РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за сентябрь 2014 года

16.10.2014


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Минрегион России пояснил некоторые особенности застройки земельных участков
  2. Как получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов?
  3. Какие работы признаются высотными и каковы требования по охране труда при их проведении?

Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

  1. Для бурения скважин, возможно, не будет проводиться экспертиза проектной документации
  2. Госрегистрация недвижимости станет доступнее?

Судебная практика:

  1. Если в пределах гарантийного срока заказчик обнаружил недостатки строительных работ...
  2. Подрядчик не вправе требовать возмещения убытков, причиненных прекращением договора, если заказчик отказался от его исполнения из-за несоблюдения сроков осуществления работ


Федеральные нормативно-правовые акты

1. Минрегион России пояснил некоторые особенности застройки земельных участков

Информация Министерства регионального развития РФ от 1 сентября 2014 г. "Вопросы, связанные с градостроительной деятельностью, документами территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории"
Описан порядок подготовки документации по планировке территории для строительства линейного объекта. 
Также указано, что при выдаче органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по обращению заявителя орган местного самоуправления не вправе требовать чертеж ГПЗУ. ГПЗУ подготавливаются либо в составе проектов межевания, либо в виде отдельного документа. Указано, что в ГПЗУ не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого их размещения. Следует отметить, что в случае неправомерных действий (бездействия) уполномоченного органа лицо, обратившееся за государственной или муниципальной услугой, вправе обжаловать эти действия в установленном действующим законодательстве порядке. Разъяснен порядок и основания изменения вида разрешенного использования земельного участка. Для изменения одного вида использования земельного участка на другой необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки, которое осуществляется по согласованию с представительным органом местного самоуправления. Пояснен порядок комплексной застройки земельного участка в сельском поселении.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Как получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов?

Приказ Министерства транспорта РФ от 22 июля 2014 г. №  195 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры (включая объекты единой системы организации воздушного движения), являющихся объектами капитального строительства"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 Августа 2014 г. Регистрационный N 33873. 
Урегулирован порядок выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов и иных, входящих в авиационную инфраструктуру (включая составляющие единой системы организации воздушного движения), являющихся объектами капстроительства. Этим занимается Росавиация в рамках госуслуги. Заявителями выступают физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им землях или на участках иных правообладателей (которым на основании соглашений переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капремонт, инженерные изыскания, подготовку проектной документации, а также их представители. Подробную информацию о госуслуге можно получить в т. ч. при личном обращении, по телефону, по почте, на www.gosuslugi.ru, на сайте Агентства. Госуслугу оказывают Росавиация и территориальные органы. Определены перечни документов, прилагаемых к заявлению. Они дифференцированы в зависимости от вида разрешения. Установлены сроки принятия решений. Например, по разрешениям на строительство, на ввод в эксплуатацию - не более 10 рабочих дней с даты регистрации заявления. По предоставлению их дубликатов - не более 3 рабочих дней. Госуслуга предоставляется бесплатно. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче или получении документов не должен превышать 15 минут. Урегулирован досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Росавиации, территориального органа, а также их должностных лиц.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Какие работы признаются высотными и каковы требования по охране труда при их проведении?

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. №  155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 Сентября 2014 г. Регистрационный N 33990. 
Установлены государственные нормативные требования по охране труда при работе на высоте. Они распространяются на работников и работодателей - юрлиц и ИП. К работам на высоте относятся следующие. Во-первых, когда существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более. Менее данной отметки - если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами. Во-вторых, когда работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°. И, наконец, если работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м. К высотным работам допускаются совершеннолетние лица. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры. Проводится инструктаж по охране труда. Предусмотрено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. При успешном прохождении проверки знаний и приобретенных навыков выдается удостоверение о допуске к работам на высоте. Приведены требования по охране труда, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам, к применению систем обеспечения безопасности работ на высоте, при перемещении по конструкциям и высотным объектам, при различных видах работ (бетонных, каменных, на дымовых трубах, отделочных, стекольных, кровельных, над водой, в ограниченном пространстве и пр.). Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Проекты федеральных нормативно-правовых актов

1. Для бурения скважин, возможно, не будет проводиться экспертиза проектной документации

Досье на проект федерального закона №  587689-6 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации”
13 августа 2014 г. в Государственную Думу ФС РФ на рассмотрение поступил проект поправок к Градостроительному кодексу РФ. Предложено расширить перечень объектов капстроительства, в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий которых экспертиза не проводится. Речь идет о буровых скважинах. Возможно, при возведении и реконструкции последних также не будет требоваться разрешение на строительство. Поправки позволят избавиться от лишних процедур. Например, как отмечают разработчики поправок, соблюдение норм рационального использования и охраны недр обеспечивается на этапе геологической экспертизы проектной документации и экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов. Градостроительная экспертиза представляется лишней.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Госрегистрация недвижимости станет доступнее?

Досье на проект федерального закона №  597863-6 “О государственной регистрации недвижимости” (внесен Правительством РФ)
3 сентября 2014 г. в Государственную Думу ФС РФ на рассмотрение поступил проект Закона о госрегистрации недвижимости. Он придет на смену действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Предполагается ввести единую учетно-регистрационную процедуру, сформировать Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний предполагается вести исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты. Это позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и перевести оказание услуг преимущественно в электронный вид. Предложено регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура будет совершаться на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов. Уточняются пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав (в т. ч при нотариальном удостоверении сделок). Сокращаются сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящается отдельная статья. Например, 5 рабочих дней - с даты приема органом регистрации заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов. 7 рабочих дней - с даты приема заявления на регистрацию прав. Предусматривается распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Судебная практика

1. Если в пределах гарантийного срока заказчик обнаружил недостатки строительных работ...

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2014 г. N Ф05-8541/14 по делу N А40-161102/2013 (ключевые темы: гарантийный срок - строительная деятельность - техническая документация - подрядчик - уведомление)
Заказчик хотел, чтобы подрядчик безвозмездно устранил недостатки строительных работ, выявленные в пределах гарантийного срока. В иске было отказано исходя из того, что акт осмотра объекта составлен в отсутствие представителя подрядчика. Надлежащих доказательств его уведомления об осмотре объекта в материалах дела нет. Однако кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение, указав следующее. В силу ГК РФ подрядчик отвечает перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства. При обнаружении в течение гарантийного срока указанных недостатков заказчик обязан уведомить подрядчика о выявленных дефектах. При этом в соответствии с законом присутствие подрядчика при обследовании объекта не является обязательным. Тогда как обязанность по доказыванию того, что недостатки (дефекты) являются следствием нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, законом возложена на подрядчика. Суды сделали вывод о том, что истец в нарушение требований ГК РФ не уведомил ответчика об обнаруженных недостатках работ. Однако они не дали надлежащую оценку письму заказчика с уведомлением об обнаруженных недостатках, которое направлено ответчику посредством факсимильной связи и получено последним. При том, что закон и условия договора не запрещают заказчику уведомлять подрядчика об обнаруженных недостатках работ указанным способом.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Подрядчик не вправе требовать возмещения убытков, причиненных прекращением договора, если заказчик отказался от его исполнения из-за несоблюдения сроков осуществления работ

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 июня 2014 г. N Ф05-4200/14 по делу N А40-11321/2011 (ключевые темы: ввод в эксплуатацию - подрядчик - топливо - неосновательное обогащение - результаты работ)
Согласно ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой за всю работу и частью цены, выплаченной за выполненную работу. По мнению суда, это общее правило подлежит применению в случаях, когда заказчик отказался от исполнения договора в связи с несоблюдением подрядчиком сроков выполнения работ. Т. е. если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. Кассационная инстанция не согласилась с таким выводом. В соответствии с ГК РФ в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата выполненной работы он вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат. Таким образом, указанные правовые нормы подразумевают различные основания для отказа от исполнения договора и устанавливают различные правовые последствия для сторон. При прекращении договора в связи с несоблюдением сроков выполнения работ подрядчик не вправе требовать возмещения убытков. Заказчик обязан оплатить только те работы и материалы, которые были им приняты в установленном законом или договором порядке либо находятся в его распоряжении и представляют для него потребительскую ценность. Заказчик вправе потребовать передать ему результат незавершенной работы. В случае передачи результата незавершенной работы заказчик обязан компенсировать подрядчику произведенные затраты.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору