РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
172  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве, регулирующем строительную деятельность, за 2 полугодие 2017 года

22.12.2017


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Компенсационные выплаты дольщикам освобождены от НДФЛ, а при УСН застройщики могут учитывать расходы на взносы в компенсационный фонд

2. Закон о введении в действие ГрК РФ привели в соответствие с Законом о свободном порте Владивосток

3. Очередная реформа в сфере долевого строительства

4. Градостроительный кодекс РФ: что нового?

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Госдума согласилась урегулировать вопросы получения согласия владельца автодороги на строительство примыканий и пересечений

2. Планируется уйти от использование термина "жилье эконом-класса"

3. Предлагается ввести ответственность за нарушение порядка предоставления информации для формирования сметных цен строительных ресурсов

4. Понятие самовольной постройки и порядок ее сноса хотят пересмотреть

5. Ожидается масштабное изменение правил ведения строительства

6. За нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности будут наказывать штрафом?

7. Какие авиационные и ж/д объекты отнесут к особо опасным и технически сложным?

 

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

 

1. Компенсационные выплаты дольщикам освобождены от НДФЛ, а при УСН застройщики могут учитывать расходы на взносы в компенсационный фонд

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 342-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации”

Изменения в НК РФ касаются налогообложения отчислений в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства. 
Поправки подготовлены в связи с принятием Закона о создании указанного Фонда. В нем за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства граждан, формируется компенсационный фонд. 
От налога на прибыль освобождены доходы Фонда, полученные за счет указанных отчислений. Граждане, которым выплачено возмещение за счет средств фонда, не будут платить НДФЛ. Застройщикам, применяющим УСН, при определении объекта налогообложения предоставлено право уменьшать полученные доходы на обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд. 
Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

2. Закон о введении в действие ГрК РФ привели в соответствие с Законом о свободном порте Владивосток

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 360-ФЗ “О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в связи с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территории свободного порта Владивосток”

Закреплено, что особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток устанавливаются Законом о свободном порте Владивосток.

3. Очередная реформа в сфере долевого строительства

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ “О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Для защиты прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков решено создать специальный фонд. Определены его статус, основные направления деятельности. В числе функций - формирование компенсационного фонда; учет поступивших в него обязательных отчислений (взносов) застройщиков; выплата возмещений, если застройщик признан банкротом; финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства за счет средств компенсационного фонда. 
Органами управления фонда являются наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Прописаны их полномочия. 
Установлена единая методика расчета взносов застройщика в компенсационный фонд, которая утверждается Правительством РФ. 
Размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд составляет 1,2% от согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения. 
Предусмотрено создание Единой информационной системы жилищного строительства. 
Упрощена процедура банкротства застройщиков. 
Уточнены требования к застройщикам. 
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

4. Градостроительный кодекс РФ: что нового?

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

Внесены изменения в ГрК РФ. 
В частности, закреплено определение понятия укрупненного норматива цены строительства. Это показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капстроительства. 
Установлено, что мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов. Последний формируется уполномоченным федеральным органом. Данное ведомство также утверждает укрупненные нормативы цены строительства. 
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Госдума согласилась урегулировать вопросы получения согласия владельца автодороги на строительство примыканий и пересечений

Досье на проект федерального закона N 222376-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 32 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о сроках и порядке выдачи согласия на строительство, реконструкцию и ремонт пересечений и примыканий к автомобильной дороге ее владельцем) (внесен 11.07.2017 Правительством РФ)

20 декабря 2017 г. Государственной Думой ФС РФ рассмотрены в третьем чтении и приняты поправки к Закону об автодорогах и о дорожной деятельности. 
Согласно действующей редакции закона строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автодороги с другими автодорогами и примыкания допускаются при наличии разрешения на строительство и согласия в письменной форме владельцев автодорог. Речь также идет о капремонте пересечений и примыканий. 
Закрепляется, что такое согласие (мотивированный отказ в таком согласии) выдается владельцем в срок не более чем 30 календарных дней с даты поступления заявления. 
Определена процедура утверждения правил выдачи согласия, перечня необходимых документов. 
Также вносятся изменения в Закон о проведении чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. Закрепляется следующее. 
Если на земельных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры, расположены линейные сооружения, перенос которых требуется в связи с возведением, с реконструкцией и (или) эксплуатацией объектов инфраструктуры аэропортов Московского авиационного узла, то до 31 декабря 2018 г. в целях реконструкции таких линейных сооружений допускается установление также сервитутов в отношении участков, на которых будут расположены указанные линейные сооружения.

2. Планируется уйти от использование термина "жилье эконом-класса"

Досье на проект федерального закона № 185240-7 “О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в целях совершенствования правового регулирования деятельности единого института развития в жилищной сфере и развития жилищно-строительных кооперативов) (внесен 25.05.2017 Правительством РФ)

20 декабря 2017 г. Государственной Думой ФС РФ во втором чтении принят проект поправок к Закону о содействии развитию жилищного строительства и к некоторым актам. 
Так, вводится термин "стандартное жилье". Он заменит понятие "жилье эконом-класса". 
Предполагается проведение двух новых видов аукционов. Первый - аукцион на право заключения договора аренды для жилищного строительства, для комплексного освоения территории. Второй - аукцион на право заключения договора аренды для комплексного развития территории. 
Планируется урегулировать вопросы проведения аукционов в электронной форме по продаже земельных участков единого института развития, по их передаче в аренду или безвозмездное пользование. 
Единый институт развития в жилищной сфере сможет отказаться от договора безвозмездного пользования кооперативом земельным участком единого института, если кооперативом в течение 3 лет не получено разрешение на строительство предусмотренных договором безвозмездного пользования многоквартирных домов, жилых домов, в т. ч. объектов ИЖС, и объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, переданного в безвозмездное пользование. 
В перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, включаются также договоры займа, кредитором по которым выступает единый институт, и кредитные договоры, кредитором по которым на основании уступки прав (требований) выступает единый институт, при наличии в указанных договорах или допсоглашениях к ним условия о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса.

3. Предлагается ввести ответственность за нарушение порядка предоставления информации для формирования сметных цен строительных ресурсов

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер ответственности за нарушение установленного законодательством о градостроительной деятельности порядка предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов при мониторинге цен строительных ресурсов" (подготовлен Минстроем России 11.12.2017) (ключевые темы: предоставление информации - мониторинг цен - градостроительная деятельность - промышленная безопасность - сводный отчет)

Разработан проект поправок в КоАП РФ в части установления мер ответственности за нарушение порядка предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов. 
При этом предусматриваются два состава нарушений. Во-первых, это ответственность за непредоставление указанной информации лицом, на которое возложена такая обязанность. Во-вторых, - нарушение таким лицом требований, установленных для предоставления вышеуказанной информации. 
Штрафы будут налагаться на организации и должностных лиц. Протоколы, возможно, будут составлять должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации в сфере градостроительной деятельности.

4. Понятие самовольной постройки и порядок ее сноса хотят пересмотреть

Досье на проект федерального закона № 301924-7 “О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)”

В Государственную Думу РФ 1 ноября 2017 г. внесен законопроект, касающийся самовольных построек. 
Чтобы избежать отнесения к самовольной постройке легально возведенных объектов, планируется уточнить понятие самовольной постройки. Будет введено требование о том, чтобы нарушенные при возведении постройки градостроительные и строительные нормы и правила были установлены на дату начала создания самовольной постройки и действовали на дату ее выявления. Кроме того, не будет считаться самовольной постройка, возведенная с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если она создана на основании необходимых согласований, разрешений и в соответствии с ними и (или) собственник этого объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии таких ограничений в отношении принадлежащего ему участка. 
Законопроект предусматривает механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Каждый объект должен оцениваться индивидуально. При возможности приведения его в соответствие с установленными требованиями должно приниматься указанное решение, а не решение о сносе. 
Законопроект конкретизирует основания и порядок принятия решения о сносе самовольной постройки. Определяются случаи, когда такое решение принимают органы местного самоуправления, а когда - только суд. 
Предусматриваются меры по защите интересов добросовестных приобретателей самовольных построек. Такие лица будут иметь право на компенсацию от государства убытков, понесенных в связи со сносом постройки или ее приведением в соответствие с установленными требованиями.

5. Ожидается масштабное изменение правил ведения строительства

Досье на проект федерального закона № 302180-7 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории”

1 ноября 2017 г. в Государственную Думу ФС РФ на рассмотрение поступил проект поправок к ГрК РФ и некоторым актам. 
Так, уточняется понятие объекта капстроительства. Регулируются вопросы создания и эксплуатации государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), а также ведения таких систем в части, касающейся ведения градостроительной деятельности на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов, и предоставления соответствующих сведений, документов и материалов. 
Ряд поправок касается подготовки карты градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки. Она составляется в бумажном и электронном виде. 
Предложено дополнить перечень оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки. 
Определяются особенности согласования документации по планировке территории, подготовленной применительно к особо охраняемой природной территории; предусматривающей размещение объекта капстроительства в границах придорожной полосы автодороги. 
Уточняется порядок проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья эконом-класса, договора о комплексном освоении территории в этих целях. Предусматривается оформление результатов аукциона протоколом в виде электронного документа. 
Меняется перечень разделов, которые в обязательном порядке включаются в состав проектной документации объектов капстроительства. Предусматривается возможность ее подготовки в сокращенном виде при реконструкции или капремонте объекта капстроительства. 
Вводится дифференциация количества разделов проектной документации и требований к их содержанию применительно к различным видам объектов (в т. ч. к линейным), а также в зависимости от назначения объектов, видов работ, их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов возведения, реконструкции. 
Сведения о назначении объекта в задании на проектирование и проектной документации необходимо будет указывать в соответствии с классификатором объектов капстроительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования, ведения единого госреестра заключений экспертизы проектной документации и применения экономически эффективной проектной документации повторного использования). 
Корректируются основания для признания проектной документации экономически эффективной, предназначенной для повторного использования. 
Уточняется порядок возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при возведении объекта. 
Закрепляется возможность образования лесных участков на основании проекта межевания территории без подготовки проектной документации лесных участков. 
Значительная часть поправок направлена на урегулирование вопросов функционирования режима особо охраняемых природных территорий.

6. За нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности будут наказывать штрафом?

Досье на проект федерального закона № 301822-7 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

01.11.2017 в Госдуму внесен проект изменений в КоАП РФ. Предложено установить административную ответственность для органов госвласти, местного самоуправления и организаций за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. 
Штраф для должностных лиц, вероятно, будет варьироваться в пределах от 10 тыс. до 30 тыс. руб., для юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. 
Данные административные дела будут рассматривать судьи, а протоколы будут составлять должностные лица исполнительных органов госвласти регионов, уполномоченных на ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

7. Какие авиационные и ж/д объекты отнесут к особо опасным и технически сложным?

Досье на проект федерального закона № 300249-7 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного транспорта, относящихся к особо опасным, технически сложным объектам”

Предлагается установить перечни особо опасных, технически сложных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а также инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования. Проект соответствующих поправок к ряду законов внесен в Госдуму 31 октября 2017 г. 
Так, определяется, какие объекты составляют инфраструктуру воздушного транспорта. Особо опасными, технически сложными среди них будут считаться, например, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более. 
Уточняется понятие инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования. Закрепляется, что особо опасными, техническими сложными среди ее объектов являются, в частности, тоннели длиной более 500 м, ж вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров и др. 
Поправки нацелены на оптимизацию строительства указанных объектов. Напоминаем, что в настоящее время согласно Градостроительному кодексу РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся все объекты авиационной инфраструктуры, а также инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования.

 

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору