РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
177  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Обзор изменений в законодательстве и проектов нормативно-правовых актов, регулирующих строительную деятельность, за март 2013 года

17.04.2013


Оглавление:
Федеральные нормативно-правовые акты:


Проекты федеральных нормативно-правовых актов:


Судебная практика:



Федеральные нормативно-правовые акты:

1. Опасные производственные объекты разделены на 4 класса опасности.


Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Внесены поправки в Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Изменения призваны усовершенствовать контрольно-надзорные функции и оптимизировать предоставление госуслуг. В частности, введена классификация опасных производственных объектов (далее - ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО разделены на 4 класса: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре. В отношении ОПО I класса опасности установлен режим постоянного госнадзора. Плановые проверки организаций и ИП, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, должны проводиться не чаще 1 раза в год, III класса - 1 раза в 3 года. ОПО IV класса опасности планово не проверяются.

Организации, эксплуатирующие ОПО I и II классов опасности, обязаны создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование. Сфера обязательного декларирования промышленной безопасности ограничена ОПО I и II классов. Изменения затронули нормы, посвященные техническим устройствам, применяемым на ОПО. Отдельное внимание уделено обоснованию безопасности ОПО. Речь идет о документе, содержащем сведения о результатах оценки риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации ОПО, требования к его эксплуатации, капремонту, консервации и ликвидации. Кроме того, поправки внесены в НК РФ, Градостроительный кодекс, законы, посвященные континентальному шельфу России, безопасности гидротехнических сооружений, лицензированию отдельных видов деятельности и др. Поправки вводятся в действие с 15 марта 2013 г., кроме отдельный положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2. Регистрации аренды - быть!


Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ были внесены изменения в ГК РФ. C 1 марта 2013 г. отменялась госрегистрация договоров аренды недвижимости, а также аренды здания, сооружения и предприятия как сделок с недвижимым имуществом. Установлено, что данная норма об отмене утрачивает силу с 4 марта 2013 г. Таким образом, эти договоры подлежат госрегистрации по прежним правилам. Кроме того, устранены противоречия между Законом об ОЭЗ и Градостроительным кодексом РФ, касающиеся функций уполномоченного федерального органа по выдаче разрешений на строительство на земельных участках, расположенных в границах ОЭЗ, и на ввод объекта в эксплуатацию. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3. Перерегистрируем опасные производственные объекты.


Распоряжение Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 марта 2013 г. N 31-рп "Об утверждении Временного порядка ведения государственного реестра опасных производственных объектов".

С 15 марта 2013 г. введена классификация опасных производственных объектов (ОПО), учитывающая степень риска возникновения аварий и масштабы их возможных последствий. Все ОПО делятся на 4 класса: объекты чрезвычайно высокой (I класс), высокой (II класс), средней (III класс) и низкой (IV класс) опасности. Класс опасности присваивается ОПО при его регистрации в госреестре. Ранее зарегистрированные ОПО должны пройти перерегистрацию с присвоением соответствующего класса опасности до 1 января 2014 г. Установлен временный порядок ведения государственного реестра ОПО. Регистрацией и перерегистрацией занимаются территориальные органы Ростехнадзора по месту нахождения эксплуатирующей организации (согласно уставным документам). Исключение - объекты федеральных органов исполнительной власти и госкорпорации "Росатом". Для регистрации необходимо подать заявление и приложить к нему ряд документов. Определены их перечень и требования к оформлению. Заявительные материалы можно представить лично, по почте или в электронной форме с электронной подписью через Единый портал госуслуг. Регистрирующий орган проверяет обоснованность присвоения соответствующего класса опасности, запрашивает в межведомственном порядке необходимые сведения. Объект вносят в реестр в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявительных документов. Выдается свидетельство о госрегистрации. Установлена его форма. При перерегистрации, если не меняется регистрирующий орган, за объектом сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


4. О проверке достоверности определения сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых из федерального бюджета.


Письмо Министерства регионального развития РФ от 16 февраля 2013 г. № ИС-248/10 О проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Письмо Министерства регионального развития РФ от 16 февраля 2013 г. № ИС-248/10 О проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.

5. Госстрой ведет реестр нормативов, применяемых при определении сметной стоимости строительства, финансируемого из федерального бюджета.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 5 февраля 2013 г. № 17/ГС “Об утверждении Порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и предоставления сведений, включенных в указанный реестр” (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Марта 2013 г. Регистрационный N 27571.

Ранее Минрегион России вел федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Данное Министерство определяло порядок формирования реестра и предоставления сведений из него. Впоследствии указанные функции перешли к Госстрою. В связи с этим утвержден новый порядок, в соответствии с которым формируется и ведется такой реестр, предоставляются сведения из него. Реестр ведет Управление градостроительной политики Госстроя (а не уполномоченный департамент Минрегиона России).

Ранее Минрегион России вел федеральный реестр сметных нормативов, применяемых при определении сметной стоимости объектов капстроительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Данное Министерство определяло порядок формирования реестра и предоставления сведений из него. Впоследствии указанные функции перешли к Госстрою. В связи с этим утвержден новый порядок, в соответствии с которым формируется и ведется такой реестр, предоставляются сведения из него. Реестр ведет Управление градостроительной политики Госстроя (а не уполномоченный департамент Минрегиона России).

В реестр включаются следующие сведения. Наименование и порядковый номер утвержденного норматива. Дата и номер приказа Госстроя о внесении норматива в реестр (прежде - дата и номер акта (письма) Минрегиона России об утверждении (согласовании) норматива). Регистрационный номер норматива и дата его включения в реестр. Ранее отображалась также иная информация, необходимая для надлежащего учета сметных нормативов. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Госстроя (а не Минрегиона России). Они предоставляются заявителям без взимания платы в течение 30 рабочих дней (ранее - 30 дней) со дня регистрации соответствующего письменного запроса. В остальном порядок ведения реестра и предоставления сведений из него не изменился.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


6. Порядок разработки и утверждения сметных нормативов устанавливает теперь не Минрегион России, а Госстрой России.


Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 30 января 2013 г. № 23 “О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства регионального развития Российской Федерации” (не вступил в силу).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 Марта 2013 г. Регистрационный N 27570.

Утратили силу приказы Минрегиона России. Ими определялся порядок разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в градостроительной деятельности. Устанавливались правила формирования и ведения федерального реестра, а также вводилась классификация сметных нормативов. Последние применялись при определении сметной стоимости объектов капстроительства, возводимых за счет средств федерального бюджета. Это обусловлено передачей функций по нормативно-правовому регулированию в указанной сфере Госстрою России.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


7. Аттестация граждан на право подготовки заключений экспертизы проектной документации: вместо аттестата Госстрой пока выдает выписку из реестра.


Письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 21 февраля 2013 г. № Д03-478/БМ/ГС Об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Полномочия по аттестации (переаттестации) физлиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с 1 октября 2012 г. были переданы от Минрегиона России Госстрою. Приказом Министерства были внесены соответствующие изменения в форму квалификационного аттестата. Однако этот акт еще не зарегистрирован Минюстом России. Кроме того, Госстрой пока не имеет полномочий устанавливать форму аттестатов. Поэтому они в настоящее время не выдаются. Взамен до принятия необходимых нормативно-правовых актов Госстрой предоставляет заявителям по их письменной просьбе выписку из реестра аттестованных лиц, подтверждающую статус эксперта. В ней указываются номер, дата выдачи и срок окончания действия квалификационного аттестата, направление деятельности эксперта.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


Проекты федеральных нормативно-правовых актов:

1. Предлагается повысить информационную открытость СРО в строительной сфере.


Досье на проект федерального закона № 50482-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства) (внесен депутатами ГД А.В. Кнышов, Б.В. Агаев, В.В. Парахин, А.Л. Маркин).

Государственная Дума РФ 15 марта 2013 г. в первом чтении приняла проект поправок, которые касаются саморегулируемых организаций (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капстроительства. Вероятно, размещать на сайте СРО и направлять в орган надзора нужно будет также протоколы заседаний общего собрания членов СРО, ее постоянно действующего коллегиального органа управления. Планируется закрепить, что решение о приеме в СРО (об отказе в этом) и о выдаче свидетельства о допуске к определенным видам работ принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.

Возможно, в отношении каждого лица, принятого в СРО, она должна будет вести дело. Такие дела будут постоянно храниться в соответствующей организации. В реестр членов СРО в отношении каждого члена хотят включать также номер свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ, влияющим на безопасность объектов капстроительства. Согласно поправкам все сведения, содержащиеся в реестре, должны быть доступны на сайте СРО для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы. Планируется закрепить за органом надзора право привлекать к проверке СРО представителей Национального объединения СРО соответствующего вида. Предлагается выделить еще один случай, когда орган надзора вправе обратиться в арбитражный суд с требованием исключить СРО из госреестра. Это неисполнение ею требований к выдаче свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ предпринимателю или юрлицу, которые не соответствуют минимальным условиям для получения свидетельства. Вероятно, в определенных случаях Национальное объединение СРО соответствующего вида сможет подавать иск об исключении сведений о СРО из госреестра. Речь идет о ситуациях, когда СРО не исполнила в установленные сроки предложение такого объединения об устранении выявленных нарушений.

Судебная практика:

1. Каким региональным актом должны вводиться нормативы градостроительного проектирования?


Определение Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2013 г. № 127-О “По запросу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о проверке конституционности положения части 5.1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации”.

Оспаривались нормы, касающиеся региональных нормативов градостроительного проектирования. Такие нормативы утверждаются региональным органом госвласти с учетом предложений органов местного самоуправления муниципалитетов, расположенных в границах этого субъекта Федерации. Заявитель поставил под сомнение полномочие федерального законодателя определять, каким именно нормативным правовым актом региона должно осуществляться подобное регулирование. КС РФ отклонил приведенный довод и разъяснил следующее. Отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов. Потому и законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится в таком совместном ведении, несмотря на то, что в Конституции РФ нет специального указания на него как на обособленную отрасль. Оспариваемые нормы указывают на необходимость утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта Федерации. Тем самым федеральный законодатель предоставил региону право самостоятельно определить вид нормативного правового акта и орган госвласти, уполномоченный его принимать. Таким образом, неопределенность в вопросе, поставленном заявителем, отсутствует.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


2. О прекращении членства в СРО в сфере строительства.


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 февраля 2013 г. N Ф05-136/13 по делу N А40-81298/2012.

Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) предусматривает, что некоторые виды работ могут выполняться только при наличии свидетельства о допуске к ним, выданного СРО. Также кодексом установлены основания для прекращения членства в соответствующих СРО. Относительно применения данных норм суд округа разъяснил следующее. В соответствии с ГрК РФ членство в такой СРО прекращается со дня, когда в эту организацию поступает заявление о добровольном прекращении подобного членства. Кроме того, членство в саморегулируемой организации может быть также прекращено в случае, если СРО принимает решение об исключении предпринимателя или юрлица из членов данной организации. Это допускается т. ч. в случае, если у предпринимателя или юрлица нет свидетельства о допуске хотя бы к одному из вышеназванных видов работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства. В такой ситуации (за исключением отдельного случая) подобное решение вправе принять постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО. Таким образом, ГрК РФ не предусматривает возможности автоматически прекратить членство предпринимателя или юрлица в СРО из-за отсутствия у них свидетельства о допуске хотя бы к одному из указанных видов работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства. Следовательно, если у предпринимателя или юрлица, состоящего в СРО, нет указанного свидетельства, то это не означает, что данный факт автоматически влечет утрату ими членства в данной организации и, соответственно, прекращает их обязанности, связанные с участием в СРО (в частности, по уплате регулярных членских взносов).

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


3. Если земля, госсобственность на которую не разграничена, незаконно значится в ЕГРП как федеральная.


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2013 г. N Ф05-638/13 по делу N А41-26053/2012.

Местная администрация обратилась в суд, потребовав признать отсутствующим право федеральной собственности на участок. Как указал истец, на спорную землю (госсобственность на которую не разграничена) было зарегистрировано право федеральной собственности без законных оснований. Суд округа счел требование обоснованным и подчеркнул следующее. Исходя из Закона о введении в действие ЗК РФ, участками, госсобственность на которые не разграничена, распоряжаются муниципальные органы власти (если иное не установлено федеральным законодательством). При этом законодательство не предусматривает механизм защиты прав на участки, госсобственность на которые не разграничена. Вместе с тем запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации, внесенная без правовых оснований, в данном случае нарушает законные права истца в отношении спорной земли. Такая запись не позволяет муниципальному органу власти в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению находящимся на территории муниципалитета участком, который относится к неразграниченной госсобственности. В подобном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или об истребовании участка из чужого незаконного владения. Поэтому права муниципалитета в такой ситуации могут быть защищены путем признания зарегистрированного права федеральной собственности на спорный участок отсутствующим. Избранный истцом способ защиты права не противоречит ГК РФ и Закону о госрегистрации прав на недвижимость.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


4. Договор поставки: место исполнения обязательства.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2012 г. N Ф04-5658/12 по делу N А67-617/2012 (ключевые темы: договор поставки - товарная накладная - строительные материалы - спецификация - мнимая сделка).

Поставщик обратился в суд с иском к покупателю о взыскании задолженности по договору поставки строительных материалов. Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, сослался на то, что поставок строительных материалов на объект от истца не осуществлялось и все строительные материалы приобретались и доставлялись на объект другим лицом. Суды отклонили довод ответчика, поскольку непоступление товара на строительный объект не означает, что он не был получен уполномоченным лицом ответчика. В соответствии с ГК РФ, если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в месте нахождения кредитора в момент возникновения обязательства. Товарные накладные, по которым товар был доставлен по месту нахождения ответчика, подтверждают, исполнение истцом обязательств по договору поставки по месту нахождения ответчика.
С учетом изложенного требование истца о взыскании задолженности признано обоснованным.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


5. О предоставлении государственной или муниципальной земли для строительства.


Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 декабря 2012 г. N Ф06-8140/12 по делу N А55-1706/2012.

ЗК РФ закрепляет порядок предоставления государственной или муниципальной земли для строительства. Относительно применения этих норм суд округа разъяснил следующее. ЗК РФ предусматривает две процедуры предоставления участков в аренду для строительства: с предварительным согласованием места размещения объекта и без такого согласования. При этом законодательство не предусматривает возможность совмещать эти две процедуры. В отношении одного участка может проводиться либо процедура предоставления земли в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без этого согласования. Поэтому недопустима ситуация, когда орган власти, не закончив в отношении земли одну процедуру, начинает другую. Подобное не допускается законом и напрямую противоречит требованиям ЗК РФ. В частности, в рассматриваемом случае орган власти, не закончив начатую процедуру предоставления земли с предварительным согласованием места размещения объекта, начал формировать этот же участок на торги (т. е. процедуру без предварительного согласования). Между тем, исходя из ЗК РФ, орган власти в такой ситуации был обязан сначала закончить процедуру выбора земли, по ее результатам принять соответствующее решение и только в случае отказа в предварительном согласовании (при наличии на то законных оснований) уже формировать этот же участок на торги.

Источник информационно- правовой портал ГАРАНТ.


Возврат к списку

  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору