РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
175  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за март 2012 года

02.04.2012

Оглавление:

Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов: состав, порядок формирования и утверждения.

2. Скорректирован порядок госучета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.

3. Вступил в силу приказ Министерства регионального развития РФ от 14 ноября 2011 года №536 о внесении изменений в приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

4. Акт о внесении изменений и дополнений в отдельные приказы Минрегиона России в сфере строительства утратил силу.

5. Разъяснены некоторые вопросы технической инвентаризации объектов капстроительства.

6. Ремонтно-реставрационные работы за счет федерального бюджета: коэффициенты изменения стоимости.

7. Сметная стоимость строительно-монтажных работ: индексы пересчета на I квартал 2012 г.

8. Дополнено Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов на 2011-2013 гг.

9. Разработаны дополнительные сметные нормы и единичные расценки на проверку и испытание наружных стационарных пожарных лестниц.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. В Госдуму РФ внесен законопроект о продлении деятельности Фонда ЖКХ.

Судебная практика:

1. Нельзя одновременно потребовать и снести самострой, и признать право на него отсутствующим.

2. Для реконструкции АЗС нужно заключение госэкспертизы проектной документации.

3. Застройщик арендовал муниципальную землю для долевого строительства дома. Что учитывать по окончании стройки?

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.Схемы теплоснабжения поселений, городских округов: состав, порядок формирования и утверждения.



Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. №  154 “О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения” (не вступило в силу).

Установлены требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, порядку их разработки и утверждения. Так, схема состоит из 10 разделов. В частности, это показатели перспективного спроса на теплоэнергию (мощность) и теплоноситель, предложения по строительству и реконструкции теплосетей и инвестиции в них, решения об определении теплоснабжающей организации, о распределении тепловой нагрузки между источниками. Разъяснено, какие данные содержит каждый раздел. Проект схемы разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, исполнительной власти Москвы и Санкт-Петербурга, юрлицами либо совместно всеми перечисленными. Они создаются на основе документов территориального планирования. Схема формируется на срок не менее 15 лет. Информация о разработке проекта схемы, материалы по ней и (или) по ранее утвержденной схеме размещаются соответственно на официальном сайте поселения, городского округа, органов исполнительной власти. Это касается и самого проекта. Последний рассматривается названными органами путем сбора замечаний и предложений, организации публичных слушаний. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит экспертизу проекта в течение 30 дней. Принимает решение об утверждении схемы или о ее возврате на доработку. Определено, как актуализируются схемы.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

2.Скорректирован порядок госучета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период.



Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 февраля 2012 г. N  60 "О внесении изменения в Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14 октября 2011 г. N  577" (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 Марта 2012 г. Регистрационный N 23377. 

Внесены изменения в порядок государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Закона о государственном кадастре недвижимости. 
В орган кадастрового учета необходимо представить, в частности, технический план объекта учета или копию разрешения на ввод его в эксплуатацию. При этом указанное разрешение должно быть выдано после 1 сентября 2012 г. Прежде называлась другая дата: после 1 марта 2012 г.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

3.Вступил в силу приказ Министерства регионального развития РФ от 14 ноября 2011 года №536 о внесении изменений в приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».



Вступил в силу приказ Министерства регионального развития РФ от 14 ноября 2011 года №536 о внесении изменений в приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Указанным приказом уточняется сфера деятельности приказа № 624, в частности определено, что при выполнении работ, определенных приказом № 624, при проведении капитального ремонта требуется получение свидетельства о допуске.


Текст приказа прилагается.

 

4.Акт о внесении изменений и дополнений в отдельные приказы Минрегиона России в сфере строительства утратил силу.



Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2011 г. №  644 “О признании утратившим силу приказа Минрегиона России от 4 октября 2011 г. №  482” .

Признан утратившим силу акт о внесении изменений и дополнений в отдельные приказы Минрегиона России. 
Поправки касались приказов, которыми утверждены укрупненные нормативы цены строительства различных видов объектов капстроительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры. 
Также указанным актом устанавливались коэффициенты перехода от цен базового района (Московская область) к уровню цен регионов.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

5.Разъяснены некоторые вопросы технической инвентаризации объектов капстроительства.



Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г.  N  Д23-5324 "О рассмотрении обращения" (текст письма официально опубликован не был).

По вопросам проведения технической инвентаризации объектов капстроительства сообщается следующее. При изменении технических или качественных характеристик объекта капстроительства (в частности, перепланировка) по заявлению заинтересованного лица проводится их техническая инвентаризация. Если в результате текущей инвентаризации выявлены самовольно возведенные законченные строительством здания (их части) и занятые земли, они подлежат технической инвентаризации с включением в учетно-технические материалы (в общем порядке). При наличии самовольных построек на оригиналах инвентаризационных планов (земельного участка и поэтажных), технических паспортов и копиях этих документов на свободном от записей месте, с лицевой стороны проставляются штампы установленного образца. Таким образом, в указанном случае независимо от наличия документов, подтверждающих законность проведенной перепланировки квартир, изготавливаются технические и кадастровые паспорта образуемых. В них делается отметка о том, что перепланировка в соответствующей квартире является самовольной. Кроме того, разъяснено, как следует отграничивать балкон и лоджию. Сообщается, что относить волоконно-оптические линии связи к объектам недвижимости нужно исходя из следующих критериев. Это наличие прочной связи с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ


6.Ремонтно-реставрационные работы за счет федерального бюджета: коэффициенты изменения стоимости.



Письмо Министерства культуры РФ от 7 февраля 2012 г. №  16-01-39/10-кч О коэффициентах изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня цен 1984 г. к уровню цен I квартала 2012 г. и уровню цен 2001 г. (текст письма официально опубликован не был)

Разработаны коэффициенты изменения стоимости ремонтно-реставрационных работ от уровня 1984 г. к уровню цен I квартала 2012 г. и уровню цен 2001 г. Их рекомендуется применять с 1 февраля 2012 г. и до момента выпуска новых коэффициентов при определении стоимости мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, выполняемых за счет федерального бюджета. Коэффициенты учитывают средние цены на производство работ, материалы, изделия и конструкции. На сметную стоимость в текущем уровне цен начисляются лимитированные затраты по действующим на данный период нормам. Коэффициенты не распространяются на пересчет стоимости сусального золота от уровня цен 1984 г. в текущий уровень цен.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

7.Сметная стоимость строительно-монтажных работ: индексы пересчета на I квартал 2012 г.



Письмо Министерства регионального развития РФ от 28 февраля 2012 г. №  4122-ИП/08 Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования, рекомендуемых к применению в I квартале 2012 года  (текст письма официально опубликован не был).

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных, изыскательских и прочих работ и затрат, а также оборудования на I квартал 2012 г. Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. Индексы применяются для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестсфере по объектам капстроительства, финансируемым из федерального бюджета. Они не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы. Индексы приведены без учета НДС.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

8.Дополнено Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов на 2011-2013 гг.



Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12 декабря 2011 г. №  5213-ТЗ “Уведомление о регистрации соглашения о внесении дополнений в Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011 - 2013 годы” (текст письма официально опубликован не был).

В Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности стройматериалов на 2011-2013 гг. были внесены дополнения. Для рабочих I разряда, занятых на ремонтно-реставрационных работах, установили межотраслевой коэффициент по отношению к тарифной ставке на СМР. Он равен 1,19. 
Соглашение, вносящее эти дополнения, зарегистрировано 12 декабря 2011 г.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

9.Разработаны дополнительные сметные нормы и единичные расценки на проверку и испытание наружных стационарных пожарных лестниц.



Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 19 декабря 2011 г. №  КЦ/П333 “О введении дополнительных элементных сметных норм и единичных расценок на промывку маслом систем трубопроводов к Сборникам ГЭСНм(ФЕРм)-2001-12 «Технологические трубопроводы» и ГЭСНм(ФЕРм) Часть 12 «Технологические трубопроводы» (в редакции 2009 - 2011 годов)” (Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", январь 2012 г., № 1)

С 1 января 2012 г. вводятся дополнительные элементные сметные нормы и единичные расценки на проверку и испытание на прочность наружных стационарных пожарных лестниц. Они включаются в Сборники ГЭСН(ФЕР)-2001-09 и ГЭСН(ФЕР) (в редакции 2008-2011 гг.). Эти нормы и расценки используются, чтобы определить сметную стоимость строительства ресурсным и базисно-индексным методами. Также их применяют при расчетах за строительные работы. Расценки разработаны для 1-го базового района (Московской области) в уровне цен на 1 января 2000 г. В регионах расценки применяются с учетом поправочных коэффициентов в уровне цен на эту дату.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1.В Госдуму РФ внесен законопроект о продлении деятельности Фонда ЖКХ.




В Государственную Думу РФ внесен законопроект о продлении работы Фонда содействия реформированию ЖКХ до 31 декабря 2015 года. Документ подготовлен депутатами Мартином Шаккумом, Еленой Николаевой, Александром Сидякиным и Павлом Качкаевым, пишет БН.ру.
«С учетом необходимости решения имеющихся в настоящее время значительных проблем в жилищно-коммунальном комплексе страны необходимо продолжить активное использование зарекомендовавшего свою высокую эффективность механизма обусловленного финансирования», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Документ устанавливает, что с 2013 года Фонд перестает предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на реализацию региональных адресных программ по капремонту многоквартирных домов. Остатки невыбранных средств Фонда на эти цели перераспределяются на финансирование расселения аварийного жилья.
Согласно законопроекту, финансирование региональных программ по переселению граждан с 2013 года осуществляется с учетом их софинансирования за счет консолидированных бюджетов субъектов РФ в пропорции 50/50%.
Финансовая поддержка с 1 января 2013 года будет предоставляться Фондом при условии зарегистрированного права собственности региона или муниципального образования на объекты энергетики и коммунальной инфраструктуры, используемых для оказания потребителям коммунальных услуг. Также должны быть утверждены долгосрочные тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения. Регионы и муниципальные образования должны иметь вступившие в силу правовые акты, предусматривающие создание систем финансирования работ по капремонту многоквартирных домов.
Напомним, согласно действующему закону, Фонд ЖКХ должен прекратить существование 1 января 2013 года.

Источник информационный портал УРС

 

 

Судебная практика:

1. Нельзя одновременно потребовать и снести самострой, и признать право на него отсутствующим.



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2012 г. N  12576/11 Суд, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что некапитальный характер спорного строения, являясь условием, исключающим возможность обращения с требованием о сносе самовольной постройки, вместе с тем признается основанием для удовлетворения иска о признании права отсутствующим (текст постановления официально опубликован не был).

Орган власти потребовал от предпринимателя снести объект как самовольную постройку и признать отсутствующим право собственности на него. Как указал истец, ответчику была предоставлена в аренду земля (госсобственность на которую не разграничена) для размещения временного сооружения. Между тем предприниматель возвел на ней спорный объект и зарегистрировал право собственности на него. Суды двух инстанций разошлись во мнениях. Президиум ВАС РФ отправил дело на новое рассмотрение и указал следующее. В данном деле истец заявил два самостоятельных требования: о сносе самовольной постройки и о признании права отсутствующим. Каждое из них имеет свою сферу фактического применения. По смыслу ранее сформулированных разъяснений удовлетворение иска о сносе самовольной постройки обеспечивает не только освобождение земли от неправомерно возведенного на нем строения. Это позволяет также разрешить вопрос о судьбе самой недвижимости и о госрегистрации права на нее в тех случаях, когда запись об этом уже была внесена в реестр. Следовательно, если возникает спор по поводу сноса самовольной постройки, не нужно предъявлять отдельное требование, имеющее цель исправить сведения в ЕГРП. Иск о признании зарегистрированного права (или обременения) отсутствующим - исключительный способ защиты. Он применяется лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков. В числе таких случаев - госрегистрация права на движимое имущество. Нужно было учесть, что именно невозможность отнести конкретный объект к недвижимости следует рассматривать как одно из обстоятельств, при которых иск о признании права отсутствующим подлежит удовлетворению. Некапитальный характер строения является условием, которое исключает возможность предъявить иск о его сносе как самовольной постройки. Вместе с тем подобное обстоятельство - основание для удовлетворения иска о признании права отсутствующим.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

2.Для реконструкции АЗС нужно заключение госэкспертизы проектной документации.



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. N  8640/11 Суд отменил принятые по делу судебные акты и отказал в признании незаконным постановления о привлечении ответчика к административной ответственности, поскольку доказан факт наличия в действиях ответчика состава административного правонарушения (текст постановления официально опубликован не был).

Для проведения реконструкции АЗС нужно получить положительное заключение госэкспертизы проектной документации и инженерных изысканий. Отсутствие такого заключения может стать основанием для привлечения к административной ответственности за нарушение обязательных требований в области строительства. К таким выводам пришел Президиум ВАС РФ, аргументировав их следующим. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ строительство, реконструкция объектов капстроительства осуществляются на основании разрешения на строительство. При этом проектная документация объектов капстроительства подлежит госэкспертизе. Подобная экспертиза не проводится, если для строительства, реконструкции, капремонта не требуется получать разрешение на строительство. Также необходимости в ней нет, когда речь идет об отдельно стоящих объектах капстроительства, которые не предназначены для проживания граждан и ведения производственной деятельности. Названным кодексом установлены случаи, когда не требуется выдача разрешения на строительство (возведение гаража, строительство на дачных участках и т. д.). АЗС, которые представляют собой единый технологический комплекс зданий и сооружений капстроительства, не подпадают под указанные исключения. Следовательно, проектная документация и инженерные изыскания по АЗС подлежат госэкспертизе. Таким образом, до начала реконструкции АЗС нужно обратиться в соответствующий орган власти с заявлением о проведении госэкспертизы проектной документации и инженерных изысканий и получить положительное заключение. Невыполнение такого требования образует названный состав правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Само по себе наличие разрешения на реконструкцию АЗС не освобождает от обязанности получить указанное заключение.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

 

3.Застройщик арендовал муниципальную землю для долевого строительства дома. Что учитывать по окончании стройки?



Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2012 г. N  11642/11 С момента регистрации права собственности на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность, вследствие чего муниципальный орган утрачивает право на распоряжение им (текст постановления официально опубликован не был).

Для строительства многоквартирного дома компании-застройщику была передана в аренду муниципальная земля. 
После окончания строительства стороны договора аренды подали документы, чтобы зарегистрировать соглашение о его расторжении. Однако в регистрации было отказано. Причина - в ЕГРП внесены не все записи о госрегистрации прав собственности на помещения в этом доме. Поэтому право аренды спорного участка остается обремененным ипотекой в пользу участников долевого строительства, которые не представили согласие на заключение названного соглашения. Президиум ВАС РФ счел, что имелись основания для отказа в регистрации, и указал следующее. Вывод о том, что ипотека права аренды участка прекращается с момента передачи всех объектов долевого строительства в построенном многоквартирном доме участникам, не противоречит законодательству. Между тем нужно учитывать, что земля, сформированная и поставленная на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с даты регистрации права участниками долевого строительства на завершенный объект.  В данном деле с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в доме муниципальный участок поступил в долевую собственность иных лиц. Соответственно, орган местного самоуправления утратил право распоряжаться этим участком. Поэтому заключение соглашения о расторжении договора аренды (и возврат участка по акту приема-передачи) в данном случае было невозможно. С момента возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме общей долевой собственности на землю договор аренды этого участка, заключенный с застройщиком, должен был считаться прекратившимся. Возникновение у лиц права собственности на помещения влечет в т. ч. и переход к ним права аренды участка. С учетом этого стороны договора аренды или любой из сособственников участка были вправе обратиться с заявлением о госрегистрации прекращения этой сделки.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору