РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
171  организация
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за май 2015 года

05.06.2015

Оглавление

 

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Уточнены полномочия Минстроя России
  2. Старые формы разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию утрачивают силу, новые - вводятся в действие
  3. Известны индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2015 г.
  4. Не нуждающиеся в госрегистрации акты Минстроя России публикуются на сайте Министерства
  5. Отчет об определении кадастровой стоимости: уточнены требования к составлению и содержанию
  6. Об определении сметной стоимости объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Деятельность в историческом поселении: регулирование будет усовершенствовано?
  2. Возможно, государство поможет памятникам истории и культуры дожить до разработки проектов зон охраны
  3. Капстроительство на водных объектах: перечень документов для разрешения на строительство будет уточнен

 

Судебная практика:

  1. С подрядчика, который безвозмездно устранил выявленные недостатки, нельзя взыскать договорный штраф за некачественное выполнение работ
  2. В каких случаях залог права аренды земельного участка при долевом строительстве прекращается?
  3. Долевое строительство многоквартирного дома: может ли суд снизить неустойку, взыскиваемую с застройщика?
  4. У принципала не возникает обязанностей по договору подряда, заключенному агентом от своего имени
  5. Если разрешение на строительство дома было получено, но на меньшее количество этажей...
  6. Оспаривание кадастровой стоимости земли: можно ли представить отчет об оценке без экспертного заключения?
  7. О компенсации заказчиком расходов подрядчика на оплату проживания привлеченных работников

 

Из оглавления - ссылки на соответствующие разделы

 

Федеральные нормативно-правовые акты

 

1. Уточнены полномочия Минстроя России

Указ Президента РФ от 22 мая 2015 г. №  259 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №  819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»

Скорректирован Указ Президента РФ о Минстрое России. За Министерством закреплены функции по координации деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ и ГК "Олимпстрой". Поправками упоминание о ГК исключено. Поправки вступают в силу со дня подписания.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

2. Старые формы разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию утрачивают силу, новые - вводятся в действие

Постановление Правительства РФ от 6 мая 2015 г. №  437 “О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. №  698”

Утратило силу постановление Правительства РФ о формах разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. 
Дело в том, что формы указанных документов устанавливает не Правительство РФ, а Минстрой России. Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. N 117/пр утверждены новые формы разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Новые формы применяются с момента отмены прежних.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

3. Известны индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2015 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 10 апреля 2015 г. N  КЦ/2015-04ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на апрель 2015 года"

Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на апрель 2015 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

4. Не нуждающиеся в госрегистрации акты Минстроя России публикуются на сайте Министерства

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 апреля 2015 г. №  292/пр “Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации” (не вступил в силу)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Мая 2015 г. Регистрационный N 37161. 
Установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Минстроя России, не нуждающихся в госрегистрации. Такие акты публикуются на официальном сайте Министерства (www.minstroyrf.ru). Исключение - акты или их отдельные положения, содержащие сведения ограниченного доступа, персональные данные или иную служебную информацию. Определены сроки опубликования. Размещение актов на сайте является их официальным опубликованием. Подлежащие опубликованию акты вступают в силу с момента их подписания (если в акте не предусмотрен иной порядок введения в действие).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

5. Отчет об определении кадастровой стоимости: уточнены требования к составлению и содержанию

Приказ Министерства экономического развития РФ от 6 апреля 2015 г. №  201 “О внесении изменений в требования к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 г. №  382”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 Мая 2015 г. Регистрационный N 37223. 
Скорректированы требования к составлению и содержанию отчета об определении кадастровой стоимости. Теперь отчет в форме упакованного (архивированного) электронного документа подписывается усиленной квалифицированной ЭП (ранее - квалифицированной ЭП). Уточнены сведения, которые указываются в вводной части отчета. В частности, теперь должна быть определена еще и цель оценки. Конкретизированы некоторые сведения из расчетной (основной) части отчета. Речь идет о выводах по результатам анализа сведений, характеризующих состояние рынка объектов оценки, об итогах сбора данных о значениях ценообразующих факторов, определяющих стоимость объектов, описании процесса их группировки, о результатах расчета кадастровой стоимости и др. Дополнено содержание заключительной части отчета. Она должна включать также анализ результатов сбора, в т. ч. оценку полноты, актуальности, обоснование применения (неприменения) сведений, имевшихся у органов госвласти и местного самоуправления. Кроме того, установлены дополнительные требования к некоторым файлам, предоставляемым на электронном носителе информации.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

6. Об определении сметной стоимости объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 мая 2015 г. №  337/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”

Скорректирован федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возведение которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Из раздела "Государственные сметные нормативы" исключены Раздел 31 "Предприятия агропромышленного комплекса" и Раздел 42 "Предприятия торговли и общественного питания" Сборника цен на проектные работы для строительства. Из подраздела "Временно действующие сборники отраслевых сметных нормативов" раздела "Отраслевые сметные нормативы" исключены Справочник базовых цен на проектные работы для строительства объектов Минобороны России. Общие указания, разделы 1,2; Дополнения к данному Справочнику. Разделы 3, 4, 5, изменения и дополнения к разделам 1, 2. Из раздела "Территориальные сметные нормативы" исключены нормативы для Удмуртии, Чувашии и Тверской области.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Проекты федеральных нормативно-правовых актов

 

7. Деятельность в историческом поселении: регулирование будет усовершенствовано?

Досье на проект федерального закона  682349-6 “О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (внесен 19.12.2014 депутатами ГД Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой, членом СФ С.Е. Рыбаковым)

15 мая 2015 г. Госдума приняла в первом чтении поправки, совершенствующие регулирование деятельности в историческом поселении. Так, федеральные и региональные органы охраны объектов культурного наследия будут уполномочены утверждать требования к градостроительным регламентам в границах поселения, его историко-культурный опорный план. Кроме того, местные и региональные власти будут разрабатывать градостроительные регламенты за пределами поселения в целях сохранения таких предметов охраны, как композиция и силуэт застройки, панорамы, соотношение природного и созданного человеком окружения. Предлагается установить дополнительные механизмы регулирования строительной деятельности в историческом поселении. Так, архитектурные решения проектов строительства и реконструкции в границах поселения нужно будет согласовывать с уполномоченным органом на соответствие их предмету охраны поселения. Кроме того, чтобы получить разрешение на строительство в границах исторического поселения или зон охраны объектов культурного наследия, застройщик должен будет представить заключение о соответствии строительных работ требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия. Предлагается установить штраф за нарушение градостроительных регламентов в границах поселения. С граждан будут взыскивать от 15 000 до 100 000 руб., с должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб., с организаций - от 100 000 до 1 млн руб.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Возможно, государство поможет памятникам истории и культуры дожить до разработки проектов зон охраны

Досье на проект федерального закона  682357-6 “О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (внесен 19.12.2014 депутатами ГД Е.Г. Драпеко, Н.В. Левичевым, Е.И. Кузьмичевой, членом СФ С.Е. Рыбаковым)

15.05.2015 Государственная Дума приняла в первом чтении поправки к Закону об объектах культурного наследия. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны. К ним относятся охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Поправками предлагается внести в этот список защитную зону. Под ней понимается территория, в пределах которой устанавливается режим, запрещающий строительство и реконструкцию объектов капстроительства, связанную с изменением их объемно-пространственных характеристик. Она будет определяться для памятников и ансамблей на период до утверждения проекта вышеперечисленных зон охраны объекта. В населенных пунктах защитная зона памятников составит 100 м от внешней границы территории памятника, ансамблей - 150 м от внешней границы территории ансамбля. Вне населенных пунктов это 200 и 250 м соответственно. В отсутствие утвержденной границы территории защитная зона будет устанавливаться от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В населенных пунктах она составит 200 м, вне их - 250 м. Ограничения хозяйственной деятельности в защитной зоне будут возникать с даты вступления в силу решения о включении объекта в реестр и действовать до разработки и утверждения проекта зон охраны объекта.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

9. Капстроительство на водных объектах: перечень документов для разрешения на строительство будет уточнен

Досье на проект федерального закона  555176-6 “О внесении изменений в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации” (внесен депутатом ГД А.Ю. Русских)
19 мая 2015 г. Госдума приняла в первом чтении поправки, уточняющие перечень документов, необходимых для получения разрешений на капстроительство на поверхностных водных объектах силу ГрК РФ для получения разрешения на строительство требуются, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план и схема планировочной организации участка. Вместе с тем на землях, покрытых поверхностными водами, земельные участки не образуются. Таким образом, в случае строительства, реконструкции на поверхностном водном объекте необходимы не правоустанавливающие документы на земельный участок, а решение о предоставлении водного объекта в пользование для соответствующих целей. При этом разработка вышеназванных плана и схемы в данном случае невозможна, поскольку земельный участок в значении, употребляемом в ЗК РФ, отсутствует. Однако, согласно ГрК РФ, если таких документов нет, в выдаче разрешения на строительство может быть отказано. В связи с этим будет уточнено, что в случае, если строительство, реконструкция объекта капстроительства планируются на поверхностном водном объекте, требуется только решение о предоставлении водного объекта в пользование или договор водопользования. Представлять градостроительный план и схему планировочной организации земельного участка, а также реквизиты проектов планировки и межевания территории в данной ситуации не нужно.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

Судебная практика

 

10. С подрядчика, который безвозмездно устранил выявленные недостатки, нельзя взыскать договорный штраф за некачественное выполнение работ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27 января 2015 г. N Ф05-15405/14 по делу N А40-36316/2014 (ключевые темы: гарантийный срок - договор подряда - капитальный ремонт - устранение неисправностей - безвозмездное устранение недостатков)
Заказчик просил взыскать с подрядчика договорный штраф в связи с некачественным выполнением ремонтных работ. В иске было отказано. Суды исходили из того, что подрядчик в соответствии с условиями договора за свой счет устранил недостатки в отремонтированной технике, обнаруженные в течение гарантийного срока. Предусмотренный договором штраф за некачественное выполнение работ в совокупности с безвозмездным устранением неисправности в течение гарантийного срока является двойной мерой ответственности. Суд округа признал выводы судов правомерными. При этом он отметил следующее. Закон урегулировал последствия некачественного выполнения работ по договору подряда, в т. ч. санкции и меры оперативного воздействия, применяемые к исполнителю по выбору заказчика. В силу ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора, ухудшившими ее результат, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору предъявить к подрядчику определенные требования. Речь идет о безвозмездном устранении недостатков в разумный срок; соразмерном уменьшения цены; возмещении расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре. Приведенная норма является диспозитивной. В ней указано, что иное может быть установлено законом или договором. Следовательно, приоритет над этой нормой имеют специальный закон и договор, которые могут изменять как сам перечень данных требований, так и способы их реализации. В спорном же случае стороны не выбрали иного вида ответственности или иных мер оперативного регулирования. Фактически они согласовали два вида санкций за одно и то же нарушение (безвозмездное устранение недостатков и штраф). Это противоречит основополагающему принципу российского права, согласно которому никто не может нести ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

11. В каких случаях залог права аренды земельного участка при долевом строительстве прекращается?

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27 апреля 2015 г. N  305-КГ15-111 Суд отменил постановления апелляционной и кассационной инстанций, оставив без изменения решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным постановление о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, поскольку наличие договора участия в долевом строительстве не является безусловным основанием для указания в оспариваемом постановлении на предоставление земельного участка в аренду с обременением правами общества на создаваемый объект недвижимого имущества

По договору уступки к организации перешли права требования к застройщику по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома в части определенного количества квартир. Впоследствии решением суда был расторгнут договор, на основании которого застройщик в целях жилищного строительства арендовал земельный участок, находящийся в госсобственности. Затем было издано постановление о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды того же участка. Организация оспорила это постановление в части указания объема обременения дома, возводимого на предоставляемом участке, правами третьих лиц и указания на отсутствие залога участка. Она полагала, что в постановлении должно быть указано на обременение создаваемого объекта недвижимости в т. ч. ее правами. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ согласилась с первой инстанцией, которая отказала в удовлетворении заявления организации. При этом было отмечено, в частности, следующее. Залог права аренды земельного участка, предоставленного для строительства многоквартирного дома, возникает в силу положений Закона об участии в долевом строительстве. Его обеспечительная функция направлена на надлежащее исполнение застройщиком в период строительства принятых на себя обязательств. Согласно данному закону залог права аренды земельного участка прекращается с момента передачи всех объектов долевого строительства в доме, построенном на этом земельном участке. Как следует из материалов дела, в отношении застройщика введена процедура наблюдения, он признан банкротом, открыто конкурсное производство. Это означает, что застройщик не способен удовлетворить требования участников строительства, завершить строительство и передать им квартиры. Требования к застройщику могут быть предъявлены участниками долевого строительства в рамках дела о банкротстве. В целях обеспечения граждан квартирами по заключенным ранее договорам долевого участия был привлечен новый застройщик с предоставлением ему земельного участка на праве аренды. Организация не приводила возражений по основаниям передачи земельного участка в аренду новому застройщику. У суда не имеется доказательств того, что в связи с неисполнением застройщиком своих обязательств она обращалась ранее за взысканием на предмет залога, т. е. имела намерение реализовать свое право залогодержателя на предмет залога до прекращения договора аренды в судебном порядке. Аренда земельного участка была прекращена, в связи с чем перестал существовать предмет ипотеки. Таким образом, ипотека права аренды земельного участка прекратилась по основанию, предусмотренному ГК РФ, т. е. в связи с прекращением заложенного права.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

12. Долевое строительство многоквартирного дома: может ли суд снизить неустойку, взыскиваемую с застройщика?

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N  4-КГ14-39 Суд отменил апелляционное определение и направил на новое рассмотрение дело о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств, штрафа за нарушение прав потребителей, поскольку размер неустойки может быть снижен судом в соответствии с гражданским законодательством только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика

Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов предусмотрена ответственность застройщика. Так, в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта застройщик уплачивает неустойку. Размер неустойки (пени) - одна трехсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, такая неустойка уплачивается застройщиком в двойном размере. Относительно возможности снижения судом размера подобной неустойки СК по гражданским делам ВС РФ указала следующее. В силу ГК РФ в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. Исходя из законодательства и ранее сформулированных разъяснений, а также принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе, размер неустойки может быть снижен судом на основании норм ГК РФ. Однако такое допустимо только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика (застройщика). При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства (в частности, что возможная сумма убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки). Кредитор (гражданин-дольщик) для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. 
При этом снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства. Таким образом, суд может снизить упомянутую неустойку в исключительных случаях и только если имеются доказательства ее явной несоразмерности и заявление со стороны ответчика (застройщика).

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

13. У принципала не возникает обязанностей по договору подряда, заключенному агентом от своего имени

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 февраля 2015 г. N Ф06-19369/13 по делу N А55-12402/2014 (ключевые темы: агентский договор - договор подряда - монтажные работы - неосновательное обогащение - третье лицо)

Подрядчик просил взыскать неосновательное обогащение - стоимость работ, выполненных на территории и объектах, собственником которых является ответчик. Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, отказавшей в иске. Это объясняется следующим. Работы выполнены на основании договоров подряда, в которых заказчиком выступает третье лицо, ранее заключившее с ответчиком агентский договор. По нему данное лицо (агент) обязалось от своего имени и за счет принципала (ответчика) осуществлять действия по организации строительства. Договоры подряда заключены агентом от своего имени. Ответчик в данных обязательствах в качестве стороны не участвует. На основании ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Всякий гражданско-правовой договор порождает обязательственные отношения лишь между его сторонами и дает им право требовать исполнения друг от друга, но не от лиц, не участвующих в договоре. В рассматриваемом случае третье лицо является агентом ответчика и выступает в договорах подряда от своего имени. Поэтому ответчик не может быть признан лицом, обязанным перед истцом по данным договорам. Следовательно, оплатить работы в соответствии с договорами подряда обязано третье лицо. Таким образом, обязанность по оплате работ по договорам подряда возложена не на ответчика, а на третье лицо. Результат данных работ приобретен ответчиком у третьего лица и оплачен ему в полном объеме в рамках агентского договора. С учетом этого апелляционная инстанция пришла к правомерному выводу о недоказанности истцом факта неосновательного обогащения.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

14. Если разрешение на строительство дома было получено, но на меньшее количество этажей...

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 марта 2015 г. N  18-КГ14-207 Суд отменил ранее принятые судебные акты по делу о сносе самовольной постройки, которыми в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку материалами дела подтверждается, что хотя истцом и получено разрешение на строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома, а построен шестиэтажный многоквартирный жилой дом, однако при этом ответчиком соблюдены все необходимые строительные и санитарные нормы и правила, построенный дом не создает угрозы жизни и здоровью граждан, что подтверждается заключением судебной строительно-технической экспертизы

Местная администрация обратилась в суд, потребовав от гражданина снести самовольно возведенное строение - часть этажей жилого дома. В свою очередь, ответчик предъявил встречный иск - потребовал признать его право собственности на данный многоквартирный жилой дом. Как указал гражданин, спорное строение возведено на его участке с соблюдением целевого назначения этой земли. Разрешение было получено на строительство трехэтажного многоквартирного дома (а возведены шесть этажей). Однако объект возведен с соблюдением экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, строительных норм и правил, обеспечивающих при эксплуатации безопасные условия. Иного способа признать право собственности на завершенный строительством объект нет. Суды двух инстанций поддержали позицию гражданина. СК по гражданским делам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение, пояснив следующее. По ГК РФ собственник участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своей земле другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении участка. Также ГК РФ предусматривает возможность признать право собственности на самовольную постройку за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится участок. Исходя из ранее сформулированных разъяснений, отсутствие разрешения на строительство само по себе - не основание для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время нужно установить, предпринимало ли лицо надлежащие меры к легализации, в частности, к получению такого разрешения. Следовательно, как подчеркнула Коллегия, право собственности на самовольную постройку, возведенную без разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить такие разрешения, но не предприняло мер для этого. Иначе имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы в неравное положение добросовестного застройщика. Кроме того, надо учитывать требования СНиП 2.07.01-89. Так, для размещения многоквартирного дома минимальная нормативная площадь земли должна быть рассчитана по нормативу 40 кв. м на 1 квартиру без площади застройки.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

15. Оспаривание кадастровой стоимости земли: можно ли представить отчет об оценке без экспертного заключения?

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2015 г. N  56-АПГ15-1 Решение по делу об установлении кадастровой стоимости земельного участка, которым в удовлетворении требований отказано, оставлено без изменения, поскольку суд пришел к обоснованному выводу о том, что отчет эксперта не может служить доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, а приложенное к апелляционной жалобе экспертное заключение не было предметом оценки суда первой инстанции и не может повлиять на правильность вывода суда
Собственник доли в праве собственности на землю обратился в суд, потребовав уставить кадастровую стоимость участка равной его рыночной цене. СК по административным делам ВС РФ не поддержала позицию заявителя и указала в т. ч. следующее. Специальным актом, устанавливающим порядок и основания пересмотра кадастровой стоимости является Закон об оценочной деятельности. Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке. Рыночная стоимость, которая подлежит внесению в госкадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату. Между тем в данном случае собственник представил отчет об оценке, исходя из которого рыночная стоимость участка была определена на дату, отличную от момента внесения сведений в госкадастр (несовпадение составило около 11 мес.). Кроме того, Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" предусматривает, что должно указываться в тексте такого отчета. Так, в нем должны присутствовать ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток. Между тем в отчете, представленном собственником, таблица объектов - аналогов не содержала сведений о дате размещения объявлений о продаже таких объектов. Кроме того, в дело не было представлено экспертное заключение (а только отчет). Однако, исходя из законодательства, экспертное заключение является документом, подтверждающим возможность использования отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости в качестве надлежащего доказательства по делу. Поэтому спорный отчет не может служить доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости участка.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

 

16. О компенсации заказчиком расходов подрядчика на оплату проживания привлеченных работников

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2015 г. N Ф03-5800/14 по делу N А51-9524/2014 (ключевые темы: условия договора - счетная палата - неосновательное обогащение - оплата проживания - адрес места нахождения)

В договоре подряда предусматривалось, что оплата за проживание работников подрядчика, командированных в место выполнения работ, не входит в цену договора. Заказчик обязан организовать и оплатить проживание работников подрядчика. Заказчик просил взыскать неосновательное обогащение - сумму, которую он перечислил подрядчику в счет оплаты проживания иностранных работников. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что иск должен быть удовлетворен полностью. Суд округа согласился с ее выводами. По условиям договора заказчик должен компенсировать только оплату за проживание работников подрядчика, командированных в место выполнения работ. В силу Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, командированным считается только тот работник, который направлен работодателем для выполнения трудовых функций вне места постоянной работы. Тот факт, что подрядчик привлекал к работам иностранных граждан, которые исполняли трудовые функции вне места своего постоянного жительства, не наделяет их статусом командированных работников. Иностранные граждане принимались на работу и исполняли трудовые обязанности по месту нахождения подрядчика. При таких обстоятельствах у ответчика отсутствуют правовые основания для удержания денежных средств, полученных в счет оплаты за проживание работников, не являющихся командированными.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору