РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
177  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за апрель 2016 года

11.05.2016

 Оглавление


Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. О строительном контроле в рамках контрактной системы
  2. Если объектом закупки являются работы, влияющие на безопасность объектов капстроительства, участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к ним
  3. Определение координат характерных точек границ земельного участка, контура здания: требования к точности и методам
  4. Индексы изменения сметной стоимости строительства можно найти на сайте Минстроя России
  5. Заполняем регистрационный номер отрицательного заключения госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий
  6. Как аффилированные лица должны уплачивать взнос в компенсационный фонд СРО, если они считаются в ней за одного члена?
  7. Контрактная система: о банковской гарантии и о заключении договоров долевого участия в строительстве
  8. Закупка строительных работ: подтверждаем наличие опыта
  9. Когда участник госзакупки на выполнение строительных работ соответствует дополнительным требованиям?
  10. Если невозможно рассчитать цену контракта установленными методами...
  11. В документации о закупке заказчик может установить требование о наличии свидетельства о допуске к работам
  12. Как учитываются и регистрируются объекты недвижимости, для строительства которых не требуется разрешение на строительство?
  13. Разработка и актуализация сводов правил в сфере строительства: план на 2016-2017 гг.
  14. Определять обязательный минимальный объем строительных работ, выполняемых собственными силами подрядчика, нецелесообразно
  15. При повторном вступлении в СРО юрлицо (ИП) не освобождается от уплаты взноса в компфонд организации

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Принятие заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем: проект порядка
  2. Эксплуатация опасных производственных объектов: возможное изменение правил надзора
  3. Предложено уточнить порядок возмещения вреда, причиненного вследствие нарушений при возведении, эксплуатации объекта капстроительства
  4. Планируется расширить перечень документов, отсутствие которых является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  5. Определить достоверную стоимость строительства поможет мониторинг стоимости строительных ресурсов
  6. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности: проект поправок

Судебная практика:

  1. Если застройщик после уплаты ему средств инвестором обанкротился, так и не передав обещанную недвижимость...
  2. Допработы, не предусмотренные госконтрактом, выполнены и используются. Можно ли взыскать оплату за них?
  3. Передача заказчику в собственность материального носителя, содержащего созданный подрядчиком эскизный проект, не влечет перехода исключительных прав

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. О строительном контроле в рамках контрактной системы

Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 января 2016 г. №  Д28и-242 “О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №  44-ФЗ”

Лицо, занимающееся строительством, обязано осуществлять строительный контроль при выполнении соответствующих работ. Если строительство осуществляется на основании договора, то контроль проводится застройщиком или техническим заказчиком. Также возможна передача функций третьему лицу. Законодательство о контрактной системе не содержит правила или рекомендации по установлению порядка применения общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). Код определяет заказчик. Прямого требования об обязательном указании кода в документации о закупке при описании объекта не установлено. Отмечено, что группировка кода по ОКПД 74.20.60.000 "Услуги по управлению проектами, связанными со строительством зданий и сооружений" включает в т. ч. надзор за ходом работ в процессе строительства; подготовку отчетов о ходе строительства; планирование и составление графиков работ; контроль за документопотоками; контроль уровня затрат; приобретение материалов и оборудования по поручению заказчика или владельца.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Если объектом закупки являются работы, влияющие на безопасность объектов капстроительства, участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к ним

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 ноября 2015 г. N  Д28и-3330 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N  44-ФЗ"

Если предметом торгов являются работы, на которые в силу ГрК РФ требуется выданное СРО свидетельство о допуске, заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе заявки такого свидетельства. Речь идет о работах по строительству, реконструкции, капремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства. Перечень таких работ установлен Минрегионом России. Таким образом, если виды работ, являющиеся объектом закупки, прямо указаны в данном перечне, заказчик обязан включить в документацию о закупке требование о наличии у ее участника свидетельства о допуске к работам. На работы, не включенные в перечень, свидетельство не требуется.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Определение координат характерных точек границ земельного участка, контура здания: требования к точности и методам

Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. №  90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Апреля 2016 г. Регистрационный N 41712. Установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке. Определено, что характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы и деления ее на части. Положение на местности характерных точек описывается их плоскими прямоугольными координатами. Последние вычислены в системе координат, установленной для ведения госкадастра недвижимости. 
Они определяются геодезическим методом, методом спутниковых геодезических измерений, фотограмметрическим, картометрическим, аналитическим. Для оценки точности определения координат рассчитывается средняя квадратическая погрешность. Приведена ее формула. По геодезическому методу и методу спутниковых геодезических измерений такая погрешность вычисляется с использованием программного обеспечения, а также по указанной формуле. По фотограмметрическому методу величина погрешности принимается равной 0,0005 м в масштабе аэроснимка, а по картометрическому методу - равной 0,0005 м в масштабе карты (плана). Приведены значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков. Так, самая низкая погрешность определена для участков населенных пунктов (0,1 м), самая высокая - участков лесных фондов (5 м). Закреплены требования к определению площади здания, сооружения или помещения. Она определяется как площадь простейшей геометрической фигуры или путем разбивки объекта на простейшие фигуры и суммирования их площадей. Значение площади определяется в квадратных метрах с округлением до 0,1 кв. м. Приказ вступает с 1 января 2017 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Индексы изменения сметной стоимости строительства можно найти на сайте Минстроя России

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 марта 2016 г. N  7569-ХМ/05 Об опубликовании индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ и прочих работ и затрат, а также индексов изменения сметной стоимости оборудования

Минстрой России сообщает, что с I квартала 2016 г. письма с информацией о рекомендуемых к применению индексах изменения сметной стоимости строительства рассылаться не будут. Указанные индексы ежеквартально публикуются на официальном сайте Министерства. Ими и следует руководствоваться при формировании начальной (максимальной) цены госконтракта, общеэкономических расчетах в инвестиционной сфере для объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Заполняем регистрационный номер отрицательного заключения госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 января 2016 г. N  1986-РЛ/06 О заполнении формы заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в части нумерации отрицательных заключений

Разъяснены отдельные вопросы заполнения формы заключения госэкспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. В случае выдачи отрицательного заключения в связи с несоответствием результатов инженерных изысканий и проектной документации нормативным требованиям в 6-м квадрате регистрационного номера формы заключения необходимо указать цифры "2" и "3" вместе (например, "2/3").

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Как аффилированные лица должны уплачивать взнос в компенсационный фонд СРО, если они считаются в ней за одного члена?

Письмо Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству от 21 марта 2016 г. N  3.31-22/289 "О рассмотрении обращения"

Приведены разъяснения комитетом Госдумы по земельным отношениям и строительству по вопросу уплаты взносов в компенсационные фонды СРО в области строительства, реконструкции, капремонта. В соответствии с ГрК РФ в составе СРО аффилированные лица учитываются как одно лицо. Вместе с тем кодексом установлено императивное правило о праве лица, принятого в СРО, получить свидетельство о допуске только после уплаты взноса. В случае невнесения взноса его могут исключить из членов СРО. Таким образом, организация, находящаяся в отношении связанности (аффилированности) с другой организацией, являющейся членом одной СРО, обязана самостоятельно в полном объеме уплатить взнос в компфонд.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Контрактная система: о банковской гарантии и о заключении договоров долевого участия в строительстве

Письмо Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2016 г. N  Д28и-480 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N  44-ФЗ"

Минэкономразвития России пояснило, что банковская гарантия является разновидностью независимой гарантии, используемой для обеспечения договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. Правительством РФ установлены особые требования к такой банковской гарантии. При этом обеспечение исполнения обязательств посредством выдачи независимой банковской гарантии возможно только при отсутствии рисков невозврата гарантом заказчику средств в случае недобросовестного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Относительно заключения договоров долевого участия в строительстве указано следующее. Операции совершаются по правилам, закрепленным в законе, регулирующем данную сферу, в т. ч. путем предоставления инвестиций в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Внесение изменений в Закон о контрактной системе в части установления особенностей заключения контракта на приобретение в государственную (муниципальную) собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве нецелесообразно.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Закупка строительных работ: подтверждаем наличие опыта

Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2016 г. N  Д28и-374 "О разъяснениях, связанных с применением постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N  99"

Позиция Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении установленных Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. При осуществлении закупки на выполнение строительных работ (в том числе по текущему ремонту) участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий. Во-первых, участник закупки представил подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных строительных работ (например, по текущему ремонту) не допускается. Во-вторых, участником закупки подтвержден опыт выполнения строительных работ по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ по которому является объектом закупки.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Когда участник госзакупки на выполнение строительных работ соответствует дополнительным требованиям?

Письмо Министерства экономического развития РФ от 2 марта 2016 г. №  Д28и-533 “О разъяснениях, связанных с применением постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. №  99”

При госзакупке на выполнение специализированных строительных работ, работ по возведению зданий и строительных работ в области гражданского строительства при начальной (максимальной) цене контракта (цена лота) более 10 млн руб. участник закупки соответствует дополнительным требованиям при одновременном соблюдении следующих условий. Во-первых, участник представил подтверждение исполнения одного контракта за последние 3 года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом опыт исполнения контракта (договора) нельзя подтвердить выполнением иных строительных работ (например, по текущему ремонту). Во-вторых, участник подтвердил опыт выполнения строительных работ по одному аналогичному объекту строительства.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Если невозможно рассчитать цену контракта установленными методами...

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 г. N  Д28и-650 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N  44-ФЗ"

Законом о контрактной системе предусмотрено несколько способов расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Это метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный и затратный методы. Если невозможно использовать указанные методы, то заказчик вправе применить иные. Такое действие необходимо обосновать. Минэкономразвития России пояснило, что данные положения распространяются на случаи расчета стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд. Отмечено, что превышение предельной стоимости допускается по решению Правительства РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Минстроя России.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. В документации о закупке заказчик может установить требование о наличии свидетельства о допуске к работам

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 г. N  Д28и-643 "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N  44-ФЗ"

Минэкономразвития России сообщает, что в соответствии с Законом о контрактной системе (N 44-ФЗ) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки. Информация об этом указывается в извещении и документации о закупке. В соответствии ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капремонту, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, должны выполняться только юрлицами (ИП), имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким работам. Иные виды строительных работ могут выполняться любыми лицами. Если предметом торгов являются работы, на которые требуется свидетельство о допуске, то заказчику необходимо установить соответствующее требование. 
Приказом Минрегиона России (N 624) утвержден перечень таких работ. В нем указаны в т. ч. строительные работы по генподряду. Согласно ГК РФ генподрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства. Свидетельство не требуется на виды работ, которые не вошли в перечень.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Как учитываются и регистрируются объекты недвижимости, для строительства которых не требуется разрешение на строительство?

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. N  ОГ-Д23-3182 "О порядке строительства, государственного кадастрового учета и государственной регистрации объектов недвижимости"

Минэкономразвития России разъясняет отдельные вопросы порядка строительства, кадастрового учета и госрегистрации объектов недвижимости и объектов капстроительства. В отношении объектов недвижимости осуществляется государственный кадастровый учет, и права на них подлежат госрегистрации. 
Строительство таких объектов осуществляется на основании разрешения на строительство. При этом необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок. Завершение строительства подтверждается разрешением на его ввод в эксплуатацию. Если объект не учтен в госкадастре, его госрегистрация не допускается. По мнению Министерства, возможна госрегистрация объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство (напр. дачные и садовые дома). При этом необходимо подтверждать право на земельный участок, на котором расположен такой объект. Постановка последнего на кадастровый учет осуществляется на основании декларации о нем, представленной вместе с заявлением о госрегистрации права. При этом отмечено, что разрешение на использование земель или земельного участка не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку не устанавливает вид права на земельный участок и не подлежит госрегистрации. Поэтому регистрация права собственности на такие объекты в рамках реализации положений Земельного кодекса в настоящее время не представляется возможной. Указанный вопрос урегулирован в новых положениях Закона о госрегистрации недвижимости, вступающего в силу 1 января 2017 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. Разработка и актуализация сводов правил в сфере строительства: план на 2016-2017 гг.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 марта 2016 г. №  128/пр "Об утверждении Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2016 г. и плановый период до 2017 г.”

Представлен план разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, сводов правил на 2016-2017 гг. В частности, речь идет о следующих нормативных документах: организационно-методические (в части инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации строительных объектов), общие технические (пожарная безопасность, защита от опасных геофизических воздействий, внутренний климат и защита от вредных воздействий), на строительные конструкции и изделия, на инженерное оборудование зданий и сооружений и внешние сети (водо-, теплоснабжение, канализация, вентиляция, электрооборудование и пр.), по градостроительству. 
Определены сроки разработки документов, основные исполнители, источники финансирования.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

14. Определять обязательный минимальный объем строительных работ, выполняемых собственными силами подрядчика, нецелесообразно

Письмо Министерства экономического развития РФ от 12 февраля 2016 г. N  3509-АУ/Д28и "О предложениях по определению обязательного минимального объема строительных работ, выполняемых собственными силами подрядчика"

Рассмотрен вопрос об определении обязательного минимального объема строительных работ, выполняемых собственными силами подрядчика, заключившего государственный или муниципальный контракт на строительство, ремонт или реконструкцию соответствующего объекта. Минстрой России считает, что принятие соответствующего решения преждевременно, поскольку оно приведет к созданию дополнительных административных барьеров и будет являться прямым ограничением деятельности и обременением в развитии инжиниринговых компаний, занимающихся строительством. По мнению Минпромторга России, в случае принятия решения об установлении минимальных объемов строительных работ, выполняемых силами генерального подрядчика, необходимо будет сформировать регламент, определяющий необходимые объемы общестроительных работ. Однако мониторинг контрактной системы показывает, что в настоящее время посредством заключения субподрядных договоров может реализовываться ряд коррупционных схем. Речь идет, в частности, о заключении контрактов с организациями, фактически не способными исполнить обязательства. В итоге договор передается на субподряд на неконкурентной основе. Для снижения рисков злоупотреблений Минэкономразвития России предлагает реализовать следующие меры: обеспечить раскрытие информации о привлечении субподрядчиков для исполнения контрактов на всех уровнях кооперации с ценой договора более 5% от цены контракта; принятие типового условия, которое должно включаться в обязательном порядке в контракты, заключаемые заказчиком с генеральным подрядчиком.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

15. При повторном вступлении в СРО юрлицо (ИП) не освобождается от уплаты взноса в компфонд организации

Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2016 г. N  09-01-04/2089 "О повторном вступлении в саморегулируемую организацию"

Приведены разъяснения Ростехнадзора о повторном вступлении юрлица (ИП) в члены саморегулируемой организации (СРО). В соответствии с ГрК РФ лицу, прекратившему членство в СРО, ранее уплаченный взнос в компенсационный фонд организации не возвращается. Это связано с тем, что согласно ГК РФ предельный срок обнаружения недостатков строительных работ составляет 5 лет. Законодательством о СРО не предусмотрено освобождение юрлиц (ИП) от уплаты взноса в компфонд при повторном вступлении в СРО, членом которой они являлись ранее. Они также заново представляют необходимые документы для приема в организацию и получают допуск к работам.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

 

1. Принятие заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем: проект порядка

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и оснований принятия заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем" (подготовлен Минстроем России 21.03.2016)

Разработан проект порядка и оснований принятия заключения о возможности или невозможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на них), предназначенных для размещения таких объектов, и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства. Речь идет о застройщике, в отношении которого применяется одна из процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве. 
Согласно проекту заключение будет принимать уполномоченный орган исполнительной власти на основании заявления о намерении. Проектом определен перечень документов, прилагаемых приобретателем к заявлению о намерении. В их числе - справка об остатках денежных средств на расчетных счетах приобретателя в кредитных организациях; выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о приобретателе; декларации по налогу на прибыль организации за последние налоговый и отчетный периоды, предшествующие моменту подачи заявления о намерении. Решение о принятии уполномоченным органом заключения будет приниматься комиссией по рассмотрению заявления о намерении с учетом поступивших позиций контролирующих органов, на территории которых расположены объекты незавершенного строительства застройщика. Состав и положение о комиссии будут устанавливаться правовым актом уполномоченного органа. Также проектом установлены основания для принятия заключения о возможности (о невозможности) передачи имущества и обязательств застройщика приобретателю. Установление факта предоставления приобретателем недостоверных сведений и (или) документов будет являться основанием для подачи уполномоченным органом в арбитражный суд заявления об отмене ранее направленного заключения о возможности передачи имущества и обязательств застройщика приобретателю.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Эксплуатация опасных производственных объектов: возможное изменение правил надзора

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации по вопросам исполнения государственных функций Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (подготовлен Ростехнадзором 28.03.2016)

Планируется скорректировать некоторые акты Правительства РФ по вопросам надзорной деятельности в т. ч. в сфере строительства, газоснабжения, электроэнергетики, Так, на ИП, эксплуатирующих опасные производственные объекты, распространяется положение, установленное только для юрлиц, о передаче в уполномоченные органы сведений, необходимых для формирования и ведения госреестра таких объектов. Уточняется порядок декларирования безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море России. Устанавливается, что декларация подается в МЧС России, Минприроды России, в органы исполнительной власти региона, местного самоуправления, на территории которых расположен подводный объект. Детализируются полномочия Ростехнадзора. Он в т. ч. должен будет координировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченных на региональный государственный строительный надзор. Корректируются правила функционирования режима постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях. Предусматривается автоматизированный сбор информации о значениях параметров технологических процессов и процессов обеспечения работы объекта повышенной опасности, определяющих его безопасность, о срабатывании систем противоаварийной защиты, а также о регистрации аварий на объекте повышенной опасности (дистанционный мониторинг). Планируется расширить перечень национальных стандартов и сводов правил (их частей), в результате применения которых обеспечивается соблюдение Технического регламента о безопасности зданий и сооружений". Упоминается ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования".

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Предложено уточнить порядок возмещения вреда, причиненного вследствие нарушений при возведении, эксплуатации объекта капстроительства

Досье на проект федерального закона  892161-6 “О внесении изменений в статью 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (в части уточнения положений о возмещении вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушении требований безопасности при строительстве) (внесен 01.10.2015 депутатом ГД А.Ю. Русских)

12 апреля 2016 г. Государственной Думой ФС РФ в первом чтении принят проект поправок к Градостроительному кодексу РФ. Вносятся изменения в статью, посвященную возмещению вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капстроительства, нарушения требований безопасности при его возведении, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения. Как пояснили авторы законопроекта, речь идет о сохранении преемственности ответственности саморегулируемых организаций (СРО) при приеме в члены субъекта, состоявшего в СРО, исключенной из госреестра. 
Согласно действующей редакции Кодекса члену исключенной СРО предоставлено право поручить Национальному объединению саморегулируемых организаций перечислить свой взнос в компенсационный фонд СРО, в которую он планирует вступить. Однако не определено лицо, к которому должны быть предъявлены регрессные требования после перечисления средств. Также не установлено, кто несет солидарную ответственность в случае, если Национальное объединение уже перечислило средства компенсационного фонда в новую СРО. Данную неточность планируется устранить.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Планируется расширить перечень документов, отсутствие которых является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Досье на проект федерального закона  890397-6 “О внесении изменения в статью 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (в части уточнения документов, предоставляемых для ввода объекта в эксплуатацию) (внесен 30.09.2015 Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия)

12 апреля 2016 г. Госдумой в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в ГрК России. Он подготовлен в целях устранения пробела в правовом регулировании. Так, ГрК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом установлено, что Правительством России, помимо документов, предусмотренных ГрК РФ, могут устанавливаться иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений для постановки объекта капстроительства на госучет. Между тем одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, поименованных в ГрК РФ. Фактически отсутствие установленных Правительством России документов не является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В этой связи, по мнению автора, принятие настоящего законопроекта позволит устранить указанный пробел в правовом регулировании.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Определить достоверную стоимость строительства поможет мониторинг стоимости строительных ресурсов

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов на территории Российской Федерации" (подготовлен Минстроем России 12.04.2016)

Разработан порядок осуществления мониторинга стоимости строительных ресурсов. Он будет проводиться для формирования данных о рыночной стоимости строительных ресурсов и работ, необходимых для утверждения достоверных сметных нормативов, применяемых в строительстве. Мониторинг будет проводиться подведомственным Минстрою России федеральным учреждением на основе автоматизированной информационной системы сбора, обработки, систематизации и хранения информации о стоимости строительных ресурсов. Необходимую информацию будут предоставлять производители и поставщики строительных ресурсов, а также ряд федеральных органов власти.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности: проект поправок

Досье на проект федерального закона  1055373-6 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности” (внесен 26.04.2016 Правительством РФ)

26.04.2016 на рассмотрение в Госдуму поступил проект изменений в Градостроительный кодекс РФ и Закон об инвестиционной деятельности в форме капвложений. В кодексе предложено закрепить понятия сметных нормативов и сметной стоимости строительства, реконструкции и капремонта. Это позволит обеспечить единообразие при разработке нормативных правовых актов в данной области. Прописываются новые полномочия федеральных органов госвласти. Возможно, к их компетенции отнесут установление порядка определения сметной стоимости строительства, разработки и утверждения сметных нормативов в области градостроительной деятельности, а также правил и требований к их применению. Правительство РФ, вероятно, урегулирует проведение мониторинга стоимости строительных ресурсов. Его результаты учитываются при разработке сметных нормативов. Последние, согласно законопроекту, утверждаются уполномоченным федеральным органом и заносятся в отдельный федеральный реестр. Данный ресурс является общедоступным, за исключением сведений, составляющих гостайну. Предусматривается, что сметные нормативы, внесенные в федеральный реестр, должны обязательно применяться при определении сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств бюджетов и госкорпораций, а также юрлиц, созданных публичными образованиями, организаций, в которых доля участия таких образований составляет более 50%.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Судебная практика

 

1. Если застройщик после уплаты ему средств инвестором обанкротился, так и не передав обещанную недвижимость...

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 305-ЭС15-15707 Суд отменил принятые судебные акты в части отказа заявителю по включению требования об уплате процентов в реестр требований кредиторов, поскольку возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг) подлежат трансформации в денежные только в процедуре конкурсного производства, в связи с чем вытекающее из договора имущественное требование заявителя находилось за пределами требований, подлежащих рассмотрению арбитражным судом в процедуре наблюдения

В рамках дела о банкротстве общества компания обратилась в суд для того, чтобы ее требования были включены в реестр. Как указала компания, она заключила с обществом (как застройщиком) инвестиционный договор для строительства комплекса. Свои обязательства по внесению инвестиционных взносов она выполнила. Должник же так и не передал ей помещения. Поэтому компания заявила о включении в реестр требований о взыскании средств (взноса) и процентов за пользование чужими деньгами. Суды трех инстанций не поддержали позицию компании. При этом они исходили из того, что исполнение должником обязательства в натуре стало невозможным из-за того, что закончился период действия разрешения на строительство объекта. Срок исковой давности для возврата взноса истек. СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение в части, касающейся процентов, и указала следующее. Вывод о том, что истек срок исковой давности, ошибочен. Заключенная между сторонами сделка по своей правовой природе - договор купли-продажи будущей недвижимости. Из условий этого соглашения не следует, что прекращение натурного обязательства поставлено в зависимость от нарушения срока его исполнения должником. При этом неисполнение должником обязательства по вводу объекта в эксплуатацию в срок и истечение действия разрешения на строительство сами по себе не влекут прекращение либо невозможность исполнения должником (как застройщиком) своих обязательств по передаче компании причитающейся недвижимости. В рамках иного дела было установлено, что договор не расторгнут, возможность исполнения должником обязательств по нему сохраняется. Договором не предусматривалось, что должник в случае нарушения срока передачи недвижимости обязан вернуть компании полученные деньги. Т. е. до момента расторжения данной сделки у нее нет оснований для предъявления денежного требования. Исходя из ранее сформулированных разъяснений, возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера подлежат трансформации в денежные только в процедуре конкурсного производства. Следовательно, в данном случае не было оснований, чтобы рассматривать имущественное требование компании в процедуре наблюдения. Между тем требование в части уплаты процентов за пользование чужими деньгами (как предусмотренную ГК РФ компенсацию за несвоевременную передачу товара продавцом) нужно было рассмотреть по существу.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Допработы, не предусмотренные госконтрактом, выполнены и используются. Можно ли взыскать оплату за них?

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2016 г. N 302-ЭС15-17338 Суд отменил судебные о частичном удовлетворении иска по делу о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку судами не были исследованы определенные обстоятельства, в частности, факты сговора сторон и дополнительных работ, выполненных подрядчиком

Фирма обратилась в суд с целью взыскать с заказчика долг по муниципальному контракту и проценты за пользование чужими деньгами. Суды трех инстанций поддержали позицию истца лишь в части заявленной суммы. 
СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело в отдельной части на новое рассмотрение, указав следующее. 
Основной долг по оплате выполненных работ по данному контракту был взыскан с ответчика в рамках иного спора. В данном же деле истец потребовал оплату за допработы, которые не были предметом рассмотрения другого спора. Как указал истец, работы были выполнены им как генподрядчиком после того, как заказчик направил ему проектную документацию, в которой говорилось о необходимости их осуществления. 
Конкурсная документация не предусматривала выполнение данных работ (установку дополнительных радиаторных секций отопления). Из-за такого расхождения муниципального контракта и проектной документации заказчик, генподрядчик, а также инженер технадзора подписали акт на допработы. Еще до выполнения этих работ подрядчик обращался к заказчику с целью заключить допсоглашение к муниципальному контракту. Однако ответ получен не был. Нижестоящие суды, отказывая в иске в части оплаты таких работ, сослались на отсутствие упомянутого допсоглашения. Однако надо было учесть доводы о том, что допработы являлись безотлагательными, отвечали необходимым потребностям заказчика (публичного образования) и выполнены для предотвращения большего ущерба (реконструируемый объект без них мог остаться без системы отопления). Намерений обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления со стороны истца не установлено. Заказчик не отрицал перечисленные обстоятельства. 
С учетом этого отказ в иске лишь со ссылкой на то, что не соблюдены требования закона в части подписания сторонами допсоглашения для выполнения упомянутых работ, необоснован.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Передача заказчику в собственность материального носителя, содержащего созданный подрядчиком эскизный проект, не влечет перехода исключительных прав

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 26 февраля 2016 г. №  С01-1219/2015 по делу N  А50-1262/2015 Состоявшиеся судебные акты, которыми взыскана компенсация за нарушение авторских прав и запрещено использовать эскизный проект, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку судами не установлено, в защиту каких прав заявлены требования истца, а также связаны ли требования по спору с осуществлением истцом предпринимательской или иной экономической деятельности либо связаны с защитой истцом своих авторских прав (исключительных и личных неимущественных) как гражданина - физического лица (автора архитектурного решения)

Истец просил взыскать компенсацию за нарушение авторских прав и упущенную выгоду. Также он хотел, чтобы ответчикам запретили использовать созданный им эскизный проект. В иске было отказано. По мнению судов, истец, как исполнитель по договору на разработку проектной и технической документации, не вправе свободно распоряжаться результатом труда, который он обязан передать заказчику (одному из ответчиков). Заказчик, оплативший разработанный истцом эскизный проект и владеющий им на праве собственности, может использовать его по назначению. Он в т. ч. вправе передавать его третьему лицу, участвующему в разработке проектной документации (второму ответчику). Суд по интеллектуальным правам направил дело на новое рассмотрение, отметив следующее. В соответствии с ГК РФ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в т. ч. в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, являются объектами авторских прав. Автор такого произведения имеет исключительное право на его использование, в т. ч. путем разработки документации для строительства и путем реализации соответствующего проекта. Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта. Выводы судов противоречат приведенным нормам. Суды не устанавливали, передавались ли заказчику исключительные права на эскизный проект. Передача в собственность заказчика материального носителя, содержащего эскизный проект, не влечет перехода исключительных прав на объект интеллектуальной деятельности. Ведь в силу ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель (вещь), в котором выражен результат интеллектуальной деятельности.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору