РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
171  организация
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за июнь - июль 2016 года

02.09.2016

Оглавление

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. СРО в сфере строительства ждут масштабные изменения
  2. Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости: новые правила
  3. Оптимизирована и систематизирована деятельность единого института развития в жилищной сфере
  4. Расширен перечень документов, отсутствие которых является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  5. Надзор за эксплуатацией опасных объектов: что планируется изменить?
  6. Установлен максимальный размер платы за предоставление копий техпаспортов, оценочной и иной документации
  7. План мероприятий по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности: новая редакция
  8. Одна и та же организация не может осуществлять подрядные работы и строительный контроль
  9. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на май 2016 г.
  10. Заключение договоров участия в долевом строительстве: контрактная система не применяется?
  11. Актуализация СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения": разъяснения Минстроя России
  12. Формирование цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств: рекомендации Минэкономразвития России
  13. О сводах правил по авторскому надзору за строительством зданий и сооружений от 1999 г. и 2016 г.
  14. Изменение стоимости строительства, сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ: определены индексы на II квартал 2016 г.
  15. О применении дополнительных требований при закупках строительных работ
  16. В следующем полугодии норматив стоимости жилья может составить 37 220 руб. за 1 кв. м
  17. Об особенностях формирования начальной (максимальной) цены контракта с применением прогнозных индексов-дефляторов для объектов капстроительства
  18. О возведении объектов капстроительства за счет бюджетных инвестиций, выделенных юрлицу при реализации инвестпроектов
  19. Строительство: решено не применять ряд информационных и разъяснительных документов
  20. Градостроительный план земельного участка: новая форма
  21. Госрегистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРП
  22. Пересмотрены территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы в Приморском крае
  23. При строительстве в Приморском крае объектов за счет средств федерального бюджета используются новые расценки на монтаж оборудования
  24. В Приморском крае действуют новые территориальные единичные расценки на строительные работы
  25. Строительство за счет средств федерального бюджета в Приморском крае: новые расценки на пусконаладочные работы
  26. Строительство объектов с привлечением средств федерального бюджета в Приморском крае: уточнены сметные расценки на эксплуатацию строительных машин
  27. Актуализированы сметные цены на материалы, изделия и конструкции, используемые при строительстве в Приморском крае
  28. Обновлены территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования в Приморском крае
  29. Обновлены территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства в Приморском крае
  30. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на июнь 2016 г.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Разработана форма классификатора строительных ресурсов
  2. Требования к заключаемым госконтрактам на строительство объектов гражданского назначения будут унифицированы
  3. Планируется унифицировать требования к госконтрактам на осуществление строительного контроля в отношении объектов гражданского назначения
  4. Поставка оборудования для целей капитального строительства объектов гражданского назначения: проект типового государственного (муниципального) контракта
  5. Какие требования энергоэффективности будут установлены для зданий, строений и сооружений?
  6. Как планируется рассчитывать совокупное выделение в воздух внутренней среды летучих веществ из полимерсодержащих материалов для жилых и общественных зданий?
  7. Планируется оптимизировать и систематизировать деятельность единого института развития в жилищной сфере
  8. Инвалидам обеспечат условия для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах
  9. Принят закон о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости
  10. Проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкция, создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства: планируемые особенности заключения госконтрактов
  11. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности: вероятные поправки
  12. Чтобы обязательства несостоятельного застройщика были исполнены...
  13. Новые меры защиты прав дольщиков
  14. Создается федеральная госинформсистема ценообразования в строительстве
  15. Экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства в ряде случаев проводить не будут
  16. Инструкция Минприроды России о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений станет неактуальной
  17. Состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры: проект положения
  18. Заявления об обжаловании экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий нужно будет подавать в Минстрой России
  19. Как планируется вести реестр СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства?

Судебная практика:

  1. Односторонний отказ застройщика от договора участия в долевом строительстве следует оценивать на предмет добросовестности
  2. Исключение из членов СРО: как рассчитывается долг по членским взносам?
  3. Снести самострой обяжут и того, кто купил его как объект капстроительства?
  4. Расторжение через суд госконтракта из-за нарушения сроков выполнения подрядных работ: нужна ли экспертиза?

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. СРО в сфере строительства ждут масштабные изменения

Госдума.jpg

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Усовершенствовано законодательство в строительной сфере. Так, скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юрлицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора. Также без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб. Не надо вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п. Изменены условия и порядок приобретения статуса СРО. Скорректированы правила формирования компенсационного фонда возмещения вреда. Дополнительно предусматривается формирование в ряде случаев компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Регламентированы правила размещения средств указанных фондов в банках. Установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов. Вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов. Усовершенствованы порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов. Вводится административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения госреестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов. Кроме того, в перечень особо опасных и технически сложных объектов включены подвесные канатные дороги, что позволит обеспечить надзор за ними на протяжении всего их жизненного цикла. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2017 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости: новые правила

Госдума 2.jpg

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (не вступил в силу)

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" ввел институт государственных кадастровых оценщиков, которые на постоянной основе определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ими являются вновь созданные или уже существующие государственные бюджетные учреждения (ГБУ), наделенные регионами соответствующими полномочиями. При этом субъект Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ГБУ. ГБУ определяют кадастровую стоимость вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. На ГБУ также возложены функции по предоставлению разъяснений по определенной кадастровой стоимости, по сбору, обработке, систематизации и накоплению сведений об объектах недвижимости. Государственная кадастровая оценка включает процедуры по принятию решения о ее проведении, определению кадастровой стоимости и составлению отчета, а также по утверждению результатов. Она проводится не чаще 1 раза в 3 года (в городах федерального значения - не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Предусмотрена и внеочередная оценка. Надзор за проведением оценки осуществляет орган регистрации прав. Он же ведет фонд данных государственной кадастровой оценки. Предусмотрены процедуры рассмотрения обращений об исправлении ошибок в определении кадастровой стоимости. Вводится альтернативная процедура рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости. Для этого в субъекте Федерации могут быть созданы специальные комиссии. Обращение в комиссию не будет являться необходимым условием для последующего обращения в суд. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г. Положения об особенностях проведения внеочередной государственной кадастровой оценки вступают в силу с 1 января 2020 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Оптимизирована и систематизирована деятельность единого института развития в жилищной сфере

Госдума 3.jpg

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 221-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (не вступил в силу)

Скорректированы Закон о содействии развитию жилищного строительства и отдельные законодательные акты России. В частности, к единому институту развития (ЕИР) в жилищной сфере переходят права и обязанности по исполнению функций Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства с последующей его ликвидацией. Устанавливается порядок ликвидации Фонда, а также определяется судьба имущества, находящегося в его собственности. Уточнен порядок выкупа земельных участков единого института развития, переданных в аренду, а также регулирование деятельности ЖСК. В частности, исключены требования о предельной стоимости строительства за один квадратный метр и о площади жилья эконом-класса. В целях содействия развитию жилищного строительства расширен круг граждан, которые могут быть приняты в члены кооперативов - это сотрудники предприятий и организаций с госучастием. Предусмотрено право на приобретение жилого помещения или земельного участка граждан, вступивших в кооператив и впоследствии переставших относиться к соответствующим категориям. Значительно упрощена процедура передачи земельного участка кооперативу. Так, отменено условие о передаче участка после уплаты 20% паевых взносов, при этом основанием для передачи является решение единого института развития. Предусмотрено предоставление сведений ЕИР органами госвласти, в т. ч. в рамках межведомственного электронного взаимодействия без взимания платы. Все акции ЕИР находятся в собственности России. При этом продажа и иные способы отчуждения акций, передача их в залог, а также иное распоряжение ими осуществляется на основании федерального закона. Реорганизация и ликвидация ЕИР допускаются только на основании федерального закона, и на него не распространяется действие Закона о несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон вступает с силу с 1 сентября 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Расширен перечень документов, отсутствие которых является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Госдума.jpg

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 198-ФЗ “О внесении изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации”

Внесены поправки в ГрК России в целях устранения пробела в правовом регулировании. Так, ГрК РФ содержит перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом определено, что Правительством России, помимо документов, предусмотренных ГрК РФ, могут устанавливаться иные документы для получения указанного разрешения в целях получения в полном объеме сведений для постановки объекта капстроительства на госучет. Между тем одним из оснований для отказа в выдаче разрешения являлось отсутствие документов, поименованных в ГрК РФ. Это приводило к тому, что отсутствие установленных Правительством России документов не препятствовало в выдаче разрешения. Внесенные поправки позволили устранить указанный пробел. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Надзор за эксплуатацией опасных объектов: что планируется изменить?

Правительство.jpg

Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (подготовлен Ростехнадзором 22.04.2016)

Представлен доработанный проект постановления Правительства РФ, которым вносятся изменения в некоторые акты по вопросам надзорной деятельности в т. ч. в сфере строительства, газоснабжения, электроэнергетики. На ИП, эксплуатирующих опасные производственные объекты, распространяется положение, установленное только для юрлиц, о передаче в уполномоченные органы сведений, необходимых для формирования и ведения госреестра таких объектов. Уточняется порядок декларирования безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море России. Устанавливается, что декларация подается в МЧС России, Росприроднадзор, в органы исполнительной власти региона, местного самоуправления, на территории которых расположен подводный объект. Детализируются полномочия Ростехнадзора. Он в т. ч. должен будет координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченных на региональный государственный строительный надзор. Корректируются правила функционирования режима постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях. Предусматриваются автоматизированный сбор, фиксация, обобщение, систематизация и оценка информации об отклонениях от нормативных параметров технологических процессов, процессов обеспечения функционирования объекта повышенной опасности, определяющих его безопасность, о срабатывании систем противоаварийной защиты, а также о регистрации аварий и инцидентов на объекте повышенной опасности (дистанционный мониторинг).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Установлен максимальный размер платы за предоставление копий техпаспортов, оценочной и иной документации

Правительство.jpg

Постановление Правительства России от 25 июня 2016 г. №576

Органы и организации по государственному техучету и (или) технической инвентаризации за плату предоставляют копии техпаспортов, оценочную и иную документацию. Речь идет о регистрационных книгах, реестрах, правоустанавливающих документах и др., а также сведениях из них. Установлен максимальный размер такой платы. Так, за копию техпаспорта объекта капстроительства или помещения общей площадью до 100 кв. м нужно заплатить 442 руб. Стоимость копии справки, содержащей сведения об инвентаризационной стоимости объекта капстроительства, составляет 3449 руб.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. План мероприятий по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности: новая редакция

Правительство 2.jpg

Распоряжение Правительства РФ от 1 июня 2016 г. № 1078-р О внесении изменений распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 1336-р

Актуализирован план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. Внесёнными изменениями, в частности, предусмотрена оптимизация административных процедур в сфере промышленного строительства, технологического присоединения к теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению. "Дорожная карта" дополнена мерами по использованию информационно-коммуникационных технологий для информобеспечения деятельности и оказания госуслуг в этой сфере. Новая редакция плана предусматривает также оптимизацию порядка размещения (строительства, реконструкции, постановки на кадастровый учёт, регистрации прав) отдельных видов линейных объектов инженерной инфраструктуры.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Одна и та же организация не может осуществлять подрядные работы и строительный контроль

Минэконом.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 апреля 2016 г. N Д28и-1096 О проведении строительного контроля при осуществлении строительных работ

Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена Градостроительным кодексом РФ. При этом выполнение этой обязанности вменено лицу, осуществляющему строительство. Если строительство выполняется на основании договора, строительный контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком. Также возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключенного с ним договора. При этом лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика, и подрядчик не могут быть одним лицом. Таким образом, одна организация не может осуществлять подрядные работы и строительный контроль. По дополнительным вопросам, касающимся проведения строительного контроля, необходимо обращаться в Минстрой России.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на май 2016 г.

Фед центр по ценообраз.jpg

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 12 мая 2016 г. № КЦ/2016-05ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на май 2016 года"

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на май 2016 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Заключение договоров участия в долевом строительстве: контрактная система не применяется?

Минэконом 2.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 апреля 2016 г. № Д28и-937 “О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ”

Минэкономразвития России отметило, что договоры участия в долевом строительстве заключаются с учетом положений Закона об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости путем предоставления бюджетных инвестиций.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. Актуализация СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения": разъяснения Минстроя России

Минстрой.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июня 2016 г. № 20863-ОГ/08 О внесении изменений в СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»

Сообщается, что в ходе работы по изменению СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" удаление из таблицы 6.10 столбца "Степень огнестойкости здания, не ниже" было признано ошибочным. В новой редакции СП 118.13330.2012 указанный столбец будет возвращен в состав таблицы 6.10. До вступления в силу новой редакции СП 118.13330.2012 для определения предельного этажа расположения зала с учетом степени огнестойкости здания рекомендуется пользоваться положениями предыдущих нормативных документов (например таблицей 6.5 СНиП 31-06-2009).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Формирование цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств: рекомендации Минэкономразвития России

Минэконом 2.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 марта 2016 г. № Д28и-929 “О рассмотрении обращения”

Рассмотрен вопрос о формировании начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству объектов, финансируемых с привлечением бюджетных средств. Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567 утверждены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Однако они не носят нормативного характера и не являются обязательными при расчете цен контрактов. При этом в настоящее время отсутствует закрепленный отдельным актом порядок формирования НМЦК на выполнение вышеуказанных работ. В целях уточнения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также распределения сметной стоимости строительства по месяцам (кварталам) планируемого периода строительства, рекомендуется обратиться в Минстрой России. В дополнение к рекомендациям высшим исполнительным органом госвласти региона могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов Федерации, в т. ч. предусматривающие правила обоснования и применения иных методов.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. О сводах правил по авторскому надзору за строительством зданий и сооружений от 1999 г. и 2016 г.

Минстрой 3.jpg
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2016 г. № 20632-ОГ/08 О применении СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» и СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений»

В настоящее время СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений" является действующим. Вместе с тем СП 246.1325800.2016 "Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений" значительно превосходит его по объему, является более современным, соответствующим законодательству последних лет. Сообщается также, что указанные СП не включены в перечни нацстандартов, сводов правил и документов в области стандартизации, применение которых обеспечивает соблюдение требований техрегламента о безопасности зданий и сооружений.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

14. Изменение стоимости строительства, сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ: определены индексы на II квартал 2016 г.

Минстрой 2.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июня 2016 г. № 17269-ХМ/09

Утверждены индексы изменения стоимости строительства, сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также прочих работ, затрат и оборудования. Они рекомендованы к применению во II квартале 2016 г. Индексы разработаны к сметно-нормативной базе 2001 г. с использованием данных ФАУ ФЦЦС, ОАО "ПНИИИС" и региональных органов по ценообразованию в строительстве, с учетом прогнозного уровня инфляции. Они предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капстроительства, финансируемых из федерального бюджета. Индексы не применяются при взаиморасчетах за выполненные работы.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

15. О применении дополнительных требований при закупках строительных работ

Минэконом 3.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2016 г. N Д28и-864 "О разъяснениях, связанных с применением постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99"

Правительством РФ были установлены дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в т. ч. в сфере строительства. Речь идет о тех, которые закупаются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Также определены перечни документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям. Минэкономразвития России и ФАС России подготовили разъяснения по данным вопросам (письмо от 28 августа 2015 г. N 23275-ЕЕ/Д28и, N АЦ/45739/15). Отмечено, что данное письмо не является нормативным правовым актом. Оно подготовлено в целях обучения и методического сопровождения деятельности сотрудников ФАС России и органов по регулированию контрактной системы регионов.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

16. В следующем полугодии норматив стоимости жилья может составить 37 220 руб. за 1 кв. м

Минстрой.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерациина второе полугодие 2016 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2016 года" (подготовлен Минстроем России 31.05.2016)

Планируется утвердить норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2016 г. Вероятно, он составит 37 220 руб. Также приводятся показатели средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по регионам на  III квартал 2016 г. Они применяются для расчета соцвыплат, предоставляемых гражданам за счет федерального бюджета на приобретение жилья.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

17. Об особенностях формирования начальной (максимальной) цены контракта с применением прогнозных индексов-дефляторов для объектов капстроительства

Минэконом 2.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 марта 2016 г. N Д28и-761 "По вопросу формирования начальной (максимальной) цены контракта с применением прогнозных индексов-дефляторов"

Даны разъяснения по вопросу формирования начальной (максимальной) цены контракта с применением прогнозных индексов-дефляторов для объектов капстроительства на 2011-2013 гг. В составе прогноза разрабатываются следующие ценовые показатели в среднем по России по строительной деятельности: индекс-дефлятор "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)" и индекс-дефлятор по виду экономической деятельности "Строительство". Первый индекс-дефлятор (средневзвешенный индекс строительно-монтажных работ, устанавливаемых машин и оборудования и прочих работ) рекомендуется использовать для определения прогнозной оценки стоимости объектов капстроительства, на которых размещается оборудование, в связи с более полным отражением изменения их стоимости; второй - для строящихся объектов, не связанных с установкой производственного оборудования (здания, сооружения, дорожные работы, жилищные объекты и др.). Приведены прогнозные индексы-дефляторы в строительной деятельности в 2011-2013 гг. (базовый вариант) в %, в среднем за год к предыдущему году.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

18. О возведении объектов капстроительства за счет бюджетных инвестиций, выделенных юрлицу при реализации инвестпроектов

Минэконом 2.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 марта 2016 г. N Д28и-766 "О рассмотрении обращения"

Разъяснено, что при заключении договоров на возведение (реконструкцию, в т. ч. с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капстроительства при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицу в случае реализации инвестпроектов необходимо руководствоваться Законом о контрактной системе.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

19. Строительство: решено не применять ряд информационных и разъяснительных документов

Минстрой 2.jpg
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 апреля 2016 г. № 262/пр “О признании не подлежащими применению информационных и разъяснительных документов, включенных в раздел «Информационные и разъяснительные документы» федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”

С 22 апреля 2016 г. не применяются некоторые информационные и разъяснительные документы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, используемых при расчете сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. Речь идет, в частности, о возможности применения индивидуальных норм и единичных расценок; об индексах пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам магистрального трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов для определения стоимости строительства объектов ОАО "АК "Транснефть"; об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ по объектам космодрома "Восточный".

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

20. Градостроительный план земельного участка: новая форма

Минстрой.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 июня 2016 г. № 400/пр “Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 Июля 2016 г. Регистрационный N 42935.

Утверждена новая форма градостроительного плана земельного участка. По-прежнему отражаются чертеж плана, информация о градостроительном регламенте либо требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капстроительства, информация о расположенных в границах участка объектах капстроительства и объектах культурного наследия, информация о разделении участка. Дополнительно отражается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Приказ об утверждении прежней формы признан не подлежащим применению.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

21. Госрегистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРП

Минстрой 3.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 июля 2016 г. N МЧ/04-01-1292 Об отмене выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение

Минстрой России напоминает о том, что с 15 июля 2016 г. госрегистрация прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРП. В этом случае при представлении в ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России сведений об оплате договоров купли-продажи жилых помещений, приобретенных за счет социальной выплаты вместо номера и даты выдачи свидетельства о госрегистрации следует указывать номер и дату госрегистрации права.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

22. Пересмотрены территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы в Приморском крае

Минстрой 2.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 440/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета, внесены новые территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы (ТЕРр 81-04-2001-И1(4)), используемые в Приморском крае. Прежние единичные расценки не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

23. При строительстве в Приморском крае объектов за счет средств федерального бюджета используются новые расценки на монтаж оборудования

Минстрой 3.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 441/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета, внесены новые территориальные единичные расценки на монтаж оборудования (ТЕРм 81-03-2001-И1(4)), используемые в Приморском крае. Прежние единичные расценки не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

24. В Приморском крае действуют новые территориальные единичные расценки на строительные работы

Минстрой.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 438/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета, внесены новые территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы (ТЕР 81-02-2001-И1(4)), используемые в Приморском крае. Прежние единичные расценки не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

25. Строительство за счет средств федерального бюджета в Приморском крае: новые расценки на пусконаладочные работы

Минстрой 2.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 439/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета, внесены новые территориальные единичные расценки на пусконаладочные работы (ТЕРп 81-05-2001-И1(4)), используемые в Приморском крае. Прежние единичные расценки не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

26. Строительство объектов с привлечением средств федерального бюджета в Приморском крае: уточнены сметные расценки на эксплуатацию строительных машин

Минстрой 3.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 437/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

Внесены изменения в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капстроительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Уточнения касаются территориальных сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств в Приморском крае (ТСЭМ 81-01-2001-И1(4)). Прежние сметные расценки не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

27. Актуализированы сметные цены на материалы, изделия и конструкции, используемые при строительстве в Приморском крае

Минстрой.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 435/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета, внесены новые территориальные сметные цены на материалы, изделия и конструкции (ТССЦ 81-01-2001-И1(4)), используемые при строительстве в Приморском крае. Прежние сметные цены не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

28. Обновлены территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования в Приморском крае

Минстрой 2.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 442/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

В федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при строительстве объектов с привлечением средств федерального бюджета, внесены новые территориальные единичные расценки на капитальный ремонт оборудования (ТЕРмр 81-06-2001-И1(4)), используемые в Приморском крае. Прежние единичные расценки не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

29. Обновлены территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства в Приморском крае

Минстрой 3.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 21 июня 2016 г. N 436/пр "О внесении изменений в сметные нормативы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

Внесены изменения в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капстроительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Уточнения касаются территориальных сметных цен на перевозки грузов для строительства в Приморском крае (ТССЦпг 81-01-2001-И1(4)). Прежние сметные цены не применяются. Приказ вступает в силу с 27 июня 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

30. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на июнь 2016 г.

нормарование.jpg

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 июня 2016 г. № КЦ/2016-06ти “Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на ИЮНЬ 2016 года”

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на июнь 2016 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

 

1. Разработана форма классификатора строительных ресурсов

Минстрой.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении формы классификатора строительных ресурсов" (подготовлен Минстроем России 19.05.2016)

Классификатор подготовлен в целях унификации и автоматизации расчетов стоимости возведения, реконструкции и капремонта объектов капстроительства с применением прикладных программных продуктов. Он служит основой для формирования ресурсной части сметных нормативов, создания ресурсно-технологических моделей для расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, а также для проведения мониторинга стоимости строительных ресурсов. Подготовлен алгоритм кодификации строительных ресурсов. Структура и принципы построения классификатора соответствуют общим методологическим принципам построения ОКПД2. Классификатор по разработанной форме планируется первично разместить не позднее 1 ноября 2016 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Требования к заключаемым госконтрактам на строительство объектов гражданского назначения будут унифицированы

Минстрой 2.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении типового контракта на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства гражданского назначения на условиях генерального подряда" (подготовлен Минстроем России 26.05.2016)

Разработан типовой государственный (муниципальный) контракт на строительство (реконструкцию) на условиях генерального подряда в отношении объекта капстроительства гражданского назначения. В нем определяются предмет контракта, объем, содержание и сроки выполнения работ, права, обязанности и ответственность сторон, цена контракта и порядок расчетов. Также в контракте регулируются вопросы банковского сопровождения, обеспечения исполнения контракта, привлечения субподрядчиков, обеспечения строительства материалами и оборудованием, приемки работ и устранения недостатков и др.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Планируется унифицировать требования к госконтрактам на осуществление строительного контроля в отношении объектов гражданского назначения

Минстрой 3.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на осуществление строительного контроля в отношении объекта гражданского назначения" (подготовлен Минстроем России 26.05.2016)

Разработан типовой государственный (муниципальный) контракт на осуществление строительного контроля в отношении объекта гражданского назначения. В нем определяются предмет контракта, права, обязанности и ответственность сторон, цена контракта и порядок расчетов, сроки оказания услуг. Также в контракте регулируются вопросы приемки услуг и устранения недостатков, обеспечения исполнения контракта и др.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Поставка оборудования для целей капитального строительства объектов гражданского назначения: проект типового государственного (муниципального) контракта

Минстрой.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении типового контракта на поставку оборудования для целей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства гражданского назначения" (подготовлен Минстроем России 26.05.2016)

Разработан проект типового государственного (муниципального) контракта на поставку оборудования для целей строительства (реконструкции, реконструкции с элементами технического перевооружения) объектов капстроительства гражданского назначения. Он содержит термины и определения. Также в нем определяются предмет контракта, объем работ, права и обязанности сторон, цена контракта и порядок расчетов, сроки выполнения работ. Урегулированы вопросы банковского сопровождения, консервации объекта, привлечения субподрядчиков, обеспечения строительства материалами и оборудованием и т.д.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Какие требования энергоэффективности будут установлены для зданий, строений и сооружений?

Правительство 1.jpg

Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18" (подготовлен Минэнерго России 15.03.2016)

Предложено установить первоочередные требования энергоэффективности для зданий, строений, сооружений. Предполагается, что они применяются в отношении вновь вводимых объектов капстроительства, а также в случае проведения капремонта внутренних инженерных систем теплоснабжения и освещения. Требования вводятся для общественно-деловых зданий общей площадью более 1 000 кв. м., а также для многоквартирных домов, подключенных к централизованному теплоснабжению. Они также будут распространяться для помещений общественно-деловых зданий с проектным числом горения свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме. Региональной программой капремонта может быть предусмотрено, что для отдельных многоквартирных домов, подключенных к закрытой системе централизованного теплоснабжения, в 2017-2020 г. требование об установке индивидуального теплового пункта не является обязательным. Доля таких домов не может превышать в 2017 г. - 90%, в 2018 - 75%, в 2019 г. - 50%, в 2020 г. - 25% от общего числа присоединенных к закрытой системе централизованного теплоснабжения многоквартирных домов, в которых в соответствующем году запланировано проведение капремонта. Вводятся дополнения в правила подключения к системам теплоснабжения. Мероприятия, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома - в пределах инженерно-технических сетей объекта, должны обеспечивать выполнение требований энергоэффективности для зданий, строений, сооружений.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Как планируется рассчитывать совокупное выделение в воздух внутренней среды летучих веществ из полимерсодержащих материалов для жилых и общественных зданий?

Минстрой 2.jpg
Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении методики расчета среды совокупного выделения в воздух внутренней среды вредных летучих веществ из полимер содержащих материалов для жилых и общественных зданий" (подготовлен Минстроем России 18.05.2016)

Подготовлен проект методики расчета совокупного выделения в воздух внутренней среды летучих веществ из полимерсодержащих материалов для жилых и общественных зданий. Ее планируется применять при проектировании зданий с учетом экологических требований для создания устойчивой внутренней среды вновь строящихся и реконструируемых существующих помещений. Закрепляется, что по требованию заказчика-застройщика в состав проектной документации на объект капстроительства должна дополнительно включаться инструкция по эксплуатации. Она должна содержать требования и положения, необходимые для обеспечения безвредности эмиссии летучих веществ из полимерсодержащих материалов в процессе эксплуатации для организма человека, в том числе сведения об безопасных диапазонах температурно-влажностного режима.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Планируется оптимизировать и систематизировать деятельность единого института развития в жилищной сфере

Госдума 2.jpg

Досье на проект федерального закона № 1056917-6 “О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (в части передачи полномочий Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства единому институту развития в жилищной сфере и оптимизации деятельности единого института развития в жилищной сфере) (внесен 27.04.2016 депутатами ГД М.Л. Шаккумом, А.Ю. Русских)

7 июня 2016 г. Госдумой во втором чтении был принят законопроект о внесении изменений в Закон о содействии развитию жилищного строительства и отдельные законодательные акты России. В частности, законопроектом устанавливается, что к единому институту развития в жилищной сфере переходят права и обязанности по исполнению функций Федерального фонда содействия развития жилищного строительства (далее - Фонд) с последующей его ликвидацией. Устанавливается порядок ликвидации Фонда, а также определяется судьба имущества, находящегося в его собственности. Поправки, помимо изменений, связанных с ликвидацией Фонда, направлены на уточнение порядка выкупа земельных участков единого института развития, переданных в аренду, а также регулирование деятельности ЖСК. В частности, законопроектом исключаются требования о предельной стоимости строительства за один квадратный метр и о площади жилья эконом-класса. В целях содействия развитию жилищного строительства законопроектом расширяется круг граждан, которые могут быть приняты в члены кооперативов - это сотрудники предприятий и организаций с госучастием. Предусматривается право на приобретение жилого помещения или земельного участка граждан, вступивших в кооператив и впоследствии переставших относиться к соответствующим категориям. Значительно упрощается процедура передачи земельного участка кооперативу. Так, отменяется условие о передаче земельного участка после уплаты 20% паевых взносов, при этом основанием для передачи земельного участка кооперативу будет являться решение единого института развития. Законопроектом предусматривается предоставление сведений единому институту развития органами госвласти, в т. ч. в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия без взимания платы. Также предлагается установить, что все акции единого института развития находятся в собственности Российской Федерации. При этом продажа и иные способы отчуждения указанных акций, передача их в залог, а также иное распоряжение ими осуществляется на основании федерального закона. Кроме того, законопроектом предусматривается, что реорганизация и ликвидация единого института развития допускаются только на основании федерального закона о таких реорганизации или ликвидации, и на единый институт развития не распространяется действие Закона о несостоятельности (банкротстве).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Инвалидам обеспечат условия для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах

Госдума 3.jpg
Досье на проект федерального закона N 943020-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах" (внесен 01.12.2015 депутатами ГД А.В. Ломакиным-Румянцевым и М.Б. Терентьевым)

15 июня 2016 г. Государственной Думой приняты в первом чтении поправки в некоторые законодательные акты. Они касаются обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах. Предложено наделить региональные органы госвласти и органы местного самоуправления новым полномочием по обеспечению инвалидам таких условий. Указанные полномочия предлагается закрепить в федеральных законах о соцзащите инвалидов, об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации, об общих принципах организации местного самоуправления. Кроме того, предложены изменения в ЖК РФ, направленные на приспособление общего имущества многоквартирного дома для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению. Если такое приспособление производится за счет бюджетных средств или других незапрещенных источников, общее собрание собственников помещений по данному вопросу не проводится.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Принят закон о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости

Госдума.jpg

Досье на проект федерального закона № 1060652-6 “О государственной кадастровой оценке” (внесен 04.05.2016 Правительством РФ)

22 июня 2016 г. Государственной Думой рассмотрен во втором чтении и принят в целом федеральный закон "О государственной кадастровой оценке". Введен институт государственных кадастровых оценщиков, которые на постоянной основе определяют кадастровую стоимость объектов недвижимости. Ими являются вновь созданные или уже существующие государственные бюджетные учреждения (ГБУ), наделенные регионами соответствующими полномочиями. При этом субъект Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ГБУ. ГБУ определяют кадастровую стоимость вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик. На ГБУ также возложены функции по предоставлению разъяснений по определенной кадастровой стоимости, по сбору, обработке, систематизации и накоплению сведений об объектах недвижимости. Государственная кадастровая оценка включает процедуры по принятию решения о ее проведении, определению кадастровой стоимости и составлению отчета, а также по утверждению результатов. Она проводится не чаще 1 раза в 3 года (в городах федерального значения  -  не чаще 1 раза в 2 года) и не реже 1 раза в 5 лет. Предусмотрена и внеочередная оценка. Надзор за проведением оценки осуществляет орган регистрации прав. Он же ведет фонд данных государственной кадастровой оценки. Предусмотрены процедуры рассмотрения обращений об исправлении ошибок в определении кадастровой стоимости. Вводится альтернативная процедура рассмотрения споров по определению кадастровой стоимости. Для этого в субъекте Федерации могут быть созданы специальные комиссии. Обращение в комиссию не будет являться необходимым условием для последующего обращения в суд.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкция, создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства: планируемые особенности заключения госконтрактов

Госдума 2.jpg

Досье на проект федерального закона № 1010878-6 “О внесении изменений в статью 1294 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части особенностей заключения контрактов, предметом которых является выполнение проектных, изыскательных работ, а также выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства) (внесен 04.03.2016 Правительством РФ)

22.06.2016 Госдума рассмотрела во втором чтении проект поправок к Закону о контрактной системе в сфере закупок. Предлагается прописать особенности заключения и исполнения 3 видов контрактов. Первый предусматривает создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработку на его основе проектной документации объектов капстроительства. Второй - выполнение проектных и (или) изыскательских работ. Предметом третьего является строительство, реконструкция объектов капстроительства. Так, в первом случае закрепляется право заказчика на многократное использование проектной документации объекта капстроительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора данного произведения. Последний не может требовать от заказчика проектной документации предоставления ему права заключать контракт на ее разработку без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Согласно законопроекту контракт, предметом которого является строительство и (или) реконструкция, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных работ исходя из их объема и цены контракта. Устанавливаются сроки направления заказчиком необходимых документов в органы, уполномоченные выдавать заключения на объект и разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности: вероятные поправки

Госдума 3.jpg

Досье на проект федерального закона № 1055373-6 “О О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (внесен 26.04.2016 Правительством РФ)

22.06.2016 Госдума рассмотрела в третьем чтении и приняла поправки в Градостроительный кодекс РФ и Закон об инвестиционной деятельности в форме капвложений. В частности, прописываются новые полномочия федеральных органов госвласти. Возможно, к их компетенции отнесут ведение федерального реестра сметных нормативов и федеральной госинформсистемы ценообразования в строительстве, установление порядка мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды и правила предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, утверждение методик расчета последних, принятие сметных норм. Предусматривается, что сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, и сметные цены строительных ресурсов должны применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов и юрлиц, созданных публичными образованиями, организаций, в которых доля участия таких образований составляет более 50%. Также их необходимо учитывать при расчете сметной стоимости капремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, ТСЖ, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребкооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Чтобы обязательства несостоятельного застройщика были исполнены...

Правительство 1.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и оснований принятия заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем" (подготовлен Минстроем России 26.05.2016)

Чтобы обязательства застройщика, находящегося в процедуре банкротства, были исполнены перед участниками долевого строительства, планируется разработать механизм передачи объектов (земельных участков) лицу, имеющему намерение стать их приобретателем в целях исполнения обязательств. Потребуется заключение уполномоченного органа о возможности или невозможности такой передачи. Для его получения приобретатель должен будет подать заявление с приложением ряда документов (перечень приводится). В принятии заключения участвует специальная комиссия.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. Новые меры защиты прав дольщиков

Госдума.jpg

Досье на проект федерального закона N 954041-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения новых требований к застройщикам, направленных на повышение защиты прав граждан - участников долевого строительства) (внесен 15.12.2015 Правительством РФ)

Государственной Думой РФ 24 июня 2016 г. в третьем чтении приняты поправки, нацеленные на усиление защиты прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Так, планируется ввести требования к минимальному размеру собственного капитала застройщиков, имеющих право привлекать средства граждан. Они будут дифференцированы в зависимости от максимальной площади всех объектов долевого строительства застройщика. При несоответствии размера уставного капитала установленным требованиям застройщик сможет заключить с одним или несколькими юрлицами нотариально удостоверенный договор поручительства, предусматривающий солидарную либо субсидиарную ответственность поручителя по обязательствам застройщика по договорам участия в долевом строительстве. Поправки предусматривают меры по повышению информационной открытости застройщиков. Прописываются требования к раскрытию информации застройщиком на своем сайте. Также планируется расширить перечень сведений о возводимом жилом помещении, включаемых в договор участия в долевом строительстве, и состав данных о застройщике и проекте строительства, раскрываемых в проектной декларации. Уточняется порядок определения цены договора. Предусматривается обязанность застройщика при передаче объекта долевого строительства передать дольщику инструкцию по эксплуатации этого объекта. Вводится пеня за нарушение застройщиком срока устранения недостатков (дефектов) объекта долевого строительства. Предполагается расширить цели использования денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства (в том числе за счет включения в них финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры). В качестве одного из возможных способов обеспечения прав участников долевого строительства планируется использовать механизм банковского проектного финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства. Расширяются полномочия контролирующих органов (в том числе в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, соблюдением графика строительства). Вводится обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика. Планируется создать единый реестр застройщиков. Сведения такого реестра будут общедоступны. В качестве дополнительной меры защиты интересов дольщиков предусматривается возможность создания фонда за счет обязательных отчислений застройщиков. Уточняется порядок банкротства застройщиков.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

14. Создается федеральная госинформсистема ценообразования в строительстве

Правительство.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве" (подготовлен Минстроем России 06.06.2016)

Планируется создать федеральную государственную информационную систему (ФГИС) ценообразования в строительстве. Соответствующий проект Постановления Правительства РФ подготовлен Минстроем России. Согласно проекту до 1 июля 2016 г. должно быть определено подведомственное учреждение - оператор системы. Система создается для информподдержки процесса и порядка определения сметной стоимости объектов капстроительства. Закрепляется порядок создания и эксплуатации ФГИС. Прописывается процедура информвзаимодействия оператора системы с обладателями информации и ее пользователями. Определяется порядок обеспечения доступа к информации, порядок взаимодействия системы с иными госинформсистемами. Система включает в себя, в частности, реестр сметных нормативов. Согласно проекту информация в системе является открытой и общедоступной на официальном сайте оператора за исключением информации ограниченного доступа.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

15. Экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства в ряде случаев проводить не будут

Госдума 3.jpg

Досье на проект федерального закона № 732450-6 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации” (в части устранения излишних административных процедур при проведении экспертизы проектной документации) (внесен 27.02.2015 депутатами ГД М.Л. Шаккумом, А.И. Фокиным, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком, В.А. Малашенко)

Государственной Думой РФ 24 июня 2016 г. во втором и третьем чтениях приняты поправки, нацеленные на совершенствование порядка проектирования объектов капстроительства. Во-первых, при подготовке проектной документации по объектам, строительство которых обеспечивается органами власти или компаниями с долей участия государства (муниципалитета) более 50%, планируется в обязательном порядке применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования (кроме строительства особо опасных, технически сложных объектов, реконструкции объектов культурного наследия). Критерии экономической эффективности такой документации определит Правительство РФ. Эта документация должна иметь положительное заключение госэкспертизы. При отсутствии экономически эффективной проектной документации повторного использования аналогичного объекта подготовка проектной документации будет осуществляться с соблюдением установленных критериев экономической эффективности. При проведении экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, будут оцениваться лишь те разделы проектной документации, в которые вносились изменения. Во-вторых, предлагается не проводить экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства при следующих условиях. До модификации документация получила положительное заключение экспертизы. Модификация не затрагивает конструктивные и другие характеристики безопасности объекта. Если строительство (реконструкция) объекта финансируется из бюджета или обеспечивается компаниями с долей участия государства (муниципалитета) более 50%, модификация не должна приводить к увеличению сметы. В настоящее время подобный подход применяется в отношении линейных объектов. Выполнение вышеуказанных условий должно быть подтверждено заключением органа или организации, проводивших экспертизу проектной документации объекта капстроительства. Названная организация, выдав такое заключение, будет нести ответственность за вред, причиненный в результате применения модифицированной проектной документации. В-третьих, предусматривается возможность продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации по заявлению застройщика или технического заказчика. Кроме того, планируется вести единый госреестр заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства. Заключение экспертизы будут выдавать только после включения сведений о нем в реестр.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

16. Инструкция Минприроды России о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений станет неактуальной

Минприроды.jpg

Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О признании утратившим силу приказа Минприроды России от 29 января 2013 г. № 34" (подготовлен Минприроды России 15.06.2016)

Планируется признать утратившей силу инструкцию Минприроды России о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений. Дело в том, что состав и форма представления сведений о гидротехническом сооружении, необходимых для формирования и ведения Регистра, а также правила ее заполнения утверждаются Ростехнадзором (см. приказ от 25 апреля 2016 г. N 159).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

17. Состав и объем инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры: проект положения

Правительство 2.jpg

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О составе и объеме инженерных изысканий, необходимых в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения" (подготовлен Минтрансом России 19.06.2016)

Разработан проект положения о составе и объеме инженерных изысканий, необходимых в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения. Под линейными объектами транспортной инфраструктуры понимаются автомобильные и железные дороги, а также искусственные водные пути (судоходные каналы). Проектом устанавливается, что инженерные изыскания должны выполняться в объеме, обеспечивающем получение необходимых материалов для определения границ планируемого размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры с учетом геологических, экологических, экономических и технических факторов. Согласно проекту при подготовке документации по планировке территории могут выполняться инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-геотехнические и инженерно-гидрометеорологические изыскания. Их состав будет устанавливаться заказчиком. Объем работ и исследований при выполнении инженерных изысканий будет определяться заказчиком по результатам обработки и анализа топографо-геодезических, аэрокосмических и других материалов ранее выполненных инженерных изысканий, содержащихся в соответствующих фондах, информационных системах. Он будет отражаться в техническом задании и программе выполнения инженерных изысканий.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

18. Заявления об обжаловании экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий нужно будет подавать в Минстрой России

Минстрой 2.jpg

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ "Об утверждении порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (подготовлен Минстроем России 06.07.2016)

Представлен проект новых правил обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы инженерных изысканий. Соответствующие заявления необходимо будет подавать в Минстрой России. Приводится перечень прилагаемых документов. Срок проверки материалов - 10 рабочих дней. Для рассмотрения споров предложено создавать экспертную комиссию. Правила, утвержденные Минрегионом России, планируется признать утратившими силу.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

19. Как планируется вести реестр СРО в области инженерных изысканий, проектирования и строительства?

 

Судебная практика

 

1. Односторонний отказ застройщика от договора участия в долевом строительстве следует оценивать на предмет добросовестности

герб.gif

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. N 5-КГ16-51 При новом рассмотрении дела о признании незаконным одностороннего расторжения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома, об исполнении обязательств по договору, о взыскании неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами суду необходимо дать оценку доводам истца о том, что просрочка в оплате спорного договора была обусловлена задержкой выдачи договора после его государственной регистрации, а также выяснить, обоснован ли односторонний отказ застройщика от исполнения договора

Суды посчитали, что застройщик правомерно расторг договор участия в долевом строительстве. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующее. Согласно Закону об участии в долевом строительстве в случае, если в соответствии с договором его оплата должна производиться единовременно, просрочка более чем на два месяца является основанием для одностороннего отказа застройщика от исполнения договора. В данном случае просрочка составила четыре дня. До окончания строительства застройщик использовал средства, внесенные участником строительства, не заявляя о каких-либо претензиях по поводу просрочки и внесения дополнительных сумм. Спор возник по истечении года с момента оплаты, когда строительство завершилось и объект был готов к передаче. Принцип добросовестности и разумности участников гражданского оборота применим и к расторжению договора. Суды не оценили указанные обстоятельства и доводы о недобросовестности застройщика.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Исключение из членов СРО: как рассчитывается долг по членским взносам?

суд.jpg

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 февраля 2016 г. N Ф03-5808/15 по делу N А51-13374/2015 (ключевые темы: членские взносы - саморегулируемые организации - некоммерческое партнерство - взнос в компенсационный фонд - финансовый год)

СРО потребовала взыскать с общества, исключенного из ее состава, долг по членским взносам. Суды двух инстанций сочли требование обоснованным лишь в части заявленной суммы. Так, взысканию подлежит долг не за весь год, до истечения которого общество прекратило членство в СРО, а лишь за период пребывания в этой организации. При этом суды опирались на позицию Президиума ВАС РФ. Последний ранее пояснил, что в случае, когда в уставе нет конкретных положений, прямо регулирующих подобный вопрос, обязанность по уплате членского взноса должна ставиться в зависимость от периода нахождения участника в партнерстве. Суд округа указал, что такая позиция неприменима в данном деле, поскольку в нем установлены иные обстоятельства. Положение о членстве в данной СРО предусматривало, что размер членского взноса устанавливается в зависимости от оборота юрлица и (или) ИП - члена данной организации за предыдущий год. Членские взносы за текущий год уплачиваются ежегодно, не позднее определенного дня такого периода. Членство в СРО прекращается в случаях: добровольный выход; исключение из членов; смерть ИП или ликвидация юрлица. Все члены СРО имеют равные права независимо от времени вступления в нее, срока пребывания в числе ее членов. В случае выхода члена из СРО уплаченный им ежегодный взнос не возвращается независимо от даты выхода. Таким образом, исходя из приведенных положений, на лице, прекратившем членство в СРО, но не уплатившем ежегодный членский взнос в срок, лежит обязанность внести эту сумму в размере, рассчитанном в зависимости от оборота за предыдущий год (т. е. в полном объеме, а не пропорционально периоду членства). В противном случае освобождение такого лица от уплаты ежегодного взноса нарушает права добросовестных членов СРО, уплативших взнос в установленный срок, однако также прекративших свое членство в течение финансового года. Также это нарушало бы и правила, установленные положением о членстве в СРО, предусматривающие отказ в возврате уплаченного членского взноса лицу, прекратившему членство независимо от периода нахождения в данной организации.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Снести самострой обяжут и того, кто купил его как объект капстроительства?

суд4.jpg

Определение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. № 910-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Деменко Марины Владимировны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации”

Оспаривались нормы о самовольной постройке. По мнению заявителя, положения неконституционны в той мере, в какой они позволяют на практике возлагать обязанность по сносу самовольной постройки на лицо, которое приобрело ее (как объект капстроительства) у того, кто ее возвел, т. е. при отсутствии вины данного лица. Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее. Гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях. Самовольное же строительство представляет собой правонарушение, а обязанность по сносу постройки - санкцию за него. ГК РФ обязывает снести самовольную постройку осуществившим ее лицом либо за его счет. При этом нормы не исключают необходимость установить вину лица, осуществившего самовольную постройку, и позволяют возлагать на него бремя снести ее при наличии такой вины. Таким образом, положения не предполагают, что на невиновное лицо возлагается обязанность по сносу за свой счет самовольной, не им созданной постройки.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Расторжение через суд госконтракта из-за нарушения сроков выполнения подрядных работ: нужна ли экспертиза?

герб.gif

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 23 июня 2016 г. N 305-ЭС16-4366 Оставив в силе определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции о приостановлении производства по делу и назначении строительно-технической экспертизы, суд исходил из обоснованности назначения нижестоящими судами строительно-технической экспертизы, необходимой для определения объема, стоимости и качества фактически выполненных ответчиком работ по государственному контракту

Из-за нарушения сроков выполнения подрядных работ заказчик потребовал расторгнуть госконтракт и взыскать с подрядчика неотработанный аванс. При этом заказчик заявил ходатайство о проведении строительно-технической экспертизы. СК по экономическим спорам ВС РФ сочла обоснованным назначение экспертизы в такой ситуации и приостановление из-за этого производства по делу. Как пояснила Коллегия, для правильного разрешения подобного спора, в частности, для установления объема и стоимости выполненных работ, требуются спецпознания. Относительно обжалования определения такой экспертизы и приостановления из-за этого производства по делу. АПК РФ не относит определение о назначении экспертизы к судебным актам, которые могут быть обжалованы самостоятельно. Поэтому, по общему правилу, возражения по поводу ее назначения можно заявить при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. В таком случае апелляционная, кассационная инстанции оценивают законность приостановления производства по делу из-за назначения экспертизы. При этом суд вправе рассмотреть вопросы о том, имелась ли необходимость в экспертизе, соблюден ли порядок ее назначения, требовалось ли приостанавливать производство по делу исходя из сложности экспертного заключения, сроков ее проведения.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Гражданин может признаваться пострадавшим и в случае, когда договор долевого участия не был зарегистрирован

суд.jpg

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2016 г. N 46-КГ16-4 Об оспаривании решений Министерства строительства Самарской области об отказе во включении истца в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, а также чьи права нарушены

Заявительнице отказали во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Апелляционная инстанция признала отказ правомерным. Она исходила из того, что договор участия в долевом строительстве не был зарегистрирован в установленном порядке. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ с этим выводом не согласилась. Постановлением следователя заявительница была наделена статусом потерпевшей по уголовному делу, по которому гендиректор застройщика признан виновным в мошенничестве. Это один из критериев, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших. Договор участия в долевом строительстве не был зарегистрирован по независящим от гражданки причинам. Она обращалась с заявлением о его регистрации, однако ей было отказано в связи с отсутствием такого же заявления застройщика.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору
  • Планы проверок членов АСРО "РОС ПК" на 2019 год