РОС ПК – объединяя лучших, строим будущее!
175  организаций
являются членами АСРО «РОС ПК»

Дайджест нормативных правовых актов (проектов актов), направленных на снижение инвестиционно-строительных барьеров (по состоянию на январь 2012 года)

ДАЙДЖЕСТ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(ПРОЕКТОВ АКТОВ), НАПРАВЛЕННЫХ НА СНИЖЕНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ


Распоряжением Правительства Российской Федерации от
15 июня 2010 г. № 982-р утвержден План мероприятий по совер-
шенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функ-
ций и оптимизации предоставления государственных услуг в об-
ласти градостроительной деятельности.


Перечень нормативных правовых актов (проектов актов)

ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Федеральный закон от 20.03.2011 № 41-ФЗ ≪О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования≫ (пункт 1 Плана)

2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. № 244 ≪Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов≫ (пункт 6 Плана)

3. Приказ Минрегиона России от 10 мая 2011 г. № 207 ≪Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка≫ (пункт 5 Плана)

4. Проект федерального закона ≪О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части отмены деления земельных участков на категории земель и признании утратившим силу Федерального закона ≪О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую≫ (пункт 20 Плана)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2010 № 1052 ≪О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322≫ (пункт 22 Плана)

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2010 № 2330-р ≪О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.05.2010 № 758-р≫ (пункт 22 Плана)

7. Проект федерального закона 432575-4 ≪О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункты 7,8,9 Плана)

ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

8. Федеральный закон от 18.07.2011 № 224-ФЗ ≪О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (пункт 11 Плана)

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 1519-р «О внесении изменений в план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» (пункт 14 Плана)

10. Приложение № 4 к Методическим рекомендациям по разработке региональных программ развития жилищного строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 802 (пункт 12 Плана)

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 № 644 «О внесении изменений в Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (пункт 21 Плана)

12. Проект ФЗ № 417505-4 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 15 Плана)

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р. «Об утверждении Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 18 Плана)

14. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О реестре проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (пункт 16 Плана)

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫХ ИЛИ РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

15. Федеральный закон от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (пункт 23 Плана)

16. Федеральный закон от 26 июля 2010 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и Федеральный закон «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (пункт 23 Плана)

17. Приказ Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 г. № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (пункт 25 Плана)

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 759 «О совершенствовании порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» (пункт 26 Плана)

19. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2011 г. № 129 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (пункт 26 Плана)

20. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 23 Плана)

21. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и совершенствования порядка подключения к сетям коммунальной инфраструктуры≫ (пункт 23 Плана)

22. Проект федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления срока действия технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 27 Плана)

ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Федеральный закон от20.03.2011 г. № 41-ФЗ «О внесении
изменений вГрадостроительный кодекс Российской Федерации
и отдельныезаконодательные акты Российской Федерации в части
вопросовтерриториального планирования» (пункт 1 Плана)

Основныеположения:

  • Упразднены из генеральных планов цели, задачи и мероприятиятерриториального планирования.
  • Отменена обязательность подготовки планов реализациигенеральных планов.
  • Исключена необходимость подготовки ГПЗУ для линейных объектов.
  • Отображение границ зон планируемого размещения объектовзаменено отображением планируемых для размещения объектов.
  • На органы местного самоуправления, подготавливающиегенеральные планы, возложена новая обязанность — обосновывать вариантыразмещения объектов федерального и регионального значения.
  • Упразднена ответственность Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации за принимаемые ими документы территориальногопланирования.
  • Продлен на один год срок, после которого предоставление длястроительства земельных участков, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, при отсутствии правил землепользования изастройки не осуществляется.
  • Отменен институт государственной экспертизы документовтерриториального планирования, ранее существовавший, но не являвшийсяобязательным.
  • При наличии определенных условий представительный органсельского поселения вправе принять решение об отсутствии необходимостиподготовки генерального плана и о подготовке правил землепользования изастройки.
  • Изменено содержание документов территориального планирования.
  • Введены новые термины «объекты федерального значения»,«объекты регионального значения», «объекты местного значения».
  • Предусматривается создание федеральной государственнойинформационной системы территориального планирования.
  • Установлено, что документы территориального планированиясубъектов Российской Федерации и документы территориального планированиямуниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащейутвержденным документам территориального планирования Российской Федерации,со дня утверждения.
  • Установлено, что схемы территориального планированияРоссийской Федерации, схемы территориального планирования субъектовРоссийской Федерации, схемы территориального планирования муниципальныхрайонов, предусматривающие размещение линейных объектов федеральногозначения, линейных объектов регионального значения, линейных объектовместного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иныхслучаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок неменее десяти лет.
  • Установлено, что документами территориального планированияРоссийской Федерации являются схемы территориального планирования РоссийскойФедерации в области федерального транспорта, автомобильных дорог федеральногозначения, обороны страны и безопасности государства, энергетики, высшегопрофессионального образования, здравоохранения. Иные схемы территориальногопланирования могут разрабатываться на основании нормативных правовых актовПрезидента Российской Федерации или нормативных правовых актов ПравительстваРоссийской Федерации.

2.Приказ Министерстварегионального развития РФ
от 26 мая 2011 г. №244 «Об утверждении Методических
рекомендаций поразработке проектов генеральных планов
поселений и городскихокругов» (пункт 6 Плана)

Основные положения:

  • Утверждены новые методические рекомендации по разработкепроектов генеральных планов поселений и городских округов. В частности, этообосновано принятием Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, которымвнесены изменения в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные актыпо вопросам территориального планирования.
  • В рекомендациях указан срок, на который утверждаютсягенеральные планы, — не менее 20 лет. В плане рекомендовано определять срокпервой очереди его реализации (от 3 до 10 лет) и перспективный срок (до 30-40лет).
  • В положении о территориальном планировании, содержащемся вгенеральных планах (в текстовой форме), рекомендуется не отражать его цели изадачи, а также перечень мероприятий.
  • Рекомендовано указывать сведения о видах, назначении инаименованиях планируемых для размещения объектов местного значенияпоселения, городского округа, их основные характеристики и местоположение,характеристики зон с особыми условиями использования территорий (еслиустановление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов).Рекомендовано обозначать параметры функциональных зон, сведения о планируемыхдля размещения в них объектах федерального, регионального, местного значения(исключение — линейные объекты).
  • Одним из документов, содержащихся в рекомендациях, являетсятиповое задание на проектирование, которое утверждают органы местногосамоуправления и в соответствии с которым должен разрабатываться генеральныйплан.

3. Приказ МинрегионаРоссии от 10 мая 2011 г. № 207
«Об утвержденииформы градостроительного плана
земельного участка»(пункт 5 Плана)

Основныеположения:

  • Утверждена новая форма градостроительного плана земельного
    участка (ГПЗУ).
  • Из формы исключена информация о технических условиях.
  • ГПЗУ должен подготавливаться, в том числе в отношениислучаев  размещения линейных объектов.
  • ГПЗУ готовятся для земельных участков, застроенных илипредназначенных для строительства, реконструкции объектов капстроительства.
  • В ГПЗУ указывают местонахождение участка, кадастровый номер иего площадь. Описывают местоположение объектов капстроительства, площадьпроектируемых объектов.
  • На чертеже указывают ситуационный план, красные линии,координаты поворотных точек, места допустимого расположения объектов, границызон действия публичных сервитутов, ограничения в использовании участка,параметры разрешенного строительства.
  • В ГПЗУ помимо положений, определяемых градостроительнымирегламентами в составе правил землепользования и застройки могут согласнопункту 2.2.5 формы устанавливаться индивидуальные требования к назначению,параметрам и размещению объекта.

4. Проект федеральногозакона «О внесении изменений
в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации
в части отменыделения земельных участков на категории земель
и признанииутратившим силу Федерального закона «О переводе
земель или земельныхучастков из одной категории в другую»
(пункт 20 Плана)

Основныеположения:

  • Предлагаетсяотменить деление земель по целевому назначению на категории как институт,дублирующий институты территориального планирования и градостроительногозонирования.
  • Вместо семикатегорий земель в Земельном кодексе Российской Федерации в законопроектепредлагается оставить три категории земель (земли лесного фонда, земливодного фонда, земли особо охраняемых природных территорий), объединив их подобщим названием «особо охраняемые категории земель».
  • Правовоерегулирование видов разрешенного использования предлагается осуществлять врамках Земельного кодекса Российской Федерации.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

5. Постановление Правительства Российской Федерации
от 18.12.2010 г. № 1052 «О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322»
(пункт 22 Плана)

Основные положения в части мониторинга земельных участков для строительства:

  • В перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мониторинга земельных участков для строительства добавлен показатель «Доля земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в общем количестве земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению (процентов)». Источник данных — Минрегион России.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 18.12.2010 № 2330-р «О внесении изменений в распоряжение
Правительства РФ от 15.05.2010 № 758-р» (пункт 22 Плана)

Основные положения в части мониторинга земельных участков для строительства:
В перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в части мониторинга земельных участков для строительства добавлены показатели:

  • Доля земельных участков в городском округе (муниципальном районе), предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в городском округе (муниципальном районе), предоставленных для строительства (кроме жилищного) (процентов)»;
  • Доля земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в общем количестве земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению (процентов)».

7. Проект федерального закона 432575-4 «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи
с принятием Градостроительного кодекса Российской Федерации»
(пункты 7, 8, 9 Плана)

Основные положения:

  • Земельный кодекс Российской Федерации дополняется статьями 11.10-11.12, определяющими: содержание проекта межевания, разработку, согласование и утверждение проекта межевания.
  • Из Градостроительного кодекса Российской Федерации упраздняется статья 43 — «Проекты межевания территории».
  • Вводится положение, согласно которому градостроительные планы земельных участков уже не подготавливаются в составе проекта межевания территории (упраздняется часть 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
  • Вводится закрытый перечень случаев, когда не проводятся аукционы по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • Определены иные случаи и порядок предоставления земельных участков, в том числе порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, порядок проведения аукционов по продаже (передаче в аренду) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

8. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 224-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (пункт 11 Плана)

Основные положения:

  • Определено, что разрешение на строительство выдает орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением некоторых случаев.
  • Физическое лицо (организация), которое приобрело права на земельный участок, может на нем строить, реконструировать объект капстроительства в соответствии с разрешением, выданным прежнему правообладателю.
  • Предусмотрена возможность досрочного прекращения действия разрешения на строительство в случае:
  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
  • Урегулирована процедура внесения изменений в разрешение на строительство.
  • Необходимо письменно уведомлять уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы о переходе прав на участки, пользование недрами, об образовании земельного участка.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 8 сентября 2010 г. № 1519-р «О внесении изменений в план
перехода на предоставление государственных услуг и исполнение
государственных функций в электронном виде федеральными
органами исполнительной власти» (пункт 14 Плана)

Основные положения:

  • Запланировано перейти на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в области приема заявлений о проведении государственной экспертизы проектной документации, проведения такой экспертизы и выдаче заключения по ее результатам, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в электронном виде до декабря 2012 года. План состоит из пяти этапов.
  • Завершение первого этапа плана запланировано на сентябрь 2010 года (завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Завершение второго этапа плана запланировано на октябрь 2010 года (завершение размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде).
  • Завершение третьего этапа плана запланировано на июль 2011 года — обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
  • Завершение четвертого этапа плана запланировано на декабрь 2011 года (обеспечение возможности для заявителей осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции в электронном виде).
  • Реализация пятого этапа плана запланирована на декабрь 2012 года (обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде, если это не запрещено федеральным законом).

10. Приложение № 4 к Методическим рекомендациям по разработке
региональных программ развития жилищного строительства,
утвержденным Приказом Министерства регионального развития
Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 802 (пункт 12 Плана)

Основные положения:

  • Приложение № 4 Методических рекомендаций нацелено на повышение качества реализации инвестиционных проектов в сфере строительства.
  • Приложение подготовлено в отношении административных процедур, связанных с выдачей разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также административных процедур, связанных с подготовкой и выдачей градостроительного плана земельного участка.
  • В тексте Приложения приводятся выдержки из законодательства о градостроительной деятельности, рекомендации к содержанию административных регламентов, регулирующих выполнение административных процедур.

11. Постановление Правительства Российской Федерации
от 21 августа 2010 № 644 «О внесении изменений в Положение
об организации в Российской Федерации государственного
технического учета и технической инвентаризации объектов
капитального строительства» (пункт 21 Плана)

Основные положения:

  • Установлен порядок проведения первичного государственного технического учета объектов капстроительства, не относящихся к жилищному фонду, введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после этой даты, на которые имеется проектная документация.
  • Учет проводится по результатам первичной технической инвентаризации либо без таковой. Выбор делает заявитель. Приведен перечень документов, представляемых во втором случае.
  • Дополнен комплект документов, необходимых для первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений (без проведения первичной техинвентаризации). В него включен ситуационный план размещения объекта капстроительства в границах земельного участка. Установлено, что учет дома и помещений в нем проводится одновременно.
  • Техническая инвентаризация изменений характеристик (технических или качественных) объекта капстроительства проводится на основании заявления заинтересованного лица. Уточнено, что под такими изменениями понимается только переустройство, разрушение (ранее — возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства).

12.  Проект ФЗ № 417505-4 «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (пункт 15 Плана)

Основные положения:

  • Законопроектом вводится имущественная ответственность за вред, причиненный в результате разрушения или повреждения здания или сооружения, нарушения требований безопасности при эксплуатации зданий или сооружений, собственника (или иного правообладателя) здания, сооружения. При этом предусмотрено, что собственник возмещает вред в соответствии с гражданским законодательством (в связи с потерей кормильца, утратой здоровья и т. д.), а также выплачивает компенсацию.
  • В целях повышения качества проектной документации вводится понятие «главный инженер проекта (главный архитектор проекта)» как лицо, ответственное за качество проектной документации.
  • Квалификационные требования к ним, а также порядок аттестации устанавливается Национальным объединением саморегулируемых организаций лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, аттестацию проводят саморегулируемые организации. Национальное объединение ведет единый реестр аттестованных лиц.
  • Вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной экспертизе.
  • Предусмотрено, что только государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов:
  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, связанных с размещением отходов I – IV класса опасности;
  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на особо охраняемых природных территориях;
  • финансируемых за счет бюджетных средств.

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

13.  Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 21 июня 2010 г. № 1047-р. «Об утверждении Перечня
национальных стандартов и сводов правил (частей таких
стандартов и сводов правил), в результате применения которых
на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований
Федерального закона» Технический регламент о безопасности
зданий и сооружений» (пункт 18 Плана)

Основные положения:

  • В перечень входит 91 документ (8 национальных стандартов и 83 свода правил), часть из них подготовлена до вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а часть действует в актуализированной редакции.
  • Один из основных документов — СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», актуализированная редакция которого введена в действие 20 мая 2011 г. Документ, в том числе содержит в качестве обязательных ряд положений, не относящихся к требованиям безопасности.

14.  Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О реестре проектной документации объектов капитального
строительства и внесении изменений в Постановление
Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации
и проведения государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий»
(пункт 16 Плана)

Основные положения:

  • Уточнено понятие «типовая проектная документация»: «Проектная документация, применяемая повторно (типовая проектная документация) — получившая положительное заключение государственной экспертизы проектная документация объектов капитального строительства, применяемая повторно.».
  • Определены условия повторного применения проектной документации. В частности, для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий необходимо, в том числе представить документ, подтверждающий соответствие указанных в типовой проектной документации климатических и иных условий, для которых она подготовлена, условиям, в которых она подлежит применению повторно.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ
ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫХ ИЛИ РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА

15.  Проект постановления Правительства Российской Федерации
«О реестре проектной документации объектов капитального
строительства и внесении изменений в Постановление
Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации
и проведения государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных изысканий»
(пункт 16 Плана)

Основные положения:

  • Цель закона — урегулировать отношения, возникающие в связи с производством, передачей и потреблением теплоэнергии (мощности) и теплоносителя.
  • Введено понятие «единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения», которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления.
  • Введено понятие»≪схема теплоснабжения» — документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию развития системы теплоснабжения, утверждение которого относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, и органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях. Схема теплоснабжения определяет наличие технической возможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства.
  • Введено понятие «радиус эффективного теплоснабжения», который определяет максимальное расстояние от подключаемого объекта до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение объекта капитального строительства к данной системе теплоснабжения нецелесообразно.
  • В полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и органов местного самоуправления поселений включены обязанности по утверждению схемы теплоснабжения, радиуса эффективного теплоснабжения для теплоснабжающих организаций.
  • Из платы за подключение к системе теплоснабжения исключены затраты на развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей. Указанные затраты включаются в тарифы для потребителей, за исключением случая установления платы за подключение в индивидуальном порядке.
  • Определено, что в случае, если объект капитального строительства имеет наивысший класс энергетической эффективности, плата за подключение к системе теплоснабжения снижается, а расходы теплоснабжающих организаций или теплосетевых организаций, финансирование которых не обеспечено за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, подлежат возмещению за счет тарифов для потребителей в сфере теплоснабжения.
  • Введены нормативные сроки подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, указанные нормативные сроки устанавливаются правилами подключения к системам теплоснабжения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
  • Разрешена дифференциация платы за подключение к системам теплоснабжения в зависимости от параметров данного подключения.
  • Разрешено владельцу избыточной нагрузки уступать право на использование мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Установлено, что регулируемые цены (тарифы) в сфере теплоснабжения могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.

16.  Федеральный закон от 26 июля 2010 г. № 187-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон ≪Об электроэнергетике»
и Федеральный закон «Об особенностях функционирования
электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
≪Об электроэнергетике» (пункт 23 Плана)

Основные положения:

  • Изменения связаны с тем, что с 1 января 2011 г. утрачивает силу Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».
  • Введено понятие «технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы» — энергетические системы, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует.
  • Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать порядок утверждения (в том числе порядок согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) инвестиционных программ и осуществления контроля за реализацией таких программ.
  • Установлено, что регулируемые цены (тарифы) в сфере электроэнергетики могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
  • Установлено, что плата за технологическое присоединение объектов капитального строительства может определяться в соответствии с принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
  • С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства — от существующих
  • объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

17.  Приказ Министерства регионального развития РФ
от 15 февраля 2011 г. № 47 «Об утверждении Методических указаний
по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций
коммунального комплекса» (пункт 25 Плана)

Основные положения:

  • Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение устанавливают органы местного самоуправления.
  • В случае существенного изменения величины финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы или объема товаров (услуг), величины подключаемой нагрузки (в результате объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса) осуществляется пересмотр установленных надбавок и (или) тарифов на подключение.

В состав финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы включаются следующие виды расходов:

  • проектно-изыскательские работы, включая расходы по раз- работке инвестиционной программы;
  • приобретение оборудования;
  • приобретение сырья и материалов;
  • расходы на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • расходы на оплату работ и услуг, выполненных сторонни- ми организациями;
  • платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество,в том числе платежи за землю;
  • расходы на привлечение и обслуживание займов и кредитов, привлекаемых с целью реализации инвестиционной программы, включая проценты по долговым обязательствам, планируемым к привлечению для финансирования мероприятий по инвестиционной программе в связи с возникновением разрывов между сроками поступления платежей от потребителей и необходимыми сроками финансирования мероприятий;
  • арендные платежи;
  • налог на прибыль;
  • расходы на проведение конкурсов (аукционов, тендеров) с целью выбора оптимального поставщика товаров, работ, услуг.
  • Для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
  • регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные
  • значения;
  • цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
  • индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
  • данные, полученные по результатам экспертиз экспертных организаций, привлеченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
  • Расходы на мероприятия инвестиционной программы, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, учитываются при определении тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, в размере, не покрываемом платой за подключение, учитываются при установлении надбавок к тарифам на товары (услуги) организаций коммунального комплекса.
  • Расходы на мероприятия инвестиционной программы, не связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (в том числе: модернизация, повышение качества, обеспечение соответствия санитарным нормам и экологическим требованиям), финансируются исключительно за счет надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
  • Размер тарифа организации коммунального комплекса на подключение определяется как отношение финансовых потребностей, финансируемых за счет тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, к прогнозируемой присоединяемой нагрузке в период реализации инвестиционной программы.
  • Установлено, что в случае, если для подключения к системе коммунальной инфраструктуры необходима реализация инвестиционных программ нескольких технологически связанных организаций коммунального комплекса, тарифы на подключение объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры устанавливаются
  • в размере, обеспечивающем удовлетворение финансовых потребностей для реализации всеми технологически связанными организациями инвестиционных программ в части, финансируемой за счет платы за подключение.

18. Постановление Правительства Российской Федерации
от 24 сентября 2010 г. № 759 «О совершенствовании порядка
технологического присоединения потребителей к электрическим
сетям» (пункт 26 Плана)

Основные положения:

  • Скорректированы Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по ее производству, а также электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электросетям.
  • Продлен срок, в течение которого после получения заявки на присоединение сетевая организация направляет застройщику подписанный ею договор о присоединении, с 15 рабочих дней до 30 дней.
  • Изменен период, на который может быть увеличен срок направления застройщику подписанного сетевой организацией договора о присоединении при сложном характере технологического присоединения: было — «может быть увеличен до 40 рабочих дней», стало — «может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором… При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3-х рабочих дней со дня их согласования с системным оператором».
  • Установлен срок, в течение которого заявитель вправе направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами. Указанный срок не может превышать 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора.
  • Установлен срок (60 дней), после которого в случае ненаправления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания заявка аннулируется.
  • Установлен порядок внесения платы за технологическое присоединение заявителями, суммарная присоединяемая мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА.
  • Установлено распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий. Мероприятия в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией.
  • Формализованы процедуры установления индивидуального тарифа, установлена возможность заключения соглашения между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами исполнительной власти проектной документации.
  • Установлено, что исполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальными техническими условиями, может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя). В случае, если мероприятия по технологическому присоединению по индивидуальному проекту либо их часть осуществляются заявителем, в договоре указываются конкретные мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий, указанную в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
  • Установлена обязанность заявителя оплатить сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
  • Установлен срок (30 дней), в течении которого Федеральный орган исполнительной власти по технологическому надзору направляет заявителю заключение о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения.

19. Постановление Правительства РФ от 1 марта 2011 г. № 129 «О
внесении изменений в Правила технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым
организациям и иным лицам, к электрическим сетям»
(пункт 26 Плана)

Основные положения:

Утверждены формы типовых договоров технологического присоединения для следующих случаев:

  • технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности;
  • технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет свыше 15 до 100 кВт включительно;
  • технологического присоединения энергопринимающих устройств, суммарная присоединенная мощность которых не превышает 750 кВА.

20. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушения»
(пункт 23 Плана)

Основные положения:

  • Проект вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка подключения к сетям коммунальной инфраструктуры.
  • Целью разработки Проекта является ужесточение ответственности за административные правонарушения в сфере подключения объектов заявителей к системе коммунальной инфраструктуры и электрическим сетям.

Законопроектом предлагается дополнить главу 9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой статьей 9.17, устанавливающей административную ответственность за:

  • несоответствие предлагаемого потребителю для заключения проекта договора (технических условий) о технологическом присоединении к электрическим сетям или подключении к системе коммунальной инфраструктуры требованиям законодательства;
  • нарушение организациями коммунального комплекса или сетевыми организациями установленных законодательством сроков представления проекта договора (технических условий) о подключении к системе коммунальной инфраструктуры или технологическом присоединении к электрическим сетям;
  • необоснованный отказ в заключении договора о подключении к системе коммунальной инфраструктуры или технологическом присоединении к электрическим сетям.
  • Проект устанавливает ответственность за указанные правонарушения, как для организаций, так и для должностных лиц.

21. Проект федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
по вопросам регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса и совершенствования порядка подключения к сетям
коммунальной инфраструктуры» (пункт 23 Плана)

Основные положения:

  • Проект вносит изменения в Федеральный закон от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральный закон от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  • Законопроект исключает из Федерального закона от 30.12.2004г. № 210-ФЗ тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
  • Проект предполагает наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов полномочиями по утверждению производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
  • Проект убирает положение действующего закона о том, что в инвестиционные программы организаций коммунального комплекса разрабатываются на основе технических заданий органов местного самоуправления и в них включаются только мероприятия, связанные с обеспечением коммунальными ресурсами новых потребителей. В трактовке проекта инвестиционная программа готовится организацией коммунального комплекса и включает мероприятия как по модернизации существующей коммунальной инфраструктуры, так и мероприятия по ее развитию для нужд новых потребителей.

Проект предусматривает установление:

  • требования о заключении договоров о подключении и технологическом присоединении в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
  • запрета на взимание организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями с застройщика помимо платы за подключение (технологическое присоединение) в соответствии с договором о подключении (для организаций коммунального комплекса) и договором на осуществление технологического присоединения (для организаций электроэнергетики) дополнительной платы, связанной с подключением объектов капитального строительства к инженерно-технической инфраструктуре и (или) с технологическим присоединением к электрическим сетям, а также на установление организациями коммунального комплекса и электросетевыми компаниями требований к застройщику на проведение не предусмотренных договором о подключении (технологическом присоединении) работ по строительству или реконструкции объектов инженерно-технической инфраструктуры и электрических сетей за пределами земельного участка, предоставленного (приобретенного) застройщику для строительства;
  • запрета на отказ потребителю сетевой организацией в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.

22. Проект федерального закона о внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части
установления срока действия технических условий подключения
объекта капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения (пункт 27 Плана)

Основные положения:

  • Законопроект вносит дополнения в часть 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и устанавливает срок действия технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не менее 3-х лет в случае комплексного освоения земельного участка в целях строительства.
  • В остальных случаях срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение, устанавливаемый организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не изменяется и составляет не менее чем два года.
  • Администрация Приморского края
  • Администрация города Владивостока
  • Национальное объединение строителей
  • Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору