РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве, регулирующем строительную деятельность в период с января по март 2024 года

19.04.2024

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.       Урегулированыособенности передачи недвижимости дольщикам в 2024 г.

2.       Менять существенныеусловия строительных контрактов можно и в 2024 г.

3.       Изменилсяисчерпывающий перечень документов, необходимых для строительства

4.       Послабленияпри получении разрешений на строительство, согласовании документации попланировке территории будут действовать еще год

5.       Особенности экспертизы проектной документации объектов для обороноспособности и безопасности государства будут действовать и в 2024 г.

6.       Уточненпорядок финансирования объектов капстроительства за счет средств СФР

7.       Известно,в каких случаях не требуются археологическая разведка и государственнаяисторико-культурная экспертиза

8.       Расширен список госуслуг Роскадастра

9.       Обновленытребования к членам СРО, выполняющим работы по строительству, реконструкции,капремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов

10.   Застройщиковосвободили от неустойки по договорам участия в долевом строительстве до концагода

11.   Изданоруководство по соблюдению обязательных требований, оцениваемых в рамкахгосконтроля за национальными объединениями СРО

12.   Минстройактуализировал перечни специализированных строительных ресурсов

13.   Минстройразъяснил, можно ли применять проектную документацию, если после полученияразрешения на строительство техрегламенты и своды правил изменились

14.   Позиция ФАС по оценке заявок на участие в закупках на строительство

15.   Позиция ФАС по подтверждению опыта участниказакупки в сфере строительства

16.   О согласовании проекта планировки территории всфере строительства линейных объектов

17.   Если застройщик не ведет раздельный учетцелевых средств, то они подлежат налогообложению

18.   Определение стоимости работ по инженерным изысканиям: утверждена методика

Практика:

1.       В выдачеразрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконно отказали из-за истечениясрока аренды земли

2.       Кредитору, чьи залоговые права прекращаютсяпри банкротстве застройщика, обязаны выплатить компенсацию

3.       За подрядчиком признали право на компенсациюза утрату залогового обеспечения при банкротстве застройщика

4.       При банкротстве застройщика статус участникастроительства имеет и тот, кто расторг договор и не получил деньги

5.       При банкротстве застройщика статус участникастроительства имеет и тот, кто расторг договор и не получил деньги

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.Урегулированы особенности передачи недвижимости дольщикам в 2024 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2380 “Об установлении особенностей передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства”

До конца 2024 г. срок передачи объекта долевого строительства по соглашению сторон может быть изменен в отдельности от других объектов, входящих в состав того же многоквартирного дома, но не ранее чем после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и без внесения изменений в проектную декларацию.

При обнаружении существенных нарушений стороны составляют акт осмотра с участием специалиста. Дольщик в этом случае может не подписывать передаточные документы и требовать безвозмездного устранения выявленных недостатков либо отказаться от исполнения договора и требовать вернуть деньги и выплатить проценты. Застройщик должен устранить существенные нарушения в течение 60 календарных дней со дня составления акта осмотра с участием специалиста. Остальные недостатки устраняются в течение 60 календарных дней после подписания передаточного акта.

Требования о соразмерном уменьшении цены договора или возмещении расходов дольщика на устранение выявленных недостатков должны быть удовлетворены застройщиком в течение 10 рабочих дней со дня их предъявления.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

 

2.Менять существенные условия строительных контрактов можно и в 2024 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2023 г. № 2304 “О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680”

На 2024 г. продлен период, когда можно менять существенные условия государственных и муниципальных контрактов на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия при возникновении независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения.

 

3.Изменился исчерпывающий перечень документов, необходимых для строительства

Документ: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2023 г. № 2306 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490"

Скорректирован исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов и согласований, необходимых для строительства. Так, дополнительно включены результаты инженерных изысканий, в которые внесены изменения (в случае корректировки), справка с описанием изменений, перечень документов, представляемых в ходе осмотра допускаемого объекта. Ряд позиций исключен.

 

4.Послабления при получении разрешений на строительство, согласовании документации по планировке территории будут действовать еще год

Документ: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2023 г. № 2301 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

На год продлены особенности:

- подготовки и согласования документации по планировке территории, получения разрешения на строительство;

- внесения изменений в проектную документацию и результаты инженерных изысканий, в т. ч. в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги.

В частности, до 1 января 2025 г. можно не представлять положительное заключение экспертизы проектной документации при обращении за выдачей разрешения на строительство, если информация о заключении содержится в едином госреестре заключений.

5.Особенности экспертизы проектной документации объектов для обороноспособности и безопасности государства будут действовать и в 2024 г.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2023 г. № 2384 “О внесении изменения в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2023 г. N 223”

На 2024 г. продлено действие особенностей:

- госэкспертизы проектной документации объектов капстроительства, необходимых для обороноспособности и безопасности государства;

- выдачи разрешений на строительство и на ввод указанных объектов в эксплуатацию.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

6.Уточнен порядок финансирования объектов капстроительства за счет средств СФР

Документ: Постановление Правительства РФ от 16 января 2024 г. N 8 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

Правительство скорректировало правила принятия решений:

- о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты госсобственности из бюджета СФР;

- о предоставлении субсидии на капвложения в объекты капстроительства госсобственности и приобретение недвижимости в госсобственность за счет СФР.

В частности, исключены подведомственные учреждения. Наименование объекта капстроительства и предварительная (предельная) стоимость в случае отсутствия проектной документации устанавливается согласно заданию на проектирование. Наименование объекта недвижимости и стоимость приобретения - согласно техническим требованиям к приобретаемому имуществу.

Уточнено содержание проекта решения, а также срок его направления Фондом на согласование в Минфин. Установлены случаи, не требующие согласования с Минфином при внесении изменений в решение. Также предусмотрены случаи предоставления бюджетных инвестиций в объекты, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капвложений.

Правила принятия указанных решений, касающиеся ФСС, признаны утратившими силу.

7.Известно, в каких случаях не требуются археологическая разведка и государственная историко-культурная экспертиза

Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2023 г. N 2418 “Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работ по использованию лесов и иных работ” (документ не вступил в силу)

Установлены особенности определения наличия или отсутствия археологических объектов на территориях, где проводятся изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы.

Они применяются до утверждения критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на этих территориях археологических объектов.

Определены случаи, когда не проводятся археологическая разведка и государственная историко-культурная экспертиза.

Перечислены виды работ, воздействие которых на земли или водные объекты, их части может повредить находящиеся под землей или под водой объекты археологического наследия.

8.Расширен список госуслуг Роскадастра

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2024 г. № 211 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2022 г. N 1359” (документ не вступил в силу)

В перечень оказываемых ППК "Роскадастр" госуслуг дополнительно включено:

- ведение электронного реестра пунктов геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей, а также геодезических сетей спецназначения;

- выполнение работ по созданию и развитию указанных сетей, а также их пунктов;

- проведение экспертизы отчета о создании геодезической сети спецназначения и каталога координат геодезических пунктов этой сети;

- создание, эксплуатация, функционирование и развитие федеральной сети геодезических станций (ФСГС), а также выполнение функций оператора ГИС ФСГС;

- подтверждение достоверности пространственных данных и материалов, полученных в ходе выполнения геодезических и картографических работ;

- создание, эксплуатация и развитие географической госинформсистемы, а также осуществление функций ее оператора;

- выполнение функций метрологической службы геодезии и картографии, службы контроля деформации земной поверхности, технических комитетов по стандартизации, функций по геодезическому, картографическому, топографическому и гидрографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверке прохождения линии госграницы РФ.

Кроме того, Роскадастр будет проводить фотограмметрические, гравиметрические и маркшейдерские работы.

Постановление вступает в силу с 1 апреля 2024 г.

9.Обновлены требования к членам СРО, выполняющим работы по строительству, реконструкции, капремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 г. № 338 "Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 48 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (документ не вступил в силу)

Установлены новые требования к членам СРО, выполняющим подрядные работы на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. К работам относятся инженерные изыскания, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция и капремонт.

Отражено сокращение перечня объектов в части объектов использования атомной энергии. Оговорено введение квалификационных требований к работникам, которые включаются в реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или реестр специалистов в области строительства.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует в течение 6 лет. Прежние требования утрачивают силу.

10.Застройщиков освободили от неустойки по договорам участия в долевом строительстве до конца года

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2024 г. № 326 “Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве”

До 31 декабря 2024 г. решено не применять к застройщикам неустойку (штрафы, пени), проценты, возмещение убытков и иные финансовые санкции за нарушение законодательства о долевом строительстве.

По уже предъявленным к исполнению требованиям вводится отсрочка исполнения до конца 2024 г. Требования из исполнительного документа, предъявленного к исполнению со дня вступления в силу моратория, в период отсрочки не исполняются обслуживающими счета застройщиков банками.

С 1 июля 2023 г. до 31 декабря 2024 г. размер финансовых санкций по договорам участия в долевом строительстве (ДДУ) будут рассчитывать исходя из текущей ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательств, но не выше 7,5%.

Установленные особенности применяются в т. ч. к правоотношениям, возникшим из ДДУ, заключенных до дня вступления в силу постановления об их установлении.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

11.Издано руководство по соблюдению обязательных требований, оцениваемых в рамках госконтроля за национальными объединениями СРО

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 22 декабря 2023 г. № 978/пр “Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций”

Руководство по соблюдению обязательных требований, оцениваемых в рамках госконтроля за деятельностью национальных объединений СРО, содержит:

- пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований;

- примеры их соблюдения;

- рекомендации по принятию мер для обеспечения соблюдения требований.

Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается в рамках госконтроля размещен на сайте Минстроя.

12.Минстрой актуализировал перечни специализированных строительных ресурсов

Документ: Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 декабря 2023 г. № 1033/пр “О внесении изменения в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2023 г. № 725/пр

Минстрой обновил перечни специализированных строительных ресурсов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта:

- автодорог и искусственных дорожных сооружений;

- объектов инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования;

- объектов магистрального нефтепровода;

- объектов использования атомной энергии;

- объектов электроэнергетики;

- объектов космической инфраструктуры;

- объектов добычи и производства драгоценных камней.

13.Минстрой разъяснил, можно ли применять проектную документацию, если после получения разрешения на строительство техрегламенты и своды правил изменились

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 февраля 2024 г. № 6137-АС/08 Об осуществлении строительства в соответствии с проектной документацией, представленной для выдачи разрешения на строительство

 

Застройщик должен возводить объекты в соответствии с проектной документацией, которая разрабатывается до получения разрешения на строительство.

При изменении техрегламентов и сводов правил после получения разрешения строительство должно выполнятся в соответствии с проектной документацией, представленной для выдачи разрешения.

14.Позиция ФАС по оценке заявок на участие в закупках на строительство

Документ: Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2023 г. N ПИ/113129/23 “О рассмотрении обращения”

ФАС считает возможным установление заказчиком в порядке оценки заявок положения, предусматривающего принятие к оценке сведений исключительно по договорам генерального подряда.

Также отмечено, что принимаются к оценке виды договоров, а не отдельные договоры, предусматривающие, например, выполнение работ исключительно по строительству либо по реконструкции объекта капстроительства, в связи с чем заказчик не вправе выбирать отдельные виды работ, которые будут приниматься к оценке в рамках показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

15.Позиция ФАС по подтверждению опыта участника закупки в сфере строительства

Документ: Письмо Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2024 г. № МШ/875/24 “По вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации"

ФАС считает, что договор (контракт), подтверждающий наличие опыта по строительству (реконструкции) объекта капстроительства, должен быть заключен с участником закупки и исполнен им в полном объеме.

Документы, предусмотренные графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", должны быть выданы в отношении участника закупки. Представление документов об опыте иных лиц не соответствует установленным требованиям.

Наличие в реестре контрактов (реестре договоров) информации о контракте (договоре) со статусом "Исполнение", а также неразмещение в реестре необходимых документов не свидетельствуют об отсутствии у участника закупки требуемого опыта при наличии в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, полного перечня документов.

16.О согласовании проекта планировки территории в сфере строительства линейных объектов

Документ: Проект Приказа Министерства энергетики Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента Министерства энергетики Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Согласование проекта планировки территории, предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения, в соответствии с которым необходима реконструкция существующих линейного объекта или линейных объектов, утверждение проекта планировки которых отнесено к полномочиям Министерства энергетики Российской Федерации" (подготовлен Минэнерго России 22.02.2024)

Разработан регламент Минэнерго по согласованию предусматривающего строительство или реконструкцию линейного объекта проекта планировки территории, в соответствии с которым нужна реконструкция существующих линейных объектов, утверждение проекта планировки которых отнесено к полномочиям Министерства.

Предусматривается несколько вариантов предоставления госуслуги. Информация о порядке ее оказания будет размещаться на Едином портале. Максимальный срок предоставления - 15 рабочих дней со дня регистрации заявления и необходимых документов. Результаты можно будет получить посредством Единого портала или по почте. Услуга не будет предоставляться в МФЦ.

17.Если застройщик не ведет раздельный учет целевых средств, то они подлежат налогообложению

Документ: Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 февраля 2024 г. N 03-03-06/1/10412 Об учете в целях налогообложения прибыли доходов и расходов организации-застройщика, полученных и понесенных за счет средств дольщиков, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах

К средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу. Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования.

При отсутствии такого учета средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Финансовый результат от использования целевых средств определяется как сумма неизрасходованных средств застройщиком и не возвращенных дольщикам.

18.Определение стоимости работ по инженерным изысканиям: утверждена методика

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 9 января 2024 г. № 1/пр "Об утверждении Методики определения стоимости работ по инженерным изысканиям"

Зарегистрировано 7 Марта 2024 г. Регистрационный N 77456.

Урегулирован порядок определения стоимости работ по инженерным изысканиям.

В частности, она определяется с применением нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН). При отсутствии в ФРСН необходимых для этого нормативных затрат стоимость таких работ определяется с использованием сметных нормативов и справочной информации, сведения о которых включены в реестр.

В стоимости работ по инженерным изысканиям учитываются стоимость выполнения основных, дополнительных и специальных работ, а также дополнительные затраты. Состав учитываемых в стоимости основных, дополнительных и специальных работ определяется в соответствии с НПА РФ и техническими документами.

Определен перечень затрат, учитываемых в стоимости работ по инженерным изысканиям вместе с дополнительными.

Практика:

1.В выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию незаконно отказали из-за истечения срока аренды земли

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 января 2024 г. N 305-ЭС23-20117 по делу N А41-96091/2022 Дело в части требования об обязании выдать обществу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды отказали в удовлетворении требований общества только исходя из отсутствия у него правоустанавливающих документов на земельный участок на момент подачи заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Обществу отказали в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта.

Три инстанции сочли отказ правомерным. ВС РФ отправил дело на пересмотр.

Обществу предоставили публичную землю в аренду и выдали разрешение на строительство на ней недвижимости. Для того чтобы ввести объект в эксплуатацию, истец попытался арендовать участок на новый срок, но ему отказали. Получить разрешение на ввод ему также не удалось, т. к. до момента обращения истекло время действия прежнего соглашения об аренде земли.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нужны правоустанавливающие документы на землю. Они также требуются и для оформления разрешения на строительство. Данные документы, в т. ч. договор аренды, должны быть действующими при обращении за выдачей разрешения на строительство и в период возведения объекта.

Нельзя расценивать как отсутствие указанных документов факт истечения срока аренды земли на момент обращения за выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, если он правомерно возведен в период действия разрешения на строительство.

В выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в таком случае не могут отказать со ссылкой на истечение срока прежней аренды.

Нельзя признать разумными действия госорганов, которые не выдают разрешение на ввод по указанной причине и при этом отказывают в заключении договора аренды земли на новый срок.

ГрК РФ не устанавливает срок для оформления разрешения на ввод в эксплуатацию правомерно возведенного объекта.

2.Кредитору, чьи залоговые права прекращаются при банкротстве застройщика, обязаны выплатить компенсацию

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 января 2024 г. № 306-ЭС21-9477 (4) по делу N А65-4184/2020 Суд отменил принятые ранее судебные акты в части отказа в удовлетворении требования об установлении компенсации, подлежащей выплате истцу как залоговому кредитору, и в указанной части передал дело на новое рассмотрение, поскольку суды не определили первоначальную компенсацию лицам, ранее являвшимся залоговыми кредиторами, перед которыми у фонда не возникли обязательства по предоставлению помещений, в том числе и истцу

При банкротстве застройщика ИП обратился в суд, чтобы ему выплатили компенсацию как залоговому кредитору и часть выручки от продажи помещений.

Три инстанции отклонили доводы заявителя. ВС РФ отправил спор на пересмотр.

ИП заключил договоры с застройщиком на покупку будущих нежилых помещений в МКД. Кроме того, компания уступила гражданину право требования по договорам на приобретение квартир в этом доме.

При банкротстве застройщика его права и обязательства по МКД передали фонду. Требования гражданина включили в четвертую очередь реестра с прекращением залога.

В такой ситуации надо было учитывать позицию КС РФ. Он установил временный порядок защиты прав залоговых кредиторов застройщика.

Такому кредитору выплачивают первоначальную и последующую компенсации. Размер первой выплаты устанавливают при передаче фонду имущества, прав и обязательств застройщика. К этому времени ее величину можно определить. Последующую сумму перечисляют из чистой прибыли фонда, полученной им по итогам выполнения проекта по достройке проблемного объекта.

В данном случае санкционируя передачу фонду имущества, прав и обязательств застройщика, суды не определили первоначальную компенсацию бывшим залоговым кредиторам, в т. ч. и заявителю.

Кроме того, следовало выяснить, были ли зарегистрированы договоры, на основании которых ИП заявил свои требования, т. е. возник ли залог и, соответственно, право претендовать на компенсацию из-за его прекращения.

3.За подрядчиком признали право на компенсацию за утрату залогового обеспечения при банкротстве застройщика

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 2 февраля 2024 г. № 307-ЭС20-18247 (4) по делу № А56-77541/2018 Вопрос об установлении компенсации обществу направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку в результате рассмотрения настоящего спора общество утратило статус залогового кредитора должника в связи с передачей незавершенного строительства новому застройщику без получения соответствующей компенсации

При банкротстве компании-заказчика общество-подрядчик строительства МКД попыталось добиться, чтобы требования о передаче ему квартир включили в реестр.

Три инстанции сочли, что денежное требование общества следует включить в четвертую очередь реестра. ВС РФ отправил спор на частичный пересмотр.

Стороны еще при заключении договора подряда согласовали, что стоимость работ по строительству может быть оплачена подрядчику размещенными в МКД квартирами. Исходя из этого, были оформлены договоры об участии в долевом строительстве, на основании которых заявитель и предъявил свое требование.

Подобное оформление обязательственных правоотношений не свидетельствовало ни о пороке воли подрядчика и должника, ни о намерении причинить вред иным лицам. Упомянутые договоры не признавали недействительными. Акты зачета сторонами встречных требований были проверены при конкурсном оспаривании в ином споре. Залоговое обременение в отношении причитавшихся и неполученных обществом квартир возникло в момент госрегистрации договоров.

С 27 июня 2019 г. юрлица исключены из понятия "участник строительства" в деле о банкротстве. Однако они не утратили право на компенсацию за утрату залогового обеспечения.

Права и обязательства компании были переданы новому застройщику. Поскольку общество утратило статус залогового кредитора, следовало рассмотреть вопрос о предоставлении ему компенсации.

4.При банкротстве застройщика статус участника строительства имеет и тот, кто расторг договор и не получил деньги

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2024 г. № 306-ЭС21-25335 (2) по делу № А57-27952/2018 Суд отменил принятые по делу судебные акты и определил, что требование истца подлежит удовлетворению за счет фонда защиты прав граждан-участников строительства, поскольку требование истца, возникшее в связи с расторжением договоров участия в долевом строительстве и подтвержденное судебным актом суда общей юрисдикции, подлежало учету в реестре участников строительства и погашению за счет средств фонда

Гражданин заключил договоры участия в долевом строительстве МКД, чтобы приобрести две квартиры. Позже по решению суда эти соглашения расторгли, обязав застройщика выплатить мужчине деньги. Затем застройщик обанкротился, его обязательства передали Фонду защиты прав дольщиков. Требование гражданина в состав передаваемых обязательств не включили.

Конкурсный управляющий обратился в суд, чтобы разрешить разногласия по вопросу выплаты денег гражданину.

Три инстанции сочли, что спорное требование нужно погашать за счет конкурсной массы должника.

ВС РФ указал, что деньги обязан выплачивать фонд.

Наравне с имуществом застройщика фонду передают обязательства перед участниками строительства - физлицами, имеющими к должнику как требования о передаче жилья, так и денежные требования.

В данном случае требование гражданина возникло в связи с расторжением упомянутых договоров, что никак не изменило его статус участника строительства. Его требование следовало учитывать в реестре участников и погашать за счет средств фонда. Расторжение договоров повлекло лишь отсутствие у фонда обязанности передать жилье в натуре. Участники строительства, претендующие на выплату денег, должны получить возмещение, соответствующее рыночной стоимости жилья, на которое они претендовали до расторжения договоров.

Положение участников строительства является равным независимо от того, в какой из реестров включены их требования.

5.При банкротстве застройщика статус участника строительства имеет и тот, кто расторг договор и не получил деньги

Документ: Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2024 г. № 306-ЭС21-25335 (2) по делу № А57-27952/2018 Суд отменил принятые по делу судебные акты и определил, что требование истца подлежит удовлетворению за счет фонда защиты прав граждан-участников строительства, поскольку требование истца, возникшее в связи с расторжением договоров участия в долевом строительстве и подтвержденное судебным актом суда общей юрисдикции, подлежало учету в реестре участников строительства и погашению за счет средств фонда

 

Гражданин заключил договоры участия в долевом строительстве МКД, чтобы приобрести две квартиры. Позже по решению суда эти соглашения расторгли, обязав застройщика выплатить мужчине деньги. Затем застройщик обанкротился, его обязательства передали Фонду защиты прав дольщиков. Требование гражданина в состав передаваемых обязательств не включили.

Конкурсный управляющий обратился в суд, чтобы разрешить разногласия по вопросу выплаты денег гражданину.

Три инстанции сочли, что спорное требование нужно погашать за счет конкурсной массы должника.

ВС РФ указал, что деньги обязан выплачивать фонд.

Наравне с имуществом застройщика фонду передают обязательства перед участниками строительства - физлицами, имеющими к должнику как требования о передаче жилья, так и денежные требования.

В данном случае требование гражданина возникло в связи с расторжением упомянутых договоров, что никак не изменило его статус участника строительства. Его требование следовало учитывать в реестре участников и погашать за счет средств фонда. Расторжение договоров повлекло лишь отсутствие у фонда обязанности передать жилье в натуре. Участники строительства, претендующие на выплату денег, должны получить возмещение, соответствующее рыночной стоимости жилья, на которое они претендовали до расторжения договоров.

Положение участников строительства является равным независимо от того, в какой из реестров включены их требования.

 


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору