РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
175  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за ноябрь 2011 года

07.12.2011

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за ноябрь 2011 года

Оглавление:

Федеральные нормативно-правовые акты:

1. За вред, причиненный в результате разрушения здания, ответит его собственник.
2. Подписан закон, освобождающий от налогообложения средства собственников жилья, выделенные на ремонт.
3. Федеральные стройки: проверка достоверности сметной стоимости.
4. Фонд содействия реформированию ЖКХ дополнительно получит 22 млрд руб.: на что их потратят?
5. Минэкономразвития закрепило, как определять площадь здания и помещения.
6. Сметная стоимость строительно-монтажных работ: индексы пересчета на IV квартал 2011 г.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Изменения в закон «О саморегулируемых организациях»: сейчас не прошли, но опасность осталась.
2. Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий возможность размещения государственных заказов в строительстве на конкурсах.
3. Итоги первых открытых слушаний по модернизации приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.
4. Актуализированные строительные нормы будут утверждены Минрегионом РФ в установленные законом сроки.

Судебная практика:

1. Правила подключения объектов капстроительства к системам коммунальной инфраструктуры прошли проверку в ВАС РФ. 
2. Принятые без замечания работы придется оплатить, даже если они не были предусмотрены договором?
3. Объект авторского права - не вся документация для строительства, а лишь архитектурный проект.

Федеральные нормативно-правовые акты:

1. За вред, причиненный в результате разрушения здания, ответит его собственник.

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. № 337-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Цель поправок - повысить безопасность зданий и сооружений. В проектной документации объектов капстроительства (за исключением линейных) появляется новый раздел: требования по обеспечению их безопасной эксплуатации. Проектная документация объектов использования атомной энергии, а также опасных производственных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности согласно закону должна включать, помимо прочего, перечень антитеррористических мероприятий. Вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной. В обязательном порядке последняя проводится только в отношении некоторых объектов. В частности, речь идет об автодорогах общего пользования, капремонт которых финансируется из бюджета, памятниках истории и культуры регионального и местного значения, объектах, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности. Закреплены требования к организации, проводящей негосударственную экспертизу. В частности, должны быть аккредитация, минимум 5 аттестованных сотрудников по основному месту работы, сайт в Интернете. Теперь саморегулируемая организация несет солидарную, а не субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда (в пределах компенсационного фонда). В Градостроительном кодексе РФ появилась новая глава, устанавливающая требования к эксплуатации зданий и сооружений. Введена имущественная ответственность собственника здания (сооружения) за вред, причиненный в результате его разрушения или повреждения, нарушения требований безопасности при эксплуатации. Компенсация потерпевшему при причинении вреда средней тяжести составляет 1 млн руб., тяжкого - 2 млн руб., родственникам потерпевшего в случае его смерти - 3 млн руб. Выплата не производится, если собственник докажет, что негативные последствия возникли вследствие умысла потерпевшего, действий третьих лиц либо непреодолимой силы. Предусмотрено его право регресса к строителям, саморегулируемым организациям, лицам, проводившим экспертизу. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Источник: информационно-правовой портал «ГАРАНТ»

2. Подписан закон, освобождающий от налогообложения средства собственников жилья, выделенные на ремонт.

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Как сообщила пресс-служба Кремля, Федеральный закон принят Государственной Думой 1 ноября и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.

Федеральным законом предусматривается отнести к средствам целевого финансирования средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций в целях финансирования проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Средства целевого финансирования не включаются получателями в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

3. Федеральные стройки: проверка достоверности сметной стоимости.

Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2011 г. № 965 “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 г. № 845” (не вступило в силу).

Строительство, реконструкция и (или) техперевооружение объектов капстроительства могут вестись с привлечением средств федерального бюджета. Правительством РФ были урегулированы вопросы проверки достоверности определения их сметной стоимости.

Определялись лица, которые проводят проверки до 1 января 2012 г. Вносимые изменения продлевают их полномочия до 1 января 2013 г.

Так, если подготовка проектной документации на объект и ее госэкспертиза обязательны, этим занимаются органы исполнительной власти и (или) подведомственные им бюджетные или автономные госучреждения, имеющие право проводить такую экспертизу. Данные полномочия могут быть закреплены в Градостроительном кодексе России, актах Президента и Правительства РФ, регионов. Проверка проводится одновременно с экспертизой.

Если же подготовка и (или) экспертиза необязательны, проверки проводят региональные органы исполнительной власти и (или) подведомственные им бюджетные или автономные госучреждения. Данные полномочия должны быть закреплены в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Речь идет о регионах, где расположены земельные участки, на которых планируется разместить объекты капстроительства. При такой проверке взимается плата в 20 тыс. руб.

При осуществлении названных мероприятий нужно руководствоваться Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.

Источник: информационно-правовой портал «ГАРАНТ»

4. Фонд содействия реформированию ЖКХ дополнительно получит 22 млрд руб.: на что их потратят?

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. № 975 «О дополнительной финансовой поддержке, предоставляемой субъектам Российской Федерации за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (не вступило в силу).

Из федерального бюджета выделяются ассигнования в размере 22 млрд руб. в качестве имущественного взноса России в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Деньги направляются на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда регионам. Так, Приморскому краю предоставят 2 млрд руб. на капремонт (в части крыш, фасадов и на утепление) многоквартирных домов во Владивостоке в рамках подготовки к проведению форума АТЭС. Субъектам Федерации выделят 10 млрд руб. на капремонт многоквартирных домов и столько же - на переселение граждан из аварийного жилья.

Источник: информационно-правовой портал «ГАРАНТ»

5. Минэкономразвития России закрепило, как определять площадь здания и помещения.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. № 531 «Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения» опубликован в "Российской газете" - Федеральный выпуск №5630 от 11 ноября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Ноября 2011 г. Регистрационный N 22231.

В кадастровой деятельности площадь здания и помещения имеет важное значение. Минэкономразвития России установило, как ее определять. Так, чтобы установить площадь и общую площадь здания (помещения), нужно обратиться к площади простейшей геометрической фигуры (прямоугольника, трапеции, прямоугольного треугольника и т. п.). Либо разбить такой объект на последние и суммировать их площади. Соответствующее значение выражается в квадратных метрах с округлением до 0,1. Значения измеренных расстояний, применяемые для указанных целей, - это метры с округлением до 0,01. Площадь здания рассчитывается как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (в т. ч. технических, мансардных, цокольных). При этом не забываем про площадь антресолей, галерей и балконов зрительных и других залов, веранд, наружных застекленных лоджий и галерей. Здесь также отдельно учитывается площадь открытых неотапливаемых планировочных элементов здания. Площадь помещения - это сумма площадей всех его частей, рассчитанных по их размерам, измеряемым между отделанными поверхностями стен и перегородок на высоте 1,1-1,3 м. Общая площадь жилых помещения и дома состоит из суммы площади всех их частей. Сюда включается и площадь помещений вспомогательного использования, которые удовлетворяют нужды, связанные с проживанием в жилом помещении (кроме балконов, лоджий, веранд и террас). Речь идет о кухнях, коридорах, ваннах, санузлах, встроенных шкафах, кладовых, а также о площади, занятой внутриквартирной лестницей. Расстояния, применяемые для определения общей площади жилья, измеряются по всему периметру стен на высоте 1,1-1,3 м от пола.

6. Сметная стоимость строительно-монтажных работ: индексы пересчета на IV квартал 2011 г.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 7 ноября 2011 г. № 30394-ИП/08 Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексах изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексах изменения сметной стоимости оборудования, рекомендуемых к применению в IV квартале 2011 г.

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, проектных, изыскательских и прочих работ и затрат, а также оборудования на IV квартал 2011 г. Они разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. Индексы применяются для формирования начальной (максимальной) цены торгов при подготовке конкурсной документации и общеэкономических расчетов в инвестсфере по объектам капстроительства, финансируемым из федерального бюджета. Они не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы. Индексы приведены без учета НДС.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Изменения в закон «О саморегулируемых организациях»: сейчас не прошли, но опасность осталась.

Закончив свою работу, Государственная Дума пятого созыва так и не рассмотрела во втором чтении проект федерального закона № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Напомним предысторию осенней активизации работы по данному законопроекту. Письмом директора Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства Российской Федерации Андрея Шарова от 10.10.2011 № П 16-41915 в министерства и ведомства законопроект был разослан для доработки ко второму чтению.

После представления 27 октября в Аппарат Правительства Российской Федерации замечаний и предложений Комитетом Государственной Думы по собственности текст законопроекта был частично изменен и вынесен на рассмотрение Комитета 14 ноября 2011 года. На сайте Комитета по собственности говорилось, что состоялось заочное заседание Комитета, на котором опросным методом проект федерального закона № 126184-5 был рассмотрен и рекомендован ко второму чтению. Однако уже 17 ноября данная информация исчезла с сайта Комитета. Отказ от решения вынести законопроект на второе чтение, в первую очередь, предопределила жесткая позиция Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Кроме того, как потом окончательно выяснилось на заседании Комитета РСПП по саморегулированию, непримиримую позицию в отношении законопроекта заняли Министерство финансов и Министерство регионального развития. Национальное объединение строителей последовательно выступало против данного законопроекта, о чем были проинформированы Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Козак, руководитель Государственно-правового управления Президента Российской Федерации Лариса Брычёва, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум.

В настоящий момент чаша коренного изменения системы саморегулирования минула профессиональное и предпринимательское сообщество. Однако расслабляться не нужно. После ухода из Государственной Думы бывший председатель Комитета по собственности Виктор Плескачевский возглавил Комитет РСПП по саморегулированию, и предлагает продолжить обсуждение законопроекта уже на базе созданного Комитета РСПП, о чем свидетельствует протокол заседания Комитета РСПП № 3 от 18 ноября 2011 года.

Так, в рамках указанного Комитета предлагается создать рабочую группу по доработке ко второму чтению проекта федерального закона № 126184-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Национальное объединение строителей согласно принять активное участие в рабочей группе при условии утверждения поименного списка членов рабочей группы и регламента её работы. В то же время срок работы рабочей группы, как это видно из протокола, ограничен только лишь декабрем текущего года, что является недостаточным для всестороннего и полноценного обсуждения всех изменений, предполагаемых ко внесению не только в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», но и в добрый десяток других законодательных актов, регулирующих деятельность различных систем саморегулирования. Национальное объединение строителей полагает целесообразным снять ограничения сроков деятельности такой группы и работать вплоть до принципиального согласования позиций, сообщается на сайте НОСТРОЙ.

Источник: SRO-S.ru

2. Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий возможность размещения государственных заказов в строительстве на конкурсах.

Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий возможность размещения государственных заказов в строительстве на конкурсах.

17 ноября 2011 года Госдума, рассматривая во втором чтении так называемый «третий антимонопольный пакет» поправок приняла сразу в двух чтениях поправки, уточняющие способ размещения заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Поправки внесены в статью 10 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». После вступления поправок в силу размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, будет возможно как путем проведения открытого аукциона в электронной форме, так и путем проведения конкурса.

Поправки были внесены прямо в ходе пленарного заседания, «с голоса», от имени депутатов Мартина Шаккума и Александра Хинштейна. Это позволило преодолеть необходимость последовательного внесения изменений посредством отдельного законопроекта (который был внесен чуть ранее), сначала в первом чтении, а потом – во втором, но только уже в следующем году в Госдуме нового созыва. Таким образом, усилия Национального объединения строителей по законодательному учету особенностей размещения государственных заказов в строительной сфере частично увенчались успехом. В течение двух лет с момента своего создания Национальное объединение строителей последовательно и настойчиво добивалось принятия поправок, которые позволят отсечь недобросовестных строителей, демпингующих на торгах. Размещение заказов на конкурсах позволит отныне учитывать не только цену контракта, но и квалификацию участников размещения заказов, что положительно повлияет на качество выполняемых работ и эффективность использования бюджетных средств. В настоящее время в Национальном объединении строителей организована работа по мониторингу электронных торговых площадок на предмет демпинга, по результатам которого выявляются случаи снижения цены контракта до 67, 5% (!). При этом напомним, что кроме введения конкурсов, Национальное объединение строителей также выступает за введение института предквалификации. Однако введение этого института целесообразнее увязать с подготовкой нового системного закона «О федеральной контрактной системе». В проекте указанного закона институт предквалификации реализован через введение такой формы торгов, как «конкурсы с ограниченным участием».

Информация об этом содержится в электронной базе новостей НОСТРОЙ.

3. Актуализированные строительные нормы будут утверждены Минрегионом РФ в установленные законом сроки.

В октябре – ноябре 2011 года в Департаменте архитектуры, строительства и градостроительной политики прошла серия совещаний с представителями Национальных объединений изыскателей, проектировщиков, строителей, а также с ответственными представителями организаций исполнителей работ по актуализации документов. Всего проведено 18 совещаний. Протоколы совещаний опубликованы в подразделе «Новости и мероприятия» раздела «Техническое регулирование в строительной отрасли».

В совещаниях принимал участие Главный специалист Департамента технического регулирования Фролов Н.И.

По результатам совещаний заместителем Министра регионального развития Российской Федерации И.В. Пономаревым утвержден сетевой график актуализации строительных норм и правил в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с утвержденным сетевым графиком будет выполнено требование части 5 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» о завершении этой работы до 1 июля 2012 года. Актуализированные строительные нормы будут утверждены Минрегионом России в установленные законом сроки.

4. Итоги открытых слушаний по модернизации приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.

16.11.2011 и 23.11.2011 в Национальном объединении строителей состоялись открытые слушания по вопросу внесения изменений в приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624. Заседания проводились в соответствии с протоколом совещания, состоявшем в Минрегионе России 06 октября 2011 года, посвященного вопросу модернизации приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».

В Национальном объединении строителей были рассмотрены предложения, поступившие от саморегулируемых организаций в отношении видов работ входящих в группы: № 1. «Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках», № 2. «Подготовительные работы», № 3. «Земляные работы», 4. «Устройство скважин», 5. «Свайные работы. Закрепление грунтов», 6. «Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций», 7. «Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций». В слушаниях приняли участие: разработчики стандартов, представители саморегулируемых организаций и строительных компаний имеющие большой опыт в выполнении рассматриваемых видов работ. В ходе обсуждений, участниками заседания было принято решение поддержать отдельные предложения изменений структуры и наименования групп и видов работ.

Напоминаем, что открытые слушания проводятся в Национальном объединении строителей с целью дальнейшего формирования предложений по модернизации Приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.Следующие заседание назначено на 30 ноября 2011 года. Планируется рассмотреть группы видов работ: 8. Буровзрывные работы при строительстве, 9. Работы по устройству каменных конструкций, 10. Монтаж металлических конструкций, 11. Монтаж деревянных конструкций.

Проект изменений в приказ Минрегиона России № 624 подготовлен НОСТРОЙ, Информация об этом содержится в электронной базе новостей НОСТРОЙ.

Судебная практика:

1. Правила подключения объектов капстроительства к системам коммунальной инфраструктуры прошли проверку в ВАС РФ.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2011 г. № ВАС-3995/11. Суд признал абзац 3 пункта 11, абзац 3 подпункта «а» и подпункт «д» пункта 12, подпункт 2 пункта 14 «Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры», утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 № 360 соответствующими ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ, ГК РФ.

Предметом проверки стали отдельные положения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.

Речь шла в т. ч. о нормах, устанавливающих случаи, когда лица, которые ведут строительство и (или) реконструкцию, освобождаются от платы за указанное подключение.

Один из таких случаев - подключение объекта капстроительства, не требующее увеличивать мощность и (или) пропускную способность сети.

В этой части ВАС РФ прекратил производство по делу. Причина - законность этих норм уже была ранее подтверждена ВС РФ.

Относительно иных оспариваемых норм ВАС РФ пришел к выводу об их законности.

Правила устанавливают порядок согласования условий договора о подключении, если заказчик не согласен с тем проектом, который представил исполнитель, и (или) он не соответствует требованиям.

Этот порядок не противоречит ГК РФ, поскольку, исходя из последнего, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Не противоречит закону и то, что в договоре должен указываться перечень мероприятий по увеличению пропускной способности (мощности) систем коммунальной инфраструктуры.

Помимо прочего, договор должен содержать определенные условия о сроках и размере платы за подключение. Вопреки доводам заявителя, подобное не препятствует ее взиманию с заказчика при выполнении всех необходимых работ. В силу Правил плата за подключение не взимается, если заказчик сам сооружает необходимые для подключения объекты (без фактического присоединения к сетям). Это допускается, если нет утвержденной инвестиционной программы исполнителя или в ней отсутствуют мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети, к которой будет подключаться объект капстроительства.

Как подчеркнул ВАС РФ, эти положения законно исходят из того, что если энергоснабжающая или сетевая компания просто присоединяют абонента и не производят работ по существенному изменению своей сети (в целом или в части), то плата за такое присоединение не взимается. Подобный порядок не нарушает прав других лиц, в т. ч. и тех, кто заинтересован в подключении нового абонента для оказания ему соответствующих услуг.

Источник: информационно-правовой портал «ГАРАНТ»

2. Принятые без замечания работы придется оплатить, даже если они не были предусмотрены договором?

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 сентября 2011 г. N 1302/11 Суд оставил без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено требование о взыскании задолженности за работы по устройству парковочных карманов, поскольку в отсутствие заключённого договора при сложившихся между сторонами фактических подрядных отношениях неуплата ответчиком стоимости принятых работ привела к его неосновательному обогащению за счёт выполнившего работы истца.

Подрядчик обратился в суд, потребовав взыскать с заказчика стоимость определенных работ (по устройству парковочных карманов). Президиум ВАС РФ счел требование обоснованным и указал следующее. В рассматриваемом случае между сторонами был заключен госконтракт по текущему ремонту асфальтобетонного покрытия. Работы по устройству парковочных карманов в нем предусмотрены не были. Между тем названные работы были выполнены истцом и приняты заказчиком без замечаний. Во всех актах были зафиксированы их объем и стоимость. Анализ материалов позволяет сделать вывод, что эти работы не являются дополнительными по отношению к названным в госконтракте. Следовательно, между сторонами фактически сложились подрядные отношения, в рамках которых заказчик принял выполненные подрядчиком работы в полном объеме без замечаний по качеству. Это, в свою очередь, свидетельствует о потребительской ценности данных работ для ответчика. Подписание заказчиком и подрядчиком актов приемки выполненных работ без замечаний по их объему и стоимости свидетельствует о согласовании сторонами данных показателей. В силу ГК РФ заказчик обязан заплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что она выполнена надлежащим образом. Лицо, которое без установленных оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное (неосновательное обогащение). Таким образом, в отсутствие заключенного договора между сторонами сложились фактические подрядные отношения. Поэтому неоплата ответчиком стоимости принятых им работ привела к его неосновательному обогащению за счет истца, выполнившего их.

Источник: информационно-правовой портал «ГАРАНТ»

3. Объект авторского права - не вся документация для строительства, а лишь архитектурный проект.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2011 г. N 5816/11. При определении компенсации за нарушение исключительных прав на произведение архитектуры в виде проектов, чертежей, изображений и макетов следует исходить из стоимости разработки раздела проектной документации, содержащего архитектурные решения, или стоимости права использования архитектурных решений, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за их правомерное использование.

Президиум ВАС РФ дал следующие разъяснения относительно защиты авторских прав на архитектурный проект. Следует учитывать, что между проектной документацией, т. е. документацией для строительства, и архитектурным проектом имеются различия. В силу Закона об архитектурной деятельности архитектурный проект - часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения. Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что названные решения являются составной частью проектной документации. Исходя из норм ГК РФ, объектом авторского права является не документация для строительства в целом, а лишь архитектурный проект, т. е. ее часть, в которой выражено архитектурное решение. Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет исключительное право использовать его, в т. ч. путем разработки документации для строительства и реализации соответствующего проекта. Использование подобного проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым он создан. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия его автора. В соответствии с Законом об архитектурной деятельности изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора такого проекта. При определении размера компенсации за нарушение исключительных прав на архитектурный проект нужно учитывать, что объектом авторского права является лишь часть проектной документации - архитектурные решения. Поэтому является необоснованным определение суммы компенсации исходя из общей цены договора подряда на производство проектно-изыскательских работ. В этом случае нужно опираться на цену разработки раздела проектной документации, содержащей архитектурные решения, или на стоимость права их использования (определяемую исходя из суммы, которая обычно взимается за их правомерное применение).

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору