РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за сентябрь 2015 года

03.12.2015

Оглавление

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Уточнен перечень документов, представляемых для проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета
  2. Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства
  3. Как учреждения Минстроя России отчитываются о своей деятельности?
  4. Утратил силу перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Ростехнадзора
  5. Строительство: федеральный реестр дополнен сметными нормативами Республики Марий Эл и Хабаровского края
  6. Федеральный реестр сметных нормативов: дополнения по реставрационным работам
  7. Кадастровый учет и земельные отношения: проанализированы изменения в законодательство за июль 2015 г.
  8. Строительство: о методах составления сметной документации
  9. Планируется снизить стоимость госэкспертизы проектной документации
  10. Начальная цена договора выше стоимости работ, исходя из которой внесен взнос в компенсационный фонд СРО: можно ли участвовать в торгах?
  11. Какие СНиПы планируется актуализировать и какие - разработать вновь?
  12. Как оформляется заявление о присвоении объекту адреса на бумажном носителе?
  13. Известны индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на август 2015 г.
  14. Федеральный реестр сметных нормативов в строительстве: что изменилось?
  15. Строительство: нужно ли уплачивать взнос в компенсационный фонд СРО при повторном вступлении в нее?
  16. С 1 июля 2016 г. строительство и приемка объектов социнфраструктуры будет осуществляться при условии доступности их для инвалидов
  17. В госреестр недвижимости можно включать пространственное описание конструктивных элементов зданий или сооружений

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Проектная документация на таун-хаусы будет проходить экспертизу?
  2. В ряде случаев предлагается не проводить экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства

Судебная практика:

  1. Строительство на муниципальной арендованной земле с условием инвестирования: что учитывать при отказе от договора?
  2. Оспаривание кадастровой стоимости в суде: на что обратить внимание?
  3. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ, если обнаруженные недостатки исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены
  4. Нет доказательств выполнения работ субподрядчиком - нет и оснований для их оплаты ему
  5. Цена не является существенным условием договора строительного подряда
  6. Застройщик обязан известить участника долевого строительства о завершении строительства и о готовности объекта к передаче
  7. Выполнение меньшего объема работ с использованием меньшего количества материала не является экономией подрядчика
  8. Отказ заказчика от исполнения договора подряда должен быть выражен ясно и заявлен до обращения в суд
  9. Оплата выполненных проектно-изыскательских работ не может ставиться в зависимость от получения положительного заключения госэкспертизы
  10. Строения и сооружения вспомогательного использования: критерии
  11. Подрядчик вправе требовать оплаты дополнительных работ, выполненных с согласия заказчика, даже если допсоглашение по ним не заключалось
  12. Если заказчик не перечислял требуемую сумму исполнителю и не заявлял требование о взыскании упущенной выгоды
  13. Схема предварительного договора купли-продажи с последующей уступкой требования не избавит застройщика от неустойки за нарушение срока передачи квартиры гражданину

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Уточнен перечень документов, представляемых для проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета

Госдума.jpg

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2015 г. №  986 "О внесении изменений в пункт 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"

Скорректирован порядок проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. Изменения претерпел перечень представляемых в уполномоченную организацию документов. Как и ранее, направляются в т. ч. решения по объектам. Например, в отношении объектов капстроительства госсобственности России - нормативный правовой акт Правительства РФ либо решение главного распорядителя бюджетных средств о подготовке и реализации инвестиций, о предоставлении субсидий на капвложения, акт об утверждении ФЦП. 
При отсутствии тех или иных решений (актов), а также если сметная стоимость объекта превышает сметную или предполагаемую (предельную), передается письмо руководителя федерального органа исполнительной власти - субъекта бюджетного планирования, подтверждающее указанную в заявлении предполагаемую (предельную) стоимость, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования. Согласно изменениям речь также идет об аналогичном письме руководителя Госкорпорации "Росатом". Уточнены виды решений (актов), представляемых в случае подготовки проектной документации в отношении отдельного этапа строительства.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства

Госдума 2.jpg

Распоряжение Правительства РФ от 13 августа 2015 г. N  1554-р О плане мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства РФ и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, а также совершенствования реализации процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства

Утвержден План мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства РФ и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, а также совершенствования реализации процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. Планируется разработать 5 проектов федеральных законов, которыми будут внесены изменения в Градостроительный, Воздушный кодексы, Законы об объектах культурного наследия, об участии в долевом строительстве и другие законодательные акты. Кроме того, должны быть подготовлены 5 проектов постановлений Правительства РФ, предусматривающих внесение изменений в 12 нормативных правовых актов, регламентирующих правила проведения административных процедур. В результате 14 процедур из перечня исключат, 33 - заменят семью путем объединения, а порядок и сроки проведения 4 процедур оптимизируют.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Как учреждения Минстроя России отчитываются о своей деятельности?

Указ Президента.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 июля 2015 г. №  529/пр "Об утверждении порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и об использовании закрепленного за ними государственного имущества"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 Августа 2015 г. Регистрационный N 38552.

Установлены требования к составлению и утверждению отчета о результатах деятельности ФГУ Минстроя России и об использовании закрепленного за ними госимущества. Отчет составляется учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, в разрезе разделов "Общие сведения об учреждении", "Результат деятельности учреждения", "Об использовании имущества, закрепленного за учреждением". Прописано содержание каждого из указанных разделов. В частности, в разделе "Общие сведения об учреждении" указываются исчерпывающий перечень видов деятельности учреждения; перечень услуг (работ), которые оказываются потребителям за плату; перечень документов, на основании которых учреждение осуществляет деятельность (свидетельство о госрегистрации, лицензии и другие разрешительные документы); количество штатных единиц; среднесписочная численность и средняя зарплата работников за год. Приведены особенности заполнения и утверждения отчета в зависимости от вида учреждения (автономное, бюджетное, казенное). Так, отчет автономного учреждения рассматривает наблюдательный совет учреждения. Отчет бюджетного и казенного учреждения утверждается руководителем учреждения и представляется на согласование в Минстрой России в 2 экземплярах на бумажном носителе не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Минстрой России рассматривает отчет в течение 10 рабочих дней со дня его поступления и согласовывает его либо возвращает на доработку с указанием причин возврата. Утвержденный и согласованный отчет размещается на официальном сайте России (www.bus.gov.ru). По решению Минстроя России отчет может быть дополнительно размещен на его официальном сайте, сайте учреждения либо ином сайте.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Утратил силу перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Ростехнадзора

Госдума 2.jpg

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2015 г. №  323 “О признании утратившим силу приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2006 г. №  1154 «Об утверждении Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, было приведено в соответствие с новым Законом об образовании. Так, утратила силу глава, посвященная профессиональному обучению рабочих основных профессий. В связи с этим больше не применяется приказ об утверждении перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых должны согласовываться с органами Ростехнадзора.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Строительство: федеральный реестр дополнен сметными нормативами Республики Марий Эл и Хабаровского края

Госдума 3.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 июля 2015 г. №  512/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”

Решено дополнить федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. 
Включаются некоторые территориальные сметные нормативы Республики Марий Эл и Хабаровского края. В их числе единичные расценки на пусконаладочные, ремонтно-строительные работы, капремонт и монтаж оборудования, сметные цены на материалы, изделия и конструкции для строительства, сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и др.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Федеральный реестр сметных нормативов: дополнения по реставрационным работам

Госдума.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 июня 2015 г. №  395/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”

Скорректирован федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Изменения касаются подраздела 2 "Временно действующие сборники отраслевых сметных нормативов" раздела 2 "Отраслевые сметные нормативы". В него включены сметные нормативы, предназначенные для определения стоимости реставрационных работ, включенные в определенные сборники. Это Сборник укрупненных показателей сметной стоимости реставрационно-восстановительных работ по памятникам истории и культуры (СУПСС-87). Том I, II, III; Сборник сметных норм и расценок на реставрацию монументальной и станковой живописи (ССН-26); Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91). Разделы 4, 10 и др. Данные нормативы действуют до 01.08.2016.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Кадастровый учет и земельные отношения: проанализированы изменения в законодательство за июль 2015 г.

Госдума 2.jpg

Письмо Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 13 августа 2015 г. N  05-1549-ВГ "Об изменениях в законодательстве Российской Федерации"

Сообщается об изменениях в законодательство за июль 2015 г. в сфере государственного кадастрового учета и земельных отношений. Так, подписан Закон о госрегистрации недвижимости. Начало действия документа - 1 июля 2017 г. (за исключением некоторых положений). В частности, определены состав и правила ведения ЕГРН, порядок предоставления сведений из него, особенности подготовки техплана здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, требования к документам для кадастрового учете. Установлена компетенция органа регистрации прав при проведении им последней и кадастрового учета. Внесены изменения в Земельный кодекс и ряд актов (закон от 13 июля 2015 г. N 252-ФЗ). Так, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капстроительства. Затронуты вопросы подготовки описаний границ зон с особыми условиями использования территории. Документ действует с указанной даты (кроме отдельных положений). С 1 декабря 2015 г. действует уточненный порядок учета бесхозяйной недвижимости. 
Законом от 13 июля 2015 г. N 228-ФЗ предусмотрена уголовная ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой, технический планы, проект межевания земельного участка. Начало действия документа - 24 июля 2015 г. С 13 июля 2015 г. для постановки на учет искусственно созданного участка в орган кадастрового учета необходимо представить заявление и ряд документов, в т. ч. копию разрешения на создание такого объекта либо решения о строительстве или расширении морского порта. Приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2015 г. N 254 утверждены формы извещений о начале выполнения кадастровых работ. Начало действия документа - 18 июля 2015 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Строительство: о методах составления сметной документации

Госдума 3.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 августа 2015 г. №  24580-ОГ/08 О корректировке действующих методических указаний по разработке и применению сметных нормативов и актуализации государственных элементных сметных норм и норм, устанавливающих размеры лимитированных затрат

Методика определения стоимости строительной продукции позволяет составлять сметную документацию как базисно-индексным, так и ресурсным методом. Выбор указывается в задании на проектирование. Отмечено, что у каждого из методов есть как плюсы, так и минусы. Минстрой России пока не планирует отказываться от базисно-индексного метода. Существуют отдельные планы по расширению практики применения ресурсного в отдельных отраслях. Например, в дорожном строительстве. Предполагается организовать мониторинг стоимости строительных ресурсов (предусмотрев выпуск соответствующих методик и классификатора), а также стоимости возведенных объектов.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Планируется снизить стоимость госэкспертизы проектной документации

Госдума.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 августа 2015 г. №  25248-ВК/06 О проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года №  145»

Минстрой России сообщает о планируемых изменениях в порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Чтобы снизить стоимость госэкспертизы, предполагается при исчислении до 1 января 2017 г. размера платы за ее проведение установить коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 г. (Ki).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Начальная цена договора выше стоимости работ, исходя из которой внесен взнос в компенсационный фонд СРО: можно ли участвовать в торгах?

Правительство.jpg

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2015 г. №  Д28и-1830 "О предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. №  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Разъяснены отдельные вопросы применения законодательства о "корпоративных закупках". Минэкономразвития России считает, что если начальная (максимальная) цена договора превышает планируемую стоимость работ, исходя из которой членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд СРО, то предприниматель или организация вправе участвовать в торгах. Главное, чтобы указанную планируемую стоимость не превышала непосредственно стоимость работ, являющихся предметом торгов и для выполнения которых нужно свидетельство о допуске, выданное СРО.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. Какие СНиПы планируется актуализировать и какие - разработать вновь?

Указ Президента.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 июня 2015 г. №  470/пр “Об утверждении Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на 2015 г. и плановый период до 2017 г.”

Приведен план разработки новых и актуализации ранее утвержденных сводов правил, строительных норм и правил на 2015-2017 гг. В план включено 247 документов. Определены исполнители и источники финансирования работ.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Как оформляется заявление о присвоении объекту адреса на бумажном носителе?

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=465114256-05-72

Приказ Минфина России от 24 августа 2015 г. №  130н "О внесении изменения в приложение №  1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2014 г.  146н «Об утверждении форм заявления о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса, решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса» (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 Сентября 2015 г. Регистрационный N 38848. 
Уполномоченный орган присваивает адреса объектам недвижимости в т. ч. на основании заявлений их владельцев (представителей последних). Указанные лица также могут обратиться с заявлением об аннулировании адреса (например, при прекращении существования объекта). Уточнено, как оформляются такие заявления на бумажном носителе. Заявления составляются на листах формата А4. На каждом листе указывается его порядковый номер арабскими цифрами, а также общее количество листов в заявлении. Если заявитель самостоятельно заполняет заявление, то напротив выбранных сведений в специально отведенной графе он проставляет знак "V". С использованием компьютерной техники могут быть заполнены строки (элементы реквизита), имеющие отношение к конкретному заявлению. В таком случае строки, не подлежащие заполнению, из формы заявления исключаются.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. Известны индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на август 2015 г.

Фед центр по ценообраз.jpg

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 12 августа 2015 г. №  КЦ/2015-08ти “Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на август 2015 года”

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на август 2015 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

14. Федеральный реестр сметных нормативов в строительстве: что изменилось?

Фед центр по ценообраз.jpg

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 сентября 2015 г. №  648/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”

Скорректирован федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. В раздел 1 "Государственные сметные нормативы" внесен Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве "Объекты использования атомной энергии". При этом исключены Таблица N 3 "Удельная стоимость разработки проектной и рабочей документации по зданиям и сооружениям и видам работ, входящим в состав проектирования комплекса АЭС с реактором ВВЭР" и Таблица N 5 "Удельная стоимость разработки проектной и рабочей документации по зданиям и сооружениям и видам работ, входящим в состав проектирования комплекса АЭС с реактором БН" Справочника базовых цен на проектные работы в строительстве "Объекты атомной энергетики". В раздел 3 "Территориальные сметные нормативы" внесен ряд документов по Ленинградской области.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

15. Строительство: нужно ли уплачивать взнос в компенсационный фонд СРО при повторном вступлении в нее?

Указ Президента.jpg

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 августа 2015 г. №  27249-АБ/08 О повторном вступлении в саморегулируемую организацию

Чтобы получить право выдачи свидетельств о допуске к работам, СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов должна соответствовать определенным требованиям. Одно из них - наличие компенсационного фонда установленного размера. Член СРО обязан внести взнос в такой фонд. Освобождение его от данной обязанности, в т. ч. за счет требований к СРО, ГрК РФ не допускается. Также не предусмотрена отсрочка (рассрочка) уплаты взноса. Разъяснено, что исполнение юрлицом или ИП указанной обязанности прекращает их обязательство в части формирования компенсационного фонда при вступлении в СРО. Членство в СРО прекращается со дня поступления заявления ее члена о добровольном выходе из организации. По мнению Минстроя России, такое заявление следует рассматривать как действие, направленное на прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с участием в СРО. При этом указанные обстоятельства не являются основанием для возникновения у вышедших из СРО лиц права требовать возврата взноса, уплаченного в компенсационный фонд. Таким образом, в случае прекращения членства юрлица или ИП в СРО и последующего их вступления в эту же или другую СРО они обязаны вновь уплатить соответствующий взнос в компенсационный фонд.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

16. С 1 июля 2016 г. строительство и приемка объектов социнфраструктуры будет осуществляться при условии доступности их для инвалидов

Указ Президента.jpg

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2015 г. №  527н “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 Сентября 2015 г. Регистрационный N 38897. 
Разработаны правила обеспечения условий доступности объектов социнфраструктуры (помещения, здания и иные сооружения) для инвалидов. Обеспечивают указанные условия органы и организации, предоставляющие услуги в сфере труда, занятости и соцзащиты. Речь идет о беспрепятственном входе в объекты и выходе из них; о возможности самостоятельного передвижения по территории объекта, в том числе с помощью его работников и вспомогательных технологий; размещение носителей информации с учетом ограничений жизнедеятельности инвалидов (к примеру, дублирование звуковой и зрительной информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля); обеспечение допуска на объект собаки-проводника; предоставление инвалидам по слуху сурдоперевод; подача заявления в форме электронного документа и др. Определены мероприятия по трудоустройству инвалидов. Среди них профориентация, профобучение инвалида в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы о рекомендуемом характере и условиях труда; содействие в производственной адаптации инвалида, оборудование специальных рабочих мест; выполнение квоты для приема на работу инвалидов. Помещения, в которых предоставляется госуслуга, должны размещаться преимущественно на нижних этажах зданий, в отдельных кабинетах. На прилегающих к объекту территориях должны быть места для парковки. С 1 июля 2016 г. проектирование, строительство и приемка объектов, в которых предоставляются услуги, а также закупка транспортных средств осуществляется с соблюдением требований закона о соцзащите инвалидов и техрегламента о безопасности зданий и сооружений. На указанные объекты составляется паспорт доступности их для инвалидов. Определено его содержание. Создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта. Перечислены показатели доступности объектов для инвалидов. С их помощью оценивается уровень обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг. Например, удельный вес введенных в эксплуатацию объектов социнфраструктуры, в которых предоставляются услуги, соответствующие требованиям доступности, от общего количества вновь вводимых объектов. По результатам обследования объекта для включения в паспорт доступности комиссия разрабатывает управленческие решения по созданию условий доступности объекта. Минтруд России, Роструд, органы местного самоуправления используют показатели доступности для разработки планов мероприятий (дорожные карты) по повышению значений указанных показателей.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

17. В госреестр недвижимости можно включать пространственное описание конструктивных элементов зданий или сооружений

Минпромторг.jpg

Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 августа 2015 г. №  555 "О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. №  42"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 Сентября 2015 г. Регистрационный N 38975. 
В соответствии с законодательством местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке по желанию заказчика кадастровых работ может быть дополнительно установлено посредством пространственного описания их конструктивных элементов, в том числе с учетом высоты или глубины последних. В связи с этим скорректирован порядок ведения госкадастра недвижимости. Определен перечень соответствующих сведений для внесения в реестр. Так, в частности, указываются координаты (в метрах) точек пересечения проекций конструктивных элементов различной высоты здания переменной этажности с контуром такого здания, а также контура здания с контурами иных зданий и сооружений. Приказ вступает в силу с 28 декабря 2015 года.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

 

1. Проектная документация на таун-хаусы будет проходить экспертизу?

Госдума.jpg

Досье на проект федерального закона  672438-6 “О признании утратившими силу пунктов 2 и 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (внесен 09.12.2014 депутатами ГД B.Ф. Шрейдером, C.Г. Каргиновым, Р.А. Баталовой, М.Х. Юсуповым)

15.09.2015 Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к Градостроительному кодексу РФ. 
Из перечня объектов капстроительства, в отношении проектной документации которых не проводится экспертиза, предлагается исключить 2 позиции. Первая - жилые дома блокированной застройки. Это дома до 3 этажей, состоящие из нескольких блоков (не более 10) и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или блоками, расположен на отдельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Вторая - многоквартирные дома до 3 этажей, состоящие из одной или нескольких блок-секций (не более 4), в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. Дело в том, что в отсутствие экспертизы соответствие построенного, реконструированного объекта требованиям техрегламентов, его оценка с точки зрения надежности и безопасности не проверяется ни одним государственным органом.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. В ряде случаев предлагается не проводить экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства

Госдума 2.jpg

Досье на проект федерального закона  732450-6 “О внесении изменений в статьи 49 и 60 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (внесен 27.02.2015 депутатами ГД М.Л. Шаккумом, А.И. Фокиным, С.В. Петровым, М.В. Слипенчуком, В.А. Малашенко)

Государственной Думой РФ 15 сентября 2015 г. в первом чтении принят законопроект об устранении излишних административных процедур при проведении экспертизы проектной документации. Предлагается не проводить экспертизу модифицированной проектной документации на объекты капстроительства при следующих условиях. До модификации документация получила положительное заключение экспертизы. Модификация не снижает характеристики надежности и безопасности объекта капстроительства, не изменяет его качественные и функциональные характеристики. Если строительство (реконструкция) объекта финансируется из бюджета, модификация не должна приводить к увеличению сметы. В настоящее время подобный подход применяется в отношении линейных объектов. Выполнение вышеуказанных условий должно быть подтверждено заключением организации, проводившей экспертизу проектной документации объекта капстроительства. Названная организация, выдав такое заключение, будет нести ответственность за вред, причиненный в результате несоответствия модифицированной проектной документации требованиям техрегламентов и (или) результатам инженерных изысканий. Также законопроект предусматривает возможность продления срока проведения государственной экспертизы проектной документации по заявлению застройщика или технического заказчика.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Судебная практика

 

1. Строительство на муниципальной арендованной земле с условием инвестирования: что учитывать при отказе от договора?

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25 августа 2015 г. N  305-ЭС14-8962 Суд отменил постановление суда кассационной инстанции и оставил в силе судебные акты нижестоящих судов, указав, что спорный договор был заключен до указанного законом срока, расторгнут ответчиком после указанного срока, а правоотношения сторон, связанные с расторжением договора, не прекратились на дату подачи иска, вследствие чего суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика прямых затрат, понесенных истцом

Компания арендовала муниципальную землю по договору на инвестиционных условиях. Договором предусматривалось строительство и реконструкция на данном участке объектов недвижимости. Из-за того, что муниципальный орган власти расторг данный договор в одностороннем порядке, компания обратилась в суд. 
Она потребовала взыскать прямые затраты на реализацию инвестиционного проекта и проценты за пользование чужими деньгами. Право требовать такие затраты было закреплено договором в случае его досрочного расторжения. Компания до подачи иска обращалась к ответчику за возмещением своих затрат. Ей было отказано со ссылкой на то, что подобное возможно лишь на основании судебных актов ввиду бюджетного иммунитета. СК по экономическим спорам ВС РФ поддержала позицию компании и указала следующее. 
Закон об инвестиционной деятельности предусматривает правила в отношении обязательств, вытекающих из договора, заключенного до 01.01.2011 в т. ч. с органом местного самоуправления. Речь идет о договоре, предусматривающем строительство, реконструкцию недвижимости на муниципальном участке с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующее распределение площади объекта между сторонами данного соглашения. При упомянутом одностороннем расторжении договора другим его сторонам компенсируются документально подтвержденные прямые затраты, на сумму которых начисляются проценты за пользование чужими деньгами. В данном деле спорное соглашение представляло собой договор не подряда, а аренды с инвестиционными условиями, предусмотренными Законом об инвестиционной деятельности. 
Этот договор был заключен до 01.01.2011. Соответственно, на него распространяются упомянутые правила закона. 
Ошибочен вывод о том, что эти правила нельзя применить, поскольку они были введены поправками, вступившими в силу позже, чем ответчик отказался от договора. Причина - в законе нет указания на то, что эти правила не распространяются на правоотношения сторон, в которых отказ от договоров имел место до вступления их в силу. Следовательно, требования компании обоснованны.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Оспаривание кадастровой стоимости в суде: на что обратить внимание?

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 июня 2015 г. N  41-АПГ15-25 Суд отменил решение суда первой инстанции об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости и оставил дело без рассмотрения, поскольку заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора

Заявитель просил установить кадастровую стоимость арендуемых земельных участков в размере их рыночной стоимости. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ оставила заявление без рассмотрения по существу, поскольку не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. При этом она обратила внимание на следующее. Закон об оценочной деятельности был дополнен специальной главой III.1, посвященной государственной кадастровой оценке. Изменяющий закон вступил в силу со дня его официального опубликования (26.07.2010), кроме положений, для которых установлены иные сроки. Согласно изменяющему закону его положения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения 60 дней после дня официального опубликования этого закона и работы по проведению которой не завершились в указанный срок. 
Государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения 60 дней после дня официального опубликования этого закона, проводится в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ. Из анализа указанных норм следует, что они не касаются вопросов оспаривания кадастровой стоимости в суде путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Согласно Закону об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юрлицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц. Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, должно быть рассмотрено вне зависимости от того, до или после вступления в силу изменяющего закона были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ, если обнаруженные недостатки исключают возможность его использования для указанной в договоре цели и не могут быть устранены

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 августа 2015 г. N  305-ЭС15-6882 Суд отменил ранее вынесенные судебные акты в части и направил дело в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, поскольку судом апелляционной инстанции не установлено, какие именно недостатки послужили основанием для отказа от принятия работ, являлись ли они недостатками, которые исключают возможность использования результата работ для указанной в договоре строительного подряда цели и не могли быть устранены подрядчиком или заказчиком

Субподрядчик просил взыскать с генподрядчика задолженность и неустойку. Генподрядчик предъявил встречный иск. Он просил взыскать с субподрядчика неустойку за нарушение сроков сдачи работ. Апелляционная инстанция отказала субподрядчику во взыскании части заявленной суммы, а встречный иск удовлетворила полностью. Суд округа поддержал ее выводы. Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение в части отказа в удовлетворении иска субподрядчика и в части удовлетворения встречного иска. При этом она отметила следующее. 
В соответствии с ГК РФ заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчикомпелляционная инстанция признала, что генподрядчик правомерно отказался от приемки работ. Но она не установила, какие именно недостатки послужили основанием для такого отказа и являлись ли они недостатками, которые исключают возможность использования результата работ для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком. 
Суд не установил факт устранения субподрядчиком недостатков, выявленных генподрядчиком и послуживших основанием для отказа от приемки выполненных работ. Установление данных обстоятельств имеет существенное значение, поскольку позволит определить правомерность действий генподрядчика при отказе от приемки выполненных работ. Дату сдачи работ субподрядчиком необходимо определить и в целях рассмотрения его требования о взыскании неустойки за нарушение сроков оплаты стоимости конструкций и материалов. 
Удерживая в пользу генподрядчика стоимость генподрядных услуг, суд сослался на пункт договора, в соответствии с которым названные услуги оплачиваются после оформления сторонами соответствующего акта приема-передачи оказанных услуг и счета-фактуры. Однако факт оказания генподрядных услуг судом не установлен. А довод субподрядчика о неоказании таких услуг и отсутствии каких-либо доказательств их оказания правовой оценки не получил.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Нет доказательств выполнения работ субподрядчиком - нет и оснований для их оплаты ему

суд2.jpg

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24 августа 2015 г. N  302-ЭС15-8288 Суд оставил без изменения ранее принятые по делу судебные решения о взыскании с ответчика долга по договору на выполнение субподрядных работ, поскольку ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие выполнение им самим работ по спорному договору, и не опровергнуты доводы истца о том, что работы по спорному объекту выполнялись другими субподрядчиками

Генподрядчик потребовал расторгнуть договор на выполнение субподрядных работ и взыскать с субподрядчика перечисленные ему суммы. Как указал истец, ответчик не выполнил работы в установленные договором сроки. СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что требование обоснованно лишь в части взыскания сумм, и пояснила следующее. По ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ (либо, если это предусмотрено договором, выполненного их этапа), обязан немедленно приступить к его приемке. Сдача результата подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанными обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка. При этом акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны обоснованными. 
В рассматриваемом случае ответчик сослался на то, что он выполнил работы в полном объеме и передал их результат подрядчику, который произвел с ним окончательный расчет. Между тем субподрядчик не представил доказательств уведомления истца о готовности сдать ему результат выполненных работ, а также акт их приема-передачи в подтверждение исполнения принятых на себя обязательств. Именно эти документы, исходя из условий договора, должны были составляться ответчиком в целях передачи работ истцу. 
Таким образом, субподрядчик не представил доказательств, подтверждающих выполнение работ им самим (а не иными лицами, как указал истец).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Цена не является существенным условием договора строительного подряда

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2015 г. N Ф05-5786/15 по делу N А40-103843/2014 (ключевые темы: существенные условия договора - протокол разногласий - взыскание неосновательного обогащения - подряд - технические условия)

Истец просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение. Как следует из материалов дела, стороны вели переговоры о заключении договора на выполнение работ по техническому перевооружению котельной. Ответчик направил истцу оферту. Последний подписал ее с протоколом разногласий. Существенные разногласия возникли по поводу общей цены договора. Несмотря на разногласия по стоимости работ, истец перечислил ответчику авансовый платеж. Так как стороны не пришли к единой редакции договора, истец направил ответчику письмо о возврате аванса. Но тот деньги не вернул. Это и послужило поводом для обращения в суд. Иск был удовлетворен. Суды признали договор незаключенным, полагая, что стороны не согласовали его существенные условия. Но кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, указав следующее. В силу ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы. А заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Приведенная норма определяет существенные условия договора строительного подряда, которыми являются предмет и срок выполнения работ. При этом законодатель не относит условие о цене договора подряда к существенным. Таким образом, вывод судов о незаключенности договора ввиду несогласования его цены не соответствует приведенным нормам права.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Застройщик обязан известить участника долевого строительства о завершении строительства и о готовности объекта к передаче

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 июня 2015 г. N  5-КГ15-57 Суд отменил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам городского суда и направил на новое рассмотрение дело о понуждении к исполнению обязательств по передаче имущества, поскольку в материалах дела не содержится доказательств исполнения застройщиком обязанности по уведомлению участника долевого строительства о завершении строительства, о готовности объекта долевого строительства к передаче, а также предупреждения участника долевого строительства о необходимости принятия объекта долевого строительства и о последствиях бездействия

Участник долевого строительства хотел, чтобы застройщика понудили исполнить обязательство по передаче имущества. Также он просил взыскать неустойку, убытки, компенсацию морального вреда, штраф и расходы на госпошлину. Иск обосновывался тем, что ответчик не передал объект долевого строительства в установленный срок. В иске было отказано. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, обратив внимание на следующее. Застройщик не менее чем за месяц до наступления установленного договором срока передачи объекта долевого строительства или в случае, если договором предусмотрен срок начала передачи и принятия объекта, не менее чем за 14 рабочих дней до наступления срока начала передачи и принятия обязан направить участнику долевого строительства сообщение о завершении строительства и о готовности объекта к передаче. Помимо этого он должен предупредить участника долевого строительства о необходимости принятия объекта и о последствиях бездействия участника. Сообщение направляется заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или вручается участнику лично под расписку. Участник долевого строительства, получивший сообщение застройщика, обязан приступить к принятию объекта в предусмотренный договором срок или, если такой срок не установлен, в течение 7 рабочих дней со дня получения сообщения. В материалах дела нет данных о том, что застройщик направлял, а истец получал сообщение о завершении строительства и о готовности объекта к передаче. Застройщик разместил информацию на официальном сайте. Но такой способ извещения не отвечает требованиям, установленным законом. Если иное не предусмотрено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта в срок или при его отказе от принятия объекта застройщик по истечении 2 месяцев со дня, установленного договором для передачи объекта, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта. Ответчик данным правом не воспользовался.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

7. Выполнение меньшего объема работ с использованием меньшего количества материала не является экономией подрядчика

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июня 2015 г. N Ф03-1912/15 по делу N А59-1492/2014 (ключевые темы: водоотведение - фактически выполненная работа - экономия подрядчика - субподрядчик - фактические расходы)

Кассационная инстанция согласилась с нижестоящими судами, не удовлетворившими иск субподрядчика о взыскании с подрядчика основного долга по договору субподряда. В соответствии с ГК РФ в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ. Экономия подрядчика подразумевает его выгоду, получаемую им в результате применения оптимальных и наиболее эффективных способов выполнения тех объемов работ и проектных решений, которые предусмотрены проектной документацией, а не вызваны сокращением проектных объемов работ или изменением проектных решений в сторону более дешевых и завышением расценок при составлении сметной документацииуды правильно полагали, что обязательным условием для возникновения экономии подрядчика и, как следствие, его права требовать полной выплаты договорной стоимости работ является полное соответствие результата работ условиям договора (контракта). В спорном случае не было оснований для взыскания в пользу истца разницы между между ценой договора и стоимостью фактически выполненных работ. Истец выполнил работы по договору в меньшем объеме и с использованием меньшего количества материала, чем было предусмотрено по технической документации. По смыслу ГК РФ невыполненные подрядчиком работы экономией не являются. Ведь экономия подрядчика связана с усилиями последнего по использованию более эффективных методов выполнения работы, либо является следствием изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, которые учитывались при определении цены. Доказательств того, что истцом были приняты какие-либо меры по экономии фактических расходов, в результате которых была достигнута экономия, суду не представлено. К уменьшению стоимости фактически выполненных работ привело выполнение меньшего объема работ, что дает заказчику возможность оплатить только фактически выполненный подрядчиком объем работ.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Отказ заказчика от исполнения договора подряда должен быть выражен ясно и заявлен до обращения в суд

суд2.jpg

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17 июня 2015 г. N Ф06-24660/15 по делу N А55-14770/2014 (ключевые темы: отказ от исполнения договора - расторжение договора - проектные работы - исполнитель - аванс)

Заказчик просил расторгнуть договор на выполнение проектных работ и взыскать с подрядчика уплаченный аванс. 
Апелляционная инстанция отказала в иске. Она исходила из того, что заказчиком не доказано нарушение подрядчиком обязательств. Договор является действующим, поэтому аванс не подлежит возврату. Но истец не согласился с такими выводами. Он ссылался на то, что ГК РФ закрепляет право заказчика на отказ от исполнения договора. Так, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику причиненные убытки. Суд округа отклонил доводы истца, пояснив следующее. Действительно, гражданским законодательством предусмотрено безусловное право заказчика отказаться от исполнения договора до сдачи ему результатов работы. 
В то же время отказ от исполнения договора должен быть выражен ясно и заявлен стороне до обращения в суд. При этом в случае отказа от исполнения договора последний считается расторгнутым вне зависимости от волеизъявления контрагента. В подтверждение отказа от исполнения договора заказчик указывает, что в исковом заявлении имеется ссылка на приведенную выше норму ГК РФ. Между тем отказ от исполнения договора должен быть заявлен стороне до обращения в суд. Из направленной подрядчику претензии не усматривается, что заказчиком был заявлен отказ от исполнения договора, поскольку в ней ставился вопрос о расторжении договора. Отказ от исполнения договора и его расторжение являются различными понятиями. Они не тождественны по своим правовым последствиям. Отсутствие заявленного в установленном порядке отказа от исполнения договора, как и отсутствие доказательств его расторжения, свидетельствуют о правомерности выводов апелляционного суда.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Оплата выполненных проектно-изыскательских работ не может ставиться в зависимость от получения положительного заключения госэкспертизы

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июля 2015 г. N Ф09-2805/15 по делу N А50-4100/2014 (ключевые темы: проектная документация - рабочая документация - государственная экспертиза - инженерные изыскания - капитальный ремонт)

Стороны заключили договоры на выполнение проектно-изыскательских работ. Речь идет о разработке проектной и рабочей документации капремонта автодорог. Проектировщик просил взыскать с заказчика задолженность по договорам. Истец ссылался на то, что не получил оплату, хотя выполнил работы качественно и в полном объеме. Ответчик, в свою очередь, полагал, что он не обязан оплачивать выполненные работы, поскольку документация не получила положительного заключения госэкспертизы. Иск был удовлетворен. Кассационная инстанция оставила состоявшиеся судебные акты без изменения. При этом она обратила внимание, в частности, на следующее. Прохождение госэкспертизы и получение положительного заключения не являются разновидностью проектных или изыскательских работ. Более того, в силу прямого указания Градостроительного кодекса РФ обязанность по передаче документов в экспертное учреждение для прохождения экспертизы возлагается на технического заказчика или застройщика. В время как истец ни тем, ни другим не является. Поэтому суд обоснованно признал условие договора о возложении такой обязанности на проектировщика неправомерным (ничтожным). Ничтожно и условие договора, которое ставит оплату выполненных работ в зависимость от получения положительного заключения экспертизы. Т. е. фактически в зависимость от действий третьих лиц, за которые проектировщик не отвечает.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

10. Строения и сооружения вспомогательного использования: критерии

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2015 г. N Ф01-3280/15 по делу N А38-6079/2014 (ключевые темы: вспомогательное использование - нежилые помещения - объекты недвижимости - регистрация права собственности - приостановление государственной регистрации)

Заявителю было отказано в госрегистрации права собственности на нежилое здание как на объект вспомогательного использования. Причина - не представлены документы, подтверждающие, что здание относится к подобным объектам. Суд округа согласился с нижестоящими инстанциями, признавшими такой отказ правомерным. Основаниями для госрегистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимости, если для его строительства, реконструкции не требуется разрешение на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок. Разрешение на строительство не требуется в отношении строений и сооружений вспомогательного использования. Основными критериями объектов вспомогательного использования являются следующие. Это принадлежность к сооружениям пониженного уровня ответственности. Отсутствие необходимости получать разрешительную документацию на строительство. Наличие основного объекта недвижимости, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен. Невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. К объектам пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные со строительством или реконструкцией здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Сооружениями пониженного уровня ответственности являются теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей. Госрегистрация испрашивалась в отношении 3-этажного кирпичного здания торгово-административного назначения с центральным водоснабжением, электричеством, отоплением, водопроводом, канализацией. Данный объект не может быть отнесен к сооружениям пониженного уровня ответственности, поскольку он не обладает признаками временного либо сезонного строения.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. Подрядчик вправе требовать оплаты дополнительных работ, выполненных с согласия заказчика, даже если допсоглашение по ним не заключалось

C:\Users\user\Documents\Интернет сайт НП СРО РОС ПК\Баннеры и картинки\gerb ВАС.gif

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 июня 2015 г. N Ф04-20671/15 по делу N А45-22352/2014 (ключевые темы: казенное предприятие - дополнительная работа - автотранспортное предприятие - международные почтовые отправления - договор подряда)

Первая инстанция взыскала с заказчика в пользу подрядчика задолженность по оплате выполненных работ и проценты за пользование чужими денежными средствами. Заказчик не согласился с таким решением. Он, в частности, ссылался на то, что допсоглашения о выполнении дополнительных работ не заключались, в связи с чем такие работы не согласовывались. Суд округа признал данный довод несостоятельным ввиду следующего. 
Согласно ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа в течение 10 дней, если законом или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Последний освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что отсутствовала необходимость проводить дополнительные работы. Подрядчик, не исполнивший данной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика. По смыслу этих положений ГК РФ отсутствие подписанного соглашения по дополнительным работам, выполненным с согласия заказчика, не лишает подрядчика права требовать их оплаты. Как следует из заключенного сторонами договора, если работы являются профильными и их стоимость не превышает 10% от общей цены договора, то допсоглашение на выполнение этих работ не заключается. Заявленная ко взысканию стоимость дополнительных работ составляет менее 10% от общей стоимости выполненных работ. Таким образом, заключать допсоглашение не требовалось.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Если заказчик не перечислял требуемую сумму исполнителю и не заявлял требование о взыскании упущенной выгоды

суд2.jpg

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июня 2015 г. N Ф03-2476/15 по делу N А73-12142/2014 (ключевые темы: взыскание убытков - расторжение муниципального контракта - упущенная выгода - муниципальная собственность - сроки выполнения работы)

По мнению истца, ему необоснованно отказано в удовлетворении требования о взыскании убытков, поскольку ему необходимо будет понести расходы для заключения договора с другой организацией с целью завершения работ, предусмотренных контрактом с ответчиком. Суд округа не согласился с позицией истца, указав следующее. Между истцом (муниципальный заказчик) и ответчиком (индивидуальный предприниматель, исполнитель) заключен муниципальный контракт на выполнение работ по демонтажу здания. По условиям контракта установлены начальный и конечный срок выполнения работ, цена контракта составляет 1 тысуб. Также контрактом предусмотрена неустойка за нарушение сроков выполнения работ в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от стоимости невыполненных в срок работ за каждый день просрочки исполнения. Работы по демонтажу в установленный срок закончены не были. По решению суда с предпринимателя взыскана неустойка; истцу в части требования о взыскании убытков отказано. Как отметил суд, стоимость предполагаемых истцом затрат на выполнение работ (446 тыс. руб.) значительно превышает стоимость работ, установленных контрактом с ответчиком. Стоимость невыполненных работ не является убытками истца, т.к. денежные средства в данном размере не перечислялись ответчику. При этом истцом не заявлено требование о возмещении упущенной выгоды. Суд пришел к выводу о недоказанности истцом размера убытков, реальный же убыток определен неустойкой, которая взыскана с ответчика.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. Схема предварительного договора купли-продажи с последующей уступкой требования не избавит застройщика от неустойки за нарушение срока передачи квартиры гражданину

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=300295966-11-72&n=21

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2015 г. N  78-КГ15-15 Суд отменил апелляционное определение об отказе в удовлетворении иска по делу о взыскании неустойки, поскольку суду независимо от наименования спорного договора следовало установить его действительное содержание исходя как из буквального значения содержащихся в нём слов и выражений, так и из условий договора в целом с учётом цели договора и, следовательно, учесть, что при фактически сложившихся отношениях предметом договора является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома

Физлицо, которому организация уступила право (требование), основанное на предварительном договоре купли-продажи квартиры, предъявило иск ко второй стороне данной сделки. Истец просил взыскать установленную законом неустойку за нарушение срока передачи квартиры участнику долевого строительства. 
В иске было отказано. Суды исходили из того, что к отношениям сторон не применяются положения Закона об участии в долевом строительстве. Ведь между организацией, уступившей физлицу право (требование), и ответчиком был заключен предварительный договор, который не регулируется данным законом. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала такой вывод ошибочным. Она направила дело на новое рассмотрение, отметив следующее. Денежные средства по договору, стороной которого вследствие перемены лиц в обязательстве является истец, привлечены для строительства квартиры в многоквартирном доме. Следовательно, данные отношения регулируются Законом об участии в долевом строительстве. 
Установленный названным законом уровень гарантий по отношению к гражданину - потребителю не может быть уменьшен в зависимости от того, что его денежные средства привлечены для долевого строительства путем уступки права (требования). При фактически сложившихся отношениях предметом договора является привлечение денежных средств для строительства многоквартирного дома. При нарушении предусмотренного договором срока передачи объекта участнику долевого строительства застройщик уплачивает ему неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка уплачивается в двойном размере. В связи с переходом к истцу прав первоначального кредитора по основному обязательству к нему перешло и право на взыскание неустойки с момента просрочки передачи квартиры. Договор уступки не содержит ограничений для нового кредитора в объеме передаваемых прав по первоначальному договору. Не содержит подобных ограничений и Закон об участии в долевом строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору