Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за июль 2012 года
Оглавление:
Федеральные нормативно-правовые акты:
- 1. Строительства жилья экономкласса: новый путь развития.
- 2. В строительную смету больше не нужно закладывать резерв средств на непредвиденные работы и затраты.
- 3. Полномочия Минрегиона: изменения
- 4. Чем займется Федеральное агентство по строительству и ЖКХ?
- 5. Проверка достоверности сметной стоимости объектов, возводимых с участием государства: что нового?
- 6. Госзаказчики должны учитывать требования о доступности зданий и сооружений для людей с ограниченными возможностями передвижения.
- 7. Во II полугодии 2012 г. норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по России равен 32 200 рублей.
- 8. Утвержден новый административный регламент по надзору за выполнением противопожарных требований.
Региональные нормативно-правовые акты:
- 1. Администрацией Приморского края принято постановление.
- 2. Администрацией города Владивостока приняты решения о внесении изменений в ряд постановлений по вопросам строительства и территориального планирования.
Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
Судебная практика:
- 1. Какие документы не имеют права требовать для выдачи градостроительного плана земли?
- 2. Можно ли изменить вид разрешенного использования земли посредством ее размежевания?
- 3. Получить госземлю с предварительным согласованием размещения объекта можно, только если на ней ничего не построено.
- 4. Вопрос о соответствии выполненных подрядных работ проектной документации: требуется ли назначение экспертизы?
- 5. Заказчик уступил право требования по договору подряда: требуется ли согласие подрядчика?
- 6. Наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не препятствует представлению суду возражений по качеству работ.
Федеральные нормативно-правовые акты:
1.Строительство жилья экономкласса: новый путь развития.
Федеральный закон от 10 июля 2012 г. № 118-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Цель поправок - стимулировать возведение жилья экономкласса (как многоквартирных, так и индивидуальных домов). Для этого проводятся специальные аукционы на право заключения договоров безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков для такого строительства.
Речь идет о земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Он же выступает организатором аукционов. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наименьшую цену продажи будущего жилья в расчете на 1 кв. м общей площади помещения.
Начальная цена аукциона определяется как средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилого помещения в соответствующем регионе. Ходатайства о проведении аукционов направляются в Фонд уполномоченными региональными органами по предложениям муниципалитетов. Главы последних после утверждения проектной документации до даты выдачи разрешения на строительство издают списки граждан, согласившихся приобрести жилье экономкласса на условиях, принятых по итогам аукциона. Категории граждан и основания их включения в списки определяются Правительством РФ. Извещение о проведении аукциона и его результаты размещаются на официальном сайте Фонда. Также на этом ресурсе публикуется информация о готовности заключить соответствующие договоры участия в долевом строительстве и купли-продажи жилья по цене не выше той, которая указана в протоколе аукциона. Если в течение 12 месяцев после размещения на сайте указанной информации граждане из утвержденного списка не заключили договор купли-продажи, жилье реализуется любым лицам по свободной цене. Гражданин может воспользоваться правом на приобретение жилья экономкласса по цене аукциона только 1 раз.
Аукционы на право аренды участков Фонда под строительство жилья экономкласса проводятся в следующих случаях. Если торги на право безвозмездного срочного пользования землей были признаны несостоявшимися и с единственным участником не заключен договор, или когда победитель аукциона уклонился от его подписания. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. № 628 "О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (не вступило в силу)
Ранее сводный сметный расчет стоимости строительства должен был включать резерв средств на непредвиденные работы и затраты. Устанавливался порядок его исчисления и предельный размер для объектов, финансируемых за бюджетный счет. Вносимые изменения отменяют данное требование.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
3.Полномочия Минрегиона: изменения
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 673 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам Министерства регионального развития Российской Федерации".
Указом Президента РФ обновлена структура федеральных органов исполнительной власти. В частности, образовано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Ему переданы функции Минрегиона России по оказанию госуслуг, управлению госимуществом в сфере строительства, градостроительства и ЖКХ. Агентство находится в ведении Министерства. Внесены соответствующие коррективы в ряд актов Правительства РФ по вопросам Минрегиона России. Так, на Министерство возложены функции по выработке и реализации госполитики в сфере градостроительства в части территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.
Министерство вырабатывает госполитику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сферах строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ, а также теплоснабжения и обеспечения (повышения) энергоэффективности только в части вопросов, которые не отнесены к компетенции Агентства.
Существенно скорректированы полномочия Минрегиона России. В частности, изменен перечень нормативно-правовых актов, которые он принимает самостоятельно. В него включен ряд документов, касающихся программы "Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта"; подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" и проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума АТЭС в 2012 г.
Министерство проводит аттестацию (переаттестацию) физлиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до 1 октября 2012 г.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
4.Чем займется Федеральное агентство по строительству и ЖКХ?
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 670 "О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству".
Утверждено Положение о Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ (Госстрое).
Агентство находится в ведении Минрегиона России. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию госуслуг, управлению госимуществом в сферах строительства, градостроительства, промышленности стройматериалов и ЖКХ. Также Госстрой осуществляет функции по выработке и (или) реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в ряде сфер по вопросам, не отнесенным законодательством к ведению Министерства. Речь идет о строительстве, архитектуре, градостроительстве (кроме гостехучета и техинвентаризации объектов капстроительства), ЖКХ, теплоснабжении (кроме производства тепла в режиме комбинированной выработки электричества и тепла, а также его передачи), об обеспечении энергоэффективности зданий, строений, сооружений, повышении энергоэффективности экономики регионов и муниципалитетов. Установлены полномочия Агентства. Урегулированы вопросы организации его деятельности.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
5.Проверка достоверности сметной стоимости объектов, возводимых с участием государства: что нового?
Постановление Правительства РФ от 7 июля 2012 г. № 697 "О внесении изменений в Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (не вступило в силу)
Скорректировано Положение о проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. Застройщик (заказчик) объекта или действующее от его имени лицо представляет в организацию по проверке ряд документов. Скорректированы положения о некоторых из них. Установлено, что заявление о проведении проверки подписывается руководителем госзаказчика (заказчика). Проектная документация теперь должна быть согласована руководителем главного распорядителя средств федерального бюджета (госзаказчика (заказчика)).
Если разработка такой документации и ее госэкспертиза не обязательны, то в соответствии с поправками нужно подать сводный сметный расчет стоимости строительства.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Письмо Министерства регионального развития РФ от 26 апреля 2012 г. № 9875-ИП/08 О необходимости в упреждающем порядке предусматривать применение норм и правил по обеспечению доступности зданий для инвалидов. Техрегламент о безопасности зданий и сооружений предусматривает, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны проектироваться и строиться с учетом их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В связи с этим Минрегион России рекомендует в рамках госзаказов 2012 г. на разработку проектной документации на строительство или реконструкцию общественных зданий и сооружений предусматривать соответствующие положения. Доступность зданий для инвалидов обеспечивается посредством установленных обязательных технических норм, процедур контроля на стадии проектирования, строительства и капремонта. За невыполнение данных требований предусмотрена административная ответственность.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 7 июня 2012 г. № 225 "О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года" (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 Июля 2012 г. Регистрационный N 24876.
Утвержден норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по России на второе полугодие 2012 г. Он равен 32 200 руб. (на первое полугодие 2012 г. - 31 300 руб.). Определена средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по регионам на III квартал 2012 г. Она применяется при расчете социальных выплат на приобретение жилья, предоставляемых за счет федерального бюджета. В многих регионах по сравнению со II кварталом того же года средняя рыночная стоимость возросла. Она не изменилась в Брянской, Костромской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Ростовской, Оренбургской, Пензенской, Курганской, Челябинской, Новосибирской, Томской и Магаданской областях, Адыгее, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Марий Эл, Чечне, Алтае. А также в Краснодарском, Ставропольском, Пермском и Камчатском краях, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. Наиболее высокая стоимость - в Москве (88 700 руб.), Санкт-Петербурге (51 950 руб.) и Ненецком автономном округе (49 450 руб.). Наиболее низкая - в Карачаево-Черкесии (20 700 руб.), Чечне (21 050 руб.), Ингушетии (21 950 руб.).
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
8.Утвержден новый административный регламент по надзору за выполнением противопожарных требований.
Приказ МЧС РФ от 28 июня 2012 г. N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 Июля 2012 г. Регистрационный N 24901.
МЧС России надзирает за выполнением требований пожарной безопасности. Утвержден новый административный регламент, в соответствии с которым Министерство и его территориальные органы исполняют эту государственную функцию. Предметом надзора является соблюдение норм пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами. Выполнение требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации. Соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности. Выполнение предписаний органов государственного пожарного надзора (ГПН). Проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, имуществу, угрозы возникновения пожара. Определены права и обязанности должностных лиц органов ГПН, а также субъектов, в отношении которых осуществляется надзор. Информацию о порядке исполнении функции можно получить в т. ч. через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Прежде это не предусматривалось. В органах ГПН ведется журнал учета объектов защиты, органов власти и контрольно-наблюдательных дел. Закреплено, как планируются и проводятся проверки. Определены меры, принимаемые по результатам надзорных мероприятий. Указано, как органы ГПН рассматривают заявления о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проводят консультации.
Определены порядок и формы контроля за исполнением функции. Решения и действия (бездействие) МЧС России, а также его должностных лиц можно обжаловать во внесудебном порядке.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Региональные нормативно-правовые акты:
1. Администрацией Приморского края принято постановление.
Администрацией Приморского края принято постановление №205-па от 25.07.2012г. «Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения».
Администрацией города Владивостока принят ряд постановлений:
Постановление №2597 от 12.07.2012
О внесении изменений в постановление главы города Владивостока от 22.04.2009 № 381 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2009 – 2012 годы»
Постановление №2674 от 20.07.2012
О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 30.12.2010 № 1607 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию»
Постановление №2729 от 26.07.2012
О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока от 14.06.2011 № 1460 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией города Владивостока муниципальной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Владивостока»
Проекты федеральных нормативно-правовых актов:
1. Как защитить обманутых дольщиков?
Досье на проект федерального закона № 643875-5 "О взаимном страховании гражданской ответственности лиц, привлекающих денежные средства для долевого строительства многоквартирных домов (застройщиков), за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договору участия в долевом строительстве" (внесен депутатами ГД А.Б. Коганом, А.Е. Хинштейном)
04.07.2012 Государственной Думой в первом чтении принят проект закона, предусматривающий обязательное страхование гражданской ответственности застройщиков многоквартирных домов. Для этого планируется создать единую некоммерческую организацию - общество взаимного страхования застройщиков.
Членами такого общества согласно законопроекту должны становиться все без исключения застройщики, привлекающие средства граждан. Предполагается, что общество будет отвечать по денежным обязательствам обанкротившегося застройщика перед дольщиками. При этом сумма возмещения не может превышать ту, которая установлена страховым полисом застройщика. К обществу в порядке регресса переходят права требования дольщиков. Правила взаимного страхования застройщиков, в т. ч. страховые тарифы и премии, вероятно, будут утверждаться общим собранием членов общества. Предусмотрены условия, при которых общество освобождается от выплаты страхового возмещения. Речь идет о случаях, когда банкротство застройщика наступило вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, народных волнений или забастовок. Причиной также может стать сговор выгодоприобретателей и застройщика, установленный решением суда. Законопроектом регулируются вопросы формирования и деятельности общества, в т. ч. касающиеся его органов управления, имущества, фондов (резервов), закрепляются основные права и обязанности членов общества, порядок рассмотрения споров и претензий, покрытия убытков и др. Если данный институт страхования будет введен, 1 кв. м жилья может подорожать на 1%. Таков прогноз авторов законопроекта.
Судебная практика:
1.Какие документы не имеют права требовать для выдачи градостроительного плана земли?
Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2012 г. N АКПИ12-290 Об отказе в признании недействующей формы градостроительного плана земельного участка, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 г. № 207.
Оспаривалась форма градостроительного плана земельного участка. Она содержит определенные строки для заполнения реквизитов обращения, информации о заявителе, описания местоположения проектируемого объекта на участке, а также иных сведений. Как указал заявитель, на практике органы власти, ссылаясь на эту форму, требуют представлять наряду с заявлением и документами, подтверждающими личность (паспорт гражданина или учредительные документы юрлица), другие материалы. В частности, речь идет о документах, касающихся прав на землю, схеме и топографической съемке участка. Тем самым на заявителей возлагаются обязанности, не предусмотренные законом. ВС РФ не согласился с такой позицией и разъяснил следующее. Исходя из законодательства, градостроительный план участка выдается по заявлению.
Подготовка и выдача такого плана - обязанность госоргана, которая не обусловлена для заявителя необходимостью обосновать цели его истребования и предоставить какие-либо документы, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Названный план разрабатывается без привлечения заявителя и при отсутствии проектной документации.
Причина - право подготовить подобную документацию возникает у лица только после того, как получен названный план. Как форма в целом, так и ее строка "Описание местоположения проектируемого объекта на земельном участке", не предусматривают, что место размещения объекта обозначается точно и конкретно. В данной строке указывается лишь возможное (допустимое) местоположение. Это не является ограничением права заявителя на свободное использование своего имущества. В оспариваемой форме нет самостоятельного раздела для внесения информации о технических условиях подключения объектов капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако не имеется препятствий для того, чтобы разместить подобные сведения в строке формы "Иные показатели". При этом отказ госоргана внести их можно оспорить.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
2.Можно ли изменить вид разрешенного использования земли посредством ее размежевания?
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 13016/11 Суд оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции, которым удовлетворено требование о признании незаконными решения об учете изменений объекта недвижимости и акта определения кадастровой стоимости земельного участка, поскольку ни образование самостоятельного земельного участка под площадкой масло-мазутного хозяйства, ни регистрация площадки в качестве самостоятельного объекта недвижимости, ни его продажа иному лицу не могли обеспечить правовых оснований для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Поводом для обращения муниципального органа в суд послужило изменение сведений о земельном участке в кадастре недвижимости. Вид разрешенного использования этого участка был изменен по заявлению компании. Президиум ВАС РФ счел такое изменение незаконным и пояснил следующее. Изначально спорный участок был образован при размежевании земли, которая приватизирована компанией.
Исходный участок имел вид разрешенного использования "земли под сооружениями тепловой энергетики". На нем размещались объекты ТЭЦ. После размежевания данной земли компания обратилась с заявлением с целью изменить такой вид использования на "объекты инженерной инфраструктуры", что и было сделано. Это автоматически привело к снижению кадастровой стоимости. Между тем для любого участка вспомогательный вид использования не может быть единственным. Вспомогательный вид использования может включаться в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов. При этом кадастровая оценка устанавливается исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей. Вспомогательный вид использования не мог быть выбран компанией в качестве основного со ссылкой на градостроительные регламенты. Причина - последние не распространяются на участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые ими. Кроме того, при разделе исходной земли и образовании в ее границах нескольких участков под конкретными зданиями, строениями, сооружениями (в т. ч. зарегистрированными как отдельные объекты недвижимости) на вновь образованные участки по закону автоматически переносится разрешенное использование исходного. Отчуждение земли стороннему лицу также само по себе - не основание для изменения вида ее разрешенного использования. Разрешенное использование любого участка корректируется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта. Обязательное условие - фактическое использование участка уже изменено с соблюдением установленных требований.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 мая 2012 г. N 604/12 Суд оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции, которым отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения администрации об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка, поскольку администрация правомерно отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка ввиду предполагаемого конкурса на лучший проект обустройства городского парка.
Компания обратилась в суд из-за отказа в предоставлении ей в аренду муниципальной земли с предварительным согласованием места размещения объектов. На участке компания рассчитывала возвести аттракционы, спортивно-развлекательные сооружения. При отказе орган власти сослался на то, что испрашиваемый участок, прошедший кадастровый учет, будет выставляться на торги. Президиум ВАС РФ счел отказ правомерным и пояснил следующее. ЗК РФ регламентирует порядок предоставления государственных или муниципальных участков для строительства. Гражданин или юрлицо, заинтересованные в предоставлении такого участка, обращаются в орган власти с заявлением о выборе земли и предварительном согласовании места размещения объекта. Эти положения ЗК РФ предусматривают предоставление незастроенных (свободных) участков для строительства. Между тем в рассматриваемом случае испрашиваемый участок являлся несвободным. На нем располагался парк культуры и отдыха. Следовательно, названные правила, предусмотренные ЗК РФ, в данном случае не применяются. Исходя из Закона об общих принципах организации местного самоуправления, к вопросам местного значения городского округа относятся, в числе прочего, создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест для этого. С учетом этого орган местного самоуправления правомерно отказал компании в предоставлении испрашиваемого участка со ссылкой на предполагаемый конкурс на лучший проект обустройства городского парка. Возложение обязанности предоставить под строительство спорный участок по процедуре, предусмотренной ЗК РФ, в таком случае нарушает публичные права муниципалитета.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф05-3205/12 по делу N А40-74888/2011 (ключевые темы: договор подряда - проектно-сметная документация - форма кс-2 - назначение экспертизы - твердая цена).
Общество обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по договору подряда. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что доказательств оплаты стоимости выполненных работ либо претензий по их качеству ответчиком не представлено. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд сослался на то, что представленные истцом акты выполненных работ не имеют отношения к объектам и работам, которые истец обязался построить и выполнить, а ответчик оплатить. Суд кассационной инстанции посчитал, что выводы судов обеих инстанций основаны на неполном исследовании фактических обстоятельств дела. Как следует из материалов дела, ответчик отказался принимать объем выполненных работ до устранения замечаний и предоставления исполнительной документации, свидетельствующей о соответствии выполненных объемов работ требованиям проектной документации и техническим регламентам. Между тем судами вопрос о соответствии выполненных объемов работ требованиям проектной документации не рассматривался. В соответствии с ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Согласно АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству или с согласия лиц, участвующих в деле. Между сторонами возник спор по качеству, объему выполненных работ и их соответствию проектно-сметной документации, в связи с чем суд, не обладая специальными познаниями в этой области, должен был обсудить вопрос о назначении по делу судебной экспертизы. Этого сделано не было. При таких обстоятельствах дело направлено на новое рассмотрение.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
5.Заказчик уступил право требования по договору подряда: требуется ли согласие подрядчика?
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 июня 2012 г. N Ф05-4556/12 по делу N А40-85982/2011 (ключевые темы: уступка права требования - договор подряда - монтажные работы - безвозмездное устранение недостатков - надлежащее исполнение)
Общество заключило договор подряда на производство строительно-монтажных работ.
Заказчик по договору цессии уступил право требования к обществу другому лицу.
Считая договор цессии недействительным в силу его ничтожности, общество обратилось в суд. Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства согласия подрядчика (истца) на перевод обязанностей заказчика на цессионария.
Суд кассационной инстанции не согласился с нижестоящими инстанциями по следующим основаниям.
При заключении спорного договора цессии передано только требование возмещения убытков согласно буквальному значению содержащихся в нем слов и выражений. Обязанности по договору подряда не передавались.
Соответственно, спорный договор является договором уступки требования и правоотношения, возникающие в результате его заключения, регулируются нормами ГК РФ об уступке требования.
При этом данные нормы не обязывают кредитора получать согласие должника для заключения договора цессии.
В связи с этим отсутствуют основания для признания спорного договора противоречащим закону или иным правовым актам. Поэтому заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 апреля 2012 г. N Ф03-1084/12 по делу N А73-11684/2011 (ключевые темы: назначение экспертизы - заказчик - договор строительного подряда - качество работы - график финансирования).
Общество обратилось в суд с иском о взыскании задолженности за выполненные работы по договору строительного подряда. Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что в материалах дела имеются подписанные акты выполненных работ и справки об их стоимости, что свидетельствует о доказанности факта их выполнения. Окружной суд не согласился с нижестоящими инстанциями по следующим причинам. Из материалов дела следует, что между сторонами возник спор как по поводу объемов выполненных работ, так и по поводу имеющихся недостатков, а именно: непригодности результата работ для дальнейшей эксплуатации. В силу требований ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда. В случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом. Следовательно, работы, произведенные с отступлением от требований строительных норм и правил, не могут считаться выполненными. В то же время наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не препятствует представлению суду возражений по качеству работ, а также по их объему и стоимости. Кроме того, в соответствии с ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Однако судами необоснованно отклонены ходатайства ответчика о назначении строительной экспертизы. При таких обстоятельствах дело направлено на новое рассмотрение.
Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.