РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов,регулирующих строительную деятельность, за март 2015 года

23.04.2015


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Земля для строительства жилья: обновили процедуру предоставления участков Фондом "РЖС"
  2. Договор подряда: о вычете НДС при списании заказчиком дебиторской задолженности
  3. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2015 г.
  4. Предоставление земельного участка через аукцион для строительства зданий: на какой срок заключается договор аренды участка?
  5. Бетонщик: трудовые функции, необходимые знания и умения
  6. Безопасность зданий и сооружений: как применяется новый перечень обязательных ГОСТов и СП?
  7. Строительство: дополнены индивидуальные сметные нормативы
  8. Утратил силу один из руководящих документов по стандартизации в строительстве

Судебная практика:

  1. Разрешение на строительство будет отозвано, если в градостроительный план земельного участка не внесли информацию об объекте культурного наследия
  2. Когда отказ заказчика от подписания акта приемки работ считается обоснованным?
  3. Когда договор подряда признается незаключенным?
  4. Об оспаривании результатов кадастровой оценки земли
  5. Аренда (субаренда) земли в целях строительства: на что обратить внимание?
  6. В период просрочки выполнения работ не включается предусмотренный договором срок для их приемки заказчиком
  7. С какого момента начисляется неустойка за нарушение срока передачи квартиры в случае уступки права требования участником долевого строительства?
  8. Закон не предусматривает взыскание неустойки за нарушение застройщиком срока получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию

Федеральные нормативно-правовые акты

1. Земля для строительства жилья: обновили процедуру предоставления участков Фондом "РЖС"

 Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Скорректированы Закон о содействии развитию жилищного строительства и некоторые другие акты. Поправки обусловлены тем, что с 1 марта 2015 г. оптимизирована процедура предоставления земельных участков из государственной (муниципальной) собственности. В частности, уточнены некоторые функции Фонда "РЖС". Так, он проводит аукционы по продаже земельных участков для строительства жилья, на заключение договоров аренды участков для этой цели, а также для комплексного освоения территории, в рамках которого предусмотрено в т. ч. такое строительство. Кроме того, Фонд уполномочен проводить аукционы на заключение договоров безвозмездного пользования участками для строительства жилья эконом-класса, для комплексного освоения территории (в т. ч. для строительства жилья эконом-класса). В связи с этим скорректирована процедура проведения указанных аукционов. Уточнены требования к содержанию извещения об их проведении, участникам, существенным условиям вышеназванных договоров и состав информации, подлежащей опубликованию в официальном печатном издании и на сайте Фонда, и др.
Также обновлен порядок заключения Фондом указанных договоров. Кроме того, Фонд обязали представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти необходимые сведения для включения в реестр недобросовестных участников аукциона. В связи с этим положения о ведении реестра недобросовестных застройщиков исключены. Уточнены порядок подачи в Фонд некоторых ходатайств о передаче земельных участков кооперативам и требования к их содержанию. Речь идет о ходатайствах федеральных госорганов, органов управления государственных академий наук, научных центров и ФГОУ ВПО.
Введено понятие "размер первого арендного платежа", установлен порядок его определения. Скорректирован перечень юридических и других действий (в т. ч. сделок) в отношении земельных участков и иной недвижимости в федеральной собственности, совершаемых Фондом в качестве агента Российской Федерации. Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования. Действие его отдельных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Договор подряда: о вычете НДС при списании заказчиком дебиторской задолженности

 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 января 2015 г. N 03-07-11/69652 О восстановлении заказчиком НДС, принятого к вычету при перечислении подрядной организации, не выполнившей обязательства по договору подряда, суммы оплаты в счет предстоящего выполнения работ
Согласно рассмотренной ситуации заказчиком была списана дебиторская задолженность, образовавшаяся в связи с перечислением подрядчику, не выполнившему обязательства по договору, оплаты в счет предстоящих работ. Разъяснено, что суммы НДС, принятые заказчиком к вычету при перечислении суммы оплаты, восстанавливаются при списании дебиторской задолженности.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2015 г.

 Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 13 февраля 2015 г. № КЦ/2015-02ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на ФЕВРАЛЬ 2015 года”
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на февраль 2015 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

4. Предоставление земельного участка через аукцион для строительства зданий: на какой срок заключается договор аренды участка?

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 февраля 2015 г. № 137/пр “Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 Марта 2015 г. Регистрационный N 36368. При предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, через аукцион в аренду для строительства зданий (сооружений) договор аренды заключается на срок, в 2 раза превышающий необходимый для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий (сооружений). Установлено, что названный необходимый срок выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства составляет 60 месяцев. При этом на инженерные изыскания и архитектурно-строительное проектирование отводится по 12 месяцев, а на строительство - 36 месяцев.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

5. Бетонщик: трудовые функции, необходимые знания и умения

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 февраля 2015 г. № 74н “Об утверждении профессионального стандарта “Бетонщик” (не вступил в силу) Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 Марта 2015 г. Регистрационный N 36412. Утвержден профессиональный стандарт бетонщика. В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации (выполняемые трудовые действия, необходимые умения и знания). Приведены требования к образованию и обучению, опыту практической работы. Указаны особые условия допуска к работе.
Основная цель профессиональной деятельности данного специалиста - выполнение комплекса работ по укладке, уплотнению бетонной смеси, уходу за бетоном, обработке бетонных поверхностей при строительстве, а также расширению, реконструкции, реставрации и капремонту зданий и сооружений. Профстандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Его также могут использовать организации профобразования при разработке профессиональных образовательных программ.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

6. Безопасность зданий и сооружений: как применяется новый перечень обязательных ГОСТов и СП?

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 февраля 2015 г. № 138/пр “Об утверждении Методических рекомендаций по применению перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521”
Был утвержден новый перечень нацстандартов и сводов правил (их частей), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Он начнет действовать с 1 июля 2015 г. Установлено, как применяется данный перечень.
Так, требования приведенных в перечне документов в области стандартизации (их частей) должны соблюдаться при инженерных изысканиях, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, эксплуатации и сносе объектов капстроительства. При этом они не обязательны в отношении следующих зданий и сооружений. Во-первых, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2015 г. Во-вторых, тех, строительство, реконструкция и капремонт которых ведутся в соответствии с проектной документацией, утвержденной или представленной на экспертизу до указанной даты. В-третьих, зданий и сооружений, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до 1 июля 2015 г. Если документы из перечня устанавливают требование пройти при вышеназванных работах административные процедуры, не предусмотренные российским законодательством, оно не выполняется. Изменения, которые вносятся в документы из перечня, применяются на добровольной основе. Такие поправки станут обязательными только после внесения изменений в перечень. Если требование включенного в перечень документа является рекомендательным, выполнять его или нет - решает застройщик (техзаказчик) или уполномоченное им лицо (исполнитель конкретного вида работ). Документы в области стандартизации (их части), на которые ссылаются своды правил и нацстандарты, применяются в обязательном порядке только в том случае, если они есть в перечне. Приложения к документам, включенным в перечень, исполняются на обязательной основе по такому же принципу. Они должны быть в перечне.
 Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

7. Строительство: дополнены индивидуальные сметные нормативы

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 31 декабря 2014 г. № 936/пр “О внесении сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета”
Дополнен раздел 4 "Индивидуальные сметные нормативы" федерального реестра сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых с привлечением средств федерального бюджета. Решено внести индивидуальные элементные сметные нормы и единичные расценки на устройство монолитных железобетонных конструкций зданий и сооружений Нижне-Бурейской ГЭС, представленные ОАО "РусГидро".
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

8. Утратил силу один из руководящих документов по стандартизации в строительстве

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 24 февраля 2015 г. № 132/пр "О признании утратившим силу приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 ноября 1992 г. № 250” (не вступил в силу)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Марта 2015 г. Регистрационный N 36557. Утратил силу Порядок проведения проверок соблюдения требований стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов РДС-101-92 (утвержден приказом Минстроя России от 10 ноября 1992 г. N 250). Данный акт уже не актуален и противоречит действующему законодательству.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. Разрешение на строительство будет отозвано, если в градостроительный план земельного участка не внесли информацию об объекте культурного наследия

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 305-КГ14-2820 Суд оставил в силе постановление апелляционного суда, которым отказано в признании недействительным решения уполномоченного органа об отзыве разрешения на строительство спортивно-культурно-оздоровительного и торгово-развлекательного комплекса, поскольку созданная в соответствии с действующим законодательством градостроительно-земельная комиссия в пределах предоставленных ей полномочий приняла решение об отмене ранее выданного градостроительного плана земельного участка, следовательно, отзыв разрешения на строительство в отсутствие действующего градостроительного плана земельного участка не может нарушать права общества
В суд обратилась организация, у которой было отозвано ранее выданное разрешение на строительство на территории г. Москвы. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ согласилась с апелляционной инстанцией, которая признала отзыв разрешения правомерным. Это объясняется следующим.
В соответствии с законодательством для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Охранная зона - территория, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, кроме применения специальных мер по сохранению и регенерации историко-градостроительной или природной среды объекта.
В границах земельного участка, на котором планировалось строительство, находится территория объекта культурного наследия и зоны его охраны. В градостроительном плане земельного участка информация об этом отсутствовала, что послужило основанием для его отмены. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка. Невнесение в градостроительный план всех необходимых сведений повлекло выдачу разрешения на строительство без учета такой информации и с нарушением запрета на строительство на территории объектов культурного наследия и зон их охраны. Первая и кассационная инстанции признали отзыв разрешения на строительство неправомерным, сославшись на отсутствие в законе оснований для последующего отзыва уже выданного разрешения. Между тем градостроительный план земельного участка и оформленное согласно его сведениям разрешение на строительство изначально были выданы с нарушением норм о градостроительной деятельности. Таким образом, при подготовке градостроительного плана не была отображена информация об объекте культурного наследия регионального значения, сведения о котором должны быть приняты во внимание при последующей выдаче разрешения на строительство, согласовании проектной документации. Поэтому апелляционная инстанция обоснованно с учетом установленного законом особого режима использования земель, на которых расположены памятники истории и культуры, зоны охраны объектов культурного наследия, отказала в удовлетворении заявления организации.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Когда отказ заказчика от подписания акта приемки работ считается обоснованным?

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 ноября 2014 г. N Ф09-7035/14 по делу N А60-35262/2013 (ключевые темы: договор подряда - односторонний порядок - неосновательное обогащение - сопроводительное письмо - существенный недостаток)
Апелляционная инстанция отказала подрядчику во взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд округа согласился с ее выводами, отметив при этом следующее. В соответствии с ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Вместе с тем, односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. ГК РФ специально предусмотрены основания, по которым заказчик вправе отказаться от приемки. А именно: если обнаруженные недостатки исключают возможность использовать результат работы для цели, указанной в договоре, и к тому же ни подрядчик, ни заказчик не могут устранить дефекты (т. е. существенные недостатки). По смыслу данных норм суд должен проверить обоснованность мотивов отказа заказчика от подписания акта о приемке выполненных работ. При этом заказчик должен доказывать обоснованность отказа. Обоснованными мотивами для отказа от подписания акта могут быть следующие обстоятельства. Отрицательные результаты испытаний при приемке; нарушение процедуры приемки работ, предусмотренной договором или установленной нормативно-правовыми актами для отдельных объектов строительства; обнаружение недостатков, которые исключают возможность использования объекта строительства для указанной в договоре цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком. Заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных работ либо, если это предусмотрено договором, этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке Подрядчик не представил надлежащих доказательств уведомления заказчика о необходимости приемки работ. Поэтому оснований для взыскания задолженности по односторонним актам не имеется.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Когда договор подряда признается незаключенным?

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 ноября 2014 г. N Ф08-8992/14 по делу N А32-41127/2013 (ключевые темы: договор подряда - исполнение обязательств - предмет договора - передаточный акт - индивидуально определенная вещь)
Суд округа согласился с апелляционной инстанцией, которая признала договор на изготовление и установку металлопластиковых изделий незаключенным. На основании ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). В договоре подряда указываются цена работы или способы ее определения. Таким образом, договор подряда признается заключенным, если сторонами в письменной форме согласовано условие о его предмете, сроках выполнения работ, цене либо способах ее определения. Указанные условия должны быть сформулированы с той степенью определенности, которая позволяет индивидуализировать объект порождаемых договором обязательств. Невозможность такой индивидуализации влечет невозможность исполнения договора по причине неопределенности в вопросе о содержании действий, которые должник обязан совершить в пользу кредитора. В спорном договоре не определен конкретный предмет (отсутствуют смета, проектный эскиз, размер изделий, количество, адрес и место установки, сертификаты). Само по себе указание в договоре на обязательства по изготовлению и установке изделий без согласования их количества, размеров, иных определенных характеристик изделий, обладающих признаками индивидуально-определенной вещи, а также места установки, не является доказательством согласования предмета договора. В материалы дела не представлена первичная документация на приобретение изделий либо материалов для их изготовления, т. е. не подтверждено фактическое выполнение работ. Подписание акта сдачи-приемки не лишает сторону права представлять возражения по объему выполненных работ. В отсутствие доказательств фактического исполнения обязательств суд установил, что работы не выполнены. Предмет договора не согласован. При таких обстоятельствах договор правомерно признан незаключенным.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

4. Об оспаривании результатов кадастровой оценки земли

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 января 2015 г. N 55-АПГ14-16 Суд отменил ранее принятое решение по делу об установлении кадастровой стоимости земельного участка и внесении изменений в государственный кадастр недвижимости, которым заявленные требования удовлетворены, поскольку установлено, что рыночная стоимость объекта недвижимости и его кадастровая стоимость установлены на разные даты, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования
Арендатор муниципального участка обратился в суд, потребовав установить кадастровую стоимость данной земли в размере, равном ее рыночной цене. При этом заявитель представил свой расчет рыночной стоимости, установленный независимым оценщиком. СК по административным делам ВС РФ не поддержала позицию арендатора и указала следующее. В силу ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях устанавливается кадастровая стоимость участка. Кадастровая стоимость также может применяться для определения арендной платы за государственную или муниципальную землю. Для установления такой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением отдельных случаев. Кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной цены участка его кадастровая стоимость устанавливается в величине, равной ей. По Закону об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физлицами в суде или комиссии. Такое возможно в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания данных результатов рыночная цена объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Между тем в данном деле арендатор представил отчет оценщика, в котором рыночная цена участка была определена по состоянию на иную дату, нежели установлена кадастровая стоимость (на 1 января другого года). Т. е. рыночная цена объекта и его кадастровая стоимость были установлены на разные даты. Следовательно, есть основания для отказа в удовлетворении заявления.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

5. Аренда (субаренда) земли в целях строительства: на что обратить внимание?

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 декабря 2014 г. N Ф06-17617/13 по делу N А55-1350/2014 (ключевые темы: арендная плата - субаренда - часть земельного участка - условия договора - сельскохозяйственные производственные кооперативы)Истец, предоставивший ответчику часть земельного участка в субаренду для строительства энергообъекта, просил взыскать с него задолженность по арендной плате.
В иске было отказано. Суды исходили из того, что договором субаренды установлена арендная плата в виде единовременного платежа в твердой сумме, которая ответчиком внесена. В связи с чем надлежащее исполнение прекращает обязательство в данной части. Кроме того, сумма арендной платы определена по договоренности сторон за весь период строительства. Строительство энергообъекта не закончено, он в эксплуатацию не введен. Но кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение ввиду следующего.
Предметом договора субаренды является, прежде всего, передача ответчику части земельного участка в субаренду за плату. Строительство является лишь целью заключения договора субаренды. Таким образом, оплата, установленная в договоре, является платой за пользование землей. А срок субаренды может как превышать, так и быть меньше срока строительства. При таких условиях оплата по договору установлена за определенный срок субаренды, а не за срок строительства энергообъекта. По истечении срока действия договора земельный участок не был возвращен истцу. Ответчик продолжал пользоваться земельным участком в целях продолжения строительства. Следовательно, плата за пользование арендованной землей подлежит взысканию за последующий период.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

6. В период просрочки выполнения работ не включается предусмотренный договором срок для их приемки заказчиком Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 декабря 2014 г. N Ф07-10027/14 по делу N А56-75167/2013 (ключевые темы: неустойка - приемка результата работы - сроки выполнения работы - бик - подрядчик)Заказчик просил взыскать с подрядчика неустойку за просрочку выполнения работ. Апелляционная инстанция посчитала, что при определении периода просрочки должен быть учтен предусмотренный договором 10-дневный срок на комиссионную приемку результата выполненных работ. Но суд округа признал такой вывод ошибочным. В соответствии с ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. При этом обязанность организовать приемку работ лежит на заказчике, если иное не установлено договором. Согласно договору приемка производится заказчиком в течение 10 дней с момента окончания всех работ по объекту и представления подрядчиком исполнительной документации. По завершении работ подрядчик при участии всех заинтересованных организаций сдает объект комиссии по приемке, подготовкой и проведением которой занимается заказчик. Следовательно, обязанность организовать и провести приемку лежит на заказчике. Между тем исполнение подрядчиком обязательств по договору не может быть поставлено в зависимость от действий заказчика. Закон связывает возникновение обязанности по оплате работ с фактом их выполнения. Таким образом, у апелляционной инстанции не было оснований для включения в период просрочки 10 дней, предусмотренных договором для комиссионной приемки выполненных работ.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

7. С какого момента начисляется неустойка за нарушение срока передачи квартиры в случае уступки права требования участником долевого строительства? Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 января 2015 г. N 2-КГ14-1 Суд частично отменил апелляционное определение по делу о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, возмещении убытков, поскольку в случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пеню) Участник долевого строительства уступил другому лицу право требования передачи квартиры в собственность. Застройщик передал ее позднее даты, установленной договором участия в долевом строительстве. Поэтому новый кредитор обратился в суд. Он в т. ч. просил взыскать с застройщика неустойку.
По мнению апелляционной инстанции, неустойка начисляется с момента регистрации договора уступки, так как в нем указано, что право требования к застройщику возникает у нового кредитора с этого момента. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с таким выводом. В силу Закона об участии в долевом строительстве уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента госрегистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Согласно ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в т. ч. право на проценты. Право на взыскание с ответчика неустойки возникло у первоначального кредитора по договору участия в долевом строительстве с момента просрочки передачи квартиры (до заключения договора уступки). Соответственно, по договору уступки новый кредитор приобретает тот же объем прав, в т. ч. право требовать взыскания неустойки с застройщика. Пункт договора уступки, на который сослалась апелляционная инстанция, указывает лишь на момент перехода прав к новому кредитору, но не изменяет срок исполнения обязательств ответчика по договору долевого участия и не ограничивает объем прав, переходящих к новому кредитору, в т. ч. и в части неустойки. Другие пункты договора уступки также не содержат ограничений объема прав, передаваемых новому кредитору. Не содержат подобных ограничений и приведенные выше положения Закона об участии в долевом строительстве.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

8. Закон не предусматривает взыскание неустойки за нарушение застройщиком срока получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 февраля 2015 г. N 86-КГ14-9 Суд отменил определение суда апелляционной инстанции о взыскании неустойки, штрафа, возмещении убытков, компенсации морального вреда, поскольку взыскания в пользу участника долевого строительства неустойки за нарушение застройщиком срока получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию не предусмотрено
Участник долевого строительства просил взыскать с застройщика неустойку за нарушение срока ввода дома в эксплуатацию, штраф, возмещение убытков, компенсацию морального вреда. Иск был частично удовлетворен. Суды исходили из того, что разрешение на ввод дома в эксплуатацию получено застройщиком с пропуском срока, предусмотренного договором. Поэтому в силу Закона об участии в долевом строительстве с него должна быть взыскана неустойка по день получения указанного разрешения. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с таким выводом и направила дело на новое рассмотрение. В соответствии с Законом об участии в долевом строительстве при нарушении предусмотренного договором срока передачи объекта участнику долевого строительства застройщик уплачивает ему неустойку. Она уплачивается в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Таким образом, закон предусматривает взыскание неустойки только за нарушение срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства (в спорном случае квартиры). Взыскание с застройщика в пользу участника долевого строительства неустойки за нарушение срока получения разрешения на ввод объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию законом не предусмотрено.
Участник долевого строительства не заявлял о взыскании неустойки по иному основанию (за нарушение срока передачи квартиры). Изложенное не было учтено судами.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору