РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
171  организация
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за апрель 2014 года

15.05.2014


Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:

  1. Разрешение на строительство при реконструкции многоквартирного дома: уточнен перечень документов
  2. Принцип законодательства о градостроительной деятельности - единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений
  3. Распределены субсидии регионам на софинансирование объектов капстроительства региональной и муниципальной собственности
  4. Скорректированы некоторые акты Правительства РФ по вопросам деятельности Минстроя России
  5. Об оформлении технического плана и кадастровом учете автодорог
  6. Нюансы в части подготовки технического плана помещения
  7. Кадастровый учет: если недвижимость реконструирована, и в результате появились новые объекты...
  8. Сайты СРО должны обеспечивать легкость навигации, быть доступными и бесплатными
  9. О формировании акта обследования места нахождения недвижимости для подтверждения прекращения ее существования
  10. Согласование регионами проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения: регламент
  11. Определены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2014 г.
  12. С 1 апреля действуют новые государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки
  13. Технический план помещения: новая форма
  14. Межквартирные лестничные площадки, лифты не подлежат кадастровому учету как объекты недвижимости
  15. Продлен срок действия отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы на памятниках истории и культуры
  16. Техплан объекта незавершенного строительства: новая редакция

Судебная практика:

  1. Подключение объекта капстроительства к инженерно-техническим сетям: срок действия технических условий не может быть менее 3 лет
  2. Если строительство объекта уже начато, в продлении срока разрешения на строительство отказывать не должны
  3. Заказчик, обнаруживший недостатки после приемки работы, должен известить подрядчика о них
  4. Смета, составленная подрядчиком, приобретает силу и становится частью договора с момента ее подтверждения заказчиком


Федеральные нормативно-правовые акты


1. Разрешение на строительство при реконструкции многоквартирного дома: уточнен перечень документов

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. №  65-ФЗ "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Внесены поправки в Градостроительный кодекс. Уточнен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство при реконструкции многоквартирного дома. В целях реконструкции объекта капстроительства застройщик подает заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому, в частности, прилагается согласие всех правообладателей данного объекта. Предусмотрена альтернатива. В случае реконструкции многоквартирного дома вместо названного согласия можно предоставить решение общего собрания собственников помещений в доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством. Но если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, потребуется согласие всех собственников помещений в доме. Уточнено и следующее. Когда документацией по планировке территории предусмотрено размещение объекта транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального или местного значения, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к такому объекту и его частям, строящимся, реконструируемым, в т. ч. в границах не принадлежащего застройщику земельного участка. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Принцип законодательства о градостроительной деятельности - единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Государственной Думы Федерального Собрания от 20 апреля 2014 г. № 80-ФЗ.
Внесены поправки в Градостроительный кодекс. К основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесли помимо прочего единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений. Расширены полномочия органов госвласти России в области градостроительной деятельности. Они утверждают исчерпывающие перечни процедур, установленных соответствующим законодательством и осуществляемых в отношении физических и юридических лиц - субъектов градостроительных отношений в следующих целях. Речь идет о подготовке последними документации по планировке территории, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капстроительства. Вышеназванные органы госвласти определяют и порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в отмеченных перечнях. Правительство РФ утверждает исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях регионов и муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, а также ведения сопутствующего реестра. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Распределены субсидии регионам на софинансирование объектов капстроительства региональной и муниципальной собственности

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N  483-р О распределении субсидий из федерального бюджета на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг., главным распорядителем в отношении которых является Минстрой РФ, предоставляемых бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов РФ, и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы.
Из федерального бюджета регионам выделяются субсидии на софинансирование объектов капстроительства региональной и муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы. Речь идет об объектах, инвестиции в которые осуществляются соответственно из региональных и местных бюджетов. 
Утверждено распределение субсидий (главный распорядитель - Минстрой России) на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. Средства выделяются 6 регионам. Общий объем субсидий в 2014 г. составляет 1,35 млрд руб., в 2015 г. - 3,31 млрд руб., в 2016 г. - 3,45 млрд руб.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Скорректированы некоторые акты Правительства РФ по вопросам деятельности Минстроя России

Внесены изменения в 71 акт Правительства РФ. Это обусловлено преобразованием Госстроя в Минстрой России. Последнему также передана часть полномочий Минрегиона России. 
Минстрой России вырабатывает и реализует госполитику, занимается нормативно-правовым регулированием в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ. Оказывает госуслуги, управляет госимуществом в данной области (кроме архитектуры). Координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ. 
Согласно изменениям новое Министерство ежеквартально определяет и до начала очередного периода публикует в СМИ данные о средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по России и регионам для расчета размера соцвыплат на приобретение помещений гражданами, которым такие выплаты предоставляются за счет федерального бюджета. Минстрою России дано право создавать ведомственную охрану. 
Скорректировано постановление, определяющее перечень инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капстроительства. Содержание работ, выполняемых в ходе изысканий (основных и специальных), определяет Минстрой России по согласованию с Ростехнадзором. Ранее это делал Минрегион России. Внесены изменения в порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета. Уточнены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Скорректированы правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

5. Об оформлении технического плана и кадастровом учете автодорог

Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 февраля 2014 г. N  Д23и-437 "По вопросу подготовки технического плана сооружения"
Если объекту недвижимости не присвоен адрес, то в декларации о нем в строке "Иное" реквизита "Адрес (местоположение) объекта недвижимости" отражается описание местоположения. Указываются наименования региона, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и т. д.). Дополнительно прописываются вид муниципального образования и тип (вид) городского либо сельского поселения. Что касается оформления технического плана сооружения, то при наличии описания местоположения (адреса) оно указывается в строке "Иное описание местоположения". Если адреса нет, то в соответствующие строки раздела "Характеристики сооружения" вносится описание местоположения с указанием наименований региона, муниципального образования, населенного пункта, улицы (проспекта, шоссе, переулка, бульвара и другое). В силу Градостроительного кодекса РФ линии электропередач, связи, трубопроводы, автодороги и т. д. являются линейными объектами. Для их строительства необходимо соответствующее разрешение. Затем нужно получить документ аналогичного вида на ввод в эксплуатацию. Для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки. Относительно кадастрового учета автодороги указано следующее. Согласно действующему законодательству он проводится в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Учет иных объектов не предусмотрен. Если объекты построены и введены в эксплуатацию как недвижимость (сооружения), то их кадастровый учет возможен.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

6. Нюансы в части подготовки технического плана помещения

Даны разъяснения в части подготовки технического плана помещения. 
В силу Закона о государственном кадастре недвижимости информация о помещении, кроме сведений о его местоположении в пределах этажа здания/сооружения, либо всего здания/сооружения, либо соответствующей части такового, указывается в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ следующих документов. Это разрешение на ввод здания/сооружения (в котором расположено помещение) в эксплуатацию, его проектная документация, а также техпаспорт помещения либо здания/сооружения (в котором оно находится), изготовленный до 1 января 2013 г. При отсутствии данных документов соответствующие сведения заносятся в технический план на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Сведения о помещении указываются в техническом плане на основе проектной документации на здание (сооружение) или технического паспорта помещения. Копии указанных документов, заверенные подписью и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав приложения к техническому плану. Графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажного плана, являющегося частью проектной документации, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе "Исходные данные". В разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (в части несовпадения общей площади помещения), в т. ч. результаты необходимых измерений. По мнению Минэкономразвития России, при постановке на кадастровый учет помещения кадастровый инженер должен самостоятельно произвести необходимые измерения для определения площади помещения. Таким образом, в реквизите "Сведения о средствах измерений" раздела "Исходные данные" должны быть указаны сведения о наименовании прибора, которым кадастровый инженер производил указанные измерения, реквизиты сертификата прибора (инструмента, аппаратуры) и свидетельства о его поверке.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

7. Кадастровый учет: если недвижимость реконструирована, и в результате появились новые объекты...

Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 февраля 2014 г. N  Д23и-478 "Относительно реконструкции объектов недвижимости"
Действующее законодательство определяет строительство как создание нового объекта. Реконструкция, капремонт, перепланировка и переоборудование - это изменение существующего. Кадастровый учет недвижимости проводится в т. ч. в связи с изменением уникальных характеристик объекта. Речь идет, в частности, о площади, о местоположении здания, сооружения. Вносятся уточнения в дополнительные сведения. Это назначение, вид помещения, материал наружных стен, количество этажей и др. Таким образом, если в результате реконструкции корректируются параметры объекта, то подается заявление о кадастровом учете изменений. Представляются необходимые документы, в т. ч. технический план. Однако реконструкция может проводиться и для раздела или объединения объектов. Т. е. в результате образуются новые. В этом случае представляются заявление и документы в отношении каждого созданного объекта.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

 

8. Сайты СРО должны обеспечивать легкость навигации, быть доступными и бесплатными

Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2013 г. №  803 "Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций" (не вступил в силу).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 Марта 2014 г. Регистрационный N 31780. Закон о саморегулируемых организациях (СРО) обязывает последние размещать сведения о своей деятельности на официальном сайте. Речь также идет о документах, создаваемых в процессе работы. Установлено, что информация и материалы должны быть круглосуточно доступны пользователям для получения, ознакомления или иного применения бесплатно и без ограничений. Документы, содержащие текст и изображения, нужно размещать в одном из следующих форматов: Microsoft Word (doc, docx, rtf), Adobe Acrobat с распознанным текстом (pdf), простой текст (txt). Материалы с графическими изображениями - Adobe Acrobat (pdf), TIFF, JPEG (tif, jpg), разрешением не менее 200 dpi. Документы с электронными таблицами - Microsoft Excel (xls, xlsx). Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение в отношении нее (при наличии) публикуются в графическом формате. Закреплен ряд требований к программному обеспечению. Так, оно должно позволять принимать не менее 10 000 обращений к сайту в месяц. Предусматривать навигацию, поиск и использование текстовой информации. Если необходимо провести плановые технические работы, в ходе которых доступ к документам и информации будет невозможен, то соответствующее уведомление нужно разместить не менее чем за сутки до начала мероприятий. Суммарная длительность профилактики не должна превышать 4 часов в месяц.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

9. О формировании акта обследования места нахождения недвижимости для подтверждения прекращения ее существования

Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 января 2014 г. N  31-ПК/Д23и О применении акта обследования в форме электронного образа бумажного документа.
Приказом Минэкономразвития России от 25 октября 2013 г. N 621 в новой редакции изложены форма акта обследования и требования к его подготовке. В частности, предусматривается, что он формируется в виде XML-документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью инженера. Ранее Министерство указывало, что до вступления в силу изменений акт представляется в орган кадастрового учета в форме электронного образа бумажного документа, подготовленного по прежним требованиям, заверенного указанной подписью, в виде файлов в формате PDF. В настоящее время не подготовлена XML-схема для составления акта по новым правилам. До введения ее в эксплуатацию акт может создаваться в виде электронного образа бумажного документа, подготовленного по прежним или новым требованиям (в зависимости от даты завершения кадастровых работ), в формате PDF с усиленной квалифицированной электронной подписью инженера.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

10. Согласование регионами проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения: регламент

Приказ Министерства культуры РФ от 22 ноября 2013 г. №  1942 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 Апреля 2014 г. Регистрационный N 31790. Утвержден Административный регламент по согласованию проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов России федерального значения (кроме отдельных объектов, определяемых Правительством РФ) органами власти регионов в области сохранения, использования, популяризации и госохраны объектов культурного наследия. В орган охраны подаются заявление (форма приводится), научно-проектная и (или) проектная документация. По общему правилу также необходимо положительное заключение акта историко-культурной экспертизы документации. Исключение - противоаварийные работы и работы, связанные с ремонтом, проводимые для поддержания памятника в эксплуатационном состоянии без изменения особенностей, составляющих предмет охраны. При проведении работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, необходимы копия положительного заключения экспертизы проектной документации и согласия всех собственников либо пользователей объекта. Услуга предоставляется в срок не более 30 рабочих дней.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

11. Определены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2014 г.

Письмо Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве от 14 марта 2014 г. №  КЦ/П2014-03ти "Об индексах изменения сметной стоимости строительства по Федеральным округам и регионам Российской Федерации на март 2014 года"
Приведены индексы изменения сметной стоимости строительства по федеральным округам и регионам России на март 2014 г. Территориальные индексы предназначены для составления инвесторских смет, формирования предложений о цене строительства, планирования и укрупненного расчета инвестиций на весь комплекс работ. Они также служат для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Индексы применяются к сметной стоимости на 01.01.2000, определенной по ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001 и ФЕРп-2001, и к сметной стоимости 1984 г. для объектов, сметная документация на которые утверждена в ценах 1984 г. и составлена по местным сборникам ЕРЕР-84 и ВРЕР-87. При расчетах за выполненные работы индексы применяются к отдельным элементам прямых затрат к стоимости соответствующих видов работ с последующим начислением накладных расходов и сметной прибыли. Такой метод счета рекомендуется как основной, т. к. он обеспечивает правильное отражение структуры затрат по конкретному объекту строительства и видам (комплексам) работ. Чтобы точнее определить сметную стоимость и уровень цен на строительную продукцию в конкретном регионе, рекомендуется использовать индексы, формируемые местными органами по ценообразованию в строительстве.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

12. С 1 апреля действуют новые государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 февраля 2014 г. №  39/пр "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 30 января 2014 г. №  31/пр "О введении в действие новых государственных сметных нормативов"
Минстроем России были утверждены новые государственные элементные сметные нормы и федеральные единичные расценки. Также пересматривались федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, на перевозку грузов для строительства. Установлено, что они применяются с 1 апреля 2014 г. (изначально предполагалось с 1 февраля 2014 г.).
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

13. Технический план помещения: новая форма

Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2014 г. №  87 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 г. №  583"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Апреля 2014 г. Регистрационный N 31838. Обновлены форма технического плана помещения и требования к его подготовке. Так, технический план составляется в отношении как помещения, так и его части. К текстовой части плана отнесены следующие разделы. Это общие сведения о кадастровых работах, исходные данные, характеристика помещения, сведения о части (частях) помещения, заключение кадастрового инженера. Отмечено, что графическая часть технического плана представляет собой план этажа (или его части) здания либо сооружения с указанием местоположения соответствующего помещения. При отсутствии этажей - план здания/сооружения либо его соответствующей части с отражением местоположения помещения. В новой редакции изложены общие требования к подготовке технического плана, а также требования к оформлению текстовой и графической частей такового.
Приказ вступает в силу с 30 июня 2014 г.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

14. Межквартирные лестничные площадки, лифты не подлежат кадастровому учету как объекты недвижимости

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 января 2014 г. №  14-00432/14 “О рассмотрении обращения”
При постановке на учет многоквартирного дома во внимание принимаются все расположенные в нем помещения (в т. ч. составляющие общее имущество дома). Помещение должно быть изолировано или обособлено от других. Разъяснено, что межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты не относятся к помещениям. Соответственно, они не подлежат государственному кадастровому учету в качестве объектов недвижимости.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

15. Продлен срок действия отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы на памятниках истории и культуры

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 27 января 2014 г. №  696-ЕС/08 “По вопросу продления Сборников сметных норм и единичных расценок”
Сообщается, что срок действия отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России продлен до 30 апреля 2014 г. Они применяются при определении сметной стоимости работ на объектах капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Чтобы в дальнейшем продлить срок действия указанных нормативов, Минкультуры России следует представить в Минстрой России расчетные обоснования к проекту отраслевых сметных нормативов на реставрационно-восстановительные работы.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

16. Техплан объекта незавершенного строительства: новая редакция

Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 февраля 2014 г. №  85 “О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 10 февраля 2012 г. №  52”
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 Апреля 2014 г. Регистрационный N 32033. 
В новой редакции изложены форма техплана объекта незавершенного строительства и требования к его подготовке. 
Описание местоположения объекта незавершенного строительства на земельном участке теперь содержит только один раздел - сведения о характерных точках контура объекта. Ранее предусматривались 2 раздела: для зданий и для сооружений. К характеристикам объекта отнесены ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный), номер кадастрового квартала (кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект. При этом из числа характеристик исключены количество этажей, материал наружных стен, общая площадь. Новые разделы - схема геодезических построений; план этажа, здания, сооружения (их частей). Приказ вступает в силу с 30.06.2014.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


Судебная практика


1. Подключение объекта капстроительства к инженерно-техническим сетям: срок действия технических условий не может быть менее 3 лет

Решение Верховного Суда РФ от 19 марта 2014 г. N  АКПИ14-79 О признании недействующим абзаца 4 пункта 10 Правил определения и предоставления технических условий, подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. №  83
Оспаривались отдельные положения, содержащиеся в правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капстроительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Согласно правилам технические условия должны содержать в т. ч. срок их действия, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены. Верховный Суд РФ решил, что эта норма не соответствует Градостроительному кодексу РФ в части, предусматривающей срок действия технических условий не менее 2 лет с даты их выдачи. С 1 января 2014 г. вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ. В соответствии с ними срок действия предоставленных технических условий устанавливается не менее чем на 3 года. Поэтому приведенная норма правил признается недействующей с 1 января 2014 г. в указанной части. Другие оспариваемые положения не противоречат законодательству. Согласно им запрос о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение должен содержать в т. ч. следующие сведения. Информацию о разрешенном использовании земельного участка, о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капстроительства, соответствующих данному участку. Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию, планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации). Как пояснил Верховный Суд РФ, технические условия предоставляются применительно к конкретному земельному участку. Поэтому организации, эксплуатирующей сети инженерно-технического обеспечения, нужна информация о разрешенном использовании участка, о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов, соответствующих данному участку. 
Планируемый срок ввода объекта в эксплуатацию, планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки должны указываться при наличии соответствующей информации. Эти требования корреспондируют Градостроительному кодексу РФ, который предусматривает прекращение обязательств организации, предоставившей технические условия, если правообладатель земельного участка в течение установленного законом срока не определит нагрузку, необходимую ему для подключения к сетям.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

2. Если строительство объекта уже начато, в продлении срока разрешения на строительство отказывать не должны

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2014 г. N Ф06-3907/13 по делу N А55-11694/2013 (ключевые темы: срок действия разрешения на строительство - застройка - продление срока - строительство объектов - проектная документация)
Организации было выдано разрешение на строительство магазина на арендуемом ею земельном участке. Срок - 12 месяцев. Она просила продлить срок разрешения, но ей отказали. Кассационная инстанция оставила в силе акты нижестоящих судов, признавших такой отказ незаконным. При этом она отметила следующее. 
Сам спор возник из-за того, что законодательством недостаточно регламентированы отношения, связанные со строительством недвижимости на чужом земельном участке. В частности, отсутствуют понятие и регулирование так называемого "права застройки", относящегося к ограниченным вещным правам на земельный участок. Действующее гражданское, земельное и градостроительное законодательство, регулирующее вопросы застройки чужого участка, не систематизировано и разрозненно. Оно допускает застройку чужого участка арендатором при незначительных сроках аренды. Право застройки отождествляется с наличием выданного в административном порядке разрешения на строительство в пределах также административно установленных сроков действия разрешения. Гражданско-правовые последствия истечения этих сроков не урегулированы. Именно отсутствие четко урегулированных последствий истечения срока разрешения на строительство (права застройки) не позволяет признать законным отказ в продлении этого срока, если строительство уже начато. Иной подход повлечет неопределенность судьбы незавершенного строительством объекта. Административный орган вправе отказать в продлении срока разрешения на строительство, если в течение срока строительства произошли существенные изменения в строительных техрегламентах, направленные на повышение безопасности здания или сооружения, что требует внесения соответствующих изменений в проект - до внесения таких изменений в проектную документацию. В продлении срока также могут отказать, если существующий объект незавершенного строительства возведен с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил и отвечает признакам самовольной постройки, что послужило основанием для обращения в суд с иском о ее сносе. Наличие этих и других обстоятельств, препятствующих продолжению строительства объекта, доказывается административным органом. А он этого не доказал.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

3. Заказчик, обнаруживший недостатки после приемки работы, должен известить подрядчика о них

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2014 г. N Ф07-10240/13 по делу N А56-17342/2013 (ключевые темы: недостатки результата работы - топливно-энергетический комплекс - энергоаудит - государственные унитарные предприятия - претензии по качеству).
Заказчик и подрядчик заключили договор на выполнение работ. Сторонами были подписаны акты выполненных работ. Впоследствии заказчик установил, что они произведены некачественно. Для исправления недостатков он заключил договор с другим подрядчиком. После этого заказчик предъявил к первому подрядчику иск. Он просил взыскать с него сумму, уплаченную второму подрядчику. Кассационная инстанция согласилась с нижестоящими судами, не удовлетворившими иск. В ГК РФ предусмотрены способы защиты права заказчика на качественное выполнение работ. Так, если иное не установлено законом или договором, заказчик вправе по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре. Если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, он вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Истец не доказал, что о выявленных недостатках он сообщил ответчику и предложил ему их устранить. О претензиях по качеству подрядчик узнал лишь в связи с обращением заказчика в суд. Согласно ГК РФ заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки, в т. ч. такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить его об этом в разумный срок по их обнаружении. Договор, заключенный сторонами спора, предоставляет заказчику право устранить выявленные недостатки работ, но лишь после того, как подрядчик в разумный срок не исправит дефекты. Действия заказчика по заключению договора с иным подрядчиком без уведомления ответчика о выявленных недостатках и предоставления ему срока для их исправления противоречат закону и договору.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

4. Смета, составленная подрядчиком, приобретает силу и становится частью договора с момента ее подтверждения заказчиком

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2014 г. N Ф07-10360/13 по делу N А56-39417/2012 (ключевые темы: локальная смета - результаты работ - дополнительное вознаграждение - техническая документация - окончательный расчет)
По договору исполнитель обязался организовать осуществление действий, необходимых для разработки и согласования проектной документации, для реконструкции объекта и сдачи его в эксплуатацию. Исполнитель хотел, чтобы с заказчика взыскали задолженность по договору и пени. Суд округа оставил в силе решение первой инстанции, отказавшей в иске. Он исходил из следующего. В силу ГК РФ основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ является факт их выполнения и передача результата выполненных работ подрядчиком. Согласно ГК РФ цена работы может определяться путем составления сметы. В случаях, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. Договором в редакции допсоглашения предусмотрена возможность определения стоимости работ путем составления подрядчиком локальных сметных расчетов. Он обязан передать их заказчику для согласования до начала работ либо в течение 2 рабочих дней после их начала. Однако локальные сметные расчеты по работам, указанным в спорных актах формы КС-2, были переданы заказчику вместе с этими актами. Таким образом, цена работ, указанных в этих локальных сметных расчетах, сторонами не согласована. Истец ссылался на то, что заказчик превысил сроки проверки расчетов, в силу чего они считаются согласованными и выполненные работы по ним должны быть оплачены. Между тем данное правило действует только в том случае, когда подрядчик передал локальные счетные расчеты для согласования заказчику в установленный договором срок. Но истец передал данные расчеты уже после выполнения работ. Соответственно, он не может ссылаться на превышение заказчиком срока их проверки и согласования. 
В силу установленного сторонами порядка заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену лишь после подписания окончательного акта сдачи работ с указанием дефектов и передачи полного комплекта исполнительной и технической документации. Включение в договор такого положения не противоречит ГК РФ. 
Подрядчик не исполнил определенный сторонами порядок оплаты. Он не согласовал стоимость работ, указанных им в односторонне составленных актах формы КС-2. Поэтому у заказчика не возникла обязанность по оплате этих работ.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору
  • Планы проверок членов АСРО "РОС ПК" на 2019 год