РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
177  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за январь 2015 года

12.02.2015


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Для бурения скважин экспертиза проектной документации не нужна
  2. Безопасность зданий и сооружений: с 1 июля 2015 г. будет действовать новый перечень обязательных для применения ГОСТов и СП
  3. Расширены полномочия Минстроя России
  4. Контрактная система закупок: если характеристики строительно-монтажных работ меняются...
  5. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на декабрь 2014 г.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Уплата земельного налога в отношении участков под жилищное строительство: что предлагается?

Судебная практика:

  1. На стоимость невозвращенных подрядчиком материалов не начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами
  2. Если заказчик не предоставил подрядчику исходные данные для изготовления проектной документации...
  3. Условие о начислении неустойки, ограничивающей право подрядчика на расторжение договора, ничтожно


Федеральные нормативно-правовые акты

1. Для бурения скважин экспертиза проектной документации не нужна

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. №  533-ФЗ “О внесении изменений в статьи 49 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации”
Расширен перечень объектов капстроительства, в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий которых экспертиза не проводится. Речь идет о буровых скважинах. При возведении и реконструкции последних также не потребуется разрешение на строительство. Правила применяются, если строительство, реконструкция таких объектов предусмотрены подготовленными, согласованными и утвержденными техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, иными документами на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Безопасность зданий и сооружений: с 1 июля 2015 г. будет действовать новый перечень обязательных для применения ГОСТов и СП

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. №  1521 “Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Установлен новый перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента о безопасности зданий и сооружений. Он включает 2 ГОСТа и 74 свода правил (актуализированные редакции СНиП). Новый перечень вступает в силу с 1 июля 2015 г. Проектная документация, представленная на экспертизу до этой даты, проверяется на соответствие национальным стандартам и сводам правил из прежнего перечня.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Расширены полномочия Минстроя России

Постановление Правительства РФ от 17 января 2015 г. №  18 “О внесении изменения в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”
Скорректировано Положение о Минстрое России. Установлено, что Министерство определяет срок для выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды государственных и муниципальных земель. 
Определяющий данный срок акт должен вступить в силу с 01.03.2015.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

4. Контрактная система закупок: если характеристики строительно-монтажных работ меняются...

Письмо Минфина России от 7 ноября 2014 г. N  02-02-08/56115 Об изменении существенных условий контракта на выполнение строительно-монтажных работ
Закон о контрактной системе требует, чтобы документация о закупке содержала показатели, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуги установленным заказчиком условиям, а также значения, которые не могут изменяться. При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с теми, что были указаны в договоре. В данном случае заказчик должен внести поправки в реестр контрактов. Кроме того, он самостоятельно определяет критерии улучшения характеристик. 
Уточнение технических и функциональных характеристик результатов строительно-монтажных работ возможно только в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта (вида работ). Новые характеристики должны соответствовать извещению о закупке или приглашению принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также документации.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

5. Установлены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на декабрь 2014 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 15 декабря 2014 г. №  КЦ/2014-12ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на декабрь 2014 года"
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на декабрь 2014 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по новым ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов

1. Уплата земельного налога в отношении участков под жилищное строительство: что предлагается?

Досье на проект федерального закона №  686306-6 “О внесении изменений в статью 396 Налогового кодекса Российской Федерации” (внесен 24.12.2014 Правительством РФ)
24.12.2014 на рассмотрение в Госдуму поступил проект поправок, касающийся земельного налога. 
В отношении участков, предоставленных юридическим или физическим лицам под жилищное строительство (кроме полученных гражданами для ИЖС), а также организациям и ИП для ИЖС, земельный налог предлагается исчислять с применением следующих коэффициентов. В течение 2 лет по окончании 1 года с момента предоставления участка планируется применять коэффициент 2, в течение 2 последующих лет - 4, затем вплоть до момента регистрации прав на построенные жилые дома - 6. Для комплексных застройщиков предусматривается возможность признания суммы налога, уплаченного с учетом соответствующих повышающих коэффициентов, излишне уплаченной и подлежащей зачету (возврату). В отношении участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физлиц для ИЖС, земельный налог предлагается исчислять с учетом коэффициента 5 (а не 2) по истечении 10 лет с момента получения участка и вплоть до госрегистрации прав на построенный жилой дом. 
Указанные меры приведут к стимулированию правообладателей к застройке земельных участков, завершению строительства или включению в оборот незавершенных строительством жилых домов.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. На стоимость невозвращенных подрядчиком материалов не начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16 сентября 2014 г. N Ф05-9808/14 по делу N А40-163143/2013 (ключевые темы: строительные материалы - проценты за пользование чужими денежными средствами - исполнительный лист - отчетный период - исполнение условий договора)
Заказчик просил взыскать с подрядчика неосновательное обогащение (неосвоенный аванс и стоимость переданных стройматериалов), проценты за пользование чужими денежными средствами и штраф за срыв срока начала работ. Иск был полностью удовлетворен. Но кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение в части взыскания стоимости стройматериалов и процентов, начисленных на эту сумму. Согласно ГК РФ подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо. После окончания работы он должен представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток. Либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала. Таким образом, заказчик в силу закона вправе требовать возврата в натуре переданного и неиспользованного материала, если не докажет невозможность его возврата. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности возврата стройматериалов. 
В силу ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Из этого следует, что проценты за пользование чужими денежными средствами не могут быть начислены на стоимость стройматериалов, поскольку данное обязательство не является денежным.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

2. Если заказчик не предоставил подрядчику исходные данные для изготовления проектной документации...

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2014 г. N Ф07-9423/13 по делу N А56-72215/2012 (ключевые темы: сертификат соответствия - взыскание неустойки - очистные сооружение - сроки выполнения работы - муниципальный контракт)
Заказчик, в частности, просил взыскать с подрядчика неустойку за нарушение срока выполнения работ. Апелляционная инстанция взыскала неустойку. Она исходила из того, что подрядчик не сообщил заказчику о недостатках исходных данных, не приостановил выполнение работ. Но суд округа направил дело на новое рассмотрение, руководствуясь следующим. В силу ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Однако в рассматриваемом случае данная статья ГК РФ не может быть применена, поскольку она позволяет подрядчику приостановить работу при обнаружении в материалах, оборудовании, технической документации таких недостатков, без исправления которых работа не может быть выполнена качественно. Как установлено судом, у подрядчика отсутствовали исходные данные для изготовления проектной документации. В этом случае должна применяться статья ГК РФ про неисполнение заказчиком встречных обязанностей по договору подряда. Она предусматривает право подрядчика не приступать к работе, а начатую работу приостановить, если нарушение заказчиком своих обязательств по договору подряда, в частности, непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что указанные обязанности не будут исполнены в срок. То обстоятельство, что подрядчик не воспользовался данным правом, не может рассматриваться как достаточное основание для привлечения его к ответственности. Апелляционная инстанция, взыскивая неустойку в полном размере, не опровергла выводов первой инстанции о вине заказчика в неисполнении подрядчиком обязательств. Между тем при таких обстоятельствах суду следовало применить статью ГК РФ о вине кредитора.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

3. Условие о начислении неустойки, ограничивающей право подрядчика на расторжение договора, ничтожно

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 2 октября 2014 г. N Ф10-3268/14 по делу N А68-17/2014 (ключевые темы: неустойка - договор строительного подряда - расторжение договора - проектно-сметная документация - ненадлежащее исполнение обязательств)
Стороны включили в договор подряда условие о том, что при его расторжении по инициативе подрядчика последний выплачивает заказчику неустойку (35% от стоимости выполненных работ). Кассационная инстанция согласилась с нижестоящими судами, не удовлетворившими иск заказчика о взыскании указанной неустойки с подрядчика. При этом она отметила следующее. В спорном случае договор был расторгнут по соглашению сторон. Из материалов дела не следует, что инициатором был подрядчик. Право сторон на расторжение договора по их соглашению закреплено в ГК РФ. ГК РФ предусмотрен порядок расторжения договора, которое является правом сторон, в т. ч. по взаимному соглашению. Последствия зависят от обстоятельств, с которыми закон связывает указанное расторжение. К таким обстоятельствам относятся, в частности, обязанность возместить стоимость фактически выполненных работ, фактически понесенные убытки. Т. е. размер компенсационных выплат при расторжении договора зависит от того ущерба или неполученной выгоды, которую понесли стороны. При этом, как правомерно указали суды, законом не устанавливается зависимость суммы убытков от того, кто был инициатором расторжения договора. 
Реализация предусмотренного законом права не является нарушением обязательства и тем более не может выступать основанием для возникновения обязанности оплатить неустойку. Кроме того, в силу ГК РФ при наличии определенных обстоятельств подрядчик вправе отказаться от исполнения договора Условие о начислении неустойки, ограничивающей право подрядчика на расторжение договора, является ничтожным. Значит, оснований для ее взыскания не имеется.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору