегальных мигрантов строительные компании могут поплатиться членством в СРО
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение”.
Поправки направлены на ужесточение миграционного законодательства.
Вводится безусловный запрет въезд в Россию иностранцам и апатридам, если они представили подложные документы, а также в период предыдущего визита не заплатили налоги, штрафы или не возместили расходы по их выдворению. В последнем случае запрет на въезд снимается с момента полного погашения задолженности. Согласно поправкам не могут получить разрешение на работу в нашей стране иностранцы, которые в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялись из России. Усилена административная ответственность за правонарушения в области миграции. Расширяется перечень нарушений, за которые иностранцев будут безоговорочно выдворять из России. Причем трудовых мигрантов, повторно пойманных на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу, станут выдворять принудительно. Процедура контролируемого самостоятельного выезда из страны к ним не применяется. Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства и за те, что совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство. Вводится ответственность работодателей (заказчиков), привлекающих высококвалифицированных специалистов, за неуведомление и нарушение порядка уведомления миграционных органов о работе указанных лиц. О привлечении работодателей в сфере строительства к ответственности за нарушения миграционного законодательства будут информировать СРО, членом которой они являются. Неоднократное привлечение к такой ответственности в течение года является основанием для исключения из членов СРО. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением поправок в КоАП РФ, которые вводятся в действие с 9 августа 2013 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
4. Строить жилье экономкласса теперь выгодно
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 239-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Поправки разработаны во исполнение указа Президента РФ, которым предусмотрены меры по улучшению жилищных условий россиян. В частности, речь идет о снижении стоимости 1 кв. м на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса. Выделяется 2 основных блока изменений. Первый направлен на совершенствование процесса создания ЖСК, а также их взаимодействия с третьими лицами. Второй посвящен аукциону на право заключения договора аренды земельных участков Фонда "РЖС" для строительства жилья экономкласса, реализуемого в дальнейшем по фиксированной цене.
Так, предусматривается возможность создания совместных кооперативов сотрудников бюджетной сферы (в т. ч. федеральных госслужащих и работников госучреждений, находящихся в ведении региональных властей). Таким кооперативам могут передаваться в безвозмездное пользование участки, предоставленные федеральной организации или составляющие госказну России. Сумма, которая должна быть уплачена до предоставления участка ЖСК, снижена с 30% до 20% паевых взносов. Лицам, исключенным из членов ЖСК, разрешено вступать в другой кооператив, если до этого они не успели реализовать свое право на приобретение жилья. Регламентирован порядок привлечения кооперативами третьих лиц при строительстве жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры. Определены требования к техническим заказчикам и подрядчикам (в т. ч. генеральным), а также существенные условия договоров строительного подряда. Установлен, по сути, новый вид аукциона. Победителем признается лицо, которое предложило самую низкую цену продажи жилья экономкласса (за 1 кв. м), построенного на участке Фонда "РЖС". Такая цена не может превышать начальную цену аукциона. Кроме того, предусмотрено следующее. Если цена реализации жилья экономкласса снижена на 50% от начальной и такую цену подтвердили хотя бы 2 участника, проводится еще один аукцион. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокий размер арендной платы за участок. Определены существенные условия договора аренды. Установлено, что застройщик, кроме обязательного количества экономжилья, сможет строить на арендованных участках иное жилье, не ограниченное по стоимости. Закон вступает в силу с момента опубликования.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
5. Долевое строительство: уточнены полномочия федерального и региональных органов власти
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 241-ФЗ “О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
Уточнены полномочия федерального и региональных госорганов в области долевого строительства многоквартирных домов и недвижимости. Напомним, что госрегулирование в данной сфере осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Контроль и надзор - орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ведется строительство. Предусмотрено, что уполномоченный орган координирует деятельность федеральных госорганов по вопросам реализации госполитики в сфере долевого строительства. Он же устанавливает критерии отнесения дольщиков, чьи права были нарушены, к числу пострадавших и правила ведения контролирующим органом реестра таких лиц. Дольщиков признают пострадавшими (в соответствии с критериями) контролирующие органы. Они же ведут реестр таких лиц. Закон вступает в силу с момента официального опубликования.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
6. Что входит в документацию системы управления промышленной безопасностью?
Постановление Правительства РФ от 26 июня 2013 г. № 536 “Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью” (не вступило в силу)
С 1 января 2014 г. вступают в силу поправки, согласно которым организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты (ОПО) I или II класса опасности, обязаны создать системы управления промышленной безопасностью (ПБ) и обеспечивать их функционирование. В связи с этим утверждены требования к документационному обеспечению таких систем. Документация системы управления ПБ разрабатывается для 1-ой либо для 2-х и более эксплуатирующих организаций, являющихся группой лиц в соответствии с антимонопольным законодательством. Данная документация включает следующее. Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области ПБ. Положение о системе управления ПБ. Положение о производственном контроле за соблюдением требований ПБ на ОПО. Документы планирования мероприятий по снижению риска аварий на ОПО. Иные документы, обеспечивающие функционирование системы управления ПБ, предусмотренные положением о системе управления ПБ. Закреплено, что должны содержать первые 2 из перечисленных выше документов.
В эксплуатирующих организациях документально оформляются и утверждаются их руководителями, во-первых, планируемые мероприятия по снижению риска аварий на ОПО на срок более 1 календарного года. Во-вторых, планы работ в области ПБ на календарный год. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
7. Порядок аккредитации организаций техучета и инвентаризации объектов капстроительства от 2005 г. потерял свою актуальность
Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2013 г. № 271 “О признании утратившими силу отдельных приказов Минэкономразвития России”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Июля 2013 г. Регистрационный N 29016.
Признан утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 2005 г., утвердивший положение об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капстроительства (с изменениями от 2010 г.). Дело в том, что постановление Правительства РФ от 2004 г., во исполнение которого он издан, не действует. В силу Закона о государственном кадастре недвижимости с 1 января 2013 г. нормативно-правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства не применяются.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
8. Определен порядок отбора проектов по строительству жилья эконом-класса
Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 11 июня 2013 г. № 205/ГС “Об утверждении Положения об отборе проектов жилищного строительства в рамках реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения”
Закреплено, как отбираются проекты жилищного строительства в рамках реализации приоритетного проекта по строительству жилья эконом-класса. Перечислены задачи приоритетного проекта. Определено, каким образом будут реализованы меры, направленные на то, чтобы снизить стоимость строительства жилья эконом-класса. В частности, будет оказываться содействие в обеспечении земельных участков инженерной, а также (при необходимости) социальной инфраструктурой. Будут предоставлять типовую проектную документацию. А застройщикам - гарантии выкупа нереализованного жилья эконом-класса (при наличии ресурсного обеспечения). Участниками приоритетного проекта являются Госстрой, Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя, региональные органы госвласти, органы местного самоуправления, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Внешэкономбанк. Также это банки, ресурсоснабжающие организации, застройщики. Экономически активное население города-участника приоритетного проекта, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Компании, реализующие проект по строительству жилья.
Установлены критерии отбора проектов. Для участия в нем заинтересованное юрлицо по согласованию с региональным высшим органом исполнительной власти и соответствующим органом местного самоуправления представляет в Госстрой заявку. Она в 3-дневный срок направляется для рассмотрения в Координационный Совет по вопросам стимулирования развития жилищного строительства при Госстрое.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
9. Разработана рекомендуемая форма соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по строительству жилья эконом-класса
Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17 июня 2013 г. № 214/ГС "Об утверждении рекомендуемой формы Соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по повышению доступности жилья для экономически активного населения (домохозяйств) за счет увеличения объемов строительства жилья экономического класса"
Утверждена рекомендуемая форма Соглашения о сотрудничестве при реализации приоритетного проекта по строительству жилья эконом-класса. Сторонами соглашения выступают Госстрой, орган местного самоуправления, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" и застройщик. В соответствии с соглашением стороны намереваются оказывать всестороннее содействие в реализации проекта жилищного строительства, прошедшего отбор. В соглашении указываются условия реализации проекта и основные направления сотрудничества. Так, стоимость жилья эконом-класса, которое будет приобретаться гражданами по фиксированным ценам, не может превышать 30 тыс. руб. за 1 кв. м. При этом она должна составлять не более 80% от средней рыночной цены на аналогичные жилые помещения на соответствующей территории. Необходимо, чтобы доля жилья эконом-класса, реализуемого застройщиком по такой цене, составляла не менее 50% от всего объема ввода общей площади жилья в рамках реализации проекта жилищного строительства.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
10. Определены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на май 2013 г.
Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 мая 2013 г. N КЦ/П2013-05ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на май 2013 года"
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам на май 2013 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Проекты федеральных нормативно-правовых актов
1. Законопроект, стимулирующий застройщиков строить жилье эконом-класса, прошел первое чтение
Досье на проект федерального закона № 291443-6 “О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования отношений, связанных с предоставлением земельных участков Фонда в целях строительства жилья экономического класса, привлечения технических заказчиков и генеральных подрядчиков для жилищного строительства, и иных положений федерального закона) (внесен депутатом ГД М.Л. Шаккумом)
18 июня 2013 г. Госдума РФ в первом чтении приняла проект поправок к Закону о содействии развитию жилищного строительства и ЗК РФ. Законопроект разработан во исполнение указа Президента РФ, которым предусмотрены меры по улучшению жилищных условий россиян. В частности, речь идет о снижении стоимости 1 м кв. на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
Выделяется 2 основных блока изменений. Первый направлен на совершенствование процесса создания ЖСК, а также их взаимодействия с третьими лицами. Второй посвящен аукциону на право заключения договора аренды земельных участков Фонда "РЖС" для строительства жилья экономкласса, реализуемого в дальнейшем по фиксированной цене. Так, предусматривается возможность создания совместных кооперативов из числа госслужащих и работников федеральных госорганизаций (учреждений), находящихся в ведении региональных органов власти и муниципальных учреждений. Предполагается, что таким кооперативам могут передаваться в безвозмездное пользование участки, предоставленные федеральной организации или составляющие госказну России. Возможно, лица, исключенные из членов ЖСК, смогут втупать в другой кооператив, если до этого они не успели реализовать свое право на приобретение жилья.
Планируется регламентировать порядок привлечения кооперативами третьих лиц при строительстве жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры. Законодательно хотят установить требования к техническим заказчикам и подрядчикам (в т. ч. генеральным), а также определить существенные условия договоров строительного подряда. Законопроектом, по сути, устанавливается новый вид аукциона. Победителем признается лицо, которое предложило самую низкую цену за определенный (фиксированный) объем жилья эконом-класса. В дальнейшем это жилье реализуется по ценам, определенным на аукционе. Само жилье строится на земельном участке Фонда "РЖС".
Определены существенные условия договора аренды. Среди них - обязательство лица построить жилье экономкласса, максимальный срок строительства дома, размер арендной платы за участок.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
2. Возможно, регионы смогут участвовать в модернизации циркового имущества, находящегося в федеральной собственности
Досье на проект федерального закона № 253061-6 “О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (внесен депутатами ГД И.Д. Кобзоном, С.С. Говорухиным, Е.Г. Драпеко)
18.06.2013 Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к Основам законодательства о культуре. Регионы вправе участвовать в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и госохране объектов культурного наследия федерального значения. Предлагается установить, что речь также идет об имуществу, которое расположено на территории региона, находится в федеральной собственности и закреплено на праве хозведения либо оперативного управления за организациями, осуществляющими цирковую деятельность.
Регионы, предположительно, смогут участвовать в его модернизации, включая реконструкцию (в т. ч. с элементами реставрации), техперевооружение и капремонт.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
3. В Законе об участии в долевом строительстве предлагается прописать новые полномочия государства и регионов
Досье на проект федерльного закона № 285518-6 “О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части установления правил ведения контролирующим органом реестра граждан, чьи права были нарушены застройщиками и лицами, привлекающими денежные средства граждан для строительства) (внесен депутатом ГД А.Е. Хинштейном)
26.06.2013 Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к Закону об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Госрегулирование в указанной области осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время - Минрегион России), контроль и надзор - органом исполнительной власти региона, на территории которого ведется строительство. Предлагается установить, что уполномоченный орган координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам проведения госполитики в названной области. Также он, предположительно, будет утверждать критерии отнесения граждан, чьи права были нарушены, к числу пострадавших и правила ведения контролирующим органом реестра таких лиц. Контролирующий орган при этом будет обязан признавать граждан, чьи права были нарушены, пострадавшими (в соответствии с установленными критериями) и вести реестр таких лиц.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
4. Госдума РФ одобрила закон, стимулирующий застройщиков строить жилье экономкласса
Досье на проект федерального закона № 291443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части совершенствования отношений, связанных с предоставлением земельных участков Фонда в целях строительства жилья экономического класса, привлечения технических заказчиков и генеральных подрядчиков для жилищного строительства, и иных положений федерального закона) (внесен депутатом ГД М.Л. Шаккумом)3 июля 2013 г. Госдума РФ в третьем чтении приняла поправки к Закону о содействии развитию жилищного строительства и ЗК РФ. Они были разработаны во исполнение указа Президента РФ, которым предусмотрены меры по улучшению жилищных условий россиян. В частности, речь идет о снижении стоимости 1 кв. м на 20% путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
Выделяется 2 основных блока изменений. Первый направлен на совершенствование процесса создания ЖСК, а также их взаимодействия с третьими лицами. Второй посвящен аукциону на право заключения договора аренды земельных участков Фонда "РЖС" для строительства жилья экономкласса, реализуемого в дальнейшем по фиксированной цене. Так, предусматривается возможность создания совместных кооперативов сотрудников бюджетной сферы (в т. ч. федеральных госслужащих и работников госучреждений, находящихся в ведении региональных властей). Предполагается, что таким кооперативам могут передаваться в безвозмездное пользование участки, предоставленные федеральной организации или составляющие госказну России. Сумму, которая должна быть уплачена до предоставления участка ЖСК, хотят снизить с 30% до 20% паевых взносов. Возможно, лица, исключенные из членов ЖСК, смогут вступать в другой кооператив, если до этого они не успели реализовать свое право на приобретение жилья.
Планируется регламентировать порядок привлечения кооперативами третьих лиц при строительстве жилья экономического класса и объектов инженерной инфраструктуры. Законодательно хотят установить требования к техническим заказчикам и подрядчикам (в т. ч. генеральным), а также определить существенные условия договоров строительного подряда. Законом, по сути, устанавливается новый вид аукциона. Победителем признается лицо, которое предложило самую низкую цену продажи жилья экономкласса (за 1 кв. м), построенного на участке Фонда "РЖС". Такая цена не может превышать начальную цену аукциона. Кроме того, хотят предусмотреть следующее. Если цена реализации жилья экономкласса снижена на 50% от начальной и такую цену подтвердили хотя бы 2 участника, проводится еще один аукцион. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высокий размер арендной платы за участок. Определены существенные условия договора аренды. Предполагается, что застройщик кроме обязательного количества экономжилья сможет строить на арендованных участках иное жилье, не ограниченное по стоимости.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Судебная практика
1. Выкуп участка под объектами незавершенного строительства: основания приобретения права собственности на такой участок
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 марта 2013 г. N 13783/12 Суд отменил постановление арбитражного суда округа и оставил без изменения постановление арбитражного апелляционного суда о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и взыскании с администрации излишне уплаченных денежных средств, поскольку заключенная сделка является недействительной и она в силу закона не может повлечь правовых последствий, а именно, возникновения права собственности общества на спорный земельный участок.
Общество обратилось с иском о признании недействительным условия договора купли-продажи о цене приобретаемого земельного участка, заявив одновременно требование о возврате излишне уплаченной стоимости участка. По мнению заявителя, недействительность спорного условия договора не влечет недействительность всех иных его условий. Суд иск удовлетворил. Президиум ВАС РФ посчитал, что нижестоящая инстанция не учла следующее. Суд исходил из того, что право общества на выкуп участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, не является предметом рассматриваемого спора, в связи с чем разрешению подлежит только спор о выкупной стоимости участка. Между тем суду необходимо было проверить наличие у общества права на выкуп участка. Применение порядка выкупа земельных участков под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо названных в законе. К таким случаям относятся приватизация объектов незавершенного строительства и переоформление права постоянного (бессрочного) пользования участками. Однако общество стало собственником объектов незавершенного строительства по сделке купли-продажи, а не в результате приватизации. Общество также не обладает правом постоянного (бессрочного) пользования спорным участком. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у общества права на приобретение спорного участка в собственность, а по сути - о недействительности договора купли-продажи в целом.
В связи с этим довод общества, настаивавшего на проверке соответствия закону лишь одного условия договора купли-продажи, о том, что недействительность условия сделки о стоимости участка не влечет недействительности прочих ее частей, отклонен. С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований отказано.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
2. Об ответственности за недостатки при разработке проектно-сметной документации
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 2013 г. N 17195/12 Состоявшиеся по делу об обязании устранить недостатки проектно-сметной документации для выполнения капитального ремонта инженерных коммуникаций многоквартирного дома судебные решения подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение, поскольку вывод судов о необходимости доказывания заказчиком того обстоятельства, что выявленные в процессе эксплуатации нарушения при составлении проектно-сметной документации являются единственной причиной несоблюдения температурного режима в жилых помещениях, сделан с нарушением норм материального права.
Общество-заказчик обратилось в суд с целью обязать компанию-подрядчика устранить недостатки. Речь шла о недостатках проектно-сметной документации для выполнения капремонта инженерных коммуникаций дома. Как указал истец, ответчик - разработчик названной документации. На основании нее был проведен (третьим лицом) капремонт. Впоследствии выяснилось, что при эксплуатации дома проявляются недостатки в работе отремонтированных коммуникаций. Суды трех инстанций сочли требования обоснованными. При этом, как указали некоторые из судов, договор между истцом и ответчиком является незаключенным, поскольку компании не было передано техзадание. Президиум ВАС РФ отправил дело на новое рассмотрение и разъяснил следующее. Если договор исполнен сторонами и работы приняты, отсутствие техзадания не может свидетельствовать о незаключенности договора. Даже при отсутствии техзадания качество выполненных проектировщиком работ должно соответствовать требованиям, установленным нормативно-правовыми актами (ГОСТами, СНиПами и т. д.). По ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление техдокументации и выполнение изыскательских работ. Это же касается и недостатков, обнаруженных впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе техдокументации и данных изыскательских работ.
При обнаружении недостатков в техдокументации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать их, произвести необходимые допработы, а также возместить заказчику причиненные убытки. Иное может устанавливаться законом или договором.
ГК РФ не ставит наступление такой ответственности в зависимость от того, являются или нет допущенные проектировщиком нарушения единственной причиной недостатков, выявленных в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе такой документации. Кроме того, если выявленные в процессе эксплуатации нарушения вызваны совокупностью обстоятельств - в данном случае недостатками, допущенными проектировщиком, подрядчиком, - каждое из этих лиц должно нести ответственность.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
3. Направление актов выполненных работ после возбуждения в суде иска о взыскании задолженности не может рассматриваться в качестве доказательства выполнения работ
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2013 г. N Ф07-2441/13 по делу N А56-29629/2012 (ключевые темы: локальная смета - договор строительного подряда - справка о стоимости выполненных работ и затрат - акт о приемке выполненных работ - перечень работ).
Подрядчик обратился в суд с иском к генподрядчику о взыскании задолженности по оплате выполненных строительных работ. Суд удовлетворил иск, указав, что акты выполненных работ не подписаны генподрядчиком. Работы по этим актам не могут считаться принятыми, поскольку эти акты генподрядчику в установленном законом и договором порядке не направлялись. Окружной суд согласился с нижестоящей инстанцией, пояснив следующее. В материалах дела отсутствуют подписанные двухсторонние акты выполненных работ, либо доказательства направления таких актов генподрядчику до обращения подрядчика в суд с иском о взыскании задолженности. Направление актов выполненных работ после возбуждения в суде иска о взыскании задолженности по таким актам не может рассматриваться в качестве доказательства выполнения работ и соблюдения порядка их сдачи заказчику. Поэтому довод ответчика о том, что заявитель признал получение актов выполненных работ в процессе рассмотрения дела, отклонен.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
4. Может ли расчет за выполненные работы производиться непосредственно между субподрядчиком и заказчиком, минуя генподрядчика?
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2013 г. N Ф08-1096/13 по делу N А32-11437/2011 (ключевые темы: неосновательное обогащение - путевой лист - договор субподряда - строительная техника - автокран).
Заказчик обратился в суд с иском к субподрядчику о взыскании неосновательного обогащения.
Суды в удовлетворении иска отказали. Судебные акты мотивированы тем, что заказчик не представил доказательств наличия у него и субподрядчика друг перед другом каких-либо взаимных обязательств.
Окружной суд согласился с нижестоящими инстанциями. Согласно разъяснениям ВАС РФ расчеты субподрядчика непосредственно с заказчиком могут производиться в случае, когда между ними с согласия генподрядчика заключен договор на выполнение отдельных работ либо в договорах стороны предусмотрели, что расчеты за выполненные работы субподрядчик производит непосредственно с заказчиком, минуя генподрядчика. В материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих наличие договорных отношений между истцом и ответчиком. В связи с этим суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
5. Заказчик не может быть освобожден от оплаты выполненных работ по причине несвоевременного поступления бюджетных денежных средств
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 июля 2013 г. N Ф10-1437/13 по делу N А23-2808/2012 (ключевые темы: ремонт водопроводных сетей - выполнение подрядных работ - справка о стоимости выполненных работ и затрат - тепловые сети - договор субподряда
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, которыми с него взыскана задолженность по договору субподряда. Заявитель указывает на отсутствие у него возможности произвести оплату работ субподрядчику в связи с тем, что по условиям договора оплата стоимости работ осуществляется по мере поступления средств из бюджета на расчетный счет подрядчика. Окружной суд отклонил данный довод, пояснив следующее. Законодательство не содержит положений, освобождающих заказчика от оплаты фактически выполненных и принятых им без замечаний работ по основаниям несвоевременного поступления бюджетных денежных средств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка. С учетом изложенного оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов не имеется.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
6. Акт сверки расчетов не может являться единственным доказательством, подтверждающим факт выполнения подрядных работ
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2013 г. N Ф07-3726/13 по делу N А56-73404/2012 (ключевые темы: субподрядчик - условия договора - договор подряда - отдельное процессуальное действие - участники арбитражного процесса)
Общество обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по договорам субподряда.
Суд удовлетворил иск в полном объеме. Окружной суд посчитал, что нижестоящая инстанция не исследовала в полном объеме материалы дела. Так, в материалы дела истец представил только акты сдачи-приема работ, выполненных по дополнительным соглашениям к договорам субподряда. Акты сдачи-приема работ, выполненных по договорам, как и акт приема-передачи результата всего комплекса работ отсутствуют в материалах дела. Сам по себе подписанный акт сверки расчетов не может являться единственным доказательством, подтверждающим факт выполнения работ и наличия задолженности в заявленной истцом сумме. Кроме того, в акте сверки расчетов указаны и прочие суммы, влияние которых на задолженность по договорам не исследовалось судом. Поскольку судом не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, принятый им судебный акт отменен. Дело направлено на новое рассмотрение.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.
7. Какую доверенность на участие в административных делах можно считать общей?
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 июля 2013 г. N Ф05-7561/13 по делу N А40-137705/2012 (ключевые темы: государственный строительный надзор - надлежащее извещение - административное производство - рассмотрение дел об административном правонарушении - законные представители)
Поводом для обращения компании в суд послужило наложение на нее штрафа за нарушение обязательных требований в области строительства. Суды двух инстанций сочли, что не доказан факт надлежащего извещения законного представителя компании о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела. Как указали суды, таким доказательством надлежащего извещения может являться доверенность, выданная на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов юрлица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле таким доказательством не признается. Суд округа не согласился с такими выводами и пояснил следующее.
Ошибочно утверждение о том, что поскольку к административной ответственности привлекается юрлицо, при составлении протокола должен присутствовать именно законный представитель организации.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела в качестве защитника лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем.
При этом КоАП РФ не требует, чтобы в доверенности обязательно указывались реквизиты конкретного административного дела. Отсутствие номера административного дела в доверенности не может являться безусловным основанием для признания доверенности общей. Как таковой номер дела присваивается при его фактическом возбуждении. Подобный номер неизвестен на стадии обсуждения вопроса о возбуждении административного производства. В данном случае в доверенности был указан конкретный объект, на котором выявлено правонарушение и норма КоАП РФ, предусматривающая ответственность за него. Оспариваемое по делу постановление вынесено за правонарушение, совершенное именно на таком объекте. Поэтому не было оснований считать компанию неуведомленной, а выданную ею доверенность - общей.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.