РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве, регулирующем строительную деятельность в период с апреля по июнь 2022 года

05.07.2022

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.       Какие еще подготовительные работы можно проводить до выдачи разрешения на строительство?

2.       Строительство и ремонт недвижимости в 2022 г.: введены особые правила исполнения госконтрактов.

3.       Строительный контроль и бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов: поправки.

4.       Правительство снизилоадминистративную нагрузку на застройщиков.

5.       Минстрой разъяснил, можно ли менять существенные условия контракта на благоустройство территории в связи с удорожанием строительных ресурсов.

6.       Особенности проведения в 2022 г. проверок не распространяются на контроль СРО в сфере строительства за деятельностью своих членов.

7.       Ростехнадзор рассказал о планах на 2022 г. по профилактике рисков причинения вреда в ходе строительного надзора.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1.       На год перенесут срок прохождения независимойоценки квалификации для специалистов в сфере строительства и инженерныхизысканий.

 

Практика:

1.       Денежные средства, полученные от дольщиков после сдачи дома в эксплуатацию, не являются средствами целевого финансирования и должны быть учтены застройщиком в доходах по УСН.

 

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

1.    Какие еще подготовительные работы можно проводить до выдачи разрешения на строительство?

Документ: Постановление Правительства РФ от 16 мая 2022 г. № 880 “О внесении изменений в перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения со дня направления проектной документации указанных объектов на экспертизу такой проектной документации”

Для объектов федерального, регионального и местного значения расширен список подготовительных работ, которые можно выполнять до выдачи разрешения на строительство со дня направления проектной документации на экспертизу.
В частности, включены берегоукрепление, земляные работы, инженерная подготовка территории, устройство крановых путей, шпунтового ограждения, подпорных стен.

2.    Строительство и ремонт недвижимости в 2022 г.: введены особые правила исполнения госконтрактов

Документ: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия”

Урегулировано исполнение в 2022 г. контрактов на строительство, реконструкцию, капремонт, снос капитальных объектов, сохранение ОКН по 44-ФЗ. Речь идет об изменении существенных условий в случаях, когда контракт нельзя исполнить по не зависящим от сторон обстоятельствам.
Возможны изменение (продление) срока, изменение объема и (или) видов работ, спецификации и типов оборудования, замена строительных ресурсов на аналогичные, изменение отдельных этапов (в т. ч. наименования, состава, объемов и видов работ, цены), введение авансирования или корректировка размера аванса, изменение правил приемки и оплаты.
Если цена контракта превысит стоимость объекта, то не нужно корректировать акт (решение) об осуществлении капвложений, проводить проверку инвестпроекта на предмет эффективности использования средств, корректировать расчет интегральной оценки эффективности.
При закупках по 223-ФЗ рекомендуется использовать те же правила.
Постановление вступает в силу со дня опубликования.

 

3.     Строительный контроль и бюджетные кредиты на реализацию инфраструктурных проектов: поправки

Документ: Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2022 г. N 578 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

Правительство скорректировало:
- случаи проведения строительного контроля в отношении отдельных видов объектов, возводимых, реконструируемых полностью или частично за счет федерального бюджета;
- правила отбора инфраструктурных проектов, реализуемых за счет бюджетных кредитов, предоставляемых регионам из федерального бюджета;
- порядок выделения, использования и возврата регионами названных бюджетных кредитов.

 

4.    Правительство снизило административную нагрузку на застройщиков

Документ: Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2022 г. N 575 “Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию”

Сроки действующих разрешений на строительство, истекающие до 1 августа 2022 г., автоматически продлеваются на один год. Также на год продлен срок действия всех градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ).
Отменена необходимость оформления решения органа власти о подготовке проекта планировки территории. Срок согласования такого проекта сокращен с 15 до 10 рабочих дней.
Для получения разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию больше не надо предоставлять органам строительного надзора ГПЗУ и ряд других документов
.

5.    Минстрой разъяснил, можно ли менять существенные условия контракта на благоустройство территории в связи с удорожанием строительных ресурсов

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 мая 2022 г. № 21628-АЕ/16 О механизме внесения изменений в условия контрактов на выполнение работ по благоустройству общественных и дворовых территорий населенных пунктов в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда"

Действующие акты не предусматривают возможность изменения существенных условий контракта на благоустройство территории, в т. ч. в связи с удорожанием строительных ресурсов.
При этом в рамках реализации антикризисных мер 44-ФЗ допускает по решению Правительства РФ, региона или муниципалитета корректировку существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 г., если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

6.    Особенности проведения в 2022 г. проверок не распространяются на контроль СРО в сфере строительства за деятельностью своих членов

Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 марта 2022 г. № 11066-ТБ/02

Правительством РФ были установлены особенности проведения в 2022 г. государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Минстрой указал, что данные особенности не распространяются на контроль СРО в сфере строительства за деятельностью своих членов.
Контроль (надзор) осуществляют уполномоченные органы. СРО таковыми не являются.

7.    Ростехнадзор рассказал о планах на 2022 г. по профилактике рисков причинения вреда в ходе строительного надзора

Документ: Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного строительного надзора на 2022 год (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 января 2022 г. N 13)

Федеральная служба приняла соответствующую программу, в которой проанализировано текущее состояние строительного надзора, описано развитие профилактической деятельности, а также охарактеризованы проблемы, на решение которых направлена программа профилактики.
Определены цели и задачи программы профилактики. В плане на 2022 г. отражён перечень профилактических мероприятий и сроки (периодичность) их проведения.
Установлены показатели результативности и эффективности программы профилактики за 2020 и 2021 гг., дан прогноз на 2022 г.
Ключевым показателем эффективности и результативности строительного надзора является снижение количества нарушений градостроительного законодательства и числа аварий при строительстве, реконструкции объектов капстроительства.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1.    На год перенесут срок прохождения независимой оценки квалификации для специалистов в сфере строительства и инженерных изысканий

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об установлении временных особенностей внесения сведений о физическом лице в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национальный реестр специалистов в области строительства" (подготовлен Минстроем России 27.05.2022)

Минстрой предлагает с 1 сентября 2022 г. переносить на год срок прохождения независимой оценки квалификации для физлиц, претендующих на осуществление профессиональной деятельности по организации инженерных изысканий, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства.

 

Практика:

1.    Денежные средства, полученные от дольщиков после сдачи дома в эксплуатацию, не являются средствами целевого финансирования и должны быть учтены застройщиком в доходах по УСН

Документ: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф06-13644/21 по делу N А06-5909/2019

Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком (застройщиком) занижен налог по УСН в связи с неверной квалификации части доходов как целевого финансирования.
Суд, исследовав материалы дела, признал позицию налогового органа правомерной.
Налогоплательщик осуществлял строительство многоквартирного дома (МКД) с привлечением подрядных организаций, привлекая денежные средства участников долевого строительства на основании договоров долевого участия. После ввода в эксплуатацию налогоплательщик продолжал заключать договоры долевого участия, в которых указывалась дата заключения, предшествовавшая дате ввода дома в эксплуатацию.
Суд подчеркнул, что денежные средства, полученные налогоплательщиком по договорам после ввода дома в эксплуатацию и после передачи квартир дольщикам, не могли использоваться по целевому назначению (для строительства МКД), поскольку к моменту заключения данных договоров обязательства застройщика исполнены, а объекты недвижимости полностью введены в эксплуатацию.
Суд признал, что налогоплательщик получил экономию денежных средств от строительства дома, которая является доходом, подлежащим обложению налогом по УСН.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору