РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
166  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В 44-ФЗ

23.11.2018

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ

(РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В 2018 Г.

 

С 1 января 2018 г.

1. Уточнены требования к формам приложений планов-графиков и формированию плана закупок.

В плане-графике при обосновании НМЦК или цены контракта с единственным поставщиком нужно указывать включенные в объект закупки товары, работы, услуги, их количество и единицы измерения (при наличии).

Теперь в плане закупок итоговый объем финансового обеспечения отражается отдельными строками с детализацией на объем финансового обеспечения:

- по каждому коду бюджетной классификации или каждому соглашению о предоставлении субсидии - при формировании плана закупок для обеспечения федеральных нужд;

- по каждому коду бюджетной классификации и каждому соглашению о предоставлении субсидий - при формировании плана закупок для обеспечения нужд субъекта РФ (муниципальных нужд).

2. Государственным (муниципальным) заказчикам стало проще заключать контракты.

Так, появилась возможность заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств с целью привести их в соответствие с законом (решением) о бюджете. При этом размер контракта не должен превышать объем принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет.

3. При описании требований к закупаемым лекарствам необходимо руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380. В нем установлены особенности описания лекарственных препаратов, которые являются объектом закупки. В частности, предусмотрены требования к описанию лекарственной формы, дозировки, первичной упаковки, остаточного срока годности закупаемых препаратов.

4. Внесены изменения в Постановление Правительства от 16.11.2015 N 1236.

Теперь запрет на допуск иностранного программного обеспечения не касается ПО из государств - членов ЕАЭС, включенного в специальный реестр. Такой реестр формируется в дополнение к единому реестру российских программ для ЭВМ и баз данных.

Если хотя бы в одном из реестров упомянута подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.

С 18 марта 2018 г.

Вступили в силу изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.

В банковской гарантии теперь должны быть дополнительно закреплены:

- право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения исполнителем обеспеченных ею обязательств представлять банку (гаранту) на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате по ней денежной суммы в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размера обеспечения исполнения контракта (п. "а" Дополнительных требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005; далее - Дополнительные требования);

- право заказчика в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере ее обеспечения, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (п. "а" Дополнительных требований).

Также данными изменениями фактически определяются разные документы, подлежащие представлению заказчиком одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии, в зависимости от того, предоставлена последняя в обеспечение заявки или в обеспечение исполнения контракта (Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005).

Если банковская гарантия предоставлена в качестве обеспечения заявки, заказчик одновременно с требованием об уплате по ней денежной суммы должен направить банку документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего данное требование (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заказчика).

Когда банковская гарантия предоставлена в качестве обеспечения исполнения контракта, заказчик одновременно с требованием об уплате по ней денежной суммы должен направить банку:

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени заказчика);

- платежное поручение, подтверждающее перечисление аванса исполнителю по контракту, с отметкой банка заказчика либо органа Федерального казначейства (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения исполнителем по контракту обязательств по возврату аванса);

- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения исполнителем по контракту обязательств в период действия гарантийного срока);

- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии.

С 4 мая 2018 г.

Ужесточилась ответственность за нарушения в сфере госзакупок. В частности, введена уголовная ответственность:

- за злоупотребления в сфере закупок;

- подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок;

- провокацию подкупа в сфере закупок.

С 15 мая 2018 г.

Заказчики, осуществляющие деятельность на территории иностранного государства, применяют при закупках товаров, работ, услуг Положение об особенностях планирования и осуществления закупок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 556. Такие заказчики используют специальные формы плана закупок, плана-графика и отчета об исполнении контракта. Для них установлены особенности планирования и осуществления закупок, в частности:

- затраты на приобретение полисов обязательного страхования определяются в соответствии с законодательством государства, на территории которого осуществляется закупка таких полисов;

- при обосновании НМЦК методом анализа рынка дополнительно можно использовать данные интернет-сайтов и иную общедоступную информацию о ценах;

- контракт заключается в письменной форме (в том числе электронной), предусмотренной законодательством страны пребывания (если соответствующие нормы в нем отсутствуют - согласно обычаям делового оборота этой страны);

- не применяются запреты, ограничения допуска и условия допуска иностранных товаров, работ, услуг.

С 1 июня 2018 г.

Изменились требования к банкам, выдающим гарантии для обеспечения контрактов и заявок.

В частности, эти банки должны соответствовать требованиям, которые установлены в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 N 440. Перечень таких банков размещен на официальном сайте Минфина России по адресу: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/list_banks/.

С 1 июля 2018 г.

1. Вступили в силу существенные изменения Закона N 44-ФЗ, которыми в том числе определены новые способы проведения закупок в электронной форме:

- открытый конкурс;

- конкурс с ограниченным участием;

- двухэтапный конкурс;

- запрос котировок;

- запрос предложений.

В электронной форме также проводятся закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Подробнее с изменениями можно ознакомиться в обзоре "Госзакупки: обзор изменений, внесенных Законом N 504-ФЗ".

2. Изменился порядок установления требования об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, обязанность установить это требование возникает у заказчика, только когда НМЦК превышает 1 млн руб. (ч. 1 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 N 439).

 

3. Участники вносят денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, на специальные счета. Их можно открыть только в банках, соответствующих предусмотренным в Постановлении Правительства РФ от 29.06.2018 N 748 требованиям и включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 N 1451-р (ч. 10 ст. 44 Закона N 44-ФЗ).

Требования к договору специального счета и порядку использования в качестве такового имеющегося у участника закупки банковского счета утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626.

Отметим, что с 01.07.2019 обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может быть предоставлено участником закупки в виде банковской гарантии (ч. 2 ст. 44, ч. 52 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). Правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в таком случае утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626.

4. Заработал специальный информационный ресурс - единый агрегатор торговли (https://agregatoreat.ru/). С его помощью заказчики вправе осуществлять закупки у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При закупках, содержащих гостайну, агрегатор не применяется (п. п. 1, 9 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

5. Операторы электронных площадок (в том числе специализированной), которые включены в Перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р, могут взимать плату с лица, с которым заключается контракт по итогам проведения электронной закупки. Плата не взимается с лица, с которым заключается контракт в связи с признанием победителя уклонившимся (п. п. 1, 3, 5 Постановления Правительства РФ от 10.05.2018 N 564).

Максимальный размер такой платы равен 1% от НМЦК. Он не может превышать (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564):

- 5 тыс. руб. (без НДС);

- 2 тыс. руб. - при закупках только среди СМП и СОНКО.

Информацию о конкретном размере платы должен разместить оператор электронной площадки в соответствии с дополнительными требованиями к нему (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564).

6. Вступила в силу большая часть положений Единых требований к операторам электронных площадок (в том числе специализированных), электронным площадкам (в том числе специализированным) и функционированию этих площадок, а также Дополнительные требования к указанным операторам и функционированию названных площадок. Требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656.

Среди требований к операторам электронной площадки (в том числе специализированной) можно выделить следующее. Такой оператор должен иметь опыт (с учетом правопреемства) обеспечения проведения электронных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, либо с 01.01.2015 электронных закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, которые проведены на электронной площадке (в том числе специализированной) и извещения об осуществлении которых на общую сумму не менее 2 трлн руб. размещены в ЕИС (пп. "и" п. 2 указанных Единых требований).

Данным Постановлением также утверждены:

- Правила подтверждения соответствия электронной площадки (в том числе специализированной), оператора электронной площадки (в том числе специализированной) указанным Единым и Дополнительным требованиям;

- Правила утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки (в том числе специализированной) для целей Закона N 44-ФЗ.

С 13 июля 2018 г.

Вступили в силу Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила списания сумм неустоек). Данные Правила утверждены во исполнение ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Начисленные и неуплаченные неустойки (штрафы, пени) по общим правилам списываются, если обязательства по контрактам исполнены в полном объеме (п. 2 Правил списания сумм неустоек).

Основанием для списания являются акты или другие документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту (кроме гарантийных). Если размер неустойки более 5%, но не более 20% от цены контракта и до 01.01.2017 уплачено 50% начисленных неустоек (штрафов, пеней), дополнительно представляется информация о зачислении уплаченных средств.

Для списания заказчику необходимо обеспечить сверку расчетов с поставщиком по неуплаченным неустойкам. Решение о списании может быть принято, только если есть документы, подтверждающие эти расчеты.

Решение принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Порядок формирования комиссии и принятия ею решений в зависимости от особенностей его деятельности или выполняемых полномочий определяется заказчиком (п. 10 Правил списания сумм неустоек). Решение оформляется распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением). Он должен содержать информацию, указанную в п. 9 Правил списания сумм неустоек.

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек на основании принятого решения подлежит осуществлению в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 11 Правил списания сумм неустоек).

Поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть уведомлен о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения в установленной форме с указанием ее размера (п. п. 13, 14 Правил списания сумм неустоек).

С 30 августа 2018 г.

Участники закупки могут открывать специальные счета, поскольку банки заключили с операторами площадок соглашения о взаимодействии. Такие счета открываются в короткие сроки, в том числе в день обращения (ч. 13 ст. 44 Закона N 44-ФЗ, Информационные письма Минфина России от 31.08.2018 N 24-00-09/62461, от 02.10.2018 N 24-06-08/70718). Если в одном или нескольких уполномоченных банках у участника закупки счет открыт, он может быть наделен статусом специального. Для этого участнику необходимо заключить с таким банком дополнительное соглашение (п. 5 Требований к договору специального счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626, Информационное письмо Минфина России от 31.08.2018 N 24-00-09/62461).

С 29 сентября 2018 г.

1. Расширен перечень случаев банковского сопровождения для контрактов, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд (п. 3 Постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее - Постановление N 963)).

Банковское сопровождение контрактов осуществляется и тогда, когда контракт (контракты), или предмет контракта, или поставщик (подрядчик, исполнитель) определены Правительством РФ и в отношении этого поставщика (подрядчика, исполнителя) действуют меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственным объединением и (или) союзом (абз. 4 пп. "а" и абз. 5 пп. "б" п. 3 Постановления N 963).

В таких случаях заказчик или поставщик привлекает банк, в отношении которого Правительством РФ принято решение о сопровождении контрактов (п. 10(1) Правил).

2. Определены минимальные размеры НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом которых высшие органы исполнительной власти субъектов РФ, местные администрации должны определять случаи банковского сопровождения контрактов, заключаемых для обеспечения нужд субъектов РФ, муниципальных нужд (п. 4 Постановления N 963). Они составляют для банковского сопровождения контрактов в форме мониторинга расчетов (пп. "а" п. 4 Постановления N 963):

- не менее 1 млрд руб. - для субъекта РФ;

- не менее 200 млн руб. - для муниципального образования.

По решению высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации они могут быть снижены, но должны быть не менее (абз. 5 п. 4 Постановления N 963):

- 100 млн руб. - для субъекта РФ;

- 50 млн руб. - для муниципального образования (абз. 5 п. 4 Постановления N 963).

Для расширенного банковского сопровождения контракта установлен единый минимальный размер для субъектов РФ и муниципальных образований - не менее 5 млрд руб. (пп. "б" п. 4 Постановления N 963). По решению высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации он может быть снижен, но должен быть не менее (абз. 6 п. 4 Постановления N 963):

- 1 млрд руб. - для субъекта РФ;

- 500 млн руб. - для муниципального образования.

3. Плата за расширенное банковское сопровождение осуществляется и при цене контракта до 5 млрд руб. Она составляет (пп. "а" и "б" п. 4 Правил):

- 1,15 процента от цены контракта - при цене контракта от 500 млн до 1 млрд руб.;

- 1,12 процента от цены контракта - при цене контракта от 1 млрд до 5 млрд руб.

С 1 октября 2018 г.

Начали функционировать электронные площадки, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р.

Заказчики по 223-ФЗ, которые привели положения о закупке в соответствие с требованиями Закона (в ред. Закона N 505-ФЗ), проводят конкурентные закупки с участием СМСП исключительно на данных электронных площадках. Там же осуществляется взаимодействие участников и заказчика, предусмотренное ст. ст. 3.2 - 3.4 Закона N 223-ФЗ (п. п. 5.1, 5.2 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).

В целях обеспечения заявок для участия в электронных закупках, извещения о проведении которых размещены в ЕИС с 01.10.2018, используются специальные счета в уполномоченных банках. Сведения о перечне банков, с которыми у операторов электронных площадок обеспечено информационное взаимодействие, размещены на сайтах электронных площадок (п. п. 1, 2 Информационного письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).

С 1 ноября 2018 г.

Применять единый агрегатор торговли обязаны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (исключение составляют органы и учреждения, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ, а также орган, осуществляющий закупки для госнужд органов, обеспечивающих деятельность Президента РФ и Правительства РФ) при закупках канцелярских товаров у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При определенных условиях они вправе осуществлять такие закупки, не используя агрегатор. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано его применять (п. п. 6, 7, 8 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

С 9 ноября 2018 г.

Расширен перечень случаев заключения контракта жизненного цикла. Теперь его можно заключать, если необходимо выполнить работы по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов, включая работы (пп. "п" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087):

- по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета;

- созданию ПО для сбора, хранения и передачи данных учета.

 

С 5 ноября 2018 г.

Утратил силу Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, которым были определены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств. Его заменил Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н).

Приказ N 126н сохраняет порядок предоставления преимуществ, однако есть ряд отличий, например:

- при конкурентных способах закупок запрещено включать в один предмет контракта (один лот) товары из Приложения и товары, не включенные в него (п. п. 3, 4 Приказа N 126н);

- преимущества в отношении цены контракта предоставляются, только если заявка (окончательное предложение) содержит предложения о поставке товаров исключительно из стран ЕАЭС (п. 1.1 Приказа N 126н);

- во всех случаях при исполнении контракта нельзя заменять страну происхождения товаров, указанных в Приложении. Исключение составляют случаи, когда в результате такой замены страной происхождения товаров будет государство ЕАЭС (п. 1.7 Приказа N 126н);

- предусмотрены особенности заключения контракта при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП: если при закупке таких препаратов заявки (окончательные предложения) отклонены в соответствии с п. 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником, чья заявка соответствует условиям, указанным в Приказе N 126н, по предложенной им цене контракта (п. 1.4 Приказа N 126н).

Кроме того, в Приложении уточнено наименование товара по коду 32.5 ОКПД2: в числе медицинских инструментов и оборудования упомянуты стенты для коронарных артерий и катетеры.

 

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В 2019 Г.

 

С 1 января 2019 г.

Ставка НДС увеличена с 18% до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 N 303-ФЗ). Однако из-за применения новой ставки НДС нельзя изменить цену ранее заключенного контракта. Она является твердой и определяется на весь срок исполнения. Инфляционные риски относятся к коммерческим рискам поставщика, которые следовало предусмотреть в заявке. Поэтому по контрактам, заключенным до 1 января 2019 г., с указанной даты применяется ставка НДС в размере 20% без изменения общей стоимости товаров (работ, услуг) (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247).

Исключение составляют контракты, соответствующие условиям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186. Цена таких контрактов может быть изменена в связи с изменением ставки НДС, если иначе их невозможно исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Решение об изменении цены принимают органы государственной власти (местного самоуправления) (пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247).

С 1 марта 2019 г.

Применять ЕАТ "Березка" (https://agregatoreat.ru/) обязаны федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (исключение составляют органы и учреждения, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ, а также орган, который проводит закупки для госнужд органов, обеспечивающих деятельность Президента РФ и Правительства РФ) при закупках у единственного поставщика товаров, работ, услуг в соответствии с п. п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При определенных условиях они вправе при таких закупках не использовать агрегатор. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано его применять (п. п. 6 - 9 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

 

Источник: © КонсультантПлюс, 1997-2018

 

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору
  • Планы проверок членов АСРО "РОС ПК" на 2019 год