РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
133  организации
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за ноябрь 2013 года

18.12.2013

Оглавление

Федеральные нормативно-правовые акты:


Судебная практика:


Федеральные нормативно-правовые акты

1. Вопросами строительства и ЖКХ вместо федерального агентства займется новое министерство


Указ Президента РФ от 1 ноября 2013 г. № 819 “О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Госстрой), находящееся в ведении Минрегиона России, преобразуется в Министерство строительства и ЖКХ РФ. Новое Министерство вырабатывает и реализует государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ. Оказывает госуслуги, управляет госимуществом в данной области (кроме архитектуры). Также оно координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ и ГК "Олимпстрой". Деятельностью нового Министерства руководит Правительство РФ. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2. Чем будет заниматься Минстрой России?


Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 “О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации”

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), находившееся в ведении Минрегиона России, преобразовано в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России). Утверждено положение о Министерстве. Оно вырабатывает и реализует госполитику, осуществляет нормативно-правовое регулирование в области строительства, градостроительства (кроме территориального планирования и градостроительного зонирования), промышленности стройматериалов и ЖКХ. В сфере теплоснабжения (за исключением производства теплоэнергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также ее передачи). В области обеспечения энергоэффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. В сфере повышения энергоэффективности экономики регионов и муниципальных образований. Предполагается важным перечислить отдельные полномочия Министерства. Оно утверждает формы градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, заключения о публичном технологическом и ценовом аудите инвестпроектов, бланка государственного жилищного сертификата, электронного паспорта жилого дома (также многоквартирного) и др. Определяет правила пользования жилыми помещениями, условия отнесения их к жилью экономкласса, порядок подтверждения пригодности новых технологий для строительства, госучета жилищного фонда. Разрабатывает методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капремонт. Осуществляет техническое регулирование в сфере строительства. Ведет реестр недобросовестных застройщиков.

Министерство координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

Минстрой России возглавляет Министр. Он назначается на должность (освобождается от нее) Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Положение о Госстрое с учетом изменений признано утратившим силу.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3. Часть полномочий Минрегиона России передана Минстрою России


Скорректированы акты Правительства, посвященные Минрегиону России. Это обусловлено созданием Минстроя России. Из них исключаются полномочия Министерства, которые теперь переданы новому ведомству. Речь идет о выработке и реализации госполитики, нормативно-правовом регулировании в сфере строительства (в т. ч. долевого), архитектуры, градостроительства (кроме территориального планирования и градостроительного зонирования) и ЖКХ. Минрегиону России разрешено иметь 8 (вместо 16) заместителей Министра и до 12 (ранее - до 16) департаментов по основным направлениям деятельности.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


4. Некоторые акты Минрегиона России в сфере строительства более не применяются


Приказ Министерства регионального развития РФ от 11 октября 2013 г. № 434 “О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства регионального развития Российской Федерации”

Признаны утратившими силу некоторые акты Минрегиона России 2008-2012 гг.

Это приказы об утверждении сметных нормативов на ремонтно-строительные работы, на строительные и специальные строительные работы в сфере градостроительной деятельности, на монтаж оборудования, капремонт оборудования и пуско-наладочные работы. Также сюда входят федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспорта, федеральные сметные цены на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве, на перевозки грузов для строительства.

Дело в том, что в настоящее время соответствующие полномочия осуществляет Госстрой.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.



Судебная практика

1. Удержание части оплаты до оформления акта приемки построенного объекта - законное условие договора подряда?


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2013 г. N 4030/13 Суд отменил ранее принятые по делу судебные акты и отказал в удовлетворении иска о взыскании задолженности по договору строительного подряда, поскольку порядок оплаты работы определен сторонами в договоре подряда, а срок окончательной оплаты не наступил, у подрядчика не возникло обязанности по оплате выполненных работ в полном объеме

Субподрядчик обратился в суд с целью взыскать с подрядчика часть оплаты, которую тот удержал.

Как указал истец, у ответчика не было оснований для того, чтобы удержать спорную сумму.

По условиям договора, заключенного между сторонами, у подрядчика имеется право не перечислять субподрядчику часть платы за выполненные работы. Подобное удержание возможно до того, как будет оформлен акт приемки. Акт оформлен, претензий по качеству нет. Поэтому сумма должна быть выплачена ответчиком истцу. Президиум ВАС РФ не согласился с такими выводами и отметил следующее.

В данном случае по условиям договора право удерживать спорную сумму имеется у подрядчика до подписания не любого акта. В договоре речь шла об акте по форме КС-14, который предназначен для оформления приемки законченного строительством объекта в целом, а не отдельных его частей или этапов. Между тем в данном деле такой акт оформлен не был. Соответственно, ответчик правомерно удержал спорную сумму. Как подчеркнул Президиум, подобное условие договора подряда не противоречит ГК РФ.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2. Застройщик просрочил сдачу квартиры дольщику. В каком случае суд может снизить размер взыскиваемой неустойки?


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2013 г. N 41-КГ13-24 Суд отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в части взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательств по договору и в части взыскания государственной пошлины, поскольку при разрешении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов

Дольщик из-за просрочки сдачи ему квартиры в новостройке обратился в суд с иском к застройщику. Среди прочего истец потребовал взыскать с ответчика неустойку. Суды двух инстанций сочли, что величина неустойки должна быть снижена из-за несоразмерности нарушения. СК по гражданским делам ВС РФ не согласилась с таким выводом и указала следующее. Отдельные виды отношений с участием потребителей могут регулироваться спецзаконами, содержащими нормы гражданского права (например, соглашение об участии в долевом строительстве, договор страхования и т. д.). В таком случае к отношениям, возникающим из данных договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной спецзаконами.

По Закону об участии в долевом строительстве многоквартирных домов застройщик обязан передать участнику такого строительства объект не позднее срока, который предусмотрен договором. При нарушении такого срока передачи объекта застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени). Размер этой неустойки составляет 1/300 ставки ЦБ РФ, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, данная величина удваивается. В силу ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. Учитывая ранее сформулированные разъяснения, размер неустойки может быть снижен судом на основании нормы ГК РФ только при наличии заявления об этом со стороны ответчика. Ответчик в этом случае должен доказать явную несоразмерность неустойки. Снижение размера неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства. Между тем в данном случае нет сведений о том, что ответчик вообще заявлял о снижении неустойки. Также нижестоящие суды не указали, в чем именно заключается несоразмерность неустойки.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3. Неустойка за нарушение срока передачи гражданину объекта долевого строительства может быть снижена судом по мотиву ее несоразмерности только по заявлению ответчика


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 октября 2013 г. N 41-КГ13-25 Суд отменил судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в части взыскания неустойки за просрочку исполнения обязательств по договору и в части взыскания государственной пошлины, поскольку при разрешении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов

Гражданин, являющийся участником долевого строительства, хотел, чтобы ему выплатили неустойку в связи с нарушением срока сдачи дома в эксплуатацию. Но суд снизил ее сумму, посчитав, что она несоразмерна последствиям нарушения обязательства. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, поскольку при разрешении спора не было учтено следующее. Указанные правоотношения, возникшие из договора участия в долевом строительстве, подпадают под действие Закона о защите прав потребителей в части, не урегулированной Законом об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Если срок передачи объекта, предусмотренный договором, нарушен, застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, неустойка уплачивается в двойном размере. Суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства. По делам о защите прав потребителей это правило может применяться в исключительных случаях и по заявлению ответчика. При этом указываются мотивы, по которым суд полагает, что уменьшение неустойки допустимо. Таким образом, она может быть снижена судом ввиду ее несоразмерности только при наличии заявления ответчика. Последний должен доказать явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. В частности, то, что возможный размер убытков, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже ее. А кредитор вправе представить доводы, подтверждающие, что она соразмерна последствиям нарушения обязательства. Снижение неустойки не должно вести к необоснованному освобождению должника от ответственности за просрочку исполнения обязательства.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.


4. В некоторых случаях подрядчик обязан приостановить работу до получения указаний от заказчика


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2013 г. N Ф10-2929/13 по делу N А62-5878/2012 (ключевые темы: сроки выполнения работы - результаты работ - подрядчик - гарантийный срок - проектная документация)

Кассационная инстанция не согласилась с выводом судов о том, что подрядчик нарушил существенные условия договора подряда о сроках выполнения работ. Данные сроки не были соблюдены из-за отсутствия проектной документации. Суды исходили из того, что отсутствие таковой не освобождает подрядчика от обязанности не нарушать сроки выполнения работ. Вместе с тем указанный вывод основан на неправильном толковании норм ГК РФ. Согласно ГК РФ при обнаружении определенных обстоятельств подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу. В частности, речь идет о непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации. Об иных не зависящих от подрядчика обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. Если ответ от заказчика не получен в течение 10 дней (если законом или договором не предусмотрен иной срок), подрядчик обязан приостановить работы.

В спорном случае подрядчик уведомил заказчика о неучтенных технической документацией работах и невозможности последующего выполнения работ. Но заказчик не предпринял каких-либо действий по устранению недостатков проектной документации. Кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог его исполнить. Таким образом, со стороны заказчика имеется просрочка кредитора. Следовательно, подрядчик не нарушил существенных условий о сроках выполнения работ.
Источник: информационно- правовой портал ГАРАНТ.

Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору